КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Строение стенки сердца
СИСТЕМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы. 1) Основной обмен у детей по сравнению со взрослыми находится: а) на одинаковом уровне; б) более низком уровне; в) более высоком уровне. 2) Общий суточный расход энергии у мальчиков по сравнению с девочками: а) больше; б) меньше; в) такой же. 3) Потребность в белках у растущего организма по сравнению со взрослыми: а) такая же; б) ниже; в) выше. 4) В результате расщепления жиров образуется: а) глюкоза; б) нуклеотиды; в) аминокислоты; г) глицерин и жирные кислоты. 5) При окислении 1г углевода выделяется: а) 17кДж; б) 39кДж; в) 10кДж. 6) Авитаминоз возникает при… а) избытке витаминов в пище; б) продолжительном пребывании на солнце; в) отсутствии в пище витаминов; г) питание растительной пищей. 7) Энергия, поступившая с пищей, расходуется на… а) рост; б) рост и дыхание; в) дыхание; г) рост, дыхание и другие процессы. 8) Питательные вещества выполняют функции… а) строительную; б) энергетическую; в) двигательную; г) транспортную. 9) Слюнные железы принимают участие в расщеплении… а) белков; б) жиров; в) углеводов; г) белков и углеводов 10) Недостаток витамина D приводит к заболеванию…. а) рахитом; б) цингой; в) анемией; г) бери-бери. 11) Общее число молочных зубов у детей в среднем составляет…. а) 20; б) 24; в) 16; г) 28. 2. Установите соответствие:
3. Какие нарушения в организме человека связаны с недостатком (гиповитаминозом) указанных в левой колонке витаминов:
Цель: выяснить роль сердечно-сосудистой и дыхательной систем в обеспечении жизнедеятельности организма. Изучить строение органов дыхания и кровообращения в связи с выполняемыми функциями. Раскрыть вредное влияние никотин и алкоголя на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Выявить роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Оборудование: таблицы «Строение сердца», «Схема кровообращения», «Работа сердца», «Дыхательная система». Вопросы для теоретической подготовки: 1. Значение сердечно-сосудистой системы. 2. Сердце, его строение, возрастные особенности. 3. Проводящая система сердца. Сердечный цикл. 4. Большой и малый круги кровообращения. 5. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца. 6. Строение сосудов (вены, артерии, капилляры).
7. Причины движения крови по сосудам. 8. Кровяное давление, частота сердечных сокращений и их возрастные особенности. 9. Понятие о группах крови и резус-факторе. 10. Понятие дыхание. 11. Возрастные особенности органов дыхания. 12. Газообмен в легких и тканях. 13. Дыхательные движения. 14. Частота, глубина, ритм и типы дыхания. 17. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. 18. Гигиена сердечно-сосудистой и дыхательной систем. К сердечно-сосудистой системеотносятся сердце и кровеносные сосуды. Эта система выполняет функции транспорта крови, а вместе с нею питательных веществ и энергетических материалов к органам и тканям. От органов и тканей по кровеносным сосудам с кровью транспортируются продукты обмена веществ. Сердце представляет собой полый мышечный орган, имеющий форму конуса (рис. 14). Сердце лежит в грудной полости позади грудины. 2/3 сердца находится слева, 1/3 - справа. Масса сердца составляет 1/200 общего веса тела или около 300 г. Широкое основание сердца направлено вверх и кзади, а узкая верхушка - вниз, кпереди и влево. Рис. 14. Строение сердца: а – внешний вид (1 – плечеголовной ствол; 2 – левая общая сонная артерия; 3 – левая подключичная артерия; 4 – дуга аорты; 5 – легочный ствол; 6 – левые легочные вены; 7 – левое ушко; 8 – передняя продольная борозда; 9 – левый желудочек; 10 – верхушка сердца; 11 – правый желудочек; 12 – правое предсердие; 13 – правое ушко; 14 – венечная борозда и правая венечная артерия; 15 – восходящий отдел аорты; 16 – верхняя полая вена); б – внутреннее строение (1 – левый предсердно-желудочковый (митральный) клапан; 2 – сосочковые мышцы; 3 – левый желудочек; 4 – правый желудочек; 5 – правый предсердно-желудочковый (трехстворчатый) клапан; 6 – венечные артерии; 7 – легочный ствол; 8 – верхняя полая вена; 9 – аорта; 10 – левое предсердие; 11 – полулунные заслонки клапана аорты; 12 – легочные вены) Стенка сердца состоит из трех слоев (табл. 4). Сердце разделено продольной перегородкой на правую и левую половины, которые не сообщаются между собой. В левой половинесердца находится артериальная (кровь, обогащенная кислородом, алого цвета), а в правой половине- венозная кровь (обогащенная углекислотой, темно-вишневого цвета). Каждая половина сердца включает предсердие и желудочек. Таким образом, сердце имеет четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Каждое предсердие сообщается с желудочком посредством предсердно-желудочкового отверстия.
Таблица 4
В правое предсердие поступает венозная кровь от всех частей тела по двум самым крупным венам: верхней и нижней полым венам. В левое предсердие поступает артериальная кровь от легких по четырем легочным венам. Из правого желудочка выходит легочный ствол, по которому венозная кровь поступает в легкие. Из левого желудочка выходит аорта, несущая артериальную кровь ко всем органам. Клапанный аппарат сердца и крупных кровеносных сосудов. Между предсердиями и желудочками находятся створчатые клапаны. Они представляют собой складки эндокарда, которые закрывают предсердно-желудочковые отверстия. Клапан между правым предсердием и правым желудочком имеет три створки и называется трехстворчатым. Клапан между левым предсердием и левым желудочком состоит из двух створок и называется двухстворчатым или митральным. С помощью сухожильных нитей края створок клапанов соединены с мышцами стенок желудочков, что не позволяет им выворачиваться в сторону предсердий, и препятствует обратному току крови. Около отверстия аорты и отверстия легочного ствола также имеются клапаны в виде трех карманов, открывающихся по направлению течения крови в этих сосудах. Это полулунные клапаны, названные так из-за своей формы. При уменьшении давления в желудочках эти клапаны заполняются кровью, их края смыкаются и закрывают просветы аорты и легочного ствола, что препятствует обратному току крови.
Значение клапанов:обеспечение однонаправленного тока крови. Сосуды сердца. Сердце получает артериальную кровь из двух венечных (коронарных) артерий: левой и правой. Обе они начинаются от аорты и оплетают сердце по средней линии. Во всех слоях стенки сердца артерии делятся на более мелкие и, в конечном итоге, образуют капиллярную сеть. По уровню кровоснабжения сердце занимает второе место среди органов в организме (после головного мозга). Работа сердца. Сердце работает как насос, создавая постоянную разность давлений между артериями и венами. Причиной движения крови по сосудам является именно разность давлений, создаваемая сердцем. При нормальной частоте сокращений сердца (70 ударов в минуту) полный цикл сердечной деятельности (сердечный цикл) продолжается 0.8 сек (табл. 5). Таблица 5
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |