Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессный подход к управлению




6.

5.

4.

3.

2.

1.

Практика управления такая же давняя, как и существование человечества. Осуществим небольшой исторический экскурс.

Одной из наиболее давних цивилизаций является шумерская культура, известная, в частности, письменными документами, составленными 3000 лет до н.э. Жрецы в шумерском городе Ур (на территории современного Ирака) подавали в определенном порядке отчеты главному жрецу. Эти действия терминологией современного менеджмента можно квалифицировать как административный контроль на базе отчетности. Т.к. шумеры осознавали необходимость организационного контроля, фактически древнейшими письменными документами в мире являются счета их инвентаризаций. Управленческие потребности этой древнейшей цивилизации содействовали зарождению шумерской письменности.

У древних римлян также находим немало примеров эффективного управления. Наиболее известный из них – реорганизация империи императором Диоклетианом. Вступив на престол в 284 г.до н.э., он понял, что империя стала неуправляемой: слишком много вопросов император вынужден был решать лично. Отбросив существующую структуру, Диоклетиан предложил новую, с большим количеством уровней управления, что позволило оптимизировать соотношение централизации и децентрализации власти.

Важный взнос в формирование предпосылок управленческой теории сделала церковь, внедрив описания обязанностей священнослужителей разных уровней. Четкая формулировка их обязанностей обеспечивала поступление информации (распоряжений) от Папы Римского до мирян, т.е. была создана эффективная коммуникационная среда.

Собственников предприятий прежде всего интересовало получение максимально возможной прибыли на вложенный капитал. Поэтому большое внимание уделялось упрощению производственных операций, сокращению отходов и побуждению работников повышать продуктивность. Это вызвало появление научных методов управления.

В первой половине 20 в. получили развитие четыре школы управленческой мысли. Хронологически они представлены так:

- школа научного управления.

- классическая (административная) школа.

- школа человеческих отношений.

- количественная школа.

Опыт показывает, что эти школы сталкиваются и переплетаются в вопросах теории и практики менеджмента, и в пределах организации можно найти элементы всех подходов.

Развитие производства на рубеже 19-20вв. заставило руководителей сосредоточиться на разработке научных и рациональных принципов управления людьми, оборудованием и финансами. Эта проблема состоит в двух аспектах:

1. Как увеличить продуктивность за счет облегчения выполнения работы

2. Как мотивировать работников, чтобы они воспользовались преимуществами новых методов.

Ученые и практики, которые решали эти вопросы, основали школу научного управления.

Основателем школы научного управления был американский инженер-механик Фредерик Тейлор (1856 -1915), которого часто называют отцом научных методов управления. Он считал, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать производственные операции, достичь их эффективного выполнения

Значительное внимание в системе научного управления уделялось персоналу. Существенным достижением этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении продуктивности объемов производства.

Существенным вкладом Ф. Тейлора в теорию менеджмента было отделение управленческих функций от фактического выполнения работы.

Основными задачами администрации, по мнению Тейлора являются:

1. Разработать научными методами каждый элемент работы вместо использования примитивных эмпирических методов

2. На научной основе осуществлять отбор, обучение и развитие работников, тогда как в прошлом они самостоятельно выбирали себе работу и готовились к ней, как могли;

3. Объединять науку и работников, обеспечивать дружеское сотрудничество между людьми для выполнения работы в соответствии с разработанными научными принципами;

4. Обеспечить более жесткое разделение труда между работниками и менеджерами, чтобы со стороны первых концентрировался исполнительный труд, а со стороны других – распорядительство и контроль.

Система научной организации труда Тэйлора была описана в его книгах «Управление фабрикой», «Принципы научного управления», «Командная система».

 

Среди других представителей научного управления можно выделить супружескую пару: Франка Гилбрета и Лилиан Гилбрет. Они работали над изучением утомляемости рабочего и его двигательной активности, а также над путями улучшения общего состояния отдельного рабочего. Результаты своей работы они изложили в книгах «Изучение движений» и «Психология управления».

Согласно их теории движение и усталость прямо соотносятся. Когда ненужное движение устраняли из действий рабочего, определенная сумма усталости также снималась. Это не только делало рабочего более эффективным, но и отражалось на его общем состоянии.

Гилберты уделяли большое внимание изучению организации рабочего места как целого. Они разработали план продвижения для рабочих, который включал три части:

- рабочий сделал свою работу;

- рабочий обучил своего последователя;

- рабочий приобрел новые навыки и подготовил себя для продвижения к более сложной работе.

Тейлор заложил основы научного управления, Гилберты помогли создать мост между точным научным управлением (изучение времени, изучение движения и квоты производительности) и научным управлением персоналом, с упором на персонал.

Если научное управление в основном нацелено на эффективность производства, то административное управление направлено на широкие аспекты управления большими группами людей, управление организацией в целом. Административное управление выросло из необходимости контролировать и определять поведение служащих в больших, комплексных организациях. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию.

С возникновением административной школы специалисты постоянно начали вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Файоль сконцентрировал свое внимание на управленческой функции, значению которой раньше не придавалось особого внимания. Более того, он сформулировал 14 управленческих принципов, которые широко использовались как руководство для современной управленческой мысли.

1. Разделение труда. Чем в большей степени люди специализируются, тем они лучше работают, за счет упрощения задач.

2. Власть и ответственность. Власть менеджера должна быть прямо связана с его компетенцией и знанием операций, осуществляемых под его наблюдением.

3. Дисциплина. Помогает рабочим развивать подчинение, уважение, настойчивость.

4. Единоначалие. Рабочий подчинен одному контролеру.

5. Равенство руководства. Все действия и операции должны проводиться с определенной целью, по единому объединенному плану и под руководством одного начальника.

6. Субординация личного интереса и общей цели. Интересы любого рабочего, группы рабочих или всех рабочих не должны иметь первенства над интересами организации в целом.

7. Вознаграждение. Оплата работников соответственно плану. Работники повышающие свою производительность должны получать премии или повышение з/п.

8. Централизация. Менеджеры должны обладать полной ответственностью, но в то же время они должны передавать определенные полномочия своим подчиненным.

9. Скалярная цепь – должна быть ясной цепь команд в организации сверху – вниз, чтобы эффективно организовывать потоки информации.

10. Порядок – рабочие и материалы должны быть в нужное время и в нужном месте.

11. Равенство и справедливость – отношение ко всем работникам как к равным и с уважением.

12. Стабильность персонала – организации должны стремиться к достижению долговременных соглашений с их работниками.

13. Инициатива, обдумывание и выполнение плана – разрешение рабочим развивать и выполнять их собственные планы действий, чтобы решать проблемы на рабочем месте. Это ведет к наиболее полной реализации их способностей.

14. Корпоративный дух.

Школа человеческих отношений – впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Исследования проведенные американским ученым А. Маслоу, показали, мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением з/п, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

Современная зарубежная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями.

Рассмотрим основные из них.

Мери Паркер Фоллет (1868-1933) – была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Она утверждала, что иерархическое различие между менеджерами и подчиненными делает неясным естественное партнерство между трудом и управлением. Считала, что управленческое лидерство не должно устанавливаться в соответствии с традиционными линиями власти, а на основе превосходящего значения и способностей менеджера.

Оливер Шелдон (1894 - 1951) – делал упор на социальное обязательство бизнеса относится к рабочим уважительно. Он настаивал на необходимости предпринимать усилия по использованию новых технических достижений не только для увеличения производительности и дохода, но и для улучшения общего благополучия.

Честер Бернард (1886 - 1961) – поднимал вопрос о том, что потребности и цели организации бизнеса должны быть сбалансированы с потребностями и целями отдельных членов организации.

Основным заданием этой школы является обеспечение руководителей информационной базой, необходимой для принятия решения. Представители инженерных наук, математики, статистики, сделали весомый вклад в развитие количественной школы

Существенно влияет и процесс компьютеризации.

Проблемы количественной школы чаще всего связывают исследованием операций (проектированием и функционированием систем), процессами разработки и принятия управленческих решений, построением информационных систем.

Представители:

- Г.Саймон,

- Р. Аккоф

- Д. Вудворт

- Д. Томсон.

- Н. Лоуренс

Исследования в рамках количественной школы предусматривает реализацию определенных действий (процедур):

1. Выявление операционной проблемы

2. Разработка модели ситуации, которая упрощает реальность и предоставляет ее абстрактно

3. Назначение переменным модели количественных значений с целью описания каждого изменения и связей между ними.

Характеристики количественной школы:

1. Внимание – принятие решений

2. Критерий – Экономическая эффективность

3. Использование - формализованных математических моделей.

4. Необходимость использования компьютера.

 

Управленческая научная школа получила развитие вследствие широкого применения количественного анализа при решении военных и логических проблем.

Школа науки управления характеризуется следующими направлениями:

1. Упор на принятие решения – сосредоточение на эффективности производственного процесса.

2. Использование количественных моделей – упор на исследовании математических моделей, прежде всего в планировании и процессе принятия решений.

3. Использование компьютеров.

4. Эволюция эффективности – разработаны методы для оценки эффективности моделей в свете таких факторов, как окупаемость вложений, производственный доход и экономия затрат.

Компьютеры и количественный анализ сделали возможным оценивать эффект многих переменных величин, которые прежде не учитывались.

Управление рассматривается как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления. Анри Файоль, которому предписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, контролировать и координировать». Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, переговоры, заключение сделок и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.