Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие вычислительных навыков и умения решать арифметические задачи




Межпредметные связи как средство формирования мировоззрения учащихся

Проникновение математических знаний и методов в различные учебные предметы создает благоприятные условия для формирования научного мировоззрения учащихся. Учет внутрипредметных и межпредметных связей школьного курса математики при обучении

способствует систематизации и углублению знаний учащихся, формированию у них диалектико-материалистического мировоззре­ния, навыков и умений самостоятельной познавательной деятель­ности.

Связь — взаимообусловленное существование явлений, разделен­ных в пространстве и во времени.

Внутрипредметные связи — это взаимозависимость и взаимообусловленность математических понятий, которые разделены лишь временем их изучения. Внутрипредметные связи представляют собой объединение преемственных, рекурсивных связей и взаимосвязей между главными линиями и идеями развития науки математики.

Межпредметные связи способствуют пониманию школьниками целостной картины мира, диалектических взаимосвязей явлений природы. Межпредметные связи с точки зрения комплексного подхода обес­печивают единый подход учителей разных школьных дисциплин к формированию основ научного мировоззрения школьников.

Наличие межпредметных связей позволяет создать у учащихся интегративные представления о системе математический понятий и универсальных законах развития, об общих теориях и комплексных глобальных проблемах человечества. Благодаря межпредметным связям наука для учащихся представляется не только как система знаний, но и как система методов.

 

Задачей начального обучения математике является формирование математических понятий, выработка у учащихся вычислительных, измерительных и графических навыков, а также умений решать арифметические примеры и задачи.

Отличительным признаком навыка, как одного из видов деятельности человека, является автоматизированный характер этой деятельности, тогда как умение представляет собой сознательное действие.

Однако навык вырабатывается при участии сознания, которое первоначально направляет действие к определенной цели при помощи осмысленных способов его выполнения и контролирует его. Советский психолог С. Л. Рубинштейн пишет: «Высшие формы навыка у человека, функционирующие автоматически, вырабатываются сознательно и являются сознательными действиями, которые стали навыками; на каждом шагу — в частности при затруднениях— они вновь становятся сознательными действиями; навык, взятый в его становлении, является не только автоматическим, но и сознательным актом; единство автоматизма и сознательности заключено в какой-то мере в нем самом»1.

Например, воспроизведение табличных результатов умножения выполняется автоматически; на вопрос, чему равняется произведение чисел 5 и 6, ученик сразу дает ответ 30. Однако первоначально ученик сознательно вычисляет сумму шести одинаковых слагаемых, каждое из которых равно 5, а затем, выполняя упражнения и за­учивая таблицу, запоминает результаты. В том случае, если ученик забудет нужный результат, он знает, как его получить: он может взять 5 слагаемым 6 раз, или умножить 5 на 3, а полученный результат умножить на 2, или 5 умножить на 5 и прибавить еще 5 и т. п.

Умение же является, как сказано выше, сознательно выполняемым действием, в котором используются такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение, аналогия, и которое опирается на приобретенные ранее знания и навыки.

«... В любую форму деятельности навыки входят необходимой составной частью; только благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в качестве навыков и как бы спускаются в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека, разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может направляться на разрешение более сложных задач»(Рубенштейн С.Л.).

Пусть ученику III класса, который изучил правила порядка действий в сложных примерах, надо решить такой пример: При решении примера ученик может начать с рассмотрения данных в примере чисел и знаков действий в их последовательности. Разбирая пример, он замечает, что к 100 нельзя прибавить 75, так как сначала надо вычислить произведение 75 на 4, что он и делает, затем аналогично, отклоняя возможность прибавления 18, вычисляет произведение 18 • 5; потом выполняет сложение в том порядке, как это указано в примере.

Возможно разбирать предложенный пример иначе. Можно поставить вопрос, какое действие надо выполнить последним? Учащиеся замечают, что последним по порядку действием будет не умножение 18 на 5, а действие сложения, но слагаемые неизвестны, их надо предварительно вычислить, для этого необходимо 75 умножить на 4 и 18 на 5. Тогда можно выполнять сложение. И в том и в другом случае, при решении сложного примера приходится применять опирающиеся на анализ и синтез рассуждения, основанные на знании правил порядка выполнения действий, а при вычислениях использовать приобретенные ранее навыки устных вычислений.

Как же вырабатываются навыки и умения в процессе начального обучения математике? Рассмотрим для примера, как вырабатывается навык письменного сложения в пределах 1000. В основе выработки навыка письменного сложения лежат знания, которые учащиеся приобрели при изучении нумерации и при устном сложении; а именно: любое трехзначное число можно разбить на разряды — сотни, десятки, единицы; сложение выполняется поразрядно. Расположение записей при письменном сложении и последовательность выполнения отдельных операций сообщаются детям учителем в виде показа образца решения примера, сопровождаемого объяснениями.

Учитель показывает, как надо подписывать одно число под другим поразрядно, поясняет, что удобнее начинать сложение с единиц низшего разряда, разъясняет, что при получении от сложения единиц числа, равного или большего 10, единицы (или нуль) надо подписывать под единицами, а десяток прибавлять к десяткам, аналогично поступают и при сложении десятков.

После этого ученик под контролем учителя сам решает предложенный ему пример, сопровождая решение объяснением. Далее ученику предлагаются упражнения в решении аналогичных примеров.

Упражнения тогда достигают цели — выработки навыка, когда они выполняются учеником сознательно, т. е. на основе знания приемов вычисления, вытекающих из свойств арифметических действий и при наличии осознанной цели — овладеть навыком. Необходимыми условиями выработки навыка являются повторность выполнения аналогичных действий в установленной системе и подтверждение правильности решения данного примера. Установление правильности решения примера может быть сделано повторным решением примера, или выполнением обратного действия, или путем прикидки. Допущенные ошибки следует разобрать, выяснив их причины, разъяснить ученику, если он неверно понял правило или неправильно его применял. В процессе упражнений при указанных условиях навык не только закрепляется, но и совершенствуется: вычисления производятся все более точно и быстро.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.