КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическая и политическая среда международного маркетингаМаркетинга Международного Среда Вопросы для самопроверки 1. Чем обусловливается появление потребности в международном маркетинге? 2. Какова сущность международного маркетинга и этапы перехода фирм к нему? 3. Что характеризует работу на международных рынках? 4. Какие вопросы должна решать фирма при выходе на внешние рынки? 5. Каковы мотивы интернационализации предприятия и их приоритетность для российских фирм? 6. В чем состоит сущность глобализации экономики и интернационализации фирмы? 7. Как изменяются экономические характеристики предприятия по этапам интернационализации? 8. В каких организационных формах может функционировать предприятие на международных рынках? 9. Каковы основные тенденции в развитии транснациональных компаний в настоящее время, и как это отражается на экономике России?
10. Чем отличаются глобальные и мультинациональные компании? 11. Какие существуют стили поведения фирм на международных рынках и в чем их отличие? Глава Выход фирмы на зарубежный рынок всегда требует серьезного анализа маркетинговой среды, т. е. всего того, что будет воздействовать на фирму прямо и непосредственно или косвенно. В ходе анализа возможно даже ранжирование стран по благоприятности условий для выхода, что позволяет ответить на вопросы ♦ Можно ли выходить на данный рынок в данное время? ♦ Какая форма внешнеэкономической деятельности более эффективна? ♦ Какие виды внешнеэкономических рисков возникают? ♦ Какие факторы ухудшают условия существования зарубежных фирм в данной стране? Ответы на эти вопросы дает изучение факторов зарубежной окружающей среды. При этом необходимо исследовать по возможности весь круг факторов, которые формируют маркетинговую среду, так как чем глубже проведен анализ, тем меньше неожиданных барьеров для бизнеса может возникнуть, а следовательно, уменьшается внешнеэкономический риск. В-процессе исследования среды сначала систематизируются факторы, а затем исследуются их основные группы. Процесс исследования среды может включать следующие этапы: систематизация факторов внутренней и внешней среды в международном маркетинге; политические факторы и факторы государственного регулирования экономики, правовые, экономические, социально-культурные факторы и пр. Глава 2 • Среда международного маркетинга Специфика изучения среды международного маркетинга состоит в систематизации и анализе факторов внешней среды страны фирмы партнера по бизнесу. От того, насколько методически правильно и глубоко будут рассмотрены эти вопросы, зависит точность оценки маркетинговых опасностей и возможностей, связанных с внешней средой, что в свою очередь во многом определит адекватность действий фирмы на внешнем рынке и, как результат, — конечный успех ее деятельности в области международного маркетинга. Комплексный анализ среды международного маркетинга предполагает построение системы факторов, которые в совокупности характеризуют основные воздействия среды на деятельность фирмы в области международного маркетинга [1,3,32,50,55,62,64,68,83,105,107]. Факторы среды, влияющие на деятельность фирмы в области международного маркетинга приведены в табл. 2.1. С точки зрения возможности контроля фирмы над факторами маркетинговой среды последние делятся на контролируемые и неконтролируемые. К контролируемым факторам относятся две группы факторов: инструментарий маркетинга и контролируемые факторы внешней национальной среды. Инструментарий маркетинга включает товар, цену, продвижение и распределение. Фирма сама определяет, с каким товаром она может выйти на зарубежный рынок, будет ли этот товар не адаптированным или адаптированным к местным условиям или новинка, каких затрат это потребует и какой уровень цен на товар можно установить, а отсюда, и какой доход можно получить. В ходе маркетингового анализа выявляются наиболее эффективные коммуникации, с помощью которых будет осуществляться продвижение товара, т. е. реклама, формы, способы и методы реализации, а также каналы распределения, т. е. сама ли фирма или какие посредники будут осуществлять доставку и реализацию продукции. Во всех этих вопросах фирма может основываться как на собственном опыте, так и на наиболее эффективных, проверенных формах международных операций. К контролируемым факторам внешней национальной среды относятся: ♦ финансово-экономические (это прежде всего издержки производства, затраты на рекламу, уровень рентабельности и пр.); ♦ производственно-технологические (используемая техника, применяемые технологии, приобретение лицензий и т. п.); ♦ организационные (например, организационная структура фирмы). Экономическая и политическая среда международного маркетинга 49 Таблица 2.1 Факторы международной маркетинговой среды
Чтобы осуществлять внешнеэкономическую деятельность эффективно, фирма должна контролировать эти факторы. В то же время она сама определяет, например, какую технику поставить в филиале, какая будет в нем организационная структура и т. п, К неконтролируемым факторам относятся те факторы отечественной и зарубежной среды, которыми фирма управлять не может, но она должна их изучать и адаптироваться к ним. Если фирма работает только на внутреннем рынке, ей необходимо учитывать факторы национальной или отечественной окружающей среды. К ним относятся: ♦ экономические факторы, например денежная масса, ссудный процент, система налогообложения, бюджетная политика и т. д.; • ♦ конкуренция, т. е. рыночные структуры, формы власти над рынком; ♦ политико-правовые факторы, прежде всего действующие в стране законы о предпринимательстве, методы государственного регулирования экономики; Глава 2 • Среда международного маркетинга ♦ Прочие факторы, которые включают научно-технологические, де Все эти факторы могут как создавать благоприятные условия для фирмы, так и оказывать негативное влияние, ухудшая ее финансово-экономические результаты. При выходе на внешний рынок фирме приходится учитывать факторы, действующие и внутри собственной страны, и страны фирмы-партнера по бизнесу. При этом необходимо исследовать и влияние первой группы факторов на вторую. Например, при ухудшении отношений между двумя странами на деятельность фирм накладываются политические, экономические и даже правовые ограничения. К факторам зарубежной окружающей среды относятся следующие: ♦ политические и факторы государственного регулирования; ♦ правовые; ♦ экономические; ♦ социально-культурные; ♦ прочие, в том числе научно-технологические, демографические, природно-географические. Необходимо учитывать, что такое деление условно, так как факторы взаимосвязаны, взаимообусловлены, часто действуют одновременно. Поэтому не всегда легко определить, какой из факторов оказывает наибольшее влияние, установить границы их воздействия. Тенденции развития современного мирового рынка, интернационализация производства привели к изменению международной маркетинговой среды, к которой относятся вышеперечисленные факторы. Появились унифицированные правовые нормы, созданы международные организации, осуществляющие координацию деятельности предприятий. На отдельных мировых рынках создана единая валютная система, единый фондовый рынок. Все это создает возможности для развития внешнеэкономической деятельности фирм. Но в то же время государства стремятся защитить национальную экономику от иностранной конкуренции, в результате появляются новые барьеры, которые или ухудшают условия пребывания на зарубежном рынке или делают его непривлекательным. Экономические факторы внешней среды. Поиску фирмой новых рынков в иных государствах должны предшествовать изучение и анализ экономической среды страны-партнера по бизнесу. Экономическая и политическая среда международного маркетинга 51 Для характеристики экономической среды целесообразно использовать три блока: ♦ общая характеристика типа экономической системы и модели рыночной экономики; ♦ результаты функционирования экономики страны-партнера по бизнесу; ♦ основные рыночные показатели. Первый блок. Общая характеристика типа экономической системы и модели рыночной экономики. Тип экономической системы определяется в зависимости от спо- соба ответа на вопросы: что, как, для кого и сколько производить? В результате выделяется традиционная, рыночная, командная экономика. В соответствии с состоянием развития производительных сил и производственных отношений экономические системы делятся на на-турачьную форму хозяйства и товарную (рыночную) экономику. Современное рыночное хозяйство делится на социальное рыночное хозяйство, смешанную экономику, корпоративную экономику. Это деление осуществляется по следующим критериям: целевая направленность государственных программ, учет принципов регулирования экономики, размер доли государственного сектора в экономике. В рыночной экономике различают различные модели, которые сформировались под воздействием особенностей географического положения, наличия природных ресурсов, условий развития, традиций, социальной направленности и т. п. В результате различают американскую, японскую, немецкую, шведскую, южнокорейскую и другие модели. Главными чертами американской модели являются незначительный удельный вес государственной собственности, минимальное государственное регулирование экономики, развитие мелкого, среднего и крупного предпринимательства, высокий уровень заработной платы и высокий уровень жизни населения. Японская и близкая к ней немецкая модели основаны на развитии крупных предприятий, высоком уровне государственного воздействия, государственном планировании и прогнозировании, незначительной дифференциации общества, социальной направленности экономики (в Японии — еще и на пожизненном найме работников). Уровень развития экономики и ее отраслевая структура определяют важнейшую рыночную характеристику — покупательную способность населения. Глава 2 • Среда международного маркетинга Ф. Котлер для характеристики экономической среды рекомендует рассматривать 4 типа экономических систем в зависимости от отраслевой структуры [47]: ♦ экономические системы, обеспечивающие существование. В них подавляющее большинство занято примитивным сельским хозяйством, основная часть продукции потребляется, а излишки обмениваются на основные товары и услуги. В подобных экономических условиях возможности для торговли ограничены; ♦ экономические системы, экспортирующие природные ресурсы Такая страна обычно богата отдельными видами природныхресур-сов, экспорт которых являе гея основной статьей дохода. Страны с сырьевой экономикой представляют собой емкий рынок для горнодобывающего оборудования,его хранения и транспортировки. В зависимости от числа иностранцев, проживающих на территории такой страны, а также состоятельных местных жителей и землевладельцев может существовать значительный потенциал спроса на «западные» товары и предметы роскоши; ♦ экономические системы, для которых характерна развивающая промышленность. В таких странах доля промышленного производства составляет 10-20 % валового внутреннего продукта (Индия, Египет, Филиппины). В них рост производства \ величивает импорт сырья и машиностроительного оборудования и сокращает ввоз готовой продукции (одежды, бумаги, продуктов питания). С развитием промышленности возникает новый класс богатых людей и небольшой, но растущий средний класс. Представителям обоих классов требуется совершенно новые товары, некоторые из них могут поступать в страну только за счет импорта; ♦ индустриальные экономические системы. Страны с индустриальной экономикой — основные экспортеры готовой продукции и капитала. Они покупают друг у друга промышленные товары, а также экспортируют их в обмен на сырье и полуфабрикаты. Обширная и разнообразная производственная деятельность и большая прослойка среднего класса делают эти страны богатым рынком сбыта всех типов товаров. В международном маркетинге для оценки перспективной покупательной способности в зависимости от уровня доходов населения выделяют четыре типа стран: ♦ страны с низким уровнем доходов (ВНП на душу населения со Экономическая и политическая среда международного маркетинга 53 тан, Вьетнам, Замбия, Индия, Нигерия, Чад; бывшие республики СССР — Азербайджан, Армения, Туркмения, Таджикистан и др.; ♦ страны с доходами ниже среднего уровня (от 785 до 3125 долл.): Алжир, Болгария, Грузия, Египет, Иран, Ирак, Китай, Латвия, Литва, Россия и пр.; ♦ страны с доходами выше среднего (от 3126 до 9655 долл.): Аргентина, Бразилия, Венгрия, Польша, Словакия, Турция, Чехия, Эстония и т. д.; ♦ страны с высокими доходами (свыше 9655 долл.): Австрия, Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, США, ФРГ, Франция, Швеция, Швейцария, Япония и т. д. Второй блок характеризует результаты функционирования экономики страны-партнера по бизнесу (или интересующей страны), так как они позволяют проанализировать экономические условия для бизнеса. Для этого необходимо рассмотреть динамику и последние данные об уровне основных макроэкономических показателей. Чем выше уровень развития иностранного государства, тем более развита конкуренция, больше барьеров на выход и хуже экономические перспективы фирмы, входящей на рынок. Основным обобщающим показателем уровня развития страны и уровня благосостояния является валовой национальный продукт. Этот показатель, определенный по секторам, отраслям, экономическим регионам, дает представление о развитии элементов экономики, а также позволяет определить возможность, необходимость и даже затраты на проникновение в эти сферы. Темпы изменения ВНП характеризуют, на какой стадии цикла находится экономика. Так, прирост ВНП на 6 % в год в высокоразвитых странах говорит о функционировании экономики на «перегреве», т. е. о состоянии бума, вслед за которым последуют спад и кризис. Выход в этих условиях на рынок данной страны, с одной стороны, может быть затруднен мерами государственного протекционизма, с другой стороны, опасен, так как может принести большие убытки, поскольку в период спада потребление падает, а на рынках (и в производстве) накапливаются излишки товарно-материальных ценностей. Другим показателем является национальный доход. Он характеризует все совокупные доходы нации и их долю в общем объеме дохода (зарплату, прибыль, процент, ренту, доходы от собственности). Чем выше доходы, тем выше уровень потребления домашних хозяйств и больше их претензии к качеству товаров, их разнообразию и пр. Уровень дохо- Глава 2 * Среда международного маркетинга дов характеризует и общие возможности для развития национальной экономики (за счет роста сбережений и инвестиций) Для оценки уровня доходов отдельных групп необходимо анализировать не только номинальные показатели, но и реальные. Реальный доход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальный доход. Чтобы определить реальный доход, надо подсчитать индекс цен, т. е. изменение цены так называемой «потребительской корзины» в текущем году по сравнению с базовым периодом. Определяется и стоимость минимальной корзины. Если доходы меньше ее, то данная группа людей живет за чертой бедности. Чем выше уровень дохода и разнообразнее потребление, тем выше уровень жизни населения, т. е. обеспеченность населения промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т. д. Уровень жизни включается в показатель качества жизни, который учитывает и условия труда, его безопасность, возможности интеллектуального развития, культурный уровень, физическое развитие и т. п. Чем выше качество жизни, тем выше будут расходы фирмы, начинающей производственный процесс. К экономическим факторам относятся уровень и структура безработицы. Безработица — это резервная армия труда, из которой предприниматели формируют личный фактор производства Если квалификационная характеристика незанятых не соответствует техническому составу и технологическому уровню данного производства, то найм рабочей силы потребует дополнительных издержек, связанных с поиском или предварительной подготовкой работников. Выходя на внешний рынок, необходимо знать и уровень минимальной зарплаты, и ставки заработной платы различных категорий работников, а также среднюю зарплату по отрасли, формы и системы, применяемые при оплате труда. Отдельно изучаются показатели численности и плотности населения, уровня занятости и безработицы, структура и динамика оплаты труда в интересующем регионе. К макроэкономическим показателям относятся уровень и темпы инфляции, ее характер, антиинфляционные меры, применяемые правительством. Инфляция — это один из показателей экономической нестабильности. Она обесценивает вложенный капитал и получаемый доход, искажает структуру экономики (в отдельных отраслях наблюдается резкий спад, в других — ценообразующих — получают дополнительный, незаработанный доход путем перехвата части чужого дохода через инфляционный налог), ухудшается качество товаров, обедняется ассортимент Экономическая и политическая среда международного маркетинга 55 продукции. В условиях галопирующей и особенно гиперинфляции нарушаются традиционные связи между предпринимателями, возникают неадекватные рыночному хозяйству формы расчетов (такие, как 100 % предоплата, бартер, натуральные формы оплаты, например фермер оплачивает мясом, мукой и другой продукцией орудия труда, удобрения, услуги и т. д.). Темпы инфляции свыше 10 % не оказывают стимулирующего воздействия на расширение производства, ухудшают условия получения кредита, требуют увеличения доходности корпоративных ценных бумаг, что ухудшает финансовые результаты деятельности фирмы. Инфляция тесно связана с валютным курсом, т. е. ценой единицы национальной валюты, выраженной в единицах иностранной валюты. Например, если инфляция увеличивается теми же темпами, какими падает валютный курс, то цена, которую платят иностранцы за экспорт из страны, при прочих равных условиях не изменится. Если же обменный курс не меняется в такой же мере, в какой инфляция заставляет фирмы повышать цены, то местные компании не смогут конкурировать на международных рынках. В целом же инфляция ослабляет курс валют и дестабилизирует страну в политическом отношении. Особому изучению и тщательному анализу в области международного маркетинга подлежит валютная система страны как один из важнейших факторов, влияющих на результаты деятельности компании на внешнем рынке. Валютная система — это совокупность денежно-кредитных отношений, сложившихся в результате развития мирового рынка и интернационализации хозяйственной жизни и закрепленных в международном праве. В международном бизнесе необходим тщательный анализ двух основных элементов валютной системы: обменного или валютного курса и конвертируемости валюты. Валютный курс оказывает существенное влияние на все основные направления деятельности фирмы, занимающейся внешнеэкономической деятельностью, и прежде всего на рыночную деятельность. Валютный курс влияет на величину спроса на продукцию фирмы как в своей стране, так и за рубежом. Снижение курса национальной валюты приводит к удорожанию импортных товаров и делает экспорт более выгодным. И наоборот, при высоких темпах инфляции, когда экспорт становится слишком дорогим, страна может принудительно понизить курс своей национальной валюты для сохранения конкурентоспособности своих Глава 2 • Среда международного маркетинга товаров. Так, например, в результате понижения курса мексиканского песо подешевевшие мексиканские товары повлияли на экспортеров из других стран: эти товары наводнили рынок Аргентины и отняли часть этого рынка у итальянских экспортеров, тем самым отрицательно подействовав на экономику Италии. Также примером влияния на рынок изменения курса валют может служить проблема, с которой столкнулись из-за резкого роста цены йены в 1986 и 1987 гг. японские автомобильные фирмы, продающие свою продукцию в США. В данном случае в результате роста курса йены преимущества более низкой японской себестоимости иссякли, следовательно, цены на продукцию пришлось повышать, а прибыльность сокращать ради сохранения конкурентоспособности. Что_касаелхя конвертируемости валюты, то этот показатель в международном маркетинге определяет затруднения, которые могут возникнуть при обмене одной валюты на другую. Неконвертируемость ино-, странной валюты может стать огромной проблемой для фирмы, действующей за рубежом. Такая проблема, например, возникла в недавнем прошлом в СССР у фирмы «Пицца Хат», которая могла накопить значительную рублевую прибыль, но не могла конвертировать ее в доллар и вывезти из страны. Полная конвертируемость означает, что правительство позволяет как гражданам страны (резидентам), так и нерезидентам приобретать неограниченные суммы любой иностранной валюты за внутреннюю валюту. Каждое правительство может само определять ограничения, влияющие на доступность или стоимость валютного обмена либо приводящие к необоснованным задержкам, т. е. само определять конвертируемость своих денег. Для осуществления международных операций необходимо, чтобы валютный курс был единым и стабильным. На практике такие ситуации возникают редко. Об ычно страны поддерживают режим нескольких валютных курсов. В результате они используют специальные курсы для определенного типа валютных операций. Перед началом международных операций фирмам необходимо изучить, для каких из них установлен неблагоприятный (завышенный) курс. Нужно иметь в виду и то, что между курсом покупки и курсом продажи иностранной валюты всегда существует узаконенный разрыв, что снижает доходность внешнеэкономических операций при переводе прибыли в иностранную валюту (для страны, где проводятся операции). Следовательно, изменение валютного курса приводит к появлению валютных рисков, последствия которых могут характеризоваться. ♦ вероятностью потерь из-за изменения валютного курса; Экономическая и политическая среда международного маркетинга 57 ♦ неопределенностью перспектив ведения внешнеэкономических операций; ♦ неопределенностью размеров прибыли и возможностей ее передвижения; ♦ вероятностью обесценивания капитала (инвестиций). Важным показателем внешнеэкономической деятельности является платежный баланс. Платежный баланс — это учет всех поступивших из-за границы и произведенных субъектами национальной экономики за границей платежей за определенный период. Наиболее важной частью платежного баланса является текущий платежный баланс, т е экспорт товаров минус импорт товаров и услуг. Превышение импорта над экспортом характеризует дефицит платежного баланса Напротив, превышение экспорта над импортом формирует активное сальдо баланса В развивающихся странах наблюдается дефицит платежного баланса, для ликвидации дисбаланса внешнеторговых платежей эти страны вынуждены увеличивать экспорт и ликвидировать основные экономические диспропорции. Страны, имеющие активное сальдо платежного баланса, обычно достаточно удовлетворены своим положением Однако в последнее время страны с большим активным сальдо, например Тайвань и Япония, стали испытывать давление со стороны других стран, которое вынуждает их открывать свои рынки и стимулировать потребление с целью уменьшить размер активного баланса. Важным моментом является и то, за счет чего достигается активное сальдо баланса. В России, например, оно формируется в основном за счет экспорта энергоносителей и сырья. Доля такой продукции увеличилась с 51,1 % в январе 1999 г. до 61,5 % в январе 2000 г. В платежном балансе присутствует счет операций с капиталом и финансовыми инструментами. Эта часть показывает, привлекательным ли является размещение инвестиций в данную экономику. Существенное влияние на деятельность компании на внешнем рынке оказывает высокая государственная задолженность. В условиях высокого государственного долга страны ищут различные способы его погашения,.^ том числе и за счет снижения темпов экономического роста, что может оказать отрицательное воздействие на сбытовые возможности фирм. Что касается России, то по состоянию на начало 1999 г. внешний долг России составил 150,8 млрд долл., со своей стороны иностранные государства должны ей 140 млрд долл. [74] При этом следует иметь в виду Глава 2 • Среда международного маркетинга качественное различие этих двух сумм. Основную массу невозвращен-ных России кредитов составляют долги развивающихся стран за военные закупки в бывшем СССР; получение этого долга в полном объеме маловероятно из-за отсутствия у стран-должников возможностей их оплаты. Что же касается российской задолженности, то она почти целиком состоит из кредитов, предоставленных развитыми странами в СКВ. Рост задолженности объясняется двумя причинами: невыплатой процентов по долгу СССР и ростом собственного российского долга в связи с новыми займами. При рассмотрении экономических факторов внешней среды следует проанализировать интересующую сферу бизнеса, ее уровень развития, особенности и перспективы. Это предполагает исследовать: ♦ наличие ресурсов (сырья, материалов, энергии, трудовых ресурсов и т. п.) для развития производства; ♦ уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей данную сферу, в том числе транспорт, сбытовую сеть, коммуникации, информационную обеспеченность; ♦ наличие консультационных фирм в области экономического анализа, маркетинга, научно-экономической области и пр. Анализируя экономические факторы, фирмам следует опираться на рейтинги стран, определяемые различными исследовательскими центрами. Интересен в этом отношении рейтинг стран с переходной экономикой, который приведен центральноевропейским экономическим обозрением (за 1998 г. и прогноз на 1999 г.). В качестве показателей использовались: экономический потенциал (рост ВВП, инфляция), платежный баланс, деловая этика, интеграция в мировую экономику, рынок ценных бумаг, законность, стабильность цен, производительность труда, политическая стабильность, инвестиционный климат. В соответствии с этими показателями первое место поделили Венгрия и Словакия, на третьем месте Польша, далее Чехия, Эстония. Россия в 1998 г. была на 9-м месте. Необходимо отметить, что иногда рейтинги строятся по непроверенным данным или на основе прогнозов, что приводит к искажению итогов. Так, в вышеупомянутом рейтинге на 1999 г. прогнозировался спад в российской экономике (в размере 4,6 % ВВП) при высоком уровне галопирующей инфляции (156,8 %). На самом деле в 1999 г. произошел перелом, вследствие которого наблюдался хоть и незначительный, но экономический рост, а инфляция составила 36,5 %. В итоге этого определенное для России 22-23-е место не соответствует истинному положению дел. Экономическая и политическая среда международного маркетинга 59 Анализ экономических факторов 1 -го и 2-го блоков дает фирме лишь общее представление о стране-партнере по бизнесу. Самым же главным является анализ 3-го блока экономических факторов. Третий блок факторов включает основные рыночные показатели, характеризующие: ♦ состояние спроса и предложения; ♦ емкость рынка; ♦ доступность рынка; ♦ потенциал рынка; ♦ уровень цен; ♦ состояние и структуру конкуренции, в том числе анализ конкурентных преимуществ на различных уровнях; ♦ состав возможных поставщиков, потребителей, посредников; ♦ требования к качеству, безопасности, рекламе, упаковке, маркировке; ♦ циклические и долгосрочные колебания спроса и предложения и др. Эти показатели позволяют определить стратегию и тактику фирмы, выходящей на зарубежный рынок. Политические факторы и принципы государственного регулирования. Стратегия в области международного маркетинга прежде всего определяется политическим состоянием в стране партнера по бизнесу. Часто именно от стабильности политической ситуации зависит результат внешнеэкономической деятельности фирмы, а иногда и сама возможность выхода на зарубежный рынок. Неслучайно этот фактор включается в показатели, определяющие рейтинг популярности страны. Политическая стабильность в международном маркетинге характеризуется предсказуемостью внешней политики в стране бизнес-партнера. Политическая стабильность определяется устойчивостью политического режима, социально-политического курса при приходе к власти новых партий, новых руководящих звеньев (правительств), так как изменение этих факторов может привести к появлению барьеров для осуществления предпринимательской деятельности зарубежными фирмами, ухудшению экономических результатов работы. Это связано с тем, что предпринимательская деятельность, особенно за рубежом, сопряжена с риском. В широком смысле риск означает вероятность того, что произойдет событие, которое неблагоприятно скажется на прибыли или положении фирмы на зарубежном рынке. К рискам, определяемым политическими факторами и факторами государственного регулирова- Глава 2 • Среда международного маркетинга ния, относятся: страновой, несоответствия, валютный, финансовый, банковский риск [85]. Так, страновой риск включает в себя: ♦ риск потери собственности (в случае национализации); ♦ риск потери на возмещении инвестиций иностранным инвесторам в случае введения ограничений на внешнеэкономическую деятельность и экономические связи с иностранными партнерами; ♦ риск ограничения доступа на рынок; ♦ риск введения обязательных преференций, т. е. создания предприятий с установленной долей национального и иностранного капитала; ♦ риск невыполнения обязательств со стороны партнера (отгрузить товары, вовремя их поставить, доставить в сохранности, осуществить оплату и др.) по не зависящим от него причинам. Риск несоответствия обусловлен невозможностью быстро и без потерь перестроиться при изменениях в социально-политической системе или в условиях государственного регулирования экономики. Валютныйриск состоит из риска потери дохода при вывозе валюты, так как государство может установить ограничения на конвертацию и вывоз валюты, и риска потерь при изменении курса валют. Так, при девальвации валюты страны-партнера экспортер получает платеж обесцененными деньгами, в то время как импортер несет убытки при ревальвации иностранной валюты (если в ней предусмотрена оплата контрактного договора). Валютный риск возрастает при купле-продаже готовых изделий, осуществляемых в кредит, с рассрочкой платежа, так как чем длительнее срок сделки, тем больше вероятность изменений на валютном рынке. Помимо странового и валютного существует банковский риск. Ввиду того что расчеты ло внешнеэкономическим операциям осуществляют через банковскую систему, необходимо отслеживать ее стабильность и надежность банка, который обслуживает осуществление сделки. Естественно, что предприятию сложно оценить надежность иностранного банка. Поэтому следует обратиться за помощью к национальному банку, тем самым уменьшив банковский риск. Финансовый риск возникает, например, при введении повышенных ставок налогообложения для иностранных предприятий, в результате чего уменьшается прибыль от предпринимательской деятельности. Валютный, банковский и финансовый риски существуют и в условиях политической стабильности, но в этом случае все изменения прогно- Экономическая и политическая среда международного маркетинга 61 зируются и больших потерь можно избежать. В условиях же политической нестабильности необходимо проводить превентивные меры за щиты бизнеса, осуществлять управление риском, но все равно возможны крупные потери. В качестве одного из наиболее эффективных способов защиты от риска в международном предпринимательстве применяется страхование. Страхование осуществляется как государственными, так и частными страховыми компаниями. Так, государство США страхует 3/4 экспорта в обязательном порядке. В результате риск практически может быть значительно уменьшен (если застраховать остальные 25 % в частном порядке). Страхование может осуществляться и косвенными методами (без заключения страхового договора). Например, при использовании третьей валюты для расчетов по сделкам или использовании компенсационной сделки, когда в счет платежа предоставляются товарно-материальные ценности (сырье, материалы, сельскохозяйственные товары и т. п.), вывоз которых государство не ограничивает. Одним из самых простых методов хеджирования (страхования) является предусмотренная в договоре «индексация» суммы платежа на изменение курса валюты, а также проведение форвардных и опционных сделок с национальным банком. В последнем случае валютный риск перекладывается на банк. Самым опасным для внешнеэкономической деятельности является вступление страны-партнера в военный конфликт. В этом случае возникают новые формы странового риска, такие как: ♦ риск уничтожения имущества, в результате чего фирма может быть разрушена или прекратит свое существование; ♦ риск гибели или потери здоровья работниками фирмы. Любая небезопасность пребывания работников (и членов их семей) в стране может привести к остановке производства вследствие увольнения работников; ♦ риск переориентации экономики на военные нужды, вследствие чего сырье, энергия, материальные и трудовые ресурсы могут стать полностью (или частично) недоступными предприятиям других сфер и др. Возникает и ценовой риск, который заключается в изменении цен на. продукцию фирмы, сырье, энергию, топливо и т. п. (например, военный конфликт между Ираком и Кувейтом привел к росту цен на бензин). Глава 2 • Среда международного маркетинга Анализ политической ситуации дает возможность определять менее рисковые в данных условиях формы внешнеэкономической деятельности. Чем больше политическая стабильность, тем разнообразнее могут применяться формы такой деятельности: экспорт, создание филиалов и дочерних предприятий, создание совместных предприятий, портфельные вложения инвестиций и пр. При политической нестабильности можно осуществлять тот вид деятельности, который менее уязвим, более защищен правовыми нормами. При анализе политических факторов особое внимание следует уделить отношениям, которые сложились у данной страны с Россией, наличию между ними договоров в различных областях. Необходимо узнать, входит ли государство в политические блоки, какие партии имеют наибольшее влияние в политической и экономической жизни. Все это будет оказывать существенное влияние на бизнес как в настоящее время, так и в будущем. Но даже в условиях разносторонних тесных отношений между странами следует учитывать особенности функционирования чиновничьего аппарата, т. е. какие звенья осуществляют согласование вопросов, принимают то или иное решение, сколько времени для этого требуется. К сожалению, есть страны (к ним относится и Россия), где приходится проходить множество ступеней согласования и принятия решений, вследствие чего время получения необходимых документов может быть значительным (до нескольких месяцев). Необходимо отметить, что не только политические факторы влияют на экономику страны, но и экономическое развитие оказывает существенное влияние на политическую стабильность. Так, замечено, что в период кризисов возрастает политическая нестабильность и, наоборот, в условиях развития (подъема) наблюдается общая стабилизация-(в том числе и политическая). Ухудшение политической ситуации практически всегда приводит к резкому ухудшению экономической жизни. В то же время влияние политических факторов в разных странах в различные периоды времени неодинаковое. Например, в Италии смена правительства (иногда происходящая часто) не приводит к изменению экономической стабильности, в то время как в России любые сообщения в СМИ о возможных перестановках в правительстве приводят к колебаниям валютного курса, росту темпов инфляции, изменению деловой активности. Замечено, что в предвыборный период времени, когда политики становятся осторожнее, ухудшаются условия выхода на рынок зарубежных фирм, усложняется получение лицензий, квот и пр. Экономическая и политическая среда международного маркетинга 63 Поскольку деятельность фирм связана с одним (или несколькими) регионами, необходимо рассматривать политическую обстановку и расстановку сил, существующую в каждом из них. Местные власти, обладающие относительной свободой, могут вводить локальные протекционистские меры, такие как высокие цены на землю или высокие арендные ставки на 1 ед. площади. Поэтому фирма при выходе на рынок данного региона должна познакомиться и с влиянием на принимаемые решения национальных монополий, групп предпринимателей (и их союзов) и отдельных олигархов. Чем больше это влияние, тем реакционнее по отношению к иностранным товарам, капиталам, фирмам будут приниматься решения, несмотря на то что в целом политический климат в стране будет благоприятный. Государственное регулирование — это форма участия государства в экономической жизни, целенаправленный координирующий процесс прямого и косвенного воздействия государства на определенные сегменты экономики с помощью перераспределения ресурсов в целях достижения экономического и социального развития страны. Государственное регулирование осуществляется в двух формах: ♦ свободы торговли, когда государство минимально вмешивается во внешнюю политику, поддерживая лишь баланс спроса и предложения, ♦ протекционизма, т. е. политики защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Протекционизм создает крайне неблагоприятные условия для деятельности предприятий других стран. Он может быть односторонним, двусторонним и многосторонним. Односторонний протекционизм — это когда ограничительные меры (введение квот на импорт, повышенные пошлины на товары и т. п.) вводятся без согласования и консультаций с другой стороной. При двустороннем протекционизме ограничительные меры вводятся двумя сторонами, при многостороннем — несколько стран-партнеров вводят одинаковые ограничительные меры. Протекционизм обычно используется менее развитыми странами против более развитых с целью защиты и обеспечения условий для развития национальных предприятий. Развитые страны также могут использовать отдельные протекционистские меры, хотя основной целью государственного регулирования является создание условий для свободной торговли. Инструменты, которые использует государство при регулировании международных экономических отношений, делятся на прямые и кос- Глава 2 • Среда международного маркетинга венные. Прямые включают административные меры ограничения или запрета импорта (экспорта) товаров, ввоза капитала или ведения предпринимательской деятельности. Так, во многих странах запрещен ввоз наркотиков, в некоторых штатах США не разрешено размещение рекламы табачных изделий, в Англии ограничено размещение игорных домов, магазинов по продаже порнографических товаров и т. д. В международной практике существует понятие «количественные ограничения» — форма регулирования товарного обращения, которая определяет количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту (импорту). К прямым инструментам относятся и квотирование, лицензирование, требования о содержании местных компонентов, условия безопасности товаров, стандарты и пр. Косвенные инструменты — это налоги, цены, тарифы (пошлины), государственные закупки, денежно-кредитная и фискальная политика и ДР- Обычно государство использует не один, а несколько инструментов, которые дополняют и усиливают действие друг друга. Поэтому в международном маркетинге следует учитывать факторы государственного регулирования, которые включают: ♦ регулирование предпринимательской деятельности; ♦ регулирование внешнеэкономической деятельности. Регулирование предпринимательской деятельности основано на законах как национальных, так и страны-партнера, а также законах, действующих в союзах, в которых состоят эти страны. К таким законам относятся основные законы, определяющие предпринимательство (законы об акционерных обществах и других формах организации предприятий, антимонопольные законы, законы о ценах, конкуренции, рекламе и т. д.), о чем будет говориться при анализе правовых факторов. В мировой практике выделяются три способа регулирования внешнеэкономической деятельности: ♦ регулирование цен; ♦ регулирование потоков товаров; ♦ валютное регулирование. Для регулирования цен и потоков товаров государством используются так называемые тарифные и нетарифные барьеры. При этом тарифные влияют на цены, а нетарифные либо на цены, либо непосредственно на потоки товаров. К тарифным барьерам относятся тариф (пошлина) и таможенные платежи. Экономическая и политическая среда международного маркетинга 65 Тариф {пошлина) — обязательный платеж, установленный государством на товары, пересекающие границы страны. Пошлины в зависимости от объекта обложения подразделяются на: а) вывозные {экспортные) — платежи, уплачиваемые вывозящими б) транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, пере в) ввозные {импортные) — пошлины, устанавливаемые на импортные Ввозные пошлины наиболее распространены и в основном используются как средство повышения цен на импортируемые товары, чтобы конкурентные отечественные товары получили относительное ценовое преимущество, или как средство получения государственных доходов. Причем чем менее развита страна, тем большая часть доходов бюджета формируется за счет ввозных пошлин. Так, в России таможенные поступления составляют около 9 % доходов, в то время как в западноевропейских развитых странах до 3 %, а в США — 1,5 % поступлений (хотя в конце XIX в. — 1/2 бюджета) [25]. По характеру пошлины делятся на сезонные, антидемпинговые, компенсационные. Сезонные вводятся на товары сезонного характера (например, продукция сельского хозяйства). Их действие ограничено по времени. Антидемпинговые применяются, когда ввозятся товары по ценам значительно более низким, чем действующие в стране. Демпинг приводит к вытеснению с рынка национального производителя или к ухудшению условий для расширения производства продукции внутри страны. При этом ставка пошлины может быть чрезмерной. Например, с 1994 г. в Западной Европе действует пошлина на российский ферросилиций в размере 74 %, что привело к резкому сокращению объемов поставки этого товара [25]. Определить, имеет ли место продажа по демпинговым ценам, крайне сложно, поэтому государства в основном Глава 2 • Среда международного маркетинга ориентируются на мировые цены, а не на издержки производства фирмы. Так, в 1999 г. производители стали США обвинили Магнитогорский металлургический комбинат в продаже стали по демпинговым ценам, хотя на самом деле низкая цена определялась низкой (в долларовом эквиваленте) себестоимостью. Компенсационные — пошлины на ввозимые в страну товары, при производстве которых использовались субсидии. Обычно применяются тогда, когда их импорт наносит ущерб национальным товаропроизводителям. По способу установления пошлины подразделяются на; ♦ специфические, которые устанавливаются в расчете на единицу товара; ♦ стоимостные, устанавливаемые в виде процента от стоимости продукции; ♦ смешанные, сочетающие в себе два предыдущих принципа установления. Обычно в периоды подъема цены специфические пошлины будут составлять (если их не менять) меньший процент от стоимости единицы товара и поэтому в меньшей степени ограничивать импорт. Ставки тарифов могут быть постоянными и переменными. Постоянные ставки устанавливаются правительством на длительный срок. Переменные ставки изменяются при изменении условий на мировом или национальном рынке (при изменении цен или соотношения цен внутри страны и за рубежом, при применении субсидий, дотаций и т. д.) Переменные ставки применяют страны Европейского Союза на продукцию сельскохозяйственного и связанных с ним производств. Ставки тарифов могут изменяться и в зависимости от степени обработки исходного сырья. Например, при импорте хлопка пошлина в России не берется, при ввозе хлопчатобумажной пряжи ставка равна 7-9 %, при импорте изделий из хлопка берется пошлина в размере 20 % [25]. Таможенные пошлины меняются в зависимости от наличия и вида договорно-политических отношений между странами. При наличии двустороннего (или многостороннего) соглашения (например, Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) или договора о таможенном союзе) применяются договорные (минимальные) ставки. Договорные пошлины действуют в России со 125 странами, с которыми заключены торговые договоры и соглашения (Великобритания, Канада, Корея, Польша, Португалия, США, Турция, ФРГ, Франция, Финляндия, Швеция, Швейцария, Япония, Китай и др.). Если какие-либо до- Экономическая и политическая среда международного маркетинга 67 говоры отсутствуют, то применяются автономные пошлины, т. е. пошлины, вводимые законодательным органом в одностороннем порядке (без предварительных консультаций и соглашений). Автономные пошлины могут быть в несколько раз выше или ниже договорных (в России, например, они в 2 раза выше и применяются к товарам, ввозимым из государств, которым РФ не предоставляет режим наиболее благоприятствующей нации, или товарам, страна происхождения которых неизвестна). На товары, ввозимые из развивающихся стран, действуют более мягкие, так называемые преференциальные, пошлины. С 1971 г. в мире действует общая система преференций, в соответс гвии с которой Россия не берет пошлины с товаров 46 стран (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Бо гсвана, Бутан, Гвинея и пр.). В соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между Россией и соответствующими государствами, беспошлинное движение товаров осуществляется с бывшими республиками СССР (среди них Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан). Еще для 104 стран установлены ставки пошлин в 2 раза меньшие по сравнению с договорными (Алжир, Бразилия, Венесуэла, Гонконг, Индия, Ирак, Иран, Куба, Ливан, Мексика, Саудовская Аравия, Таиланд, Турция, Египет и пр.). Помимо пошлин в качестве тарифных барьеров применяются таможенные платежи, которые включают пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за таможенное оформление, таможенное сопровождение, сборы за хранение на таможенных складах или складах временного хранения, сборы за выдачу лицензий и за консультирование. Таможенные платежи увеличивают цену товара, что может стимулировать его производство (или увеличение предложения) внутри страны и/или ограничивать ввоз товара в страну. Чрезмерный размер этих платежей может привести к потерям общества: уменьшение импорта сокращает потребление продукта или увеличивает внутреннее производство (менее эффективное по сравнению с импортным). Поэтому перед любой страной стоит проблема определения оптимальной ставки тарифа, т. е. такой ставки, которая обеспечивала бы максимальный уровень благосостояния и привлечение капитала в страну (прежде всего в форме прямых вложений). Выбор оптимальной ставки требует осуществления сложного экономического анализа и математического расчета. Отсутствие оптимальной ставки приводит к появлению неблагоприятных последствий, таких как, например, появление «синдрома IBM» (компании IBM пришлось свернуть сборку компьютеров в России, так как ставки Глава 2 • Среда международного маркетинга пошлины на комплектующие были выше, чем на ввозимые персональные компьютеры).
Оптимальная ставка тарифа обратно пропорциональна величине эластичности и импорта товара и определяется по формуле: где Римп — внутренняя цена импортируемого товара; Рмир — мировая цена товара; t — тарифная ставка на товар. Тарифные барьеры — наиболее эффективные методы регулирования внешнеэкономической деятельности. В то же время для воздействия на цены государство использует нетарифные барьеры, которые включают: субсидии, таможенную оценку, специальные сборы. Экспортные субсидии — это безвозмездная помощь государства предприятиям, вывозящим часть своей продукции на экспорт. В этом случае государство берет на себя часть издержек производства, тем самым способствуя снижению цены. Субсидии могут применяться, с одной стороны, для стимулирования расширения производства и увеличения реализации товара внутри страны (выступая в форме дотаций или льгот по налогообложению), что делает невыгодным импорт товара в страну. С другой стороны, экспортные субсидии могут компенсировать убытки, понесенные при сбыте товаров за рубежом, и в этом случае импортер может продолжить пребывание на зарубежном рынке. Субсидии могут не иметь денежной формы, например при предоставлении бесплатной информации, поиске партнера и др., но и в этом случае производитель получает чистый выигрыш за счет экономии на затратах. В качестве нетаможенных барьеров используется таможенная оценка. Она применяется тогда, когда таможенной службе сложно определить, насколько точно указаны цены в счетах-фактурах. В этом случае, применяя методы оценки аналогичных товаров, идентичных товаров, базовых издержек, таможня увеличивает размер пошлины. Воздействие на цену оказывает и взимание консульского сбора, сбора за таможенную очистку, за оформление документов и т. п. Экономическая и политическая среда международного маркетинга 69 Установлено, что в результате применения нетарифных барьеров происходит повышение цены в 4 раза большее, чем при тарифном обложении [87]. К нетарифным барьерам, воздействующим на потоки товаров, относятся: ♦ квоты; ♦ самоограничение экспорта; ♦ лицензирование; ♦ государственная монополия внешней торговли; ♦ стандарты; ♦ административное ограничение услуг; ♦ взаимные требования и пр. Квотирование является наиболее распространенным типом ограничения импорта или экспорта в количественном выражении. В отношении импорта квота чаще всего ограничивает количество продукции, разрешенной для ввоза в определенном году, чтобы отечественным производителям в этом году была гарантирована определенная доля отечественного рынка. Квотирование также может распределять количество товара по странам. Экспортные квоты устанавливаются для обеспечения отечественных потребителей достаточными запасами товаров по низким ценам, для предупреждения истощения природных ресурсов или для повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки. Так в 80-е гг. квотирование подняло цены на японские автомобили на 20 % \ 72]. Специфическим типом квотирования является эмбарго — запрет на ввоз или вывоз определенного вида товара или всех товаров (независимо от страны или в отдельные страны). Эмбарго чаще применяется в дополнение к политическим мерам (например, эмбарго на ввоз товаров в Ирак и вывоз нефти из Ирака во время и после ирако-кувейтского конфликта). Относительно новой формой нетаможенных барьеров является добровольное ограничение экспорта. Это одна из форм протекционизма, так как поставщики под воздействием государства ограничивают ввоз определенного товара. Такую политику проводят США и Европейский Союз по отношению к Японии и к другим странам [34]. Государство применяет выборочные меры протекционизма и произвольно устанавливая различные стандарты: качества, санитарные условия, условия безопасности, экологические характеристики оборудования и т. п. Например, Япония ввела стандарт по содержанию двуокиси Глава 2 • Среда международного маркетинга углерода в отработанных газах и тем самым практически закрыла рынок от импортных автомобилей. И наконец, государство может использовать дискриминационные меры для создания благоприятных условий национальным производителям, представляющим услуги (по страхованию, банковским операциям, транспортировке и пр.). Например, в 40 развивающихся странах право страхования товаров предоставлено только внутренним фирмам. Для ограничения импорта (экспорта) и стимулирования продажи отечественных товаров также используется лицензирование. Лицензирование — это система письменных разрешений государственных органов на импорт (экспорт) товаров. Разрешение выдается на определенный срок. Лицензии могут быть генеральными (выдаются на длительный срок определенной организации для осуществления ввоза (вывоза) товаров из всех стран или из отдельных стран), индивидуальными — выдаются конкретной фирме (для ввоза или вывоза определенной продукции) и автоматическими — когда государство контролирует импорт отдельной продукции (например, в Канаде действует контроль над всеми поставками стали). Лицензирование осуществляется различными методами: ♦ методом проведения открытого конкурса; ♦ методом явных предпочтений; ♦ затратным методом. При первом получает лицензию тот, кто больше за нее заплатит. В соответствии со вторым государство закрепляет лицензии за фирмами, традиционно специализирующимися на импорте данного товара. При третьем — лицензии предоставляются, например, пропорционально доле фирмы в импорте (так осуществляется выдача лицензий нефтяным компаниям США). Государственная монополия внешней торговли — это осуществление экспортно-импортных операций через специальные государственные службы — в результате осуществляется полный контроль за этими операциями. Одним из важнейших аспектов регулирования внешнеэкономической деятельности является валютное регулирование. Валютное регулирование осуществляется путем построения валютно-финансовой системы, основными элементами которой являются: ♦ национальная валюта; ♦ конвертируемость валюты; Экономическая и политическая среда международного маркетинга 71 ♦ валютный курс; ♦ международные расчеты; ♦ международное финансирование. Валюта — это платежное средство, принятое в стране в качестве всеобщего эквивалента. Важнейшими характеристиками валюты являются ее твердость (насколько стабилен ее курс) и конвертируемость (способность обмениваться на иностранную валюту). Степень конвертируемости валюты зависит от тех ограничений, которые вводит государство на обмен валюты. В результате выделяют: ♦ конвертируемость по текущим операциям, т. е. отсутствие ограничений на международные расчеты, связанные с торговлей, переводами доходов и трансфертов; ♦ конвертируемость по капитальным операциям — отсутствие ограничений на международное перемещение капитала; ♦ полная конвертируемость — отсутствие любых ограничений и государственного контроля за движением валюты как по текущим, так и капитальным операциям. Эта форма предполагает, что экономика страны находится на стадии оживления, инфляция на уровне умеренной, безработица не превышает естественного уровня, ограничения на экспорт и импорт отсутствуют. В мировой практике чаще всего используются следующие валютные ограничения. ♦ Лицензирование. Правительственные лицензии фиксируют обменный курс, и все экспортеры или иные лица, получающие иностранную валюту, в обязательном порядке должны продавать ее центральному банку по официальному курсу. Импортер может приобретать иностранную валюту только при наличии лицензии на импорт соответствующих товаров. ♦ Множественные валютные курсы (наличие более чем одного валютного курса). Когда правительство хочет ограничить импорт, оно вводит очень высокий валютный курс по операциям, которые не намерено поощрять, и соответствующие импортируемые товары становятся весьма дорогими. ♦ Требование о внесении импортных депозитов. Оно имеет место, когда правительство требует внесения депозита до принятия решения об использовании иностранной валюты. Это делается для того, чтобы заставить компании тщательнее обдумывать целесообразность ввоза товаров и дать правительству время на планирование движения его иностранной валюты. Глава 2 • Среда международного маркетинга ♦ Количественный контроль. Правительства также могут ограничивать количество валюты, выделяемой на конкретные цели, которая может быть использована в конкретных сделках. Ограничения по движению валюты обычно предусматривают необходимость депонирования в валюте определенной части будущих расходов по расчетам (без этого банки не выдают необходимое количество валюты для расчетов). Это приводит к росту затрат на приобретение валюты, а следовательно, и цены продукции. В некоторых странах перед оплатой поставленной продукции фирма-покупатель должна обратиться за разрешением на проведение этой операции. В отдельных странах валюта распределяется между импортерами в форме индивидуальных и генеральных квот, вводятся закрепительные тарифы, обязательная реализация части валютной выручки на валютной бирже. Конвертируемость по капитальным операциям приводит к «утечке» капиталов. Поэтому правительство часто прибегает к требованию обязательного возврата прибыли от деятельности за рубежом в страну или обязательной продажи (или сдачи) валюты, пришедшей из-за рубежа; запрещает приобретать иностранные ценные бумаги и пр. Различные формы конвертируемости связаны с состоянием платежного баланса и уровнем развития страны. Чем выше уровень развития, тем больше свободных национальных капиталов, тем меньше потребность во вливаниях капитала из-за рубежа. Но при отрицательном сальдо платежного баланса требуется ограничить отток капитала, поэтому применяются валютные ограничения.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |