Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достижения и проблемы медиацентристской парадигмы анализа массовой коммуникации




 

Медиацентристская парадигма анализа массовой коммуникации – это такой подход к изучению МК, который основное внимание уделяет проблеме воздействия СМИ на реципиента, то есть на подчинение человека силе воздействия массовой коммуникации.

Ранние теоретики делали упор на значительных социальных изменениях СМИ, произошедших с конца XIX до начала XX века, и их воздействии на массовое поведение.

X. Блумер приписывал изменения процессам урбанизации и индустриализации начала XX века.

К таким работам относятся:

- «Общественное мнение» Уолтера Липпмана (1922),

- «Методы пропаганды в мировой войне» Гарольда Лассуэлла (1927)

- книга Г. Бранца (1938) «Союзническая пропаганда и крах Германской империи в 1918 году».

По мнению Липпмана, процесс осознания действительности и формирование картины мира происходит посредством стереотипов, которые возникают под воздействием массовых коммуникаций, проводящих первичную селекцию фактов по своему усмотрению, а также искажающих эти факты. Таким образом, массовые коммуникации конструируют представления аудитории об окружающем мире, опосредованно воздействуя через сознание на поведение людей.

Липпман делал особый акцент на роли подбора новостей в информационных выпусках для формирования представления аудитории об их важности.

Известным представителем этого же подхода является Г. Лассуэлл, которому принадлежит создание однонаправленной линейной модели коммуникативного акта, используемой до настоящего времени. Научный подход этого автора определен учеными как бихевиористский, так как при изучении воздействия массовой коммуникации на аудиторию он исходил из принципа «стимул-реакция».

Была создана «теория волшебной пули»: коммуникация похожа на волшебную пулю, которую коммуникатор направляет в мозг реципиента, где она незамедлительно изменяет идеи, чувства и мотивацию, служащую основанием последующих действий. Тот, на кого направлено воздействие, является пассивным и беззащитным участником коммуникативного акта. Теория «пули» стала основой ряда исследований в 1920-х годах, целью которых было изучение воздействия кино на детей.

Признание всесилия массовых коммуникаций прослеживается в трудах авторов понятия «индустрия культуры» Т. Адорно и М. Хоркхаймера. В 1944 г. увидела свет их работа «Диалектика просвещения». Под индустрией культуры авторы понимали массовое производство определенных культурных форм, превращающее аудиторию в пассивную однородную массу, не способную к критичному восприятию воздействующего на нее потока информации.

По мнению Т. Адорно, изначальный смысл термина масс-медиа в том, что массы являются субъектом, на удовлетворение потребностей которого направлена деятельность медиа. На самом деле массы являются объектом. Они получают не то, что хотят, а то, что им предлагается.

По мнению авторов, основную роль в формировании массового сознания играют развлекательные программы, привлекающие внимание аудитории легким, доступным и актуальным содержанием. Это способствует пассивности и повышает восприимчивость к пропагандистским воздействиям, что позволяет управлять сознанием и поведением масс в нужном направлении.

В современной российской действительности мы можем наблюдать ситуацию, похожую на ту, которую описывали теоретики «индустрии культуры» и отличающуюся лишь более изощренными и тонкими методами воздействия.

Исследования Пола Лазарсфельда и Карла Ховланда показали, что воздействие СМИ на индивидуальных потребителей массовой информации является ограниченным. Индивидуальные члены аудитории были защищены от вредного воздействия СМИ различными психологическими установками или опосредующими факторами.

В ходе экспериментов Карла Ховланда для армии США в 1942-1945 изучались изменения мотивации солдат, которым показывали учебные или пропагандистские фильмы. Исследования показали, что просмотр подобных фильмов не повышал мотивации солдат. В 1947 Э. Купер и М. Ягода изучали психологическое воздействие карикатур, высмеивающих предрассудки. Вместо того, чтобы менять отношение людей, карикатуры только укрепляли уже сформированные взгляды.

Во время избирательной кампании Рузвельта и Уилки в 1948, Лазарсфельд, Берельсон и Годэ изучали факторы, определяющие выбор избирателей. Информация, переданная средствами массовой коммуникации, достигала влиятельных граждан, «лидеров общественного мнения», которые передавали эту информацию другим людям. СМИ оказали незначительное воздействие на выбор избирателей, личное влияние (межличностные контакты) было решающим фактором.

Модель ограниченного воздействия прочно утвердилась в 1960 году с публикацией Джозефа Клаппера «Воздействие массовой коммуникации». Клаппер предложил новый подход к изучению данной проблемы, в котором внимание уделяется факторам, ограничивающим воздействие СМИ на индивидов. Интерес переместился от источника к адресату.

В десятилетия, последовавшие за 1960-ми годами, новые теории и научные открытия не вписывались в парадигму ограниченного воздействия.

Теория спирали молчания (1973). Согласно Э. Ноэлл-Нойманн, люди стараются скрывать свои взгляды и убеждения, если они противоречат мнению большинства. СМИ - инструмент формирования господствующего общественного мнения.

Теория зависимости С. Болл-Рокеша и М. Де Флера (1976) подчеркивает связь между общественной системой, СМИ и аудиторией: степень зависимости аудитории от СМИ определяется индивидуальными различиями получателей, масштабом социальных беспорядков или конфликтов, а также количеством и централизацией информационных функций, которые выполняются СМИ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.