Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В управлении качеством




И СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Тема 5

ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

5.1.Сущность технического нормирования и стандартизации.

5.2.Международная стандартизация.

5.3.Государственная система технического нормирования и стандартизации.

5.4.Нормативные документы организации.

5.5.Международные стандарты ИСО 9000, ИСО 14000 и систе­ма QS 9000 по обеспечению качества и управлению качеством продукции.

5.1 Сущность технического нормирования и стандартизации

В современных условиях развития экономики во всех стра­нах мира остро встали проблемы гарантирования качества про­дукции (товаров, услуг), предлагаемой потребителям.

Ускорение научно-технического прогресса, увеличение объ­емов мировой торговли, углубление промышленной техничес­кой интеграции в сфере нетарифного регулирования приводит к необходимости государственного регулирования рынка, ко­торое должно обеспечивать соответствие товаров некоторым определенным требованиям, обязательным для соблюдениями одновременно исключить возникновение возможных барьеров в торговле на международном уровне.

Решение указанных проблем обеспечивается техническим регулированием, которое представляет собой правовое регули­рование отношений в области установления, применения, ис­полнения обязательных требований к продукции и процессам ее жизненного цикла (производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), а также в области уста­новления и применения на добровольной основе требований к продукции и процессам ее жизненного цикла или оказанию услуг в сочетании с правовым регулированием отношений в об­ласти оценки соответствия.

Процесс технического регулирования предполагает в обяза­тельном порядке принятие политического решения со стороны правительства. Такое решение - это по сути ответ на вопрос: действительно ли необходимо вмешательство правительства для урегулирования ситуации на рынке? Политические вопросы при­водят к необходимости разработки законодательных мер, которые являются инструментом предполагаемого вмешательства прави­тельства и получения соответствующих результатов от этого.

Считается установившейся практикой проводить оценку последствий, которые предполагаемое техническое действие окажет на торговлю, а также оценку того, какими будут затра­ты, будут ли достигнуты все выгоды для общества или только их малая часть и может ли требуемый результат быть достигнут менее сложным путём.

Поэтому техническое регулирование проявляется в реализа­ции двух основных процедур, а именно:

♦ установление (регламентация) характеристик или процесса;

♦ административные процедуры.

При этом международная практика требует, чтобы характе­ристики продукции или процесса (или технические требова­ния) основывались на международных стандартах (например, путем ссылки на стандарты).

Административные процедуры требуют также, чтобы был определен регулирующий орган, например министерство, ко­торое будет отвечать за указанные вопросы на национальном уровне, а также определены правила подтверждения соответс­твия, санкции, которые могут последовать за нарушение требо­ваний и др.

Санкции применяются в том случае, если поставщики не выполняют требований технических регламентов или продук­ция не соответствует этим требованиям. Санкции могут быть административными (например, изъятие поставщиком товара с рынка) и судебными.

Не вызывает сомнения, что уровень взаимосвязи между пе­речисленными элементами оказывает значительное влияние на международное торговое сотрудничество.

В Российской Федерации для обеспечения решения данных проблем в 2002 г. принят закон о техническом регулировании.

В Республике Беларусь рассматриваемая проблема регла­ментируется принятыми в 2004 г. законами о техническом нор­мировании и стандартизации, а также об оценке соответствия. В учебных целях можно отметить, что техническое регулирование (по закону РФ) представляет собой обобщенную деятель­ность, включающую в себя (техническое нормирование и стан­дартизацию в сочетании с оценкой соответствия (по законам Республики Беларусь)). Новые законы Республики Беларусь в полной мере отвечают условиям Соглашений ВТО по техничес­ким барьерам в торговле (ТБТ), санитарным и фитосанитарным мерам (СФС).

Эти законы не разрушают созданные и эффективно работа­ющие национальные системы стандартизации и сертификации. Все зарекомендовавшие себя положительно в прошлые годы системы получают дальнейшее развитие, обеспечивая преемс­твенность новых систем с заменяемыми.

Оценка соответствия будет нами рассмотрена позже (тема 7).

Ниже остановимся на вопросах технического нормирования и стандартизации.

Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» поднимает стандартизацию на более высо­кую ступень развития, расширяет ее возможности, помогает найти больше сторонников, приближает к международным тре­бованиям. Это уже не принудительное следование требовани­ям, а осознанный выбор стандартов как наиболее эффективного решения той или иной проблемы.

Под техническим нормированием понимается деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее жизненного цикла (разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилиза­ции) или оказания услуг. В учебных целях под техническим нормированием можно понимать деятельность по установле­нию обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции (товаров, услуг) и про­цессов жизненного цикла продукции (ЖЦП).

Стандартизация - это деятельность по установлению тех­нических требований в целях их всеобщего и многократного (добровольного) применения в отношении постоянно повторя­ющихся задач, направленная на достижение оптимальной сте­пени упорядочения в области разработки, производства, экс­плуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и процессов ее жизненного цикла или оказания услуг. В учебных целях под стандартизацией можно понимать деятельность по установлению добровольных для соблюдения технических требований в отношении постоянно повторяющихся задач, связанных с достижением оптимальной степени упорядоченности продукции (товаров, услуг) и про­цессов жизненного цикла продукции (ЖЦП).

В соответствии с законом целью технического нормирова­ния и стандартизации является обеспечение:

♦ защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

♦ повышения конкурентоспособности продукции (услуг);

♦ технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

♦ единства измерений;

♦ национальной безопасности;

♦ устранения технических барьеров в торговле;

♦ рационального использования ресурсов.

Наиболее принципиальные изменения касаются введения государственной функции «техническое нормирование», в ре­зультате реализации которой создается и принимается техни­ческий нормативный документ - «технический регламент», требования которого обязательны для исполнения. Требования, содержащиеся в технических регламентах, формируются на ос­нове научно обоснованных критериев безопасности продукции и услуг и возможного нанесения ущерба окружающей среде. Утверждается такой документ правительством, что придает ему соответствующий статус.

Введение технических регламентов преследует еще одну важную цель: концентрацию в одном документе всех требова­ний, касающихся безопасности продукции (товаров, услуг).

В зависимости от содержания, т. е. от набора технических требований, включаемых в технические регламенты, использу­ются три вида технических регламентов, содержащих:

1) конкретные технические требования к объекту (ам) техни­ческого нормирования;

2) общие технические требования к объекту (ам) техническо­го нормирования;

3) требования, выраженные в виде ссылок на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты.

В зависимости от объекта нормирования было предложено технические регламенты классифицировать по двум группам.

Первая группа включает общие технические регламенты об ответственности за качество и безопасность поставляемой про­дукции и определяет общие меры регулирования, принимаемые правительством по отношению к изготовителям. Поэтому она является базовой для всего механизма нормирования. Вторая группа касается требований безопасности для конкретных групп продукции, в том числе изделий машиностроения, электрообо­рудования, сосудов, работающих под давлением, шин, строи­тельных изделий, дизельного топлива, бензина, игрушек и т. д.

В законе к техническим нормативным актам (ТИПА), кроме технических регламентов, отнесены:

♦ технические кодексы установившейся практики (техни­ческие кодексы практики - ТКП);

♦ стандарты, включая государственные стандарты, между­народные и межгосударственные стандарты, введенные в дейс­твие в качестве государственных стандартов, стандарты орга­низаций;

♦ технические условия (ТУ).

Обязательные требования, как отмечено ранее, устанавли­ваются в технических регламентах. Остальные требования, формирующие уровень качества продукций, выделяются в доб­ровольную область, которая регулируется государственными стандартами, принимаемыми на основе согласия всех заинте­ресованных сторон.

Для осуществления технического нормирования на отрас­левом уровне предусмотрен такой документ, как технический кодекс практики, утверждаемый республиканскими органами государственного управления, практика применения которого оправдала себя за рубежом. В техническом кодексе устанавли­ваются правила и процедуры, связанные с разработкой, про­ектированием продукции, ее эксплуатацией, монтажом и т. д. Обязательность соблюдения требований этого документа оп­ределяется органом государственного управления, который его утверждает.

Результаты работ по стандартизации, проводимые на уровне субъектов хозяйствования и юридических лиц, фиксируются в утверждаемых ими стандартах организаций, а на поставляемую продукцию - в технических условиях.

Область распространения стандарта организации ограни­чивается только одной организацией, технические условия ис­пользуются в контрактных ситуациях.

Следует отметить, что и техническое нормирование, и стан­дартизация базируются на единых международных принципах.

Весьма важным является вопрос о взаимосвязи между тех­ническими регламентами и государственными стандартами. По мере разработки регламентов стандарты становятся добро­вольными, не сдерживают инициативу производителей и уста­навливают тот уровень качества, который позволяет повышать конкурентоспособность продукции предприятия в целом. В республике предпочтение отдается только разработке и приня­тию стандартов, гармонизированных с международными и ев­ропейскими.

Разработка государственных стандартов предусмотрена си­лами технических комитетов по стандартизации, что соответс­твует международной практике и обеспечивает равноправное участие всех заинтересованных в разработке стандартов.

Аналогичным путем реформируется система технического нормирования и стандартизации в Российской Федерации и Ук­раине. Так, в рамках подготовки к присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации Государствен­ной думой в 2002 г. принят Закон «Об основах технического регулирования в Российской Федерации». В Украине новые законы о стандартизации, о подтверждении соответствия, об аккредитации органов по оценке соответствий были приняты Верховной радой в 2001 г.

Такие государства как, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Венгрия, Словакия, Словения, Чехия - также провели реорга­низацию своего технического законодательства и систем стан­дартизации. В настоящее время их усилия сконцентрированы на разработке технических регламентов и принятии европейс­ких стандартов в качестве национальных.

В области технического нормирования и стандартизации следует признать наиболее эффективным подход Европейского союза, реализуемый через Директивы ЕС и гармонизированные европейские стандарты, ключевые аспекты которого положены в основу рассматриваемого закона и предлагаемых мер по его реализации.

Отметим, что для обеспечения реализации соответствую­щих технических регламентов Республика Беларусь будет при­менять в качестве государственных не менее 200 международ­ных и европейских стандартов. При этом стандарты с индексом СТБ ИСО, СТБ МЭК, СТБ ЕН или ГОСТ ИСО, ГОСТ МЭК, ГОСТ ЕН будут вытеснять другие стандарты.

Переход на новую систему технического нормирования и стандартизации будет осуществляться ориентировочно до 2010 г. В течение переходного периода наряду с новым видом документа - «технический регламент» - будет сохранено дейс­твие государственных стандартов как обязательных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.