КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы финансового контроля. Деятельность органов финансового контроля осуществляется посредством использования специальных приемов и способов реализации контрольных функций — методов
Деятельность органов финансового контроля осуществляется посредством использования специальных приемов и способов реализации контрольных функций — методов финансового контроля. Среди них выделяют наблюдения, проверки, обследования, анализ, ревизии, истребование документов, заслушивание отчетов о выполнении финансовых планов и др. Применение конкретных методов финансового контроля зависит от объектов и целей контроля, от статуса контролирующего органа, от времени осуществления контрольных мероприятий (предварительный, текущий или последующий контроль), иных факторов. Правовое закрепление методы финансового контроля находят, как правило, в нормативных актах, регулирующих соответствующую группу финансовых отношений (объектов финансового контроля), или устанавливающих статус органов финансового контроля. Например, Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» определяет методы финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой (ревизии и проверки). Налоговый кодекс РФ оперирует понятием формы налогового контроля и устанавливает, что налоговый контроль осуществляется посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Отсутствие единого законодательного акта в сфере финансового контроля позволяет давать характеристику основным методам финансового контроля — ревизиям и проверкам — на основании Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 14 апреля 2000 г. № 42н*.
Целью ревизии (проверки) выступает контроль за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. При этом проверка в любом случае выступает как метод предварительно го и текущего финансового контроля, ревизии же осуществляются в ходе последующего контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта. Ревизии и проверки как методы государственного финансового контроля используют Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы ведомственного контроля, органы финансового контроля субъектов РФ. Проверка как метод финансового контроля — это единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации1. Действующее законодательство позволяет выделить два вида проверок: тематические и документальные. Тематическая проверка имеет целью осуществить контроль отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности субъекта. Документальная проверка имеет объектом контроля определенные документы (балансы, отчеты, приходно-расходные документы, платежные поручения и т. д.). Так, например, контроль органов Счетной палаты РФ строится на основе документальных и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов2. Примером тематической проверки может служить налоговая проверка, проводимая должностными лицами налоговых или таможенных органов. Согласно ст. 87 НК РФ налоговые проверки в зависимости от места их проведения классифицируются на камеральные (по месту нахождения налогового органа) и выездные (по месту нахождения налогоплательщика, его филиала или представительства).
Результаты проверки оформляются актом, отчетом или заключением. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление1. Согласно Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации ревизии и проверки могут осуществляться в плановом и неплановом порядке. Ревизии (проверки) проводятся на основании программы или перечня основных вопросов ревизии (проверки). Срок их проведения определяется руководителем контрольно-ревизионного органа и, как правило, не может превышать 45 дней. При проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации контрольно-ревизионные органы Минфина России осуществляют: 1) проверку учредительных, регистрационных, плановых, от четных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности про 2) проверку фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов; 3) организацию встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, т. е. сличение имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;
4) проверку достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности; 5) проверку использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; 6) проверку (в необходимых случаях) организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля. По результатам проведенной ревизии (проверки) должностными лицами контрольно-ревизионного органа составляется акт. Акт основывается на проверенных данных и фактах, подтвержденных документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур по фактическому контролю, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц. В случае, если ревизией (проверкой) выявлены нарушения, акт должен содержать следующую информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены; кем совершены нарушения, когда, в чем они выразились; каков размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений. Акт подписывается руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации. Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы, вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения. Не позднее истечения трех рабочих дней со дня его подписания акт ревизии и приложения к нему представляются руководителю ревизионного органа. По результатам проведенной ревизии (проверки) руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. Материалы ревизии по вопросам целевого использования средств федерального бюджета передаются в установленном порядке в органы федерального казначейства для организации работы по реализации этих материалов.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |