КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
У психики несколько функций — регулирующая, прогностическая, программирующая, моделирующая
Нервная система состоит из клеток. Величина тела клетки обычно 0,005—0,05 мм. Нервные клетки (нейроны) кроме тела имеют отростки: более короткие и один более длинный, который может достигать нескольких десятков сантиметров. Третьим различием является различие в чувствах.Предметы и явления действительности могут вызывать у животных и у человека положительные или отрицательные эмоции. Но только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и сорадоваться с другим человеком. Только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта. Третий этап психического развития — стадия интеллекта. На ней находятся высшие млекопитающие — человекообразные обезьяны, собаки, кошки, дельфины. «Рассудочное» поведение животных этого уровня характеризуется использованием орудий для преобразования ситуации. В процессе эволюции животных психика развивалась по биологическим законам — от простейших до сложных форм. Удовлетворение своих потребностей животное осуществляет путем активных движений в окружающей среде, которые характеризуют его поведение. Сделав элементарное движение, животное корректирует его, намечает изменения, если двигательный акт не способствует успеху в нахождении пищи или среды обитания. Поиск на основе возникшей потребности определенных движений и действий, нацеленных на ее удовлетворение — в этом сущность развития психического отражения. Лекция 2. Эволюционное развитие психики. 1) Этапы развития психики. 2) Материальные основы психики. 3) Особенности психического отражения действительности.
1 ) Этапы развития психики Мы уже говорили о том, что предметом психологии является психика. По словам автора одного из учебников (Ю.Б.Гиппенрейтора), «психология – это наука о самом сложном, что пока известно человечеству». Психикой называется отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга. Мозг человека – самая высокоорганизованная материя. История развития мозга — это история развития психики, потому что психическое отражение связано с деятельностью мозга. Самый существенный труд о развитии психики животных был создан А. Н. Леонтьевым — «Проблемы развития психики». На первой стадии находятся простейшие, паукообразные и др. Самая характерная особенность психики этих живых организмов состоит в отражении отдельных свойств окружающего мира — света, тепла, движения. У простейших животных нервные клетки разбросаны по всему телу. Нервная система впервые появляется у кишечнополостных животных. Она реагирует на раздражение (медуза.) А. Н. Леонтьев приводит пример с пауком. Если насекомое попадает в паутину, паук сразу к нему направляется и опутывает его своей нитью. Почему у паука такое поведение? Оказалось, что для паука важно только то, какова вибрация паутины, которую создают крылья насекомого. Если вибрация прекращается, то паук к насекомому перестает двигаться. Понятно, что любое движение для паука имеет смысл пищи. У дождевых червей нервные клетки соединены между собой, образуя цепочку. У позвоночных нервная система подразделяют на периферическую и центральную. Т.о., на этой стадии развития психики окружающий мир отражает элементарные свойства окружающего (света, тепла и др.) способствует удовлетворению основных жизненных потребностей. На втором этапе развития - животные отражают предметы целиком. Американские ученые проводили такой опыт. 1). На глазах у коровы прятали лакомство за ширму, вместо него ей давали обычную пищу. Отвергнув ее, животное искало лакомство, поиск прекращался, когда корова находила лакомство. 2). В еще одном случае первую группу жаб вскармливали капустой, а вторую — дождевыми червями. Затем перед каждой положили мох и гвозди. Жабы из первой группы набрасывались на мох, из второй — на гвозди. Т.е., биологический смысл пищи не является для земноводных постоянным. На этой стадии находятся все млекопитающие, у которых нервная система разделяется на центральную, периферическую, вегетативную.
1). Обезьяна по кличке Султан, находилась в клетке, к потолку которой подвешивали банан. Султан вначале пытался достать банан, но безуспешно. Затем обезьяна придвинула ящик под висящий банан и вновь попыталась дотянуться до него. Через какое-то время, сильно оттолкнувшись, Султан изловчился и сорвал плод. 2). В другом случае обезьяна находилась в клетке, в которой лежала палка. За клеткой находился плод. Достать рукой его не удавалось. Тогда обезьяна взяла рукой палку и ею через прутья клетки дотянулась до приманки, придвинула ее к себе. 3). В Сухумском питомнике вожак обезьян сидел поодаль и наблюдал за всем стадом. Некоторые обезьяны добывали еду попрошайничеством. Как только их добыча превышала допустимые нормы, вожак мгновенно оказывался рядом и ее отнимал. 4). В одной из телепередач приматолог рассказывала о своих наблюдениях за обезьянами. По ее словам, если стадо меняет местожительство, то вожак распределяет между членами обязанности: кто что несет, кто за кем смотрит, чтобы не отстал, резвясь. Существуют серьезные различия между психикой человека и животного. Первое отличие состоит в различии мышления человека и животного. Человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Человек способенпоступатьсознательно. Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестает существовать для обезьяны как орудие. Так, если обезьяна только что пользовалась палкой как орудием для подтягивания плода, то через некоторое время животное может изгрызть ее или спокойно смотреть, как это сделает другая обезьяна. Животные не живут в мире постоянных вещей. Орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно. В отличие от животного человек живет в мире относительно постоянных вещей, пользуется орудием сообща с другими людьми, заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.
Четвертое отличие психики человека от психики животных заключается в условиях их развития. Развитие психики животных шло по законам биологической эволюции, то развитие человеческой психики подчиняется законам исторического развития. Только человек присваивает общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику. 2). Материальная основа психики. Различают периферическую и центральную нервные системы. Периферическая нервная система — это нервные клетки и нервные окончания, расположенные в органах чувств, мышцах, железах и во внутренних органах. Нервы представляют собой пучки длинных отростков, по которым возбуждение передается от мышц и желез (т.е. от периферии) к центральной нервной системе и наоборо т. Центральная нервная система состоит из спинного мозга, промежуточного и головного мозга, который заключен в позвоночный столб и черепную коробку, наполненные жидкостью, где мозг как бы плавает. Такая гидравлическая подушка предохраняет центральную нервную систему от ушибов. Две трети всей общей массы мозга у человека занимает головной мозг. Внешняя поверхность головного мозга — кора головного мозга. Лобная доля головного мозга контролирует движения и познавательную деятельность — планировании, принятии решений и постановке задач. Ее повреждение может привести к нарушению двигательной функции и расстройству личности. Теменная доля отвечает за ощущения боли, температуры и тактильные ощущения, затылочная — за зрительную информацию, в височной — обрабатывается слуховая информация. У людей с расстройством речи повреждается левая сторона мозга. речи, трудности письма под диктовку.
Существует множество примеров, свидетельствующих о значимости головного мозга для жизнедеятельности человека. 1). В 1848 г. английский железнодорожный рабочий Финеас П. Гейдж пострадал от несчастного случая, когда в результате неожиданного взрыва через его голову прошел метровый стержень для подбивки шпал. Находясь в сознании, Гейдж добрался в повозке до дома, где смог подняться по лестнице. Несмотря на то что Гейдж был более двух недель при смерти, через месяц он стал поправляться. Поскольку все случилось в маленьком городке, его лечил малоизвестный врач, отчеты которого профессионалы читали с недоверием. Раненый перестал видеть левым глазом, левая часть лица была парализована, но речь и походка остались без изменений. Однако в личности произошли большие изменения, он сквернословил, стал агрессивным, неуступчивым, упрямым, но в то же время оказался капризным и ранимым. До травмы же Гейдж был уравновешенным, находчивым и энергичным. После травмы его психика сильно изменилась. 2). Психика удивительна тем, что одни центры головного мозга могут принимать на себя работу других, компенсировать их повреждение или отсутствие. Самый яркий пример — Ольга Скороходова, слепоглухонемая. С помощью проф. Соколянского она смогла общаться с людьми, затем защитила диссертацию, написала книгу «Как я воспринимаю и понимаю окружающий мир». В этой книге много стихов о море, музыке Бетховена, красках мира. 3). Американские психологи Р. Герриг и Ф. Зимбардо описывают случай, который произошел с художником Джонатаном И. Его карьера была успешной. Он создал много красочных полотен абстрактного содержания. В результате травмы головного мозга, когда ему было 65 лет, цветное зрение пропало. Глядя на свои работы, он все видел в белом, сером, черном цвете. Ранее вызывающе яркие цвета доставляли огромное удовольствие, сейчас все воспринималось грязным, невыразительным. В повседневной жизни он стал употреблять пищу только черного и белого цветов — черные маслины и белый рис. Пища другого цвета вызывала неприятный вкус. Через определенное время художник стал писать черно-белые картины. Зрители воспринимали их вполне естественно, не подозревая о болезни. Потеря цветного зрения открыла новые перспективы творчества. Художник стал «очень утонченным», «загадочным», стал искусно изображать предметы, постиг изящество форм, игру теней. 3 ) Особенности психического отражения действительности. Дальнейшее развитие психики на уровне человека, идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания. Сущность психики - в отражении. В результате отражения у человека создаетсяобраз окружающей его действительности, т.е. внутренний мир. Внутренний мир человека можно разделить на несколько сфер — познавательную(ощущение, восприятие, память, воображение, мышление), эмоционально-волевую(переживания, высшие чувства, преодоление препятствий), личностно-мотиваци-онную(потребности, мотивы, способности, характер, темперамент), коммуникативную(общение с другими, взаимодействие со СМИ) профессиональную(трудовые навыки, умения, знания).
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |