Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественные системы в проектировании одежды

Художественное проектирование костюма как соста-
вная часть всей проектной деятельности человека, опреде-
ляется основами композиции. Разнообразие ассортимента
современной одежды требует от дизайнера принципиаль-
ных различий в подходах к проектированию одежды в за-
висимости от ее назначения, условий производства и тенден-
ций развития индустрии модного бизнеса.

Основы композиции, на которые опирается в своем твор-
честве художник-проектировщик, являются признаком ор-
ганизующей, гармонизирующей и связующей величины —
художественной системы.

Костюм, построенный по законам композиции, является
частью художественной системы.

В зависимости от задач, стоящих перед процессом про-
ектирования одежды, различают несколько видов художе-
ственных систем [32]:

 


  • автономная художественная система (проекти-
    рование единичных моделей костюма);

  • художественная система «семейство» (проекти-
    рование моделей на основе базовой формы);

  • художественная система «гарнитур» (проекти-
    рование полного набора изделий конкретного назначения);

  • художественная система «комплект» (проекти-
    рование открытого комплекса изделий взаимозаменяемых,
    служащих основой базового гардероба);

  • художественная система «ансамбль» (проекти-
    рование закрытого комплекса изделий, выражающего худо-
    жественный образ человека);

  • художественная система «коллекция» (проектирование
    коллекций моделей различного типа и назначения).


Вся одежда делится на ассортиментные группы. Опреде-
ляющих факторов деления несколько:

 


  • половой признак и возраст носителя одежды;

  • сезон использования одежды;

· 4. Проектирование комплекта и ансамбля

Гардероб современного человека почти полностью со-
стоит из комплектов. Это позволяет его владельцу комби-
нировать отдельные предметы одежды между собой, про-
являя индивидуальное видение в создании своего образа.
Соединяя между собой единичные изделия одежды, можно
каждый раз получать новые варианты костюмов.

Комплект (в переводе с латинского означает «пол-
ный»)— это полный набор единичных предметов одежды,
имеющих общее функциональное назначение и стилевое
решение. Художественная система «комплект» является
условием достижения высокого потрибительского уровня
вещей его составляющих, так как одежда и дополнения,
входящие в комплект, связаны между собой единством
назначения и художественного решения.

Характерной особенностью комплекта является взаимо-
заменяемость его частей в зависимости от назначения.
Вещи в комплекте равнозначны друг другу, поэтому за-
мена одного предмета одежды на другой, не нарушает его
художественную целостность.

Комплект состоит из единичных изделий: жакетов, юбок,

·
100


Глава IV. Проектирование одежды



брюк, блузок, свитеров и т. д. Комплект в своем исполь-
зовании предполагает возможность изменения образа кос-
тюма в зависимости от ситуации. Единичные предметы
одежды комплекта предполагают изменение своего функци-
онального назначения при использовании их в других
комплектах (из делового в нарядный, из повседневного
в дорожный и т. п.). Поэтому комплект — это открытый
комплекс предметов одежды, каждый составляющий элемент
которого самостоятелен и взаимозаменяем.

Художнику-проектировщику необходимо ставить перед
собой задачи расширения функциональных возможностей
отдельных вещей комплекта. Это дает потребителю воз-
можность увеличения вариантности составления индиви-
дуальных образов костюмов. Возможность заменять от-
дельные части комплекта повышает его практическое ис-
пользование. Чаще всего, единство составляющих комплект
предметов одежды обеспечивается соответствием их друг
другу по форме, силуэту, цвету, декору. Возможность комби-
нирования предметов одежды является в современном
обществе одним из главных требований, предъявляемых
потребителем к одежде. Наибольшее распространение
система «комплект» получила в повседневной бытовой
одежде. В этой связи, важнейшей является возможность
изменять стилевые характеристики комплектов. Например,
если к брюкам и водолазке добавить парку, то такой ком-
плект можно отнести к прогулочному стилю. Если же,
парку заменить на жакет с английским воротником, то
такой комплект будет соответствовать стилю комфортной
классики. Приемы стилевой трансформации должны учи-
тываться дизайнерами при проектировании одежды в
системе «комплект». Такой подход позволяет расширить
рамки гардероба современного человека при минимальном
количестве вещей, его составляющих.

Этот подход к составлению гардероба был широко рас-
пространен в 70-х годах XX века и получил название «ра-
ционального» или «базового» гардероба. В настоящее вре-
мя в повседневной одежде комплекты почти полностью вы-

W

Комплект молодежной одежды,

созданный по принципу примыкания

форм
Комплект молодежной одежды,

созданный по принципу

пересечения форм

теснили ансамбли.

Одной из задач, стоящих перед дизайнерами проектиру-
ющими
одежду в системе «комплект», является поиск новых
способов комплектования различных элементов одежды друг
с другом, дающих возможность создавать непривычные,
яркие образы в различных стилевых направлениях.

Вещи в комплекте должны быть согласованы определен-
ным образом. Главными принципами согласования отдельных
предметов одежды в комплекте являются пропорциональное
соотношение и пластическое сопряжение форм.

Формы костюма сопрягаются между собой в комплекте
в трех возможных вариантах [17]:


  • принцип примыкания частей костюма;

  • принцип взаимного пересечения форм друг с дру-
    гом;

  • принцип зависимости форм, располагающихся на
    расстоянии друг от друга.


Принцип примыкания частей костюма — наиболее
простой способ сопряжения. Он действует там, где форма
составлена из двух частей — верхней и нижней. Напри-
мер, комплект из блузки и юбки. Край блузки просто при-
мыкает к поясу юбки. (Край верхней части комплекта —
блузки заканчивается там, где начинается нижняя часть
— юбка.)

Принцип взаимного пересечения форм друг с другом
действует в тех случаях, когда комплекты состоят из трех
и более вещей. Многослойность в одежде — пример такого
сопряжения форм.

Принцип зависимости форм, располагающихся на рас-
стоянии друг от друга, действует в комплектах, в которых
верхние и нижние части находятся на расстоянии и не
примыкают друг к другу. Примером такого комплекта мо-
жет служить летний топ и шорты. Также этот принцип
действует в отношении дополнений, входящих в комплект.
В этом случае формы обуви, сумок должны соответствовать
формам одежды.

Главная задача дизайнера при составлении комплекта

 


102


Глава IV. Проектирование одежды

одежды из единичных готовых вещей заключается в гра-
мотной организации формы. Эта задача решается ос-
новными выразительными средствами композиции, рас-
смотренными выше (контраст — нюанс, симметрия —
асимметрия, метр — ритм и др.). Важным условием соз-
дания комплекта является выбор нужных пропорций, сос-
тавляющих комплект частей.

Ансамбль (в переводе с французского означает «вмес-
те», «сразу») — это совокупность составляющих костюм
предметов одежды и дополнений, соответствующая конкрет-
ному художественному замыслу.

Ансамбль — более сложноорганизованная художественная
система по сравнению с комплектом. Ансамбль несет в
себе художественный образ конкретного человека, выра-
женный в продуманной связи и соподчинении одежды
и дополнений.

В ансамбле, в отличие от комплекта, предметы одежды
и дополнения не просто согласованно связаны, но и подчи-
нены друг другу. В ансамбле все его составные части носятся
одновременно. Ансамбль состоит не только из предметов
одежды, но включает в себя обувь, головные уборы, платки,
шарфы, чулки, аксессуары и т. п.

При проектировании ансамбля ставится задача раскры-
тия единого композиционного замысла. Ансамбль имеет
главную и второстепенные части. Дизайнер начинает ра-
боту над ансамблем с определения его главной части, ко-
торая продиктована образом и назначением ансамбля. Со-
подчинение частей ансамбля и выделение композиционного
центра основываются на законах композиции костюма.

Ансамбль — это полностью закрытая система костюма.
Взаимодействие элементов ансамбля обусловлено единым
стилем, конструкцией, материалами и функциональным
назначением. Ансамбль создает завершенный художес-
твенный образ человека, в этой системе нельзя без нару-
шения целостности образа что-либо изъять или что-либо
дополнить и изменить.

В современном повседневном мире моды ансамбли

Комплект молодежной одежды,
состоящий из куртки и юбки,
созданный по принципу
зависимости форм, располагающихся
на расстоянии друг от друга

 


103

·
Э.М. Андросова «Основы художественного проектирования костюма»

Костюм, решенный

в художественной системе

«ансамбль»

почти полностью вытеснены комплектами, но существуют
виды костюмов, которые проектируются в художественной.

системе «ансамбль». К таким видам относятся свадебные
костюмы, костюмы для торжественных случаев, эстрадные,
вечерние, нарядные костюмы и т. д.

При проектировании костюма в системе «ансамбль»
используют три основных принципа:


  • принцип пластической сопряженности;

  • принцип ритмической сопряженности;

  • принцип контраста, нюанса, подобия.
    Принцип пластической сопряженности основан на


построении пластического развития формы костюма. Плас-
тическая связь частей ансамбля предполагает «перетекание»
одной формы элемента ансамбля в сопряженную с ней другую
форму следующей части ансамбля. Линии, определяющие
пластику предметов одежды в ансамбле, определяют харак-
тер очертаний и конфигураций линий других составляющих
элементов ансамбля и наоборот.

Принцип ритмической сопряженности основан на ритми-
ческой организации движения нескольких элементов формы
ансамбля. Большую роль в согласованности ритмов в ансамбле
играют симметрия и асимметрия частей формы костюма.

Принцип контраста, нюанса, подобия связывает эле-
менты формы ансамбля в зависимости от выбранного выра-
зительного средства композиции костюма.

Подобие диктует повторение одного элемента костюма
в построении всех частей формы ансамбля.

Контраст противопоставляет элементы костюмной фор-
мы. Нюанс является переходным звеном от контраста к подо-
бию.

Ансамбль всегда связан с предметной средой, окружа-
ющей человека. Художественная система «ансамбль» в кос-
тюме способствует наиболее полному раскрытию образности
формы. Через систему «ансамбль» наиболее характерно вы-
ражается историческая эпоха, даются характеристики связи
костюма человека с архитектурой, интерьером и всей окру-
жающей средой.

 


104


Глава IV. Проектирование одежды

 

 


5. Цветовое проектирование одежды

Вопросы цветового проектирования костюма разнооб-
разны и могут рассматриваться в контексте различных
требований и факторов цвета в одежде. Изучение их сту-
дентами осуществляется на теоретических и практических
занятиях дисциплины «Цвет в костюме». Ниже рассмат-
риваются лишь некоторые аспекты данной темы.

Колористика проектируемых изделий определяется ря-
дом требований. Значимость каждого конкретного вида
требований диктуется функциональностью изделия, его
практическим назначением и ассортиментной группой, в
которую это изделие входит.

Физиологические требования вызваны определенным
строением органа зрения человека. Они определяют созда-
ние оптимальных условий восприятия цвета костюма зри-
телем, связанных с утомлением зрения, явлениями зри-
тельных иллюзий (иррадиация, цветовой контраст и др.)

Психологические требования характеризуют область
эмоционального воздействия цвета на человека. Они опре-
деляют явления цветовых ассоциаций, эмоционального
восприятия различных колоритов, личностных цветопред-
почтений.

Эстетические требования продиктованы эстетическим
идеалом общества, его цветовой культурой, тенденциями
модной цветовой гаммы сезона.

Коммуникативные требования характеризуют цвет,
как элемент формы костюма, в соответствии с его семан-
тикой, традициями использования, сформированными сте-
реотипами потребления.

Эталонные требования основаны на существующих
нормах цветовоздеиствия на организм человека, разработан-
ных цветовых эталонах, каталогах, нормативах и стандар-
тах.

В зависимости от назначения проектируемого костюма
к нему предъявляются определенные требования. Так,
спецодежда предназначена для выполнения определенных
профессиональных действий (одежда слесарей, наладчиков,

Эскиз костюма из молодежной
коллекции «Город...»

Э.М. Андросова «Основы художественного проектирования костюма*



 


Эскизы коллекции молодежной одежды «Город...»


ремонтников, медицинского персонала, кон-
дукторов и т. д.). Цвет такой одежды должен
проектироваться в соответствии со стандартами
и нормативами, учитывающими явления зри-
тельного напряжения и усталости глаз, чита-
емости и различимости цветов и оттенков,
цветовой сигнализации и др. К такой одежде
предъявляются физиологические, эталонные и
коммуникативные требования.

В проектировании деловых костюмов на
первое место выдвигаются эстетические, психо-
логические, коммуникативные требования. Это
связано с тем, что цвет призван играть урав-
новешивающую роль, создавать зрительный ком-
форт при длительном общении, концентриро-
вать внимание для выполнения служебных обя-
занностей и т.п.

Модная цветовая гамма определяет доми-
нирующий тип колористики одежды, проек-
тируемой для промышленного производства.
Новая промышленная коллекция одежды должна

удовлетворять потребность в новизне, но не
радикальной, а продуманной и успешно сочетаемой
с цветовой гаммой предыдущих сезонов.

Настроение и характер сезонной цветовой
палитры определяют около десяти основных оттенков.
В развитии модной цветовой гаммы каждого сезона
наблюдается ряд закономерностей.

Цикличность смены модных цветовых тен-
денций, в основном, соответствует циклам раз-
вития модной формы и силуэта костюма. Как
правило, новая форма, сообщая тенденции мод-
ных силуэтов, пропорций и объемов, приходит
к нам в черном цвете. Черный цвет наиболее
емко выражает силуэт и пространственно-объем-
ные характеристики костюма. По мере своего
развития и видоизменения форма теряет остроту
и знаковость, поэтому цветовое решение уходящей
формы характеризуется общим сложным колоритом
и преобладанием оттеночных решений цвета.

Влияние на основные тенденции модной
цветовой гаммы оказывают региональные осо-
Проектирование коллекций

Коллекция (в переводе с латинского означает «собра-
ние») — это систематизированное собрание каких-либо
однородных предметов, представляющих научный, исто-
рический или художественный интерес.

Художественная система «коллекция» в проектировании
одежды — это серия моделей костюмов, объединенных общей
идеей, эмоционально-художественной выразительностью об-
раза, единством стиля, формы, цветового решения и при-
меняемых материалов.

Коллекция может состоять из различных элементов —
единичных моделей, комплектов, ансамблей, дополнений,
аксессуаров. В коллекции каждый костюм композиционно
завершен и обладает целостностью. В свою очередь, кол-
лекция, состоящая из таких костюмов, представляет со-
бой гармоничную цельную систему, в которой каждый эле-
мент (костюм) связан с другими составляющими и нао-
борот. Вся коллекция строится по законам композиции.
Коллекция — это не механическое объединение разных
моделей в одну группу. Коллекцию как художественную
систему отличают признаки, присущие любой пластической
композиции.

Главный признак коллекции моделей — ее цельность.
Цельность коллекции достигается путем использования в
ней гармонизирующих факторов:

 


  • стилевое единство;

  • единство формы;

  • единая цветовая грамма;

  • единая структура и фактура материалов;

  • единство образного решения.


Важным признаком коллекции, от которого зависит
эмоционально-образное воздействие на зрителя, является
динамика. Динамичность коллекции предполагает раз-
витие по основным направлениям:

 


  • основной идеи коллекции;

  • композиционного решения;


108

Глава I V. Проектирование одежды

 

 

Творческие эскизы коллекции одежды для

школьников


109


Э.М. Андросова «Основы художественного проектирования костюма»

 


Творческие эскизы коллекции одежды
из трикотажных полотен для школьников


  • конструктивного решения;

  • тонального ряда коллекции;

  • цветового ряда коллекции.


Центральная идея коллекции должна разви-
ваться от модели к модели, представляя на суд
зрителя все возможные варианты и нюансы раз-
вития главной идеи. Если сравнить централь-
ную идею коллекции с бриллиантом, то дизай-
нер выступает в роли огранщика-ювелира, за-
ставляющего бриллиант сверкать новой гранью,
раскрывая в каждой модели коллекции его кра-
соту.

Композиционное построение коллекции дик-
тует наличие в ней композиционного центра.
Дизайнеру необходимо выбрать одну или нес-
колько моделей костюмов, которые наиболее
полно и убедительно выразят идею коллекции.
Эти модели, являющиеся кульминацией всей
коллекции, могут быть выделены следующими
выразительными элементами знаковой системы
костюма:


  • формой и силуэтом;

  • объемом;

  • пластикой;

  • колоритом;

  • фактурой;

  • декором.


Развитие конструктивного решения коллекции
предполагает динамичную выразительность ню-
ансов кроя.

Декоративное решение коллекции должно
четко продумываться от модели к модели. Кол-
лекция не должна быть перегружена декором.
Дизайнер не должен подменять понятие «дизайн
одежды» украшательством моделей. Количество
декора в каждой модели должно быть разным.
Модели, выполняющие роль композиционно-

 


110


Глава IV. П роекти рова ние одежды

Эскизы коллекции молодежной одежды

Э.М, Андросова «Основы художественного проектирования костюма»


 


Творческие эскизы коллекции одежды для учебы
под девизом «Сдать только на пять»


го центра в коллекции и являющиеся по сути
кульминацией, выражающей центральную идею
и замысел автора, могут иметь самое яркое и
насыщенное декоративное решение.

Обязательным условием грамотно разрабо-
танной коллекции является построение развития
ее тонального ряда. Коллекция должна иметь свой
тональный композиционный центр, причем он не
всегда может совпадать с центральными моделями
112

коллекции. Работа над тоновым решением коллек-
ционного ряда — серьезная задача для начинающего
дизайнера. Наряду с построением тонального
развития ряда дизайнер выстраивает свое видение
ряда цветового. Развитие колорита коллекции
начинается с выбора цветового композиционного
центра. Наиболее сильным по своему образно-
эмоциональному воздействию на зрителя явля-
ется вариант, когда в коллекции моделей то-

Глава IV. Проектирование одежды

 


нальныи и цветовой композиционные центры совпадают.
Тонально-колористическое решение строя коллекции звучит
в унисон центральной идее, помогая раскрывать автору свои
замыслы и образы.

Коллекция моделей, как любая пластическая композиция,
объединяющая несколько элементов вместе, предъявляет к
составляющим ее частям (костюмам) требование общно-
сти одного или нескольких признаков этих элементов.
Современная одежда объединяется в коллекции в зависи-
мости от следующих факторов:


  • ассортимента (коллекции пальто, костюмов, платьев,
    брюк, белья и т. п.);

  • возраста и пола (коллекции молодежной одежды, муж-
    ской, детской и т. д.);

  • сезона (коллекции зимних пальто, летних платьев и
    т.п.);

  • функционального назначения (коллекции деловой одеж-
    ды, для отдыха, занятий спортом и т. п.);

  • стиля (коллекции классических костюмов, фольклор
    ных и т. п.);

  • используемых материалов (коллекции трикотажных
    изделий, меховых изделий, льняных костюмов и т. п.);

  • образного источника или мотива творчества (например,
    коллекция по мотивам древнерусского зодчества; творчества К.
    Малевича; культуры и быта уральского казачества и т. п.)

·

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологическая функция цвета | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 8163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.