Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по организации учебно-исследовательской работы




Организация учебно-иследовательской работы имеет важнейшее значения для качественного ее выполнения в рамках учебного процесса.

Результатом учебно-исследовательской работы студента является рукопись, выполненная на компьютере с соблюдением установленных требований. Рукопись учебно-исследовательской работы – это окончательная форма ее представления. В ней выделяются два основных блока требований:

1) Методические требования, связанные с логикой, умениями и навыками формулирования и обоснования избранной темы, постановкой целей и задач для ее успешного выполнения, представления круга источников и методов их изучения, умениями формулировать промежуточные и основные выводы.

2) Оформительские требования, связанные с соблюдением государственных стандартов по оформлению титульного листа, структуры (содержания) работы, библиографических сносок и ссылок на литературу и источники, список литературы и стандарты на оформление различных приложений.

Исследование всегда имеет конкретную цель, прийти к выполнению которой можно многими путями и решением разных задач. После выбора темы и определения ее актуальности и значимости, необходима работа по созданию дерева целей и графа соподчиненных частных задач, определяющих алгоритм работы (включая выбор оптимальных методов исследования). На начальной стадии создания такого дерева целей и задач будет много лишнего, что в дальнейшей работе обязательно уточнится. Главное, что составление такого рода дерева целей поможет вам выработать четкую логичную и обоснованную структуру исследования (рукописи), в котором будут не надуманные, а реальные цели, задачи и соответствующие всей логике исследования разделы.

1. Дерево целей – систематизированный перечень того, что надо установить. В дальнейшем, после обзора и анализа альтернатив в нем останется то, что неизбежно придется исследовать.

2. План работы. Он состоит из двух важных составляющих - программы (что нужно сделать) и календарного плана (что и к каким срокам сделать). Подготовка плана это большая работа, от качества которой зависит многое и, в конечном счете – ее обозримый итог. План, написанный за короткое время, нередко можно уточнять весь год.

3. Обзор литературы. Это обязательная часть всякого исследования, в том числе и учебно-исследовательских работ.

Цель и задачи обзора:

а) оценка достижений в данной теме – что сделано до вас,

б) ориентация в выборе вами пути и средств достижения поставленной цели,

в) выявление противоречивых выводов, сделанных исследователями на основе одних и тех же источников.

В целом, из анализа специальной литературы должно быть видно, что в исследуемой вами теме достоверно, что сомнительно и спорно, а также – какие задачи в вашем исследовании первоочередные. Хороший обзор – исчерпывающе полный, критический и обобщающий. В заключение обзора должны быть обоснованы выбор цели и метода (методов) исследования.

К сказанному добавим, что в небольших учебно-исследовательских работах целесообразно вводить и раздел «обзор источников» или, что логичнее – «обзор источников и литературы».

Алгоритм самого поиска следующий. Отбираете круг литературы, в которой есть интересующие вас вопросы и заводите на каждую публикацию карточку – удобнее электронную. В ней пишется Ф.И.О. автора статьи или другой публикации полностью, а также и полные данные на всех соавторов, далее указываете полные библиографические данные (место издания и год, название издательства, общее количество страниц для монографии и начальную – конечную страницы в сборниках статей).

В каждой карточке сначала указывается и суть интересующего вас вопроса. Такие карточки, собранные в папку или в папки по более частным вопросам общей темы готовы стать оболочками для наполнения их расширенным содержанием, после соответствующего прочтения публикаций. Т.е. дальше в карточку заносится краткая информация по интересующим вас вопросам с пометкой страниц, из которых она взята. Фактически карточка должна содержать ваш краткий конспект прочтенной и проанализированной публикации, снабженный вашими комментариями, рассуждениями и выводами.

Цель конспектирования – записать, предварительно обработать и проанализировать основные факты и аргументы автора (авторов) и привести их к виду, сопоставимому с другими фактами. При этом необходимо критическое восприятие того, что сделано. Удобно писать не вывод автора, а логическую схему, по которой он приходит к выводу. При конспектировании все методики, разбросанные в анализируемом тексте необходимо собрать в одну схему и полностью ее изложить в начале конспекта.

Сгруппированные по папкам карточки-конспекты служат вам для написания разделов работы или разделов обзора литературы по разным аспектам исследуемой вами темы.

Написание всего текста исследовательской работы связано с группировкой материала ваших конспектов в соответствии с разделами (введение, разделы или главы, заключение), определяемыми темой исследования и поставленными для ее выполнения целями и задачами. Кроме того, необходима группировка материала внутри каждого раздела и на более высоком уровне, т.е. синтез его.

В ходе подготовки работы необходимо формулировать промежуточные и основные выводы как для каждого из главных разделов работы, так и для заключения. В заключение работы на основе частных выводов формулируются наиболее общие выводы. Часто встречаемая ошибка - это повторение выводов из глав. Надо помнить, что в логике всего исследования должна выстраиваться линия, идущая от частных выводов - к общим. Общие выводы наиболее тесно связаны с названием вашего исследования.

В заключение, кроме общих выводов по работе вами могут быть представлены и перспективы дальнейшего исследования по данной теме, что обозначилось в процессе работы над темой и явилось следствием вашего «погружения» в исследование.

Требования по оформлению учебно-исследовательской работы.

Самое главное – любая исследовательская, в том числе и учебно-исследовательская работа (начиная с самой простой реферативной формы), должна оформляться в соответствии с существующими государственными стандартами. К ним относится оформление списка источников и литературы, которыми снабжаются все исследовательские работы, оформление ссылок.

Существуют и принятые к употреблению в таких работах шрифты (обычно Times New Roman, размер шрифта кегль 14), межстрочный интервал – 1,5. Чаще всего принимаются и размеры верхнего, нижнего, и правого полей – 1,5-2 см и левого – 2,5-3см. Принято, что каждая новая мысль начинается с абзаца (отступ слева в 4 знака).

Все ваши мысли, которые формируются и излагаются на основе «чужих» – взятых из специальной литературы, должны быть подкреплены сносками и ссылками на источники их происхождения, включая указание не только самой работы, но и конкретной страницы откуда вы их взяли. В компьютерной программе вы можете выбирать (если это не оговаривается специальными требованиями) форму подстраничных сносок и ссылок или же ссылок, помещаемых в конце раздела (например, после введения, после каждой из глав или разделов и заключения).

В небольших по объему и структуре учебно-исследовательских работах удобнее подстраничные сноски. Сноски удобно обозначать номерами, а их последовательность ставится на компьютере автоматически. Сноски также оформляются по государственным стандартам (библиографическим правилам). На одной странице, если делаются сноски на уже представленную по библиографическим правилам книгу или статью, второй раз указываются ссылки на ту же работу с сокращениями. Например, если издание с автором (авторами), то пишется вместо авторства – Он же. (Они же.) и далее название работы и номер страницы, не указывая второй и последующие разы год издания и издательство. Если вы ссылаетесь подряд на одну и ту же работу, то после полного библиографического оформления ее, в последующих на нее ссылках пишете – Там же. С.3.

Основные структурные составляющие текста учебно-исследовательской работы:

1.Титульный лист оформляется по стандартами, принятыми на юридическом факультете КГУ.

2. Выделяется отдельная страница с планом и структурой вашей работы именуемая «СОДЕРЖАНИЕ» или «ОГЛАВЛЕНИЕ». С этой третьей страницы идет сплошная нумерация страниц вашего текста, включая приложения. После слова «СОДЕРЖАНИЕ» слева в столбик пишутся типичные структурные составляющие любой исследовательской работы – введение, глава 1 и ее название, номера параграфов главы, если у вас в главе множество подразделов. После названий глав в содержании в следующей последовательности обязательно указывается: «заключение», «список источников и литературы», «список принятых сокращений» «приложения».

Приложения

В приложении обычно помещаются связанные с текстом работы иллюстрации, состоящие из рисунков, схем, таблиц, и др. Иллюстрации должны иметь порядковый номер и обязательные краткие подписи, раскрывающие суть представленной на них информации. Иллюстрации обязательно должны быть согласованы с текстом работы, т.е. их изначальная группировка и последовательность в приложении определяется планом и структурой основного текста работы. В тексте должны быть ссылки на приведенные в приложении иллюстрации по порядку возрастания номеров, например (рис.1), (Рис.2) и т.д. Если вам необходимо вернуться к уже упоминаемой в тексте ссылке на рисунок, то обычно перед его указанием ставится сокращение слова смотри, например (См. рис.1).

Структура разделов учебно-исследовательской работы

Введение.

Отражает актуальность и значимость выбранной темы, обоснование логики и структуры вашего исследования, т.е. о чем речь пойдет во введении, каждой из глав и заключении.

Главы.

Название каждой главы должно отражать главную суть их содержания. Желательно небольшое введение, раскрывающее логику и методы, которыми оперирует исследователь в реализации исследуемых в главе вопросов. Удачно и методически верно написаны главы, где отражена исследовательская «кухня» (логика, критический разбор источников их анализ, обсуждение выявленных спорных моментов и возможные уточнения). В главах целесообразно делать небольшие промежуточные выводы, которые помогут четче сформулировать и поместить в конце главы обязательный общий вывод.

Заключение.

Важный раздел, в котором представляются самые общие выводы, которые были получены из итогов работы над исследованием. В заключение также целесообразно показать, что еще можно сделать в дальнейшем по данной теме. Обычно такая эрудиция возникает из добротного исследования и отражает «лицо» исследователя и его научного руководителя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.