Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивные теории личности




Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола cognoscere — знать. Психологи, сплотившиеся вокруг этого под­хода, утверждают, что человек — это не машина, слепо и меха­нически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно боль­шее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать пробле­мы, встающие перед ним каждую минуту. Швейцарский психо­лог Жан Пиаже (1896—1980), поставив перед собой задачу выяс­нить, каким образом человек познает реальный мир, изучал за­кономерности развития мышления у ребенка и пришел к выво­ду, что когнитивное развитие представляет собой результат по­степенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоян­ных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем5 что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последовательности, причем некоторые прохо­дят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной си­стемы, опыта обращения с различными предметами и таких со­циальных факторов, как язык и воспитание.

Когнитивные теории личности исходят из понимания че­ловека как «понимающего, анализирующего», поскольку чело­век находится в мире информации, которую надо понять, оце­нить, использовать. Поступок человека включает три компо­нента: 1) само действие, 2) мысль, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, т. к. мысли и чувства были ины­ми. Субъективная интерпретация ситуаций есть более истин­ный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Разные люди по-разному «видят», интерпрети­руют ситуации, в которых они действуют. Оказавшись в реаль­ной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок (бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитив­ная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, т. к. сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других.

После реакции человек в той или иной степени осуществ­ляет субъективный анализ своего поведения, степени его ус­пешности, на основе чего осуществляет необходимую коррек­цию кли делает какие-то выводы на будущее.

Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального пове­дения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуаци­онных и межличностных факторов, а не диспозиционными устойчивыми личностными особенностями человека («он все­гда такой»), напротив, даже хорошие люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуа­циях. Ситуации создают потенциальные силы, способствую­щие актуализации или препятствующие реализации намерения, планов, отношений человека. Находя или создавая соответству­ющий — удобный — канал ситуационных явлений, можно до­биться кардинального изменения поведения людей за счет манипулирования отдельными частными характеристиками си­туации, и наоборот, не найдя такого, можно безрезультатно потратить много усилий, организуя внешнее воздействие на людей.

Психолог Эллис считает, что неправильное поведение че­ловека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, порождаемыми «активизирующей ситуацией». В этом случае необходимо анализировать вместе с человеком ситуацию, в которой он оказался, и выводы, которые он из нее извлек. В задачи терапевта входит изучение мыслительных процессов клиента и доведение до его сознания иррациональных момен­тов, содержащихся в его мыслях. Выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску но­вых действенных решений. Таким образом, неадаптивные формы поведения мало-помалу будут замещаться новыми, бо­лее эффективными формами, т. е. модификация мыслей при­водит к изменению поведения.

Американский психолог А. Бек указывал, что «то, как люди думают, определяет — что они чувствуют и как действуют». Патологические эмоциональные состояния и неадекватное по­ведение есть результат «неадаптивных» когнитивных процес­сов, поэтому цель когнитивной терапии заключается в «моди­фикации дисфункциональных убеждений и ошибочных'способов переработки информации».

Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллек-туальныхили мыслительных процессов на поведение человека. Джордж Келли (1905—1966) — один из основателей этого на­правления, считал, что любой человек — это своеобразный ис­следователь, стремящийся понять, интерпретировать, предви­деть и контролировать мир своих личных переживаний, дела­ющий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий пред­положения о будущем. И хотя объективная реальность суще­ствует, но разные люди осознают ее по-разному. Келли пола­гал, что люди воспринимают мир при помощи четких сис­тем или моделей, называемых конструктами. Личностный конструктэто идея или мысль, которую человек исполь­зует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действителыюсти в терминах схожести и контраста. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, 3 вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру.

 

ВОПРОС 108




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.