Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Графические средства построения композиции




Создание любого объекта предметно-пространственной среды, будь то ювелирное изделие, спичечная этикетка, костюм, прибор, ма­шина, интерьер или городская среда с ее дизайнерскими элемента­ми, - это обязательно работа с формой. В своей основе она направле­на на поиск того важного и существенного, что в полной и глубокой мере отвечает строгим функциональным (утилитарным, конструктив­ным, экономическим и др.) требованиям. Конечная же ее цель — до­стижение художественной выразительности формы. В целом ход та­кой работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования, из которого можно лишь условно, в чисто учеб­ных (или познавательных) целях выделить стадию исключительно ху­дожественного формообразования или построения формальной ком­позиции. Эффективность прохождения этого процесса определяется как достижение сдержанности в построении композиции или логиче­ски обоснованный выбор композиционных средств. Эти средства чрез­вычайно разнообразны. Каждое из них обладает специфическими композиционными свойствами или художественными возможностя­ми. Разделяются они на два основных вида: графические средства, или в целом графика, и пластические средства, или пластика.

ГРАФИКА используется как средство передачи на плоскости (!) той или иной смысловой (текстовой или изобразительной) информации, а также чи­сто художественной (декоративной) разработки формы. Графические средства включают в себя такие компоненты, как: точка, линия, пятно (или тон) и цвет. Раскроем художественные свойства каждого графиче­ского средства в отдельности.

Точка

Выделяется как графический акцент на плоскости. Несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностя­ми в построении композиции. Очень часто именно она является цент­ром всего ее строя. Рассматриваемая в качестве композиционного сред­ства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими сред­ствами построения композиции, их художественными свойствами. Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств, состав­ляя равнозначную часть общей композиции. Так художественные свой­ства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, об­разуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.

Линия

По форме характеризуется протяженностью или развитием на плос­кости в одном координатном направлении (в длину). Характер линей­но-графической формы во многом определяется материалом и техни­кой ее исполнения. Рейсфедер дает тонкую, прямую, четкую (черную) линию. Карандаш — более светлую, свободного начертания. Перо — тонкую с утолщением, «живую» линию. Соус — «жирную», «бархатную» и т. д. Строя линейно-графическую композицию, важно как можно яр­че выявлять специфические свойства линий разного исполнения.

При работе с компьютером проблема материала и техники исполнения линий устраняется. Дизайнер просто использует уже готовые линейно-гра­фические формы, подбирая их в соответствии с решаемой композицион­ной задачей. Сама эта задача определяется содержанием композиции. Ее сложность обуславливает самый широкий и глубокий выбор линейно-графических форм. В учебном плане важно почувствовать и осознать необхо­димость использования той или иной формы, передав их на листе ватмана и построив на их основе разные формальные композиции. При этом важ­но решать разные композиционно-художественные задачи. Только после этого работа на компьютере может дать свои положительные результаты.

На рисунке 2.1 представлены основные виды линейно-графических форм.

1. прямая тонкая линия 2. карандашный штрих 3. узкоконечное перо 4. штрих кистью

5. круглое перо 6. толстый фломастер 7. тонкий фломастер 8. процарапанная линия

9. перо «по сырому» 10. штрих палочкой 11. мягкий грифель 12. кисть с растровой доводкой

13. штрих «в полкисти» 14. кисть «по сырому» 15. протирка кистью 16. рельефная линия

Рисунок 2.1 – Основные виды линейных графических форм: 1-8 - «жесткие» линии. 9-16 - «мягкие» линии.

Они показывают богатый арсенал композициейно-художественных возможностей линии. Учебная задача заключа­ется в том, чтобы, во-первых, эффективно его использовать с целью наиболее яркого раскрытия характера линий, а во-вторых — достичь максимальной художественной выразительности составленной из них графической композиции.

Пятно

В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет боль­шую часть графической плоскости. С использованием пятна значи­тельно расширяется палитра средств построения графической ком­позиции. В эту палитру включаются и те многочисленные и разнообразные формы тоновой графики, которые получаются при использовании столь же многочисленных и разнообразных приемов ее разработки. Основные виды этих форм представлены на рисунке 2.1. Каждая такая форма обладает своими специфическими композици­онно-художественными свойствами. «Заливка», например, дает ров­ную, тоновую поверхность. «Отмывка» характеризуется плавным пе­реходом от светлого тона к темному и обратно, «размывка» — мягкими затеками и т. д.

1. заливка 2. растяжка 3. отмывка с доводкой 4. набрызг «по сырому»

13. растр линейный 14. растирка набрызга 15. аппликация 16. коллаж

Рисунок 2.2 – Основные виды тональных графических форм 1-8 - «мягкие» тональные формы. 9-16 - «жесткие» тональные формы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 13853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.