Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и значимость восприятия

Управление впечатлением.

Социальное восприятие.

Организация восприятия.

Избирательность восприятия.

Сущность и значимость восприятия.

Лекция 7. Процесс восприятия и управления впечатлением.

Индивидуальные различия каждого человека во многом являются результатом специфики когнитивных процессов. Принято считать, что в ряду существующих когнитивных процессов (таких как воображение, восприятие и мышление) процесс восприятия является одним из важнейших; он формирует понимание ситуации и поведение индиви­дуума.

Например, с помощью процесса восприятия можно лучше понять и объяснить то обстоятельство, что начальник отдела и его подчиненный могут совершенно по - разному реагировать на одно и тоже указание высшего руководства. Кроме того, последние исследования показали: такое явление, как возрастное восприятие, может оказать влияние на продвижение по службе и деятельность индивида.

Ключ к пониманию процесса восприятия — в признании того факта, что восприятие является уникальной интерпретацией ситуации, но не точным ее отражением. Иначе говоря, восприятие - это весьма сложный по­знавательный процесс, формирующий уникальную картину мира, которая, однако, мо­жет значительно отличаться от реальности.

Восприятие менеджером реальности серьезно отличается от того, как ее воспринимают подчиненные, при этом оба восприятия могут существенно отличаться от реальной ситуации. У каждого свой тоннель реальности.

«Реальность» человека (т.е. окружающий людей мир) определяется его чувствами. Однако только сенсорного «ввод а» информации недостаточно. Для понимания окружающего мира исходные сенсорные ощущения должны быть обработаны и осмыслены.

Существует пять органов чувств - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Ощущение относится к элементарным актам поведения, которые во многом определяются этими физиологическими функциями. На этом уровне с помощью органов чувств вос­принимаются цвет, освещенность, форма, сила звука и высота тона, тепло, запах и вкус.

Восприятие - явление более сложное и емкое, нежели ощущение. Процесс восприятия можно охарактеризовать как сложное взаимодействие процессов выбора, систематизации и интерпретации. И хотя восприятие во многом зависит от органов чувств, которые являются своего рода источником получения «сырых» данных, процесс познания способен отфильтровывать, модифицировать и даже совершенно изменять эти исходные данные. Иными словами, процесс восприятия как бы добавляет или вычитает нечто из картины «реального» чувственного мира.

Восприятие начинается с момента, когда возникает стимулирующая ситуация, которая оказывает воздействие на личность. Помимо взаимодействия по линии «ситуация — личность», имеют место внутренние когнитивные процессы регистрации, интерпретации и обратной связи. В процессе регистрации участвуют физиологические механизмы (как сенсорные, так и центральной нервной системы); при этом на восприятие будет оказывать воздействие психологическая способность слышать и видеть. Наиболее значимым когнитивным аспектом восприятия является интерпретация, она во многом зависит от образования, мотивации и особенностей структуры личности. Примером психологической обратной связи, которая может воздействовать на восприятие служащего, является приподнятая бровь начальника или изменение и интонации его голоса. Завершением процесса восприятия в поведенческом смысле может быть реакция или поведение (явное или завуалированное), которое необходимо, чтобы восприятие рассматривалось как поведенческое событие и в этом качестве как важная составляющая организационно­го поведения. В результате процесса восприятия служащий начнет действовать быстрее или медленнее (явная поведенческая реакция) или же сделает некий вывод для себя (скрытая реакция)

Все эти подпроцессы восприятия совместимы с концепцией социального научения. Последние исследования подтвердили существование связи между такими познавательными переменными, как восприятие и поведение. Кроме того, дальнейшему прояснению когнитивных процессов восприятия способствуют также такие его показатели, как избирательность и организация.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Россия в первой половине XIX в | Внешние факторы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.