КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура механизма государства 1 страница
; i Тесная взаимосвязь функций государства и его механизма обусловливает необходимость структурно-функционального подхода к изучению государственного механизма. Структурно-функциональный подход — одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура механизма государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций. Структурно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает изучение роли и места в нем образующих элементов — государственных органов и их системных образований, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход). Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения Президент Российской Федерации. С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент как глава государства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти. Согласно Конституции, Президент России является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Основным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент России в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружен-': ными (Силами РФ. В развитие данного конституционного положения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Президент осущест-: вляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации. i Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным1 Собранием России (например, назначение Председателя Правительства, и других высших должностных лиц государства). • Президент избирается на четыре года гражданами России на основе •.. Наряду с федеральным Президентом институт президентства существует и в ряде республик в составе РФ. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конституцией соответствующей республики. Органы представительной и законодательной власти. Представи • В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъ -: Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых в со
i Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. f Для осуществления контроля за исполнением федерального бюд > Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся: рассмотрение и.утверждение законов, принятых Госдумой; изменение границ.между субъектами Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; принятие решения о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; назначение на должность судей Конституционного Суда,^Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора и другие вопросы. В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия.Президенту на назначение Председателя Правительства РФ; решение во^ проса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение Тема 6. Механизм государства 4. Структура механизма государства
на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституг ционным законом; объявление амнистии и другие вопросы. i; 1 В процессе обсуждения проекта новой Конституции РФ! его противники утверждали, что в нем будто бы узаконивается диктатура Президента, принижаются роль и место парламента. При этом в качестве довода ссылались на предоставляемое Президенту право роспуска Государственной Думы. Но, во-первых, данное право закреплено в конституциях многих демократичерких государств; во-вторых, право роспуска Государственной Думы предоставляется Президенту России лишь в двух строго определенных случаях, причем подробно оговариваются условия, при которых Государственная Дума не может быть» распущена. В то же время Федеральное Собрание наделяется правом в указанных в Конституции случаях и с соблюдением установленного порядка отрешить Президента от должности.
. Или другой пример. Президент наделен Конституцией правом вето на закон, принятый Федеральным Собранием. Но последнему, в свою очередь, предоставляется право при повторном рассмотрении федерального закона одобрить его в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае данный федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом в установленный срок. Таким образом, Конституция РФ предусматривает меры недопущения ни диктатуры президента, ни диктатуры парламента. Вместе с тем заслуживают внимания высказываемые в средствах Система представительных и законодательных органов государст Органы исполнительной власти. Согласно Конституции исполни-; 1 тельную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит:из Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Правительство РФ: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; пред- отделяет Думе отчет об исполнении федерального бюджета;-б) обеспе-1 чивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и.денежной политики; в.) обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования,!; здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет
s управление федеральной собственностью; д) проводит меры по обеспечению обороны i страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными зако- ' нами, указами Президента. I., ' -, Деятельность Правительства осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных органов исполнительной власти. Их система включает в себя: 1. Федеральные министерства (по атомной энергии, внутренних дел, 'государственного имущества, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед- ' ствий, по антимонопольной политике и поддержке предприниматель Понятием системы исполнительных органов власти, или органов государственного управления, как составной структурной части механизма государства, имеете с федеральным Правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы власти в субъектах Российской Федерации. Тема 6. Механизм государства 4. Структура механизма государства
Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, создаваемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая Совет Безопасности, Совет обороны и другие органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Судебная власть — одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Согласно,Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации»1, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства'. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судебная система Российской Федерации охватывает три разно Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции Российской Федерации, и дает ее толкование. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ т- высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дед, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. См.: Российская газета. 1997. 6 янв. Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу 1 создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правового государства, способного обеспечить действенную защиту прав граждан., ! г. Прокуратура Российской Федерации, как определено в Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Рррсийской Федерации. Г':' Принятые в соответствии с Конституцией новая редакция Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»1 и Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Федераль-,!ный закон «О прокуратуре Российской Федерации»2 подтвердили статус прокуратуры как важнейшего независимого органа правоохраны. Согласно этим документам в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет разносторонний надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. Данный вариант закона в первую очередь усиливает такой аспект деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Новая редакция закона, по сути, подвела черту под дискуссией о роли и месте прокуратуры в системе органов государственной власти, поставила точку под попытками ликвидировать прокуратуру как орган общего надзора за исполнением законов. Рассматриваемым документом на прокуратуру возложена также такая новая функция, как координация деятельности органов внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью3. '"Данная группа органов отдельно не выделена в Конституции РФ, структурно отнесена ею к исполнительной власти. Однако по своему функциональному назначению — непосредственно стоять на страже законности и правопорядка — эти органы являются правоохранительными. 1 См.: Российская газета. 1995. 25 нояб. 2 См.: Российская газета. 1999.17 февр. Подробнее см.: Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью // Российская газета. 1996,5 мая. Тема 6. Механизм государства 4. Структура механизма государства
Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и Вооруженные Силы государства предназначены для отражения воз Деятельность Вооруженных Сил РФ осуществляется на основании Конституции в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами в области обороны, в том числе и прежде всего «Об обороне», «О Вооруженных Силах Российской Федерации», а также соответствующими нормативно-правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации. Федеральным законом «Об обороне» определено, что Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил государства, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб Вооруженных Сил. Наряду с созданными в целях обороны Вооруженными Силами, согласно Федеральному закону, к обороне привлекаются пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, служба внешней разведки, органы Федеральной службы безопасности, органы пограничной службы, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны и др. Хотя органы Вооруженных Сил и другие органы, привлекаемые к выполнению задач обороны, структурно отнесены Конституцией РФ к исполнительным органам государственной власти, их функциональное назначение и специфика позволяют выделить их также в отдель- 1 См.: Российская газета. 1996. 6 июня. ную подсистему (группу) органов в структуре государственного механизма. В ежегодных президентских Посланиях Федеральному Собранию выполнение задач обеспечения в нашей стране свободы и демократии, как условий прогрессивного развития общества прямо; связывается с необходимостью всемерного укрепления российской государственности» механизмов властвования в рамках права. Первоочередными мерами являются дальнейшее улучшение структуры и повышение эффективности механизма государства в целом и каждого из числа составля- ! ющих его органов в отдельности, обеспечение порядка, «который основан не на страхе, не на произволе власти, а на силе закона»1, развитие и : совершенствование необходимой для этого нормативно-правовой базы. 1 См.: Российская газета. 1997. 7 марта. С. 4. 8-1934 1. Системный подход к анализу политической жизни
Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО (А.И.Демидов) 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ I Любое государство функционирует в определенной социальной среде, зависит от экономики и культуры общества, его структуры, психологии и ценностных предпочтений граждан, в свою очередь оказывая на них мощное воздействие. Развитие представлений о государственно-правовых явлениях, политике в целом, в значительной степени обусловлено все большей детализацией, углублением знаний о многообразии этих связей, стремлением выразить их в соответствующей системе понятий. В ходе эволюции политических знаний, наряду с глубоким пониманием сущности, структуры и механизма политической власти, накапливается множество сведений о феноменах, которые имеют отношение к политической, государственной жизни, влияют и зависят от нее, но государственно-правовыми не являются. Их круг достаточно широк: это политические партии и движения, политические ценности и традиции, способы достижения политических целей, правовые и политические ориентации населения и т.д. Причем оказывается, что для обозначения всего комплекса данных феноменов понятие «политика*- слишком неопределенно, а категория «государство» — явно узка и не охватывает всего многообразия данных жизненных реалий. Государственно-правовые отношения людей — это специфическая сфера социального бытия со своими фундаментальными закономерностями, внутренними взаимосвязями, источниками развития и каналами зависимости от внешней среды. В политической и правовой науке зреет понимание необходимости введения и активного использования для объяснения политико-правовых явлений нового понятия, способного отразить этот спектр связей, элементов, отношений. Несомненное влияние на рождение этой идеи оказал показавший к середине XX в. свою эвристическую ценность системный метод познания, среди важнейших принципов которого выделяют:
идею целостности системы — образования в результате сочета значение выявления всего многообразия отношений системы с •, представление о том, что жизнь системы определяется взаимо-,. действием происходящих внутри нее процессов изменения и ста-' билизации, обновления и сохранения, что длительное нарушение их оборачивается разрушением всей целостности системы. Особое значение для системного понимания политической жизни, формирования самого понятия политической системы имеют работы американского политолога Дэвида Истона, видевшего ее смысл в учете взаимодействия со средой, сущность системного анализа политической жизни'~- в выявлении способов поддержания равновесия со средой, а назначение политической системы — в растворении социальных различий,'преодолении политических конфликтов и противоречий1. В,.течение двадцати лет идея политической системы была не востребованной в советской государственно-правовой науке, ее использование было здесь ограниченным: или как аналога политической организации, т.е. институциональной ее стороны, или в качестве чисто пропагандистского клише, о смысле которого никто особенно и не задумывался; когда речь, например, шла о «политической системе развитого социализма», как это и делалось в Конституции СССР 1977 г. .При сопоставлении понятий «политическая система» и «политическая организация» необходимо принимать во внимание различие их методологических потенциалов и смыслов, вытекающее прежде всего из дифференциации идей линейной и многоканальной (многофакторной) детерминации политической жизни. Категория «политическая организация» связана с идеей линейной материалистической детерминации, воплощающейся в такой известной; системе отношений, как производительные силы — производстг венные отношения (базис) — классовая структура общества — соответствующая ей надстройка, элементом которой и служит политическая организация с государством — аппаратом классового господства, политическими партиями — выразителями интересов действующих в обществе классов, идеологий — теоретическим выражением этих интересов. Категория «политическая система» вносит в политический анализ принцип многоканальной, многофакторной зависимости, говорящий о 1 См.: Easton D. Systems Analysis of Political Life. N.Y., 1957. P. 18-19,153. Тема 7. Политическая система и государство 2. Понятие, структура и функции политической системы
том, что наряду с экономическими факторами, а в определенных ситуа Системный анализ государственно-правовых явлений исходит из признания многообразия'зависимостей и функций политической системы, отнюдь не сводимых к идее классового господства. В центре представлений о политической организации находится категория государства, в центре представлений о политической системе и ее функциях — понятие ценности. •., • ••! 2. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ : ' ' '!. Политическая система — это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства1. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике. В литературе отмечается, что политическая система представляет собой диалектическое единство четырех сторон: институциональной (государство, политические партии, соци регулятивной (право, политические нормы и традиции, некото функциональной (методы политической деятельности, состав идеологической (политическое сознание, прежде всего господ Поддерживая такой подход к представлению о составе политически системы, мы исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов: политических и правовых норм, политической структуры, политической деятельности, политического сознания и политической культуры. ? Polin R. L'obligation politique. Paris, 1971. P. 61; 26 основных понятий политического анализа // Полис. 1993. № 1; Гадокиев К.С. Политическая наука. М., 1994. С. 112. 2 См.: Политика мира и развитие политических систем. М., 1979. С. 208—209; Бурлацкий Ф.М., Галкин АЛ. Современный Левиафан. М., 1985. С. 32; ЧиркинВ.Е. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. №5. С. 83.; Г '; ; >,:';!. Политические и правовые нормы — сложившиеся или установ ; Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в.принципы существования политических организаций называется ин-ституционализацией, так происходит формированиечэлементов поли-! тической организации общества. Отношения разрыва, антагонизма идеи и организации порождают обратный процесс — деинституциона-лизацию, разрушение политической организации, нарастание дистанции между поведением людей и регулирующей его нормой. Связь по- j литики и институционализации органична и очевидна: все многообразие политической деятельности проходит в организованных формах, а их. распад негативно влияет на политику. 2. Политическая структура — совокупность политических, государ-, ственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено к двум основным типам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются (органы управления, политические партии, учебные заведения). Ясно, что не все учреждения входят в политическую i систему, а 'Следует иметь в виду, что организационные отношения в сфере . • общая цель для всех участников организации; ' ,•, • иерархичность структуры отношений внутри организации; Тема 7. Политическая система и государство 2. Понятие, структура и функции политической системы
• дифференцированность норм для руководителей и руководимых, что содержит в себе весьма'опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между руководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации — появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей1. 3. Политическая деятельность — разнообразные виды действий Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого, несомненно, весьма велико, но смысл как раз заключается в неприятии и отрицании политики. Это политическое отчуждение. Оно выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни, при их отрыве и противопоставлении общественной, политической.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |