Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анатомия российской элиты




АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

тролирует слой, на ступень ниже его в иерархии. 2. Уста­новленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации. 3. Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад. При­чем от индивида ожидается, что он будет делать карьеру в организации. 4. Существует разделение между обязанно­стями должностного лица внутри организации и его жиз­нью вне ее. 5. Никто из членов организации не владеет ресурсами, которыми распоряжается75. Вебер пишет, что чиновник, являясь носителем власти, «никогда не осуще­ствляет ее от своего лица, а всегда от имени безликого «учреждения»76.

Важнейшим понятием для анализа бюрократии являет­ся компетенция, которая представляет собой ограничен­ную область власти конкретного чиновника77. Власть в иерар­хической организации диверсифицируется, так как вер­ховный правитель не может осуществлять всю власть еди­нолично. Власть делегируется нижестоящим чиновникам, каждый из которых несет ответственность за свою зону. Эта область применения властных функций и есть компетен­ция. Зоны компетенции разных чиновников должны быть согласованы друг с другом и иногда образуют сети, кото­рые называют «инстанциями». Для решения определенной проблемы задействуются, как правило, несколько бюро­кратических этажей и подразделений, что и привело к об­разованию идиомы «пройти по инстанциям». Пересечение компетенции различных ведомств и чиновников рождает конфликты, поэтому для политического класса одним из важнейших условий эффективной деятельности является разграничение полномочий.

Есть и другой подход к бюрократии. Так, Д.Кэлхаун по­лагал, что основной функцией бюрократии является соби­рание дани со всех других социальных групп, перераспре­деление денег в форме сбора налогов и их дальнейшего использования. Он писал: «При всей своей малочисленно­сти государственные служащие и правительственные чи­новники образуют ту часть общества, которая является ис­ключительным получателем собираемых налогов. Все со­бранные налоговые суммы, за вычетом потерь, достаются им в форме расходов или выплат»78. Для политического

Глава 1. Основы теории элиты

класса налоги являются благом, в то время как для всех остальных — бременем. В этом заключено одно из главных классовых противоречий. Налоги, таким образом, являют­ся одним из важнейших властных ресурсов государства, которым распоряжается политический класс. Именно бла­годаря тому, что государство имеет этот финансовый ре­сурс, оно может осуществлять вмешательство в дела своих граждан и, собственно, осуществлять власть в подавляю­щем большинстве случаев.

Электократия представляет собой часть политического класса, инкорпорация которой происходит при помощи механизма выборов. Победив на выборах, политик зани­мает государственный пост и, следовательно, становится должностным лицом, отвечающим по крайней мере, че­тырем из пяти вышеперечисленных признаков М.Вебера: он встраивается в иерархическую государственную орга­низацию, работает по установленным правилам, получает должностной оклад и не владеет ресурсами, которыми рас­поряжается. Таким образом, электократа также можно считать чиновником, но чиновником избранным.

Организации, возглавляемые электократами, состоят из бюрократов, и избранный политик, занявший должность в иерархии, сразу же воспринимается аппаратом как на­чальник, которому надо служить. То есть избранник, заняв после победы на выборах свой пост, превращается в бю­рократа для своих подчиненных, оставаясь электократом для прочих властных организаций. Его положение проти­воречиво: он возглавляет иерархию и подчиняется ее зако­нам, но в то же время не подотчетен ей. Контроль за его деятельностью осуществляют другие организации и, отча­сти, его избиратели. Если деятельность электократа неэф­фективна или выходит за рамки закона, его невозможно уволить, как это было бы с чиновником. Экскорпорация в данном случае связана с процессом импичмента, который обычно имеет столько осложняющих факторов, что реаль­но маловыполним. Поэтому в крайних случаях государство прибегает к уголовному преследованию, истинной целью которого является не столько наказание за проступок, сколько лишение статуса. Электократы, возглавляющие иерархии, практически несменяемы, и к тому же часто

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

пользуются юридической неприкосновенностью, что де­лает их почти неуязвимыми в течение срока полномочий.

Другой тип избранных официалов, которых я называю легислократами, представляют те, кто инкорпорирован в систему власти не для того, чтобы занять пост в иерархи­ческой организации, а для того, чтобы войти, в легислату­ры (см. рисунок 1).

Государственные организации ОФИЦИАЛЫ

Иерархии

ЧИНОВНИКИ

Назначения

Бюрократы

Легислатуры

ДЕПУТАТЫ

Выборы

Электократы

Выборы

Легислократы

Рисунок 1. Структура политического класса

Легислатуры являются организациями, не имеющими сквозной иерархии: теоретически все депутаты равны и базовый политический капитал каждого из них составляет один голос. На практике же парламенты, как и любая боль­шая организация, имеют тенденцию к бюрократизации своей деятельности. Изначально равные депутаты объеди­няются во фракции, комитеты и комиссии, которые, в свою очередь, дробятся на руководителей, их заместите­лей и подчиненных. Фракционная дисциплина требует кон­солидированных действий, что подразумевает ограничение свободы выбора для членов групп. Процесс бюрократиза­ции легислатур во многом схож с процессом бюрократи­зации политических партий, описанным Р.Михельсом.

Между этими частями политического класса — бюро­кратией, электократией и легислократией — есть существен­ные различия. Первое различие касается продолжительно­сти пребывания в должности. Бюрократы — это «оседлое» население государства, а электократы и легислократы —

Глава 1. Основы теории элиты

пришельцы, населяющие государственные институты вре­менно. Политики избираются на срок 4—5 лет, а чиновни­ки могут занимать свои посты сколь угодно долго. В некото­рых странах существует пожизненный наем на государствен­ную службу. В Советском Союзе времен застоя многие ми­нистры занимали свои посты 20—30 лет. После каждого избирательного цикла возникает конфликт между старым бюрократическим аппаратом и вновь избранными электо-кратами. Бюрократы воспринимают государство как свой дом, куда внедряются «варяги» — новые люди, которые поступают в организацию после выборов. Бюрократы бо­лезненно воспринимают необходимость удовлетворять по­требности избранных новичков — предоставлять им поме­щения, оборудование, а главное — информацию и паути­ну связей, которая является важнейшим властным ресур­сом в инсайдерской среде.

Второе различие связано с легитимацией статуса. Леги­тимация есть признание законности права на полномочия, то есть узаконение власти. Признание полномочий назна­ченного чиновника осуществляет его начальник, в то вре­мя как полномочия электократа подтверждается тысячами голосов его избирателей. Легитимность избранников явля­ется легитимностью высшего порядка по сравнению с ле­гитимностью бюрократов. Это дает основание первым смот­реть на вторых как на подсобных рабочих государства, ощу­щая свое превосходство. Считая себя «народными избран­никами», они уверены, что аппарат должен их обслужи­вать и не вмешиваться в высокую политику. Электократ подотчетен своим избирателям, а бюрократ — патрону. Поэтому организация больше опирается на бюрократов, судьба которых в ее руках: одного могут повысить, а друго­го — снять с работы. С электократом этого сделать нельзя, для прекращения его полномочий нужны веские основа­ния, которые необходимо предъявить обществу.

Третье различие заключается в том, что деятельность бюрократа закрыта от общественного контроля и обезли­чена, в то время как электократы являются публичными политиками. Бюрократы прилагают усилия, чтобы депер-сонифицировать политический процесс, в то время как электократы, напротив, всячески стараются его авторизо­

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

вать. Бюрократы служат организации, а электократы могут не служить никому. Поэтому для бюрократа самое важное в развитии карьеры — быть нужным своему патрону, в то время как для электократа — создать свой привлекатель­ный имидж. Электократы воспринимают бюрократов как безликих интриганов и мастеров политического закулисья. А бюрократы обвиняют электократов в нескромности, же­лании работать на себя и постоянной саморекламе. П.Бур-дье верно заметил, что существует «неслучайная структур­ная общность между аппаратом и определенной категори­ей людей... Аппарат обычно возносит на пьедестал людей надежных»79, иначе говоря — коллективистов. Человек яр­кой индивидуальности, склонный к самовыражению, не может существовать в аппаратной атмосфере без риска за­дохнуться или потерять свое «я». Напротив, победа на вы­борах достается ярким личностям, отличным ораторам, об­ладающим силой убеждения и внешним обаянием. Публич­ный политик должен обладать качествами, прямо проти­воположными тем, что востребованы на бюрократическом поприще: политик должен быть ярким, чиновник — неброс­ким; политик должен уметь зажигательно говорить, чинов­ник — тонко манипулировать; политик работает на соб­ственный имидж, чиновник — на авторитет своего учреж­дения; политик харизматичен, чиновнику харизматичес­кие качества не только не свойственны, но и противопо­казаны; политик — индивидуалист, в то время как чинов­ник обязан быть коллективистом. Поэтому противоречия между бюрократами и легислократами носят еще и психо­логический характер, что, впрочем, не мешает им сосу­ществовать в едином политическом пространстве.

Иерархическая структура политического класса

Политический класс имеет еще и вертикальное члене­ние. Раз существует государственная пирамида, то суще­ствуют и ее уровни. Н.Луман писал, что «общество оказы­вается перед необходимостью развивать субституты для точного сравнения властных уровней и что эти субституты сами становятся фактором власти»80. Из всех иерархий, как отмечал Ж.Баландье, «иерархия власти является домини­

Глава 1. Основы теории элиты

рующей в большинстве обществ, а другие иерархии (соци­ально-профессиональные, сословные, этнические, элемен­тарные) соподчинены ей»81. Поскольку политический класс в нашем понимании — это класс государственных служа­щих, то властный континуум задается иерархией должнос­тей. Эта институциональная оболочка, конечно, не исчер­пывает полностью содержание статуса, так как она только подразумевает иные — не формальные — критерии, по которым выстраивается властная пирамида. В реальности же не только должность, но и размер контролируемого политического капитала определяет, к какой политичес­кой страте принадлежит тот или иной официал.

Слои образуют вертикальную стратификацию полити­ческого класса, которая большинством элитологов ассо­циируется с пирамидой. Что властная корпорация имеет вид пирамиды, писал еще Х.Лассуэлл со своими коллегами82. Однако сравнение устройства политического класса с пи­рамидой оправданно лишь в бюрократических государствах, где иерархия пронизывает все сферы политической орга­низации. Такой тип государства можно назвать моноцент­рическим. Типичным примером этого является советское государство, в котором политический класс был институ­ционализирован в форме номенклатуры.

Номенклатура представляла собой перечень должнос­тей, назначение на которые утверждалось верховной влас­тью. Номенклатура охватывала все сколько-нибудь значи­мые должности страны, руководителей всех уровней и сег­ментов общества. Политический класс был гипертрофиро­ван, так как тоталитарное государство вобрало в себя по­чти весь социум. Политизированным оказалось руководство не только собственно органами управления, но и хозяй­ственными объектами, организациями науки, искусства и культуры, общественными организациями. Все они управ­лялись из единого центра — Политбюро. В этом смысле весь политический класс представлял собой монолитное образо­вание, расчлененное на четыре основные группы: (1) само Политбюро ЦК КПСС, (2) номенклатура Политбюро ЦК КПСС, (3) номенклатура секретариата ЦК КПСС, (4) учет-но-контрольная номенклатура. Иерархия не имела исклю­

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

чений, охватывала все сферы, все отрасли и территории страны. В зависимости от степени концентрации власти вер­хний угол пирамиды правящего класса будет более или менее острым. Чем ниже к основанию пирамиды, тем не­различимее становятся границы слоев83. Л.Шевцова назы­вает это «пирамидальным конституционным каркасом», который может скрывать любую начинку84.

Сложнее обстоит дело с вертикальной структурой по­литического класса в полицентрических государствах, к каковым следует отнести западные демократии. Концеп­цию множественности центров власти выдвинул Р.Дал, который называл этот тип государственного устройства полиархией. Дал считал, что только там, где царит диктату­ра, власть сконцентрирована в одном центре85. Принцип разделения властей разрушает тотальную государственную вертикаль, возникает прерывание иерархической суборди­нации. В обществе возникают сектора, не имеющие едино­го центра управления. Институт частной собственности так­же способствует диффузии власти, так как разрушает мо­нолитную собственность элиты на стратегические ресурсы общества. В полиархичном обществе образуется несколько властных пирамид. Однако и здесь на уровне вершины по­литической системы происходит конвергенция топ-групп. Образуется небольшая группа официалов, оказывающая преобладающее влияние в большинстве секторов социаль­ной жизни (см. Рисунок 2).

А. Геометрия моноцентрического Б. Геометрия полицентрического политического класса политического класса

Рисунок 2. Иерархическая структура политического класса

Глава 1. Основы теории элиты

Но и в том, и в другом случае образ пирамиды приме­нительно к иерархиям разного рода должен восприниматься как условность. Р.Патнэм предупреждал, что образ пира­миды может ввести в заблуждение, так как неверно ду­мать, «что система политической стратификации строго иерархична, подобно армейской. И члены высшей страты не могут решать вопросы членов низшей страты»86. Реаль­ность, безусловно, богаче и сложнее условных образов. Но главный вывод, который надо сделать, анализируя страти­фикацию политического класса, заключается в том, что его верхний слой (будь то моноцентрическая модель госу­дарства или полицентрическая) и есть правящая элита.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.