Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Место Социальной психологии в системе научного знания




Фаза спада.

Пик конфликта,

Фаза подъема,

Начальная фаза,

Основные этапы конфликта.

Динамика конфликта.

Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения. Знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические ли недоброжелательные высказывания в адрес противника, ограничение контактов с ним.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям, направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой, осознав это, предпринимает ответные действия против противника.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами: педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение) и административными (перевод на другую работу, увольнение, приказ руководителя, решение суда).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

 

 

Современные представления о предмете социальной психологии.

Трудности определения предмета: пограничное состояние СП. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части.

Причины двойственности:

1. сам предмет двойствен по самой природе своей, потому что в любом социальном явлении можно выделить как минимум две стороны, две природы, если хотите: а) психологическую и б) собственно социальную стороны и

2 история становления науки – СП произошла («в полном смысле слова родилась, как выразилась проф.Андреева, - «на перекрестке» этих двух наук») или как принято говорить на стыке - Психологии и Социологии.

Поэтому особенную трудность в определении предмета СП диктуют следующие обстоятельства:

- расплывчатость предметов самих родительских дисциплин ни психологи, ни социологи несмотря на обилия различных точек зрения до сих пор не договорились точно о своих предметах и границах между ними.

- Методологическая трудность. Дело осложняется тем, что с психологией вообще граничат все науки и всякое знание вообще. Почему? Потому что от момента своего возникновения любая наука озабочена прежде всего поиском своего предмета и особенно выбором своего объекта исследования. Так физика со времен Аристотеля, давшего одну из наиболее исчерпывающих и всеобъемлющих систем классификации научного знания – изучает предметы и явления так называемого «внешнего, физического» мира. А все, что не укладывается в эти рамки и границы «внешнего» мира Аристотель назвал метафизикой (от гр. «мета» – за, за пределами, за рамкой) прекрасно понимая, что мир велик, многообразен, таинствен и в полном смысле непостижим. И в нем «есть много из такого,- друг Гораций,- что и не снилось нашим мудрецам». К началу бурного развития и невиданного прогресса научно-технического знания (17-18 века) – физика накопила немалый объем знаний об этом так называемом «внешнем», физическом мире (механика, геометрия, химия, астрономия), но инвентаризацию всего этого хозяйства с «позитивистских» позиций попытался сделать знаменитый ученый-философ нового времени, отец научной социологии – Огюст Конт(1798-1857). Тогда, то есть с появлением позитивизма, и поднялся во весь рост метафизический (философско-методологический) вопрос – как же различить познающему человеку границы мира внутреннего и мира внешнего. Этот смертельный вопрос, который мудрый Аристотель задвинул в область того, что им было названо метафизикой, вопрос, который не так прост, как кажется на первый взгляд наивному реалисту, до сих пор тревожит психологов, имеющих смелость рассуждать о предмете и границах своей науки. Рецепт, выписанный позитивистом Контом, отбросить метафизику за пределы научного знания – привел к синдрому «гомункулуса», преследующего философски беззаботных позитивистов до сего дня. (Смотри на эту тему изящный видеоролик: https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=5DY-305QZP4#). За что бы ОЩУТИМОЕ не взялись психологи, изучая внутренний мир человека с позитивистских позиций – будь то поведение, мозговые или нервные процессы, рефлексы или реакции, деятельность или даже мышление и речь – всюду их преследует неутомимый «гомункулось» - сознание, самосознание, чувствующее, сознающее, мыслящее «Я»,наконец, чистая мысль, предшествующая всякой деятельности и даже речевой, который всегда скажет – да, это, конечно, важно и стимулы и реакции и нервные импульсы…но КТО осуществляет поведение, распознает нервные импульсы и преобразует их в ментальный образ…словно этот маленький «гомункулос», сидящий в голове - это призрак, тень великого Платона, рассуждающего с учениками об идеях, логосах, смыслах.

Остро стоит перед Социальной психологией проблема научности: каковы критерии собственно научного знания? где проходят границы, отделяющие научное знание от ненаучного, околонаучного, вненаучного, например, религиозного знания, наконец - веры. Исторически сложилось так, что так называемая «научная», академическая психология со времен утверждения позитивистского мировоззрения пытается осознавать и строить себя исключительно по образу и подобию знания естественно-научного (например физики). С другой стороны, давно уже стало общим местом разделение самого научного знания на «естественно-научное» и так называемое «гуманитарное», построенные каждое по своем собственным критериям и принципам, не имеющие зачастую ничего общего между собой. К известным проблемам 60-х годов «физиков» и «лириков», добавилась злободневная: «физиков» и «клириков»! С острым обсуждением проблем современного эволюционизма и креационизма на страницах как церковной так и светской научно-популярной публицистики.

Есть в любой науки, и в особенности в СП проблема актуальности - включенности в реальность. Это всегда важно при формировании социального запроса на данную область познания. Такие запросы, - в изобилии поступают из областей:

-промышленного производств;,

- различных сфер воспитания и образования;

- системы массовой информации и коммуникаций;

-из области демографической политики;

-правоохранительных органов и силовых структур;

- культуры, спорта, индустрии развлечений и массовых зрелищ;

-торговли и сферы обслуживания и т.п.

Это накладывает определенное обратное влияние на саму СП со стороны социума, причем не всегда позитивное: как это случилось, например, в 20-е годы у нас в России, когда СП насильно пытались затолкать в прокрустово ложе марксистской идеологии, что стало тормозом и исказило развитие самой науки на многие десятилетия.

Определение СП по Андреевой (рабочее):

«Мы исходим при этом из принятия той точки зрения, - пишет Андреева, - что, несмотря на пограничный характер, социальная психология является частью психологии (хотя существуют и другие точки зрения, например, отнесение социальной психологии к социологии). Следовательно, определение круга ее проблем будет означать выделение из психологической проблематики тех вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии». Отсюда следует, что:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.