КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос Профессиональное развитие и деформации личности педагога
Профессиональное развитие проявляется в изменении содержания и динамики (процесса) педагогической деятельности. С точки зрения Л. М. Митиной, механизмом профессионального развития учителя является переход от интериоризации к экстериоризации и обратно, т. е. образование навыков и умений на основе усвоенных знаний, а затем их применение в собственной практической деятельности. Она обнаружила ряд внутренних противоречий, свойственных личности учителя: 1.Адекватное осознание/конструктивная направленность. 2.Адекватное осознание/деструктивная направленность. 3.Неадекватное осознание/конструктивная направленность. 4.Неадекватное осознание/деструктивная направленность1. Работы ряда исследователей (В. Г. Казанской, В. А. Кан-Калика, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Е. Н. Осиповой, А. О. Прохорова, И. Е. Синицы, И. М. Юсупова и др.) показывают: все компоненты труда учителя подвержены изменениям. Педагог обязан знать особенности своей личности и деятельности, что предотвратит многие отрицательные последствия в развитии и совершенствовании его навыков. В исследовании О. И. Белохвостовой было обнаружено, что на овладение профессией влияет стиль учебной деятельности студентов. В частности, рефлексивный мешает обучению, а прагматический, наоборот, создает стимулы для овладения специальностью. Если первый предполагает возможность видеть ситуацию с разных сторон даже тогда, когда следует уже приступать к решению, то при втором студент может применить знания при разрешении конкретных проблем, демонстрируя способность к постоянному поиску методов действия. Разумеется, в таком случае студент опознает конкретные проблемы, требующие применения знаний и экспериментирования. Другими словами, профессиональное развитие невозможно в полной мере, если нет активности в применении знаний.
Вместе с тем при соответствующей коррекционной работе преподавателя вуза возможно изменение в стилях учебной деятельности студентов-педагогов: они становятся активнее, преодолевая свои собственные трудности. Под профессиональным развитием в возрастной психологии подразумеваются изменения, происходящие в жизни взрослого человека. Люди намечают расширение и углубление разнообразных знаний, связанных со сферой их труда. Такие устремления и их реализация проходят несколько стадий. Г. Супер еще в 1957 г. предположил, что профессиональный рост складывается из пяти стадий: 1. Кристаллизация (юношеский возраст). Человек выбирает направление деятельности, затем у него постепенно формируется (кристаллизуется) представление о работе, которая нравится (например, связанная с преподаванием или с компьютерными технологиями). 2. Спецификация (с 18 до 21 года). Человек учится, овладевая профессиональными знаниям и навыками. 3. Реализация (с 21 до 24 лет). Человек, поступая на работу, может учиться дальше или повышать свою квалификацию. На этой стадии возможна частая смена работы. 4. Стабилизация (с 24 до 35 лет). Человек профессионально растет в определенной профессиональной области. 5. Консолидация (с 35 лет до ухода на пенсию). Человек добивается максимальных результатов в своей профессии1. Однако и сам Д. Супер критиковал свою модель профессионального развития за ее описательный характер и отсутствие строгих критериев при выделении стадий. На профессиональное развитие учителя влияют социально-экономические факторы; в нашей стране — наличие безработицы, невысокая заработная плата, большие психологические затраты и др. Профессиональное развитие учителя с содержательной и динамической стороны можно представить следующим образом.
1. Начальный этап. Овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками. Проявление свойств личности и особенностей профессиональной деятельности в наиболее типичных ситуациях (на уроке, во внеклассной деятельности, во взаимодействии с родителями, коллегами, с администрацией) в соответствии с мотивацией. Критериями качества этого этапа является соотношение эмоционального, когнитивного и коммуникативного компонентов. Если, например, преобладает первый элемент, то профессиональное развитие происходит в соответствующем контексте. Учитель на этом этапе способен работать качественно, если составляет конспекты уроков или внеклассных занятий, делает наброски содержания родительских собраний. Он может подготовить открытый урок, его проанализировать, выделить положительные и отрицательные стороны своей деятельности на уроке. Этот этап продолжается от 1 до 5 лет и соответствует возможности учителя изменить профессиональный разряд. 2. Основной этап. Характеризуется тем, что учитель может выполнять разнообразную деятельность. Проявляются почерк деятельности и доминантные свойства личности. Педагог свободно владеет материалом, обнаруживается педагогическое мышление как направленность сознания использовать информацию для решения педагогических задач. Учитель может сопоставлять и сравнивать свою деятельность с работой своих коллег, перенимать лучший опыт, делиться с другими своими наработками, регулярно повышает квалификацию. Появляются успехи в обучении детей. Педагог квалифицированно оказывает помощь более молодым и малоопытным коллегам, быстро ориентируется в методах обучения. В деятельности ярко проступают особенности преподавания, мотивация. Этот этап продолжается примерно 10 лет. 3. Завершающий этап педагогической деятельности. Начинается после 15 лет стажа и продолжается до тех пор, пока учитель не прекращает свою деятельность в школе. Считается, что в этот период достигается вершина профессионализма. Педагог виртуозно владеет методикой обучения, показывая лучшие результаты своей деятельности, хотя в то же время случаются и штампы в работе с детьми. Даже если они не влияют негативно на стиль деятельности учителя, все-таки ограничивают творческие возможности педагога, сужая их до принципов «лучше меньше да лучше», «всего хорошего понемножку».
► Профессиональные деформации – это изменение основных, инвариантных (главных) свойств личности и деятельности учителя. К ним относится направленность на взаимодействие с детьми и влияние на них с целью воспитания и обучения средствами учебного предмета, гуманизм и коммуникативная культура. М. Я. Басов на заре развития отечественной педагогической психологии отмечал штампы в профессиональной деятельности, в том числе и педагогической. Е. И. Рогов рассматривает деформации в связи с социализацией личности. В профессиональном развитии возможна специализация как расчленение деятельности человека на отдельные операции, что приводит к специфическим изменениям активности личности. Она становится однонаправленной. Срастание же личности и профессии приводит порой или к насыщаемости профессиональной деятельностью, или к личностно-ролевому диссонансу: будучи «не на своем месте», человек ограничивает свою активность, реализует себя только частично, раздираем противоречиями. Появляется деформация как неуверенность и неадекватное поведение. Профессиональная деформация зависит также и от профессиональных стереотипов. Они могут быть эмоциональными, поведенческими и когнитивными. Установки и стереотипы создают ригидность поведения педагога. Ученый выделяет 4 типа деформаций, появляющихся в личности и деятельности педагогов: 1) общепедагогические; 2) типологические; 3) специфические; 4) индивидуальные. Общепедагогические деформации отмечаются у всех педагогов. Проявлением назидательности, завышенной самооценкой, излишней самоуверенностью, догматичностью взглядов, отсутствием гибкости отличаются почти все учителя, работающие в разных классах и преподающие разные учебные предметы. Е. И. Рогов считает, что это происходит в результате сближения субъекта деятельности с ее средствами.
Типологические деформации появляются, когда особенности личности растворяются в соответствующих компонентах педагогической деятельности. Например, учителя-гуманитарии отличаются раскованностью, эмоциональностью, большой эмпатией. Это педагоги- коммуникаторы. Они излишне общительны, говорливы; дистанция между ними и детьми незначительная; стремятся обсуждать интимные проблемы. Другие — интеллигенты — склонны философствовать, мудрствовать, читать нотации. Третьи — организаторы — гиперактивны, любят командовать и подчинять себе других. Четвертые — коммуникаторы. Специфические (предметные) деформации определяются особенностями преподаваемого предмета. Учитель математики более сдержан по сравнению с учителем литературы или физической культуры. Индивидуальные деформации появляются из-за преобладания каких-либо индивидуальных особенностей учителя. Например, ими оказываются повышенный уровень тревожности или акцентуация характера. У каждого учителя могут встречаться различные типы деформаций. Это зависит от преподаваемого предмета и личностных свойств педагога.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |