Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ресурсообеспеченность

Классификация природных ресурсов

Общие представления

Человека

Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания

Лекция 17

План.

1. Общие представления.

2. Классификация природных ресурсов.

3. Ресурсообеспеченность.

В самом общем виде, применительно к человеку, «ресур­сы — это нечто, извлекаемое из природной среды для удовле­творения своих потребностей и желаний» (Миллер, 1993). По­требности человека можно разделить на материальные и ду­ховные. Природные ресурсы в прямом их применении в какой-то части удовлетворяют духовные потребности человека, на­пример эстетические («красота природы»), рекреационные и т. п. Но главное их назначение — удовлетворять материальные по­требности, т. е. создание материальных благ.

Итак, природные (естественные) ресурсы — это природ­ные объекты и явления, которые человек использует для соз­дания материальных благ, обеспечивающих не только поддер­жание существования человечества, но и постепенное повыше­ние качества жизни.

Природные объекту иявления — это различные тела и силы природы, используемые человеком как ресурсы. Орга­низмы, кроме человека и в значительной степени домашних животных, — черпают живые энергетические ресурсы непо­средственно из окружающей природной среды, являясь частью биогеохимических циклов. Эти ресурсы по своему действию можно рассматривать икак экологические факторы, в том чис­ле икак лимитирующие, например большая часть пищевых ресурсов.

Человек, благодаря своим все возрастающим материаль­ным потребностям, не может довольствоваться дарами приро­ды только в той мере, при которой не должен нарушать ее рав­новесие, т. е. около 1% от ресурсов природной экосистемы, поэтому ему приходится использовать и те природные ресур­сы, которые накоплены за миллиарды имиллионы лет в не­драх Земли. Для создания материальных благ человеку необходимы металлы (железо, медь, алюминий и др.) и неметал­лическое сырье (глина, песок, минеральные удобрения идр.), а также лесная продукция (строительный лес, для производст­ва целлюлозы и бумаги, и т. д.) и многое другое.

Иными словами, природные ресурсы, используемые чело­веком, многообразны, многообразны их назначение, происхо­ждение, способы использования и т. п. Это требует определен­ной их систематизации.

В основу классификации положено три признака: по источ­никам происхождения, по использованию в производстве и по степени истощаемости ресурсов (Протасов, 1985).

По источникам происхождения ресурсы подразделяют­ся на биологические, минеральные и энергетические.

Биологические ресурсы — это все живые средообразующие компоненты биосферы: продуценты, консументы и редуценты с заключенным в них генетическим материалом (Реймерс, 1990). Они являются источниками получения людьми материальных и духовных благ. К ним относятся промысловые объекты, куль­турные растения, домашние животные, живописные ландшаф­ты, микроорганизмы, т. е. сюда относятся растительные ре­сурсы, ресурсы животного мира и др. Особое значение имеют генетические ресурсы.

Минеральные ресурсы — это все пригодные для употреб­ления вещественные составляющие литосферы, используемые в хозяйстве как минеральное сырье или источники энергии. Минеральное сырье может быть рудным, если из него извле­каются металлы, и нерудным, если извлекаются неметалличе­ские компоненты (фосфор и т. д.) или используются как строи­тельные материалы.

Если же минеральные богатства используются как топли­во (уголь, нефть, газ, горючие сланцы, торф, древесина, атом­ная энергия) и одновременно как источник энергии в двигате­лях для получения пара иэлектричества, то их называют топ­ливно-энергетическими ресурсами.


Рис.4. Классификация природных ресурсов.

Энергетическими ресурсами называют совокупность энер­гии Солнца и Космоса, атомно-энергетических, топливно-энер­гетических, термальных и других источников энергии.

Второй признак, по которому классифицируют ресурсы, — по использованию их в производстве. Сюда относятся сле­дующие ресурсы:

земельный фонд — все земли в пределах страны имира, входящие по своему назначению вследующие категории: сельскохозяйственные, населенных пунктов, несельскохозяй­ственного назначения (промышленности, транспорта, гор­ных выработок ит. п.). Мировой земельный фонд — 13,4 млрд га.

лесной фонд — часть земельного фонда Земли, на которой произрастает или может произрастать лес, выделенный для ведения сельского хозяйства иорганизации особо охраняе­мых природных территорий; он является частью биологиче­ских ресурсов;

водные ресурсы количество подземных иповерхностных вод, которые могут быть использованы для различных це­лей в хозяйстве (особое значение имеют ресурсы пресных вод, основным источником которых являются речные воды);

гидроэнергетические ресурсы те, которые способна дать река, приливно-отливная деятельность океана и т.п.;

ресурсы фауны — количество обитателей вод, лесов, отме­лей, которые может использовать человек, не нарушая эко­логического равновесия;

полезные ископаемые (рудные, нерудные, топливно-энер­гетические ресурсы) — природное скопление минералов в земной коре, которое может быть использовано в хозяйст­ве, а скопление полезных ископаемых образует их месторо­ждения, запасы которых должны иметь промышленное зна­чение.

Особо следует отметить пищевые ресурсы Человечества (пахотные земли, животноводство, «дары моря» и Мирового океана). Поэтому решение многих экологических глобальных проблем необходимо с целью сохранения пищевых ресурсов.

С природоохранной точки зрения важное значение имеет классификация ресурсов по третьему признаку — по степени истощаемости. Истощение природных ресурсов сэкологических позиций — это несоответствие между безопасными нор­мами изъятия природного ресурса из природных систем и недр, и потребностями человечества (страны, региона, предприятия и т. д.). На рис. 4 приводится схема классификации по степе­ни истощаемости.

Неисчерпаемые ресурсы — непосредственно солнечная энергия и вызванные ею природные силы, — например, ветер и приливы существуют вечно и в неограниченных количест­вах, а также воды Мирового океана.

Исчерпаемые ресурсы имеют количественные ограничения, но одни из них могут возобновляться, если есть к этому есте­ственные возможности или даже с помощью человека (искус­ственная очистка воды, воздуха, повышение плодородия почв, восстановление поголовья диких животных и т. п). Однако очень важная группа ресурсов не возобновляется. К ним относятся такие реликты древних биосфер (как топливо и железная ру­да), а также ряд руд металлов внутриземного (эндогенного) про­исхождения. Все они имеют ограниченные запасы в литосфе­ре. Эти ресурсы конечны и не возобновляются.

Конечно, у человека есть возможности заменить наиболее дефицитные ресурсы на имеющие большее распространение и большие запасы. Но, как правило, подобно тому, как и при замене одних экологических ресурсов (например, пищевых в экосистемах) другими, понижается качество.

Таким образом, одним из важнейших лимитирующих фак­торов выживания человека как биологического вида (Homo sapiens) является ограниченность и исчерпаемость важнейших для него природных ресурсов. Но человек еще и социальное существо, поэтому для развития и выживания человеческого общества очень важен характер использования ресурсов.

В настоящее время человечеству доступны климатические и космические ресурсы, ресурсы Мирового океана и континен­тов. Постоянно растет количественное их потребление, растет их «ассортимент», зачастую без учета ресурсообеспеченности.

 

Ресурсообеспеченность — это соотношение между вели­чиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить

данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населе­ния. На показатели ресурсообеспеченности прежде всего влия­ет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и масштабы их потребления (например, добыча полезных ископаемых), поэтому само по­нятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономиче­ским. Таким образом, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность извлечения (потребления их обществом).

Потребление природных ресурсов обусловлено, прежде все­го тем, что человек, стремясь «снять» влияние лимитирующих природных факторов, для того, чтобы выжить и победить в конкурентной борьбе, начал создавать свои, антропогенные эко­системы.

 

Контрольные вопросы

1. В чем отличия и сходство человека и животного мира?

2. Почему человек стал строить свою собственную экосисте­му?

3. Полностью ли человек независим от лимитирующих фак­торов?

4. В какие генетические процессы вовлекается ДНК челове­ка?

5. Почему человек, в отличие от животных, поставил вид в условия широчайшей экологической ниши?

6. В чем особенности адаптационных процессов в искусст­венной, городской среде?

7. Какими факторами ограничен рост человеческой популя­ции?

8. Почему в динамике роста человеческой популяции преоб­ладает экспоненциальная зависимость? Дайте характерис­тику демографических пирамид.

9. Что может произойти с человеческой популяцией, если ее численность достигнет предельной биологической емкос­ти (12—15 млрд человек)?

10. Что такое природные ресурсы и из чего они состоят?

11. Как классифицируются ресуры по источникам происхож­дения? по использованию их в производстве? по степени истощаемости?

12. Что такое ресурсообеспеченность и пищевые ресурсы Человечества?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возрастная пирамида | Человек и экосистемы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 7492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.