КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и механизм сметно-бюджетного финансирования
Процедура бюджетного финансирования заключается в расходовании бюджетных средств. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых этапов санкционирования и финансирования. Первый этап. Составление и утверждение бюджетной росписи — документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемого в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета. На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем указанного органа в установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет. Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие представительный и контрольные органы. Второй этап. Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям. Действующее бюджетное законодательство предусматривает, что в течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета. Изменение объемов бюджетных ассигнований, доведенных в уведомлениях о бюджетных ассигнованиях, возможно лишь в случаях и пределах, которые установлены Бюджетным кодексом РФ.
Основной категорией получателей бюджетных средств являются бюджетные учреждения. В соответствии со ст. 161 БК бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. В ст. 70 БК определен исчерпывающий перечень возможных направлений расходования бюджетных средств бюджетными учреждениями: оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;
командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ; оплата товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Следует отметить, что все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. Смета доходов и расходов представляет собой финансовый план бюджетополучателя, в котором должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения в течение одного рабочего дня со дня ее утверждения передается бюджетным учреждением в орган, исполняющий бюджет. Третий этап. Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств. Лимит бюджетных обязательств — это объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет. По общему правилу изменение лимитов бюджетных обязательств возможно в случае изменения бюджетных ассигнований либо в случае блокировки расходов. Однако Бюджетный кодекс РФ предусматривает возможность изменения лимитов бюджетных обязательств и без изменения бюджетных ассигнований, в том случае если орган, исполняющий бюджет, отсрочил исполнение предоставленных лимитов бюджетных обязательств. Орган, исполняющий бюджет, вправе отсрочить предоставление лимита бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств на период до трех месяцев. При этом отсроченные бюджетные обязательства не могут превышать 10% бюджетных ассигнований, установленных на квартал, в котором производится отсрочка бюджетных обязательств.
Четвертый этап. Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств. Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Получатели бюджетных средств принимают на себя денежные обязательства путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей. Обязательства бюджетополучателей возникают из заключенных с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг договоров. Общая сумма принятых денежных обязательств не должна превышать доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и должна соответствовать смете доходов и расходов1. Пятый этап. Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных средств после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, требованиям бюджетного законодательства, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Орган, исполняющий бюджет, осуществляет процедуру подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись. Объемы принятых и исполненных денежных обязательств не могут превышать лимиты бюджетных обязательств.
Важным моментом во взаимоотношениях бюджетных учреждений и контрагентов по гражданско-правовым договорам являются положения ст. 161 БК. Так, при уменьшении уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия договора. При этом сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора. Принятые бюджетным учреждением бюджетные обязательства могут быть не подтверждены органом, исполняющим бюджет, в случаях если данные обязательства не соответствуют требованиям бюджетного законодательства, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств, а также утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Кроме того, основанием отказа в подтверждении бюджетных обязательств является блокировка расходов. Бюджетное законодательство предусматривает возможность для бюджетного учреждения самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах Федерального казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75% объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал. В том случае, если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме (за исключением случаев, допускаемых бюджетным законодательством), получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования.
ТЕМА: 12.ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Важнейшим вопросом при рассмотрении режима правового регулирования денежного обращения является определение понятия «деньги». Необходимо отметить, что содержание данного понятия с экономической и правовой точек зрения неравнозначно. Экономическая наука оперирует понятием «деньги», являющимся производным от выполняемых ими функций. Весьма примечательно высказывание К. Р. Макконнелла и С. Л. Брю: «Что такое деньги? Деньги — это то, что деньги делают. Все, что выполняет функции денег, и есть деньги»1. Отечественные экономисты критикуют зарубежных коллег за тавтологию, справедливо отмечая, что сущность денег проявляется в их функциях, а не наоборот, и предлагают понимать деньги как «товар, обладающий наибольшей способностью к обмену и выполняющий в связи с этим роль всеобщего эквивалента»2. Широко используемое понятие денег как совокупности различных видов имущества, финансовых активов, которые могут использоваться в качестве общепризнанного средства обращения и платежа, смешивается с понятием денежной массы. В структуре денежной массы на основании различной степени ликвидности (возможности непосредственного использования для осуществления расчетов и платежей) выделяются денежные агрегаты, включающие такие виды финансовых активов, как монеты и банкноты (наличные деньги), остатки на расчетных, текущих банковских счетах, вклады до востребования (безналичные денежные средства), срочные вклады и депозиты, депозитные и сберегательные сертификаты, отдельные виды краткосрочных ценных бумаг (чеки, векселя, государственные облигации и т. д.). С юридической точки зрения отдельные компоненты денежной массы являются отличными от денег объектами правоотношений; на первое место при этом выступает вопрос о соотношении правового режима наличных денег и безналичных денежных средств. Проблема определения природы наличных денег и безналичных денежных средств не входит в область интересов науки финансового права в отличие от гражданского права. При изучении вопросов правового регулирования денежного обращения специалисты в области финансового права традиционно акцентируют внимание на денежном обращении как движении денег в наличной и безналичной формах и на различиях правового режима регулирования обращения наличных денег, безналичного денежного обращения и расчетов: «При наличном денежном обращении средством платежа выступают передаваемые одним субъектом расчетов другому наличные денежные знаки (монеты, банкноты)... при безналичном денежном обращении происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта... и зачисление их на банковский счет другому субъекту, т. е. совершаются денежные операции, при которых наличные денежные знаки отсутствуют»1. Среди специалистов гражданского права при полном единодушии по вопросу признания правовой природы наличных денег — монет и банкнот — как вещной нет единства при определении правовой природы безналичных денежных средств — остатков на банковских счетах и вкладов до востребования. В гражданском законодательстве согласно российской правовой доктрине деньги традиционно рассматриваются как вещи, определяемые родовыми признаками, платежная сила которых определяется количеством денежных единиц, заключенных в соответствующих купюрах (монетах). Согласно ст. 128 ГК деньги рассматриваются как разновидность вещей, в соответствии с п. 2 ст. 130 ГК признаются движимым имуществом. В настоящее время в юридической литературе наметились две основные теории, которые по-разному объясняют правовую природу безналичных денежных средств. Одни ученые признают за ними вещно-правовое начало1, другие считают, что безналичные денежные средства есть не что иное, как право требования клиента к банку, и носит это право обязательственный характер2. Деньги, образно выражаясь, — кровь экономики и так же, как и их биологический аналог, находятся в постоянном движении, циркуляции, связанных с движением товарных потоков, выполнением работ, оказанием услуг, осуществлением платежей, формированием накоплений и сбережений. Процесс непрерывного движения денег представляет собой денежное обращение, а установленная государством форма денежного обращения — денежную систему. Правовая основа функционирования денежной системы России установлена Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В России денежная система включает следующие элементы: официальную денежную единицу; порядок эмиссии наличных денег; организацию и регулирование денежного обращения. К числу элементов денежной системы также можно отнести масштаб цен, виды денежных знаков, орган государственной власти, осуществляющий регулирование денежного обращения. Статьей 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из 100 коп. Законом запрещено введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов. Весьма примечательно, что в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» понятие «валюта Российской Федерации» трактуется более широко и включает денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах (ст. 1). Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается, исключительное право выпуска наличных денег, организации и изъятия их из обращения на территории РФ принадлежит Банку России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ, они обязательны к приему по их нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Денежное обращение происходит в форме движения наличных денег, а также в форме безналичных расчетов. Органом государственной власти РФ, осуществляющим регулирование денежного обращения, является Банк России, который монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также безналичные расчеты.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |