КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В управлении качеством
И СТАНДАРТИЗАЦИЯ Тема 5 ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ 5.1.Сущность технического нормирования и стандартизации. 5.2.Международная стандартизация. 5.3.Государственная система технического нормирования и стандартизации. 5.4.Нормативные документы организации. 5.5.Международные стандарты ИСО 9000, ИСО 14000 и система QS 9000 по обеспечению качества и управлению качеством продукции. 5.1 Сущность технического нормирования и стандартизации В современных условиях развития экономики во всех странах мира остро встали проблемы гарантирования качества продукции (товаров, услуг), предлагаемой потребителям. Ускорение научно-технического прогресса, увеличение объемов мировой торговли, углубление промышленной технической интеграции в сфере нетарифного регулирования приводит к необходимости государственного регулирования рынка, которое должно обеспечивать соответствие товаров некоторым определенным требованиям, обязательным для соблюдениями одновременно исключить возникновение возможных барьеров в торговле на международном уровне. Решение указанных проблем обеспечивается техническим регулированием, которое представляет собой правовое регулирование отношений в области установления, применения, исполнения обязательных требований к продукции и процессам ее жизненного цикла (производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции и процессам ее жизненного цикла или оказанию услуг в сочетании с правовым регулированием отношений в области оценки соответствия. Процесс технического регулирования предполагает в обязательном порядке принятие политического решения со стороны правительства. Такое решение - это по сути ответ на вопрос: действительно ли необходимо вмешательство правительства для урегулирования ситуации на рынке? Политические вопросы приводят к необходимости разработки законодательных мер, которые являются инструментом предполагаемого вмешательства правительства и получения соответствующих результатов от этого.
Считается установившейся практикой проводить оценку последствий, которые предполагаемое техническое действие окажет на торговлю, а также оценку того, какими будут затраты, будут ли достигнуты все выгоды для общества или только их малая часть и может ли требуемый результат быть достигнут менее сложным путём. Поэтому техническое регулирование проявляется в реализации двух основных процедур, а именно: ♦ установление (регламентация) характеристик или процесса; ♦ административные процедуры. При этом международная практика требует, чтобы характеристики продукции или процесса (или технические требования) основывались на международных стандартах (например, путем ссылки на стандарты). Административные процедуры требуют также, чтобы был определен регулирующий орган, например министерство, которое будет отвечать за указанные вопросы на национальном уровне, а также определены правила подтверждения соответствия, санкции, которые могут последовать за нарушение требований и др. Санкции применяются в том случае, если поставщики не выполняют требований технических регламентов или продукция не соответствует этим требованиям. Санкции могут быть административными (например, изъятие поставщиком товара с рынка) и судебными. Не вызывает сомнения, что уровень взаимосвязи между перечисленными элементами оказывает значительное влияние на международное торговое сотрудничество.
В Российской Федерации для обеспечения решения данных проблем в 2002 г. принят закон о техническом регулировании. В Республике Беларусь рассматриваемая проблема регламентируется принятыми в 2004 г. законами о техническом нормировании и стандартизации, а также об оценке соответствия. В учебных целях можно отметить, что техническое регулирование (по закону РФ) представляет собой обобщенную деятельность, включающую в себя (техническое нормирование и стандартизацию в сочетании с оценкой соответствия (по законам Республики Беларусь)). Новые законы Республики Беларусь в полной мере отвечают условиям Соглашений ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ), санитарным и фитосанитарным мерам (СФС). Эти законы не разрушают созданные и эффективно работающие национальные системы стандартизации и сертификации. Все зарекомендовавшие себя положительно в прошлые годы системы получают дальнейшее развитие, обеспечивая преемственность новых систем с заменяемыми. Оценка соответствия будет нами рассмотрена позже (тема 7). Ниже остановимся на вопросах технического нормирования и стандартизации. Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» поднимает стандартизацию на более высокую ступень развития, расширяет ее возможности, помогает найти больше сторонников, приближает к международным требованиям. Это уже не принудительное следование требованиям, а осознанный выбор стандартов как наиболее эффективного решения той или иной проблемы. Под техническим нормированием понимается деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее жизненного цикла (разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации) или оказания услуг. В учебных целях под техническим нормированием можно понимать деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции (товаров, услуг) и процессов жизненного цикла продукции (ЖЦП). Стандартизация - это деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного (добровольного) применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и процессов ее жизненного цикла или оказания услуг. В учебных целях под стандартизацией можно понимать деятельность по установлению добровольных для соблюдения технических требований в отношении постоянно повторяющихся задач, связанных с достижением оптимальной степени упорядоченности продукции (товаров, услуг) и процессов жизненного цикла продукции (ЖЦП).
В соответствии с законом целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение: ♦ защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды; ♦ повышения конкурентоспособности продукции (услуг); ♦ технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; ♦ единства измерений; ♦ национальной безопасности; ♦ устранения технических барьеров в торговле; ♦ рационального использования ресурсов. Наиболее принципиальные изменения касаются введения государственной функции «техническое нормирование», в результате реализации которой создается и принимается технический нормативный документ - «технический регламент», требования которого обязательны для исполнения. Требования, содержащиеся в технических регламентах, формируются на основе научно обоснованных критериев безопасности продукции и услуг и возможного нанесения ущерба окружающей среде. Утверждается такой документ правительством, что придает ему соответствующий статус. Введение технических регламентов преследует еще одну важную цель: концентрацию в одном документе всех требований, касающихся безопасности продукции (товаров, услуг). В зависимости от содержания, т. е. от набора технических требований, включаемых в технические регламенты, используются три вида технических регламентов, содержащих:
1) конкретные технические требования к объекту (ам) технического нормирования; 2) общие технические требования к объекту (ам) технического нормирования; 3) требования, выраженные в виде ссылок на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты. В зависимости от объекта нормирования было предложено технические регламенты классифицировать по двум группам. Первая группа включает общие технические регламенты об ответственности за качество и безопасность поставляемой продукции и определяет общие меры регулирования, принимаемые правительством по отношению к изготовителям. Поэтому она является базовой для всего механизма нормирования. Вторая группа касается требований безопасности для конкретных групп продукции, в том числе изделий машиностроения, электрооборудования, сосудов, работающих под давлением, шин, строительных изделий, дизельного топлива, бензина, игрушек и т. д. В законе к техническим нормативным актам (ТИПА), кроме технических регламентов, отнесены: ♦ технические кодексы установившейся практики (технические кодексы практики - ТКП); ♦ стандарты, включая государственные стандарты, международные и межгосударственные стандарты, введенные в действие в качестве государственных стандартов, стандарты организаций; ♦ технические условия (ТУ). Обязательные требования, как отмечено ранее, устанавливаются в технических регламентах. Остальные требования, формирующие уровень качества продукций, выделяются в добровольную область, которая регулируется государственными стандартами, принимаемыми на основе согласия всех заинтересованных сторон. Для осуществления технического нормирования на отраслевом уровне предусмотрен такой документ, как технический кодекс практики, утверждаемый республиканскими органами государственного управления, практика применения которого оправдала себя за рубежом. В техническом кодексе устанавливаются правила и процедуры, связанные с разработкой, проектированием продукции, ее эксплуатацией, монтажом и т. д. Обязательность соблюдения требований этого документа определяется органом государственного управления, который его утверждает. Результаты работ по стандартизации, проводимые на уровне субъектов хозяйствования и юридических лиц, фиксируются в утверждаемых ими стандартах организаций, а на поставляемую продукцию - в технических условиях. Область распространения стандарта организации ограничивается только одной организацией, технические условия используются в контрактных ситуациях. Следует отметить, что и техническое нормирование, и стандартизация базируются на единых международных принципах. Весьма важным является вопрос о взаимосвязи между техническими регламентами и государственными стандартами. По мере разработки регламентов стандарты становятся добровольными, не сдерживают инициативу производителей и устанавливают тот уровень качества, который позволяет повышать конкурентоспособность продукции предприятия в целом. В республике предпочтение отдается только разработке и принятию стандартов, гармонизированных с международными и европейскими. Разработка государственных стандартов предусмотрена силами технических комитетов по стандартизации, что соответствует международной практике и обеспечивает равноправное участие всех заинтересованных в разработке стандартов. Аналогичным путем реформируется система технического нормирования и стандартизации в Российской Федерации и Украине. Так, в рамках подготовки к присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации Государственной думой в 2002 г. принят Закон «Об основах технического регулирования в Российской Федерации». В Украине новые законы о стандартизации, о подтверждении соответствия, об аккредитации органов по оценке соответствий были приняты Верховной радой в 2001 г. Такие государства как, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Венгрия, Словакия, Словения, Чехия - также провели реорганизацию своего технического законодательства и систем стандартизации. В настоящее время их усилия сконцентрированы на разработке технических регламентов и принятии европейских стандартов в качестве национальных. В области технического нормирования и стандартизации следует признать наиболее эффективным подход Европейского союза, реализуемый через Директивы ЕС и гармонизированные европейские стандарты, ключевые аспекты которого положены в основу рассматриваемого закона и предлагаемых мер по его реализации. Отметим, что для обеспечения реализации соответствующих технических регламентов Республика Беларусь будет применять в качестве государственных не менее 200 международных и европейских стандартов. При этом стандарты с индексом СТБ ИСО, СТБ МЭК, СТБ ЕН или ГОСТ ИСО, ГОСТ МЭК, ГОСТ ЕН будут вытеснять другие стандарты. Переход на новую систему технического нормирования и стандартизации будет осуществляться ориентировочно до 2010 г. В течение переходного периода наряду с новым видом документа - «технический регламент» - будет сохранено действие государственных стандартов как обязательных.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |