Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И проблемы прикладной психологии




ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Часть III

ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД,

Глава 10. ТЕМПЕРАМЕНТ (ПСИХОДИНАМИКА) 367

Глава 11. ХАРАКТЕР И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ЛИЧНОСТИ 379

11.1. Проблема характера в психологии 379

11.2. Типология и структура характеров 385

11.2.1. Неплодотворные ориентации характеров 386

11.2.2. Плодотворные ориентации характеров 387

11.2.3. Типологические модели индивидуальных характеров. 388

11.3. Чтение характера „ 390

11.3.1. Дайджест «Черты лица и характер» 392

11.3.2. Дайджест «Невербальное поведение и характер» 393

11.3.3. Дайджест «Почерк и характер» 394

Глава 12. СПОСОБНОСТИ И ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ДЕЛОВЫЕ

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 397

12.1. Определение, классификация и теории способностей 397

12.1.1. Определение и классификация способностей 397

12.1.2. Одаренность, талант, гиперспособности и гениальность 408

12.2. Общие способности и интеллект 415

12.3. Способности к обучению 433

Глава 13. ЛИЧНОСТЬ В ОБЩЕНИИ 438

13.1. Социальный интеллект 438

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

13.2 Личность и роли 459

13.2.1. Понятие социальной роли 459

13.2.2. Ролевое поведение 460

13.2.3. Ролевые конфликты 462

13.2.4. Роль и личность 463

Глава 14. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СТРУКТУРА

МОТИВОВ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ 467

Резюме 14-й глявы 480

Глава 15. НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

ЛИЧНОСТИ 486

Резюме 15-й главы 503

Глава 16. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ 507

16.1. Индустриальная и организационная психология 507

16.2. Клиническая психология 515

16.2.1. Психологические основы терапии 519

16.2.2. Психоматическое направление 521

16.2.3. Психология здоровья 523

16.2.4. Психологическая служба в здравоохранении 524

16.3. Юридическая психология _ 525

16.3.1. Криминальная психология 526

Резюме 16-й главы 531

Глава 17. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ 534

17.1.0 преподавании психологии в школе и вузе 534

17.2. Психология подростка 541

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 548

Алфавитный указатель 553

Л [ " " JT 1«W..1V1LU ^ ^ ^

Посвящается

Евгению Ильичу Тарберу

профессору кафедры психологии

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебник предназначен студентам всех факультетов, но будет

полезен также и студентам-психологам. Имея в виду их интере-

сы, а также тех студентов-непсихологов, кто будет писать рефе-

раты и углубленно изучать психологию, стиль изложения прибли-

жен к научному, в частности, с использованием ссылок на научную

литературу.

В основу учебника положен современный системный подход.

В рамках этого подхода существенно изменены акценты в трак-

товке таких понятий, как отражение, деятельность, определение

психики, классификация психических явлений, и других. Наряду

с системным, авторы используют генетический подход как в на-

учных, так и в дидактических целях.

Соответственно, построение учебника и тематика глав отлича-

ются от традиционных. Так, темы «Представления» и «Состояния»

излагаются не попутно, а в отдельных главах, внимание отнесено

не к познавательным, а к центрально-регуляторным процессам.

В то же время редакторы не стремились к излишней унифи-

кации. Авторы глав имели возможность индивидуализировать из-

ложение в соответствии со своим личным научным и педагоги-

ческим опытом и видением проблем.

Авторы и редакторы открыты для конструктивной критики.

ВВЕДЕНИЕ

Канун XXI в. стал временем гуманизации образования. В ву-

зах России почти не осталось специальностей и факультетов, на

которых не читается курс общей психологии. Вместе с тем во

всем мире не утихают дискуссии по вопросам преподавания

психологии. Наибольшее внимание уделяется обсуждению та-

кой проблемы, как плюрализм современной психологии,

и методическим трудностям, связанным с преподаванием этой

дисциплины.

Главными особенностями сегодняшней ситуации в вузах Рос-

сии являются отход от пропаганды советской психологии как

якобы единственно верной, с одной стороны, и утрата традиций

преподавания психологии в средней школе, с другой.

Коллектив авторов данного учебника стремился доступно из-

ложить свое понимание предмета, сложившееся за тридцать лет

преподавания психологии.

Единое для всех авторов видение предмета обусловлено об-

щим для нас системным подходом. В то же время каждый сохра-

нил свое понимание конкретных проблем, что никак не регла-

ментировалось редакторами. Коротко остановимся на некоторых

принципиальных научно-методических вопросах.

Введение

1. Место психологии в системе современного научного зна-

ния. Человек и его психика в научной картине мира.

Современное школьное, а отчасти и высшее естественнона-

учное и в какой-то мере гуманитарное образование построено

на изучении только физической картины мира Так, человек в сред-

ней школе изучается исключительно как организм, с его анато-

мией и физиологией. Это неизбежно внушает миллионам школь-

ников мысль об отсутствии каких-либо достоверных научных

знаний о законах функционирования психики, внутреннем мире

человека.

В результате психология в глазах выпускников средней шко-

лы, получивших аттестат зрелости (а в этом вопросе — незрело-

сти), остается житейским знанием или, как максимум, предме-

том прикладных тренингов, никак не связанных с научной

картиной мира.

Так было не всегда. До 1917 г. в России нельзя было получить

аттестат зрелости без изучения добротного курса научной психо-

логии. Учебники Г. Челпанова, А. Нечаева и священника А. Гиля-

ревского (для духовных семинарий) содержали конкретный по-

знавательный материал, основанный на новейших для того

времени исследованиях.

Более того, А. Гиляревский (а вместе с ним и Священный Си-

нод Русской Православной Церкви, одобривший издание) почти

не упоминает в своем учебнике Бога. Все внимание читателя он

концентрирует на объективном, научном познании природы пси-

хики и предмета психологии, нисколько не опасаясь, что этим он

поколеблет православную веру.

Напротив, революционер и материалист В. И. Ленин испу-

гался философского идеализма психологии и исключил ее из прог-

рамм средней школы. В результате несколько поколений людей

в бывшем СССР выросло с полным незнанием основ научной пси-

хологии. Это одна из причин (хотя и не единственная) отсутствия

у граждан иммунитета против эзотерики и всевозможных псевдо-

научных теорий, щедро тиражирующихся средствами массовой

информации и популярной литературой.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В свое время Марк Твен в Америке и Л. Н. Толстой в России

все силы своего таланта бросили на борьбу с суевериями, столо-

верчением. И сегодня Академия Наук России, хотя и с большим

опозданием, занялась опровержением лженаук, главным обра-

зом в области физики.

Критика лженауки — дело хорошее, но без положительных

знаний в области психологии она не достигнет цели. Если мил-

лионы граждан не получат элементарных сведений о законах

общения, о механизмах психического заражения и внушения и мно-

гих других, то чудо воздействия одного человека на другого люди

неизбежно будут пытаться объяснять флюидами Месмера, экст-

расенсорикой, биополями, лептонами, тонкими материями, кос-

мической энергией и другими физическими факторами, привыч-

ными для человека, не знающего иных научных законов, кроме

законов физики.

В школе ребенок узнает о хрусталике, сетчатке глаза и зри-

тельных центрах в затылочных отделах коры больших полу-

шарий головного мозга. Однако этих знаний совершенно не-

достаточно, чтобы понять, почему лектор видит все лица в зале

соизмеримыми, хотя на сетчатке его глаза они отличаются

в несколько раз. Никакая геометрическая оптика здесь не по-

может. Этот феномен обусловлен действием закона констант-

ности восприятия. Это психологический закон, и понять его

можно, лишь зная другие законы построения зрительного об-

раза и понимая, что сетчаточное изображение — это лишь

элемент всего процесса (существенно важный, но не един-

ственный).

Дальше — больше. Пользуясь невежеством массового чи-

тателя, авторы популярных книг учат, что мысль движет пред-

метами, и описывают на одной странице два опыта в подтверж-

дение этого. Один опыт — достоверный (об идеомоторике),

а второй — абсолютно недостоверный, описывающий, как взо-

ром можно вращать лезвие ножа. Как защититься от такой нау-

кообразной дезинформации? Как отличить правду от полуправ-

ды и явной лжи? Способ один — изучать научную психологию.

Введение

Блестящий пример грамотного сочетания физического и пси-

хологического подходов к сложным явлениям действительности

показал русский писатель Д. Мережковский, незаслуженно тре-

тировавшийся советскими литературоведами как мистик и реак-

ционер. В книге «Иисус неизвестный» он попытался, не подвер-

гая сомнению ни одной буквы текста Евангелий (повторив в этом

Спинозу), найти разумное, научное объяснение библейским чу-

десам. При этом методология его рассуждений с научной точки

зрения безукоризненна.

Вот как он понимает рассказ о том, как Иисус пятью хлебами

и семью рыбами накормил не только 12 апостолов, но и еще тыся-

чи людей. Поскольку разрезать пять хлебов на тысячи частей нельзя,

то эту механическую модель он просто не рассматривает — как

нелепую. Не найдя разумного физического (механического) реше-

ния задачи, Мережковский ищет и находит ее психологическое ре-

шение. Разгадка описанного в Библии эпизода, с его точки зрения,

состоит в том, что толпы поклонников Иисуса, увлеченные его хрис-

тианской проповедью, накормили друг друга Вот и все. Это было

чудо? Разумеется, но чудо не физическое, а психологическое.

Еще раз повторим: тактика Мережковского-мыслителя безу-

коризненна. Сначала он выполняет физический анализ ситуации,

а при его неуспехе — психологический. На этом научное рассмот-

рение чуда заканчивается. За пределами научного исследования

остаются теологические, философские и научно-фантастические

гипотезы. Они интересны, даже полезны, но научными, т. е. дока-

зательными, их выводы не становятся.

Вот мы и нашли место психологии среди наук, разрабатываю-

щих научную картину мира. Совместный физический (в широ-

ком смысле, т. е. вместе с химическим, техническим и биологи-

ческим) и психологический анализ действительности дает

исчерпывающий (в рамках научной картины мира) результат.

Что делает психологию равноправным партнером физики?

Только одно — ее истинная научность. Строго научный подход

к миру и человеку можно усвоить при достаточно высоком уров-

не преподавания психологии в средней и высшей школе. Имея

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

конкретные знания законов психической жизни, человек может

уверенно опереться на них и перестать «прятаться» за физиче-

ские псевдообъяснения психических явлений.

Один из ярких исторических примеров — судьба месмериз-

ма. Пока ученые искали флюиды и другие физические факторы,

якобы воздействующие на пациента (вроде биополя или фото-

графии Алана Чумака), ничего достоверного установить не удава-

лось. Запуталась в трех соснах даже комиссия Французской ака-

демии наук.

Стоило обратиться к психологическому феномену внушения —

и все стало на свое законное место. Механизм межличностного

взаимодействия и взаимовлияния оказался просто и логично по-

нят как явление психологическое, а не физическое.

В этой связи отметим искусственность противопоставления

естественнонаучной и гуманистической психологии. Граница про-

ходит не между ними, а между психологией научной и ненауч-

ной. При этом не надо забывать справедливое замечание Р. Фейн-

мана, который сказал: «Если мы говорим о чем-то, что это не наука,

то это не значит, что с этим что-то неладно. Просто это не наука,

и все».

Житейская, религиозная и философская психологии — не на-

учные. Тем не менее наивно думать, что научная психология мо-

жет их отменить, заменить или поглотить. Психика — слишком

сложный объект для изучения, и научная психология не имеет на

нее никаких монопольных прав. Однако и игнорирование или

принижение значения научной психологии недопустимо, так как

ведет к грубым ошибкам в науке и жизни.

2. Место психологии в структуре гуманитарного знания.

Советский психолог Б. Г. Ананьев ввел конструктивное поня-

тие антропологии в широком смысле слова как комплекса наук

о человеке. Издавна существует понятие гуманитарных наук,

к которым относятся история, литература и многие другие.

С учетом сказанного, место психологии нетрудно определить.

Психология, изучающая внутренний мир человека, является орга-

Введение

ническим, неотъемлемым компонентом как гуманитарного зна-

ния, так и антропологических наук.

Чем привлекают исследователя и учащегося история, литера-

тура и другие гуманитарные науки? Многим, и в том числе инте-

ресом к человеку и человечеству. Человек — это вершина биоло-

гической эволюции и социальной истории. В нем все интересно:

и феномен прямохождения, и оппозиция первого и пятого паль-

цев рук, и функции речи.

Однако эти и многие другие качества человека по-настоящему

интересны не сами по себе, а в их целостности, делающей человека

не только разумным, но и моральным, не только потребителем, но

и творцом истории и культуры. Оставаясь биологическим видом,

человек стал существом социальным. Нет другой науки, которая

столь органично объединяет исследования физики, биологии, пси-

хологии и социологии человека в их целостности и гуманистиче-

ской направленности, как это делает психология.

У человека-творца есть «орудия труда» — руки и ноги. Ни-

сколько не принижая их роли, признаем, тем не менее, что цен-

ность человека определяется в решающей мере его психикой: эмо-

циями, интеллектом, волей и нравственностью. А значит, любое

гуманитарное знание неизбежно должно опираться на психологию.

Какую? И житейскую (здравый смысл), и религиозную (осо-

бенно для верующего человека), и философскую, и научную. В чем

особенности научной психологии и каково ее место в этом «ряду

психологии»? Научная психология наиболее доказательна. Тем не

менее это не означает, что она одна, в отрыве от остального гума-

нитарного знания, способна удовлетворить потребность челове-

чества в знаниях о психике, душе, внутреннем мире.

Возвращаясь к вопросу о месте психологии и среди наук, соз-

дающих научную картину мира, определим ее так. Не одна, как

думают многие, а две науки — физика и психология — должны

лежать в основе научной картины мира.

Обоснование такой позиции состоит в том, что человек —

творец научной картины мира — есть единство организма и лич-

ности, а научное творчество — это продукт его не просто физи-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ческого, а психофизиологического взаимодействия с миром.

Миром вещей, людей и их идей.

3. Психология как учебный предмет. Между традицией и но-

ваторством.

Школьник Эльдар Мехтиев, 15 лет, на вопрос, каким должен

быть учебник психологии для учащихся 7—8 классов, ответил:

«Я считаю, что учебник психологии для 7—8 классов не нужен».

Этот на самом деле грустный эпизод индифферентно и как будто

даже сочувственно описан в книге «Психология как учебный

предмет в школе».

Мальчик этот не одинок. Как свидетельствует канадский про-

фессор Марк Ришель, в современной Европе нередко исключают

психологию из системы образования, иногда под тем предлогом, что

она слишком специфична и в некоторых своих аспектах доступна

только профессионалам, а иногда потому, что она несет на себе слиш-

ком явные отпечатки предвзятости той или другой школы.

Вопреки наивному мнению подростка Мехтиева, коллектив

авторов под редакцией профессора И. В. Дубровиной посчитал

нужным написать и издать учебник психологии даже для перво-

клашек. Хотя в нем немало трудных и «взрослых слов», которых

надо бы избегать, в целом учебник получился.

Так нужны ли учебники? Надо ли объяснять детям, как уст-

роена психика и каковы законы восприятия и мышления? Или

лучше перепрыгнуть через традицию и учить подростков меж-

личностным отношениям в духе гуманизма, не рассказав, что та-

кое личность, психика, душа и внутренний мир?

Только издание хороших и разных учебников психологии для

детей всех возрастов и практическая работа с ними преподавате-

лей-психологов дадут окончательные ответы на все неясные вопросы.

А пока нельзя не признать, что без научной психологии нет

научной картины мира, и потому не учить школьников и студен-

тов этой науке, мягко говоря, недальновидно. Школьнику усво-

ить курс психологии ничуть не труднее, чем курс физики, но де-

лать это все же лучше с помощью учебника, чем без него.

Введение

Наш опыт, кратко изложенный в начале 17-й главы, свиде-

тельствует о том, что никаких особых методических трудностей

при преподавании психологии в школе нет, а учебники очень нуж-

ны, но, разумеется, хорошие. Психология как наука нужна про-

фессионалам-гуманитариям ничуть не меньше, чем физика и ма-

тематика инженерам. Уже поэтому ее преподавание в школах

и вузах необходимо, причем такое же основательное, как препо-

давание родного языка, математики, физики и биологии.

Системный подход к психологии как учебному предмету сни-

мает всякую предвзятость и открывает путь к синтезу большин-

ства, если не всех, современных концепций, кроме поведенческих.

4. Системно-генетический подход к исследованию природы

психики и предмету психологии.

Наш учебник написан с позиций современного системного

подхода. Среди прочего, это означает, что психика человека по-

нимается как постоянно развивающаяся иерархически органи-

зованная система. Ее структуры формируются прижизненно.

Исходные формы психики детерминированы генетически, на-

следственно. Далее они трансформируются во все новые уровни-

компоненты (психологические структуры) (см. рис. 5, стр. 99).

Движущая сила психического развития — прогрессирующие

с возрастом телесные и духовные потребности. Их обогащение,

удовлетворение и формирование новых происходит в процессе

взаимодействия ребенка, подростка, юноши (девушки) и взрос-

лого человека с миром.

Мир — это вещи, люди и их мысли. Соответственно, взаимо-

действие человека с миром идет по трем векторам: манипуля-

тивному, интерактивному и рефлексивному (см. рис. 6, стр. 124).

Вслед за Ф. Бассиным и другими авторами мы признаем пси-

хику в целом и каждое психическое явление в отдельности значи-

мыми переживаниями. Из этого следует, что простейшие эмо-

ции (переживания) по мере развития психики в онтогенезе

трансформируются во все более сложные психические структу-

ры (новообразования по терминологии Л. С. Выготского).

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В этих рамках мы строим классификацию психических явле-

ний (см. рис. 5) и в этом ключе даем описание психики как един-

ства процессов, состояний и интегральных образований.

Системно-генетический подход несовместим ни с одной по-

веденческой схемой и не противоречит всем остальным. Будучи

аксиоматическим, он вносит определенную стройность и стро-

гость в теоретические построения. А без и вне теоретической

психологии нельзя успешно развивать ни эмпирические иссле-

дования, ни практическую психологическую помощь, ни препо-

давание психологии.

5. Как пользоваться учебником

Всякий учебник призван способствовать усвоению содержа-

ния лекций, семинарских и лабораторных занятий.

Наш учебник построен по простой и логичной схеме: после

общей части (главы 1—5) последовательно описываются все пси-

хические явления, от самых простых до самых сложных, от эмо-

ционально-вегетативных процессов (глава 6) до нравственно-пси-

хологических свойств личности (глава 15). В заключительных 16-й

и 17-й главах даются краткие сведения о практической психоло-

гии, преподавании психологии и психологическом просвещении.

Главы завершаются контрольными вопросами и дополнитель-

ными материалами для студентов и преподавателей.

Часть определений и интерпретаций психических явлений в на-

шем учебнике не соответствует дефинициям, используемым други-

ми авторами. Здесь читатель может сам определить свою позицию

и обсудить ее со своими коллегами и преподавателями. Доступность

изложения делает возможным использование учебника студентами

непсихологических вузов. В то же время по глубине содержания он

будет полезен специалистам и студентам-психологам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.