Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь со словом

II.

I.

Основные вопросы

Тема I: Хоровое искусство. Характерные черты и особенности хорового пения.

 

 

I.Хоровое искусство (характеристика).

II.Характерные черты.

1. Доступность.

2. Коллективное начало.

3. Связь со словом.

4. Специфика инструмента (певческий голос).

5. Наличие дирижера.

6. Соответствие историческому развитию (времени).

 

III.1. Направление развития.

а) академическое.

б) народное.

2. Основные русла.

а) любительское.

б) профессиональное.

Цель: Теоретическое изучение материала для анализа роли хорового искусства. Осмысления его особенностей в контексте музыкального искусства для общего развития культуры хорового дирижера.

 

Пение было издавна потребностью души человека к самовыражению.

Высшая форма пения – хоровое искусство являлось выражением именно славянского национального характера, и было национальным достоянием славянских народов.

Если в Европе играл орган, развивалась инструментальная музыка, то Россия всегда пела.

В течение многих столетий хоровое пение было тем основным путем, по которому шло развитие музыкальной культуры русского, белорусского народа.

К.Б.Птица «Хоровое искусство подлинный первоисточник и незаменимая основа свей музыкальной культуры».

Музыкальное искусство 17-19 вв. оставило нам громадный пласт хоровой культуры.

Наши предки рассматривали хор как один из инструментов духовного совершенствования славянской нации. Сегодня это один из видов искусства, способный поддержать нас духовно и нравственно.

П.Г.Чесноков: «Хоровое искусство является одним из проявлений человеческой культуры», подтверждают неоспоримую ценность этого массового певческого народного творчества.


Хоровое искусство имеет свои характерные черты:

1. ДОСТУПНОСТЬ (каждый человек может петь).

 

Благодаря этому оно привлекает к активному музыкально-художественному творчеству самые широкие слои населения.

В.Я.Шебалин: «Хоровое пение является такой формой массового музицирования, через которую широкие слои населения соприкасаются с пением не в процессе слушания, а непосредственно участвуя в нем».

В крупных музыкальных формах, как и в литературе (поэты, писатели) – большие идеи.

Не сразу удается постичь их смысл и глубину. Нужна последовательность, промежуточные формы:

в литературе – новеллы, очерки, несложные рассказы;

в музыке – народные хоровые песни, небольшие инструментальные пьесы, вокальные произведения.

Нельзя начинать с «Войны и мира» Толстого, «9-ой» симфонии Бетховена.

А.В.Свешников: «Хоровое пение выполняет грандиозную задачу. Как нечто другое оно в состоянии в огромных масштабах подготовить настоящих ценителей музыки. Когда произведения русской и зарубежной классики станут ближе и понятнее».

2. КОЛЛЕКТИВНОЕ НАЧАЛО – коллектив творческих единомышленников. Успех зависит от каждого в отдельности и от коллектива в целом. Двуединая задача вокально-хорового обучения – научить петь индивидуально и одновременно научить петь в ансамбле.

Чем выше вокально-техническая оснащенность общая и музыкальная культура, художественный вкус каждого участника хора, тем больше возможностей для достижения высоких художественных результатов открывается у хорового коллектива в целом.

Творческий коллектив – может жить и творить только при условии, если всех участников объединяют общие цели и задачи. Это не означает, что у каждого хориста не может быть личных интересов. Но личный интерес, личная заинтересованность в искусстве не должен противостоять успеху, интересу всего коллектива.

Искусство слушать партнера, умение соподчинить свое исполнительское «я» с художественной индивидуальностью другого отличает ансамблиста от солиста (динамика, дикция, формирование гласных – единая манера) – все навыки в процессе работы «чувство локтя».

Текст делает более конкретными и определенными мысли, выраженные в музыке, она же, в свою очередь своей образной и эмоциональной стороной усиливает воздействие слов.

Приступая к сочинению музыки, композитор стремиться по-своему выразить основную мысль и содержание текста.

В.Минин: «Музыка, связанная со словом это разговор с людьми. Хор выходит на концертную эстраду не для развлечения, а для серьезного, глубокого разговора».

Известны случаи, когда на прекрасный текст писалась плохая музыка и наоборот, поэтому осмысление ценности текста имеет и степени взаимопроникновение музыки и слова. Имеет исключительную важность значение для максимальной реализации выразительных, эмоциональных драматургических возможностей, заложенных в них.

Синтетический характер хоровой музыка, оказывает влияние не только на содержание, форму, строение сочинения, но и на исполнительское интонирование. Взаимодействие законов музыкальной формы и закономерностей поэтической речи.

Анализ литературного текста в хоровом произведении должен быть двусторонним – образно-смысловой и конструктивный.

Ритмическая организация текста в большинстве случаев опирается на тенденцию сохранения в стихах одинакового количества главных ударений, которые подчиняют себе другие ударения, а также безударные слоги и слова, создавая своеобразные ритмико-смысловые группы.

Чередование ударных и безударных слов.

1. Силлабическая система (XVIII в.) – сохранение одинакового количества слогов в стихах, которые в большинстве случаев объединены парной рифмой, и более или менее сходным расположением ударений внутри строк.

2. Тоническое стихосложение – отсутствуем присущая силлабическому стихосложению равносложность (в былинах, причитаниях и других фольклорных жанрах, Асеева и др. поэтов).

3. Силлабо-тоническое стихосложение (наибольшее распространение XIX-XXвв.) учитывается количество слогов так и количество ударений и место их расположения.

Основных размеров 5. По числу слогов, составляющих стопу, называют двухсложными и трехсложными.

Ямб – двухсложный: U —

Хорей – двухсложный: -- U

Дактиль – трехсложный: — U U

Амфибрахий – трехсложный: U —U

Анапест – трехсложный: U U —

Чтобы определить размер нужно проследить порядок чередования ударных и безударных слогов на протяжении нескольких строк.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Украинские народные танцы | К л ю ч е в ы е с л о в а
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.