Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие направленности личности




Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, на достижение относительно сложных жизненных целей.

Направленность всегда социально обусловлена и формиру­ется в процессе обучения и воспитания, выступает как свойст­во личности, проявляющееся в мировоззренческой, профес­сиональной направленности, в деятельности, связанной с лич­ным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (рыбалка, вязание, фото и изобразитель­ное творчество, спорт и др.).

Потребности человека занимают центральное место и игра­ют ведущую роль в системе направленности личности. Сис­тема направленности личности включает следующие основ­ные элементы (компоненты): ценностно-смысловые образо­вания и притязания личности, основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации, ожиданиях определенных результа­тов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.п. Притязания личности, или потребность в статусе, — ин­тегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности; это претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межлично­стных отношений, на успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т.п.

В зависимости от сферы проявления различают такие виды направленности личности, как профессиональная, нравствен­ная, политическая, бытовая и др., например в сфере творчест­ва, спортивной деятельности и т.п.

Направленность личности проявляется в формах: жела­ниях, стремлениях, влечениях, интересах, склонностях, миро­воззрении, убеждениях, идеалах, установках, позиции, цели, способностях и др. Все формы направленности личности вме­сте с тем являются мотивами ее деятельности. Рассмотрим не­которые из них.

Желание — вполне осознанная потребность и влечение к че­му-либо вполне определенному. Осознается не только объект желания, но и пути его достижения. На основе своих желаний человек определяет цели, строит планы. Сильные же­лания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. ста­новятся стремлением.

Стремление тесно связано с волевым компонентом и про­является в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности на пути к объекту потребности. Стремление неотделимо от чувств, которые сигнализируют, достигнута цель или нет, вызывая у человека ощущение соот­ветственно удовольствия или неудовольствия.

Влечение — недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат био­логические потребности индивида.

Интерес можно рассматривать как познавательную форму направленности на предметы: человек интересуется тем, что может удовлетворить его потребность. Интересы развиваются: удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а напротив, вызывает новые интересы.

Склонность проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочте­нии того или иного вида деятельности или ценности. При этом интерес начинает проявляться в стремлении заниматься опре­деленной деятельностью. Человек старается совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Обычно возникновение склонности сопровождается развитием спо­собностей. Многие великие художники, музыканты проявляли склонность к своей профессии еще в детстве.

Мировоззрение осознанная система сложившихся взгля­дов человека на мир, общество, самого себя. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения.

Убеждение — высшая форма направленности личности, побуждающая ее поступать в соответствии с ее взглядами, принципами, идеалами. Человек со сложившимися убежде­ниями не только действует в строгом соответствии с ними, но и стремится передать их другим.

Идеал — это образ, которому хочет следовать человек в сво­ей деятельности, в поведении. Благодаря идеалам человек спо­собен отражать окружающий мир и изменять его в соответст­вии с идеалами. В качестве идеалов выступают: реальные люди — герои, близкие и т.д.; не­реальные образы — литературные герои, герои кинофильмов и т.п.; собирательные образы.

Установка — готовность индивида к определенной деятель­ности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она про­является в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориен­тации по отношению к различным фактам быта, обществен­ной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, когда явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием, негативной, когда эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека, или нейтральной.

Позиция — устойчивая система отношений человека к опре­деленным сторонам действительности, проявляющаяся в со­ответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми инди­вид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социаль­ной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовле­творения в этой системе отношений.

Цель — желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Цель может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставит перед собой цель на основе потребно­стей, интересов и возможностей ее достижения. В целеполагании важную роль играют мыслительные процессы, информа­ция о состоянии вопроса, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.