КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ш. Галич с Волынью
I П. Суздальская земля. 1. Природа Суздальского края — изобилие в лесах и водах — в значительной степени определила самые занятия населения: кроме земледелия оно занималось промыслами, которые здесь были особенно разнообразны: охота на пушного зверя, за дичью, рыбный и лесной промысел (гонка дегтя, добыча лыка и мочалы); пчеловодство. 2. Первоначальное население края. Имена местных урочищ (реки, озера, горы), частью также и поселений, бывшие в употреблении у аборигенов (первоначальных засельников края), обыкновенно переходят в язык позднейших пришельцев. По этим признакам можно судить, какая народность первоначально заселяла данный край. Громадное большинство рек Северо-Восточной России носят имена с финским окончанием на ВА (=река), ГА, ДА, ЖА, МА (=река, вода), НА, РА, ША: Кутва, Лысва, Москва, Нарова, Нева, Протва, Сылва -Вага, Ветлуга, Волга, Молога, Онега, Пинега — Вологда, Павда, Су-догда — Вожа (озеро), Ковжа, Согожа, Унжа — Кама, Кинешма, Клязьма, Кострома, Пышма, Чухлома — Сухона, Цна, Шексна -Жиздра, Сура — Какша, Колокша, Мокша, Шоша. Финского корня также: Алатырь, Арзамас, Ардашев, Нерль, Неро (озеро), Ока, Сенги-лей, Суздаль и др. Наоборот, на Киевском юге имена рек славянского корня: Березина, Буг, Ворскла, Горынь, Десна, Днепр, Днестр, Ирпень, Псел, Стырь, Сула, Супой, Тетерев, Трубеж, Хорол. Курс Русской истории. Глава вторая 133 3. Образование Великорусского племени. Суздальский край, пер
4. Две колонизации Суздальского края: древнейшая (из Новгорода) 1) Первые колонисты, вытесняя туземное население или устраиваясь совместно с ними, стали самостоятельными хозяевами на новых местах, завели новгородские порядки и города с вечевым устройством (Ростов, Белоозеро, Суздаль) и влиятельным землевладельческим классом — так называемыми земскими боярами. 2) Беженцы с Юга пришли на княжескую землю и с первых же шагов стали в подчиненное положение к князю. Благоприятных ус ловий для вечевых порядков здесь не было: новые города возникали под влиянием и при деятельном участии князя (Владимир на Клязьме). Так народились старшие и младшие города. Попытка первых поставить вторые на положение подчиненного пригорода не удалась, потому что младшие города нашли себе поддержку в князе, равно и князь получил себе в них опору в борьбе с боярской земщиной. К числу особенностей Суздальского края, делавших его непохожим на Юг, были также: .Посадский характер его населения и его спаянность.
5. Посадский характер Суздальского края. «Население Суздаль Е. Ф. Шмурло и отличает Суздальскую землю от всех остальных и главным образом от южной Киевской Руси». Среди промышленного и рабочего населения княжеская дружина не могла приобрести того первостепенного значения, каким она пользовалась на юге. Здесь она «сама была сильна только потому, что под нею находилась сильная почва. В Суздальской земле не существовало сварливой, междоусобной и крамольной почвы. Оседлость, заботы о своем хозяйстве, о своей работе и промысле, о своей собственности, наживаемой великим трудом; мир и тишина, как первое благо для устройства всяких трудов и работ и всякого промысла, — вот к чему клонились все стремления этой земли, которая в этом направлении воспитывала и самого князя как и его дружину» (Забелин). 6. Спаянность Суздальского края. Все углы Суздальского края
7. Отличия новых порядков от порядков Южной Руси. Княжеская На Юге — первые князья явились пришельцами; они застали там общественный порядок уже сложившимся и готовым; земледельцы-смерды жили на собственной земле; городское население выдвинуло влиятельный верхний слой — крупных землевладельцев и купечество; вече, как орган общественного мнения и общественной воли, пустило корни; князья должны были считаться с такими порядками и круто изменить их было бы не под силу. В Суздале — наоборот, на первый план выступает личность и воля князя. Хотя князьям и здесь приходилось считаться с вечевыми порядками старых городов Ростова и Суздаля, с влиятельным классом бояр-землевладельцев, но малонаселенность края, обилие непочатых мест открывали им в Суздальском крае широкое поле деятельности и личного почина. Княжеская колонизация началась здесь еще со времен Ярослава Мудрого (построение города Ярославля на Волге); всего более обязана она Юрию Долгорукому и Андрею Боголюбскому Курс Русской истории. Глава вторая Недаром последний говорил: «я всю Суздальскую Русь городами и селами великими населил и многолюдными учинил». 8. Тип хозяина-вотчинника. В отличие от южнорусских князей, в Суздальском крае сложился новый тип хозяина-вотчинника с иными понятиями и привычками. Это люди земли, не утопий, люди с практическим, трезвым взглядом на жизнь, без увлечений и фантазий Тип этот лишен прелести, блеска и благородства, которыми отличался характер южных князей, — тех предводителей дружин, которые не собирали себе ни золота, ни серебра, но все раздавали дружине и своею отвагою, беспокойною деятельностью расплодили Русскую землю, наметили границы ее европейской государственной области Южнорусские князья в постоянном движении, они неутомимо пробегают пустынные пространства, строят города, прокладывают пути через леса и болота, населяют степи, собирают разбросанное и разъединенное население. Работа благотворная, благодетельная, но этим она и завершилась: «прочности, крепости всему этому они дать не могли по своему характеру; для этого необходим был хозяйственный характер северных князей-собственников. Южные князья до конца удержали прежний характер, и Южная Русь веками бедствий должна была поплатиться за это, и спаслась, единственно, с помощью Северной Руси, собранной и сплоченной умным хозяйством князей своих» (Соловьев).
а) Андрей Боголюбский. Одним из типичнейших хозяев-вотчинников был Андрей Боголюбский. Реальную силу он ценил больше идейной, тем более что последняя (т. е. узы родства) в его время — он это видел — значительно потеряла свой прежний авторитет. Андрей предпочел быть первым в деревне, чем вторым в городе, и потому сознательно, без сожаления променял беспокойный златоглавый Киев на скромный Владимир, затерянный среди финских лесов и болот, здесь он был полным собственником и хозяином, с положением гораздо более прочным и устойчивым, чем то, какое мог дато ему Киев «Это был настоящий северный князь, истый суздалец-залешанин по своим привычкам и понятиям, по своему политическому воспитанию. На Севере прожил он большую половину своей жизни, совсем не видавши Юга. Впервые он туда попал, когда ему было уже под 40 лет». Андрей скоро выделился из толпы тогдашних южных князей особенностями своего личного характера и своих политических отношений Он в боевой удали не уступал своему удалому сопернику Изяславу,2 забывался в разгаре сечи и, попадая в самую опасную свалку, не См Приложения. № 24: «На какой ступени культурного развития Находился Суздальский край перед приходом туда Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского?». 2 Своему двоюродному брату Изяславу II Мстиславичу (ум. 1154 г). Е. Ф. Шмурло замечал, как с него сбивали шлем. Все это было очень обычно на Юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях; но совсем не было обычно уменье Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда все было в порядке и наготове, его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войн и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом» (Ключевский). Примечание. Значение Андрея Боголюбского для местного края нашло свое выражение в признании его местною церковью святым. Позже его выделили среди других русских князей и чтили как основоположника будущего Московского государства: в Успенском соборе во Владимире, есть образ Андрея во весь рост, шитый золотом, серебром и шелками. По преданию, это работа царевны Софьи Алексеевны. б) Всеволод III. Сказанное об Андрее Боголюбском одинаково применимо и к его брату Всеволоду III, прозванному Большим Гнездом: он проводил ту же политику, держался тех же приемов. Личность Андрея заслонила собою Всеволода, но шести лет Андреева велико-княжения (1169—1175), может быть, оказалось бы недостаточно, чтобы придать деятельности Суздальских князей тот характер, какой она получила, если бы долговременное княжение Всеволода (1175-1212) не углубило и не закрепило дела, начатого старшим братом Всеволод III «был образцом большей части потомков своих, князей северных: был очень осторожен, не охотник до решительных действий, до решительных битв, которыми можно было вдруг выиграть, но можно вдруг и потерять; уступчив в тех случаях, где видел успех неверный, но постоянен в стремлениях к достижению цели, а цель эта как у него, так и у потомков его, — приобресть как можно больше владений, усилить себя на счет всех других князей, подчинить их себе; это-то стремление Всеволода III и потомков его и было средством к утверждению единовластия в России» (Соловьев). «Если в характере Андрея замечается еще южная пылкость и удаль, впрочем, значительно охладевшая от 20-летнего пребывания в стране рабочих промышленников, миролюбцев по самим задачам своей деятельности, то характер его брата Всеволода уже в полной мере носит в Курс Русской истории. Глава вторая себе тип суздальского хозяина. Некоторые летописи прямо называют его миродержцем, т. е. сберегателем и охранителем земской тишины и мира. Из этой основной черты его характера развиваются и все другие качества его великокняжеского поведения. Он не любил войну и особенно удалых и решительных битв. Он как бы трусил перед всяким побоищем и потому, предпринимая поход, всячески старался решить дело без битвы, для чего, встречаясь с неприятелем, с намерением избирал для своего стана такие места, где не было возможности бойцам тотчас же схватиться. Крутые берега рек, глубокие овраги или неудобное время года всегда служили ему надежною опорою для достижения своих целей, которые все клонились к тому, чтобы утомить, обездолить врага недостатком продовольствия. Так обыкновенно он брал города, а в поле тем же способом после долгого стоянья заставлял противника спасаться бегством от первого движения застоявшихся полков» Такой образ действий происходил не от слабости характера «При всем миро любии и именно в интересах земской тишины Всеволод не верил в ту истину, что „худой мир лучше доброй брани, ибо хорошо знал, что, живя в лживом миру, люди, как выражается летописец, „великую па кость землям творят", и потому международные ссоры стремился окан чивать лучше доброй бранью, чем худым миром, злых казнил, а добро-мысленных миловал. „Кто вам добр, того любите, а злых казните", — говорил он». (Забелин) 9. Следствия новых порядков в Суздальском крае а) Вечевой строй не мог получить развития. Против вечевых б) Ослабла родовая связь между князьями Духовные силы, 138 Е. Ф. Шмурло дении с ними северного самовластца; поняли, что он хочет прежние родственные отношения старшего к младшим заменить новыми, под-ручническими, не хочет более довольствоваться только тем, чтоб младшие имели его как отца по любви, но хочет, чтоб они, безусловно,,исполняли его приказания, как подданные» (Соловьев). в) Образовались вотчины-уделы. Завоевав Киев, а сам оставшись на прежнем месте, у себя во Владимире, Андрей в корне подсек старый порядок перехода столов, определявшийся «родовою лестви-цею». На Юге этот порядок еще держится некоторое время, но в Суздальской области ему не стало более места. Территория распадается здесь на отдельные княжества, одно от другого независимые; каждое из них превращается в личное достояние князя, становится его вотчиною, т. е. частною собственностью, которая переходит от отца к сыну, как отцовское наследие. Раньше — наследовал брат после брата, племянник после дяди, причем ни один князь не мог сказать: «это моя земля, я располагаю ею, как хочу» — к н я з ь был только временным, не всегда даже пожизненным, ее владельцем и правителем. Теперь — это частная собственность князя, который передает, кому захочет, брату или сыну, даже жене или дочери. Две собственности, два хозяйства — это два мира, два отдельных замкнутых круга, и сколько возникло хозяйств, столько же образовалось и обособленных отдельных кругов-миров, иными словами, уделов. Таких уделов на Юге не могло быть, потому что там не было «хозяйств», княжества не составляли там частной собственности, у княжеского рода там все было общее, все были дети одного отца, внуки одного деда. «Мы не венгры и не ляхи, но потомки одного предка, и отказаться от Киева не можем», говорят Ольговичи Моно-маховичам. Любое княжество, будь это крупное* Киевское, Черниговское, или мелкое: Туровское, Торопецкое, все равно, понималось как часть одного целого, связанная с другою частью узами кровного родства. Вот почему удельный период начинается на Севере со времени Всеволода III, не раньше (да и в его время он начал пускать лишь первые рост'си), к периоду Киевскому выражение это неприложимо Летопись наша вовсе не знает слова удел. На Юге северному «уделу» соответствовали иные выражения: стол, волость, такой-то князь сел на стол отца своего; такого-то князя лишили его волости. Примечания. 1. Выражение «удельно-вечевой период», в применении к Киевскому, установилось в нашей исторической литературе со времен Карамзина и вошло в учебники; за последнее время, однако, оно все более и более выходит из употребления. Слово «удел» указывает на отделение, на обособление, а его-то как раз Курс Русской истории. Глава вторая 139 в данном случае и не было: младшие княжества духовно не порывали со старшим, являлись не единицами, выделенными и замкнутыми в самих себе, а частями единого целого Самый этот термин — «удел» — происхождения более позднего: в завещании Ивана Калиты его еще нет, и лишь сыновья Ивана Даниловича впервые ввели его в употребление, да и то наряду с другими, означающими: «уезд, участок». 2. Внешние признаки заселения Суздальского края выходцами из Южной Руси. Переселенцы принесли с собою названия покинутых ими местностей и закрепили их за новыми поселениями; многие города и речки носят те же наименования, что и на Юге: Стародуб, Галич, Звенигород, Трубеж, Вышгород, два Переяс-лавля: Залесский и Рязанский; речки: Почай-на, Лыбедь, Трубеж, Ирпень и др.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |