Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психогенетические исследования зависимости-независимости 2 страница




ченности как высокую, Т. Бушар получил средние оценки IQ, соот­ветствующие общей близнецовой популяции; стандартные отклоне­ния — на уровне нормативной популяции; а внутриклассовую корре­ляцию, говорящую о сходстве интеллекта у близнецов каждой пары, равную 0,76 [206], Обратим особое внимание на то, что это — практи­чески то же сходство, которое констатируется во всех исследованиях разлученных МЗ близнецов и совпадает с усредненным по этим рабо­там коэффициентом корреляции (табл. 9.2). Поэтому такого рода ана­лиз не опровергает утверждений о наличии генетического компонен­та в изменчивости оценок интеллекта, но он очень информативен, так как показывает, насколько важно знать, что реально означает «разлучение» близнецов.

С этим связан и второй вопрос — о релевантности оцениваемых параметров сред, в которых живут разлученные близнецы, той психо­логической черте, которая подлежит изучению. Т. Бушар [206] отмеча­ет, что в экстремально разные условия МЗ близнецы попадают редко и оценка их среды чаще идет в континууме одного измерения (напри­мер, хорошая — плохая). Кроме того, регистрировались такие явные индикаторы среды, как образование родителей, социоэкономичес-кий статус, размер семьи, физические характеристики среды, а также подверженный ошибкам самоотчет родителей о стиле воспитательс­кой практики. Все это необходимо, но может оказаться не столь важ­ным для исследуемой психологической черты. Значительно важнее знать различия по релевантным этой черте параметрам среды. Например, близнецы могут попасть в среды, похожие по уровню образования, количеству книг и т.д., но один может быть окружен любовью, а другой — обделен ею, подвергаться насмешкам и т.д.

К сожалению, как отмечает Т. Бушар, несмотря на годы совмест­ных усилий психологов, мы сегодня мало знаем о среде, релевантной интеллектуальному развитию и формированию личностных черт. Что же касается давно известных связей социально-экономической ситуа­ции в семье и интеллекта детей, то в них есть существенный генети­ческий компонент, равный, по результатам метаанализа, 0,33 [206]. Вместе с тем часто констатируется даже большее сходство разлучен­ных близнецов, чем выросших вместе, во всяком случае, по личнос­тным чертам; объяснение этому обычно находят в особенностях взаи­модействия в близнецовой диаде; например, упоминавшиеся в главе VII ролевые отношения могут снижать сходство по эмоциональности. По-видимому, здесь и проявляются некоторые релевантные призна­ку-объекту исследования психологические факторы, Права А. Анаста-зи: разлучение — не география.

Дополнительно к изложенному скажем о некоторых деталях,

На первый взгляд, сходство разлученных близнецов должно зависеть и от возраста разлучения: чем дольше они жили вместе, тем выше должно быть их сходство. В работе Шилдса средняя внутрипарная разность баллов IQ у 19 пар,

разлученных до 9 месяцев жизни, равна 8,81; у 12 пар, разлученных после 1 года — 9,76. То же установлено в упоминавшемся исследовании Ньюмена с соавторами: в 4 парах, разлученных в возрасте 1 месяца жизни, средняя внутрипарная разность IQ равна 2,7 балла, у разлученных после 1,5 лет (8 пар) — 10,5 балла. Возможно, играет роль и возраст тестирования: в этой работе у 5 пар в возрасте до 15 лет средняя разность составляла 2,6 балла, а у 5 пар старше 30 лет — 9,2 балла (в обеих подгруппах возраст разлучения был очень разным: в первой — от 1 месяца до 2 лет, во второй — от 6 месяцев до 6 лет).

Некоторую критику вызывает в целом хорошо спланированное Минне-сотское исследование 48 пар разлученных МЗ близнецов [208]. Она вызвана следующим обстоятельством: близнецы были разлучены в среднем в возра­сте 5 месяцев жизни, вновь объединились в среднем в 30 лет, но тестирование производилось более 10 лет спустя. Авторы считают, что это не вносит иска­жающих влияний, так как значимые для формирования интеллекта годы к это­му времени уже прошли, а опыт взрослого возраста на оценки интеллекта не влияет. Однако с этой точкой зрения не согласны некоторые исследователи, считающие (исходя в основном из результатов, полученных в работе с жи­вотными), что изменения в мозговых структурах и, следовательно, в интеллек­туальных функциях происходят и во взрослом возрасте [см., напр., 443].

Принимая для собственного обсуждения эти соображения, обра­тим, тем не менее, внимание на то, что все имеющиеся исследования разлученных МЗ близнецов, каждое из которых, естественно, имеет те или иные источники искажений (поскольку это эксперимент, ко­торый не планируется, его ставит сама жизнь), дает удивительно од­нотипные результаты; сходство разлученных МЗ близнецов по ин­теллекту всегда достаточно высоко.

Второй «критический эксперимент», как уже отмечалось, может быть реализован методом приемных детей (гл. VII). Рассмотрим более детально, какие результаты в исследовании генетики интеллекта по­лучены с его помощью.

Первая работа, проведенная по полной схеме метода, принадле­жит М. Скодак и Г. Скилзу [405]. Они прослеживали развитие 100 де­тей, усыновленных в возрасте до б месяцев жизни; интеллект диагно­стировался в 2; 4; 7 и 13 лет. Результаты наблюдений отражены в табл. 9.3. Более поздняя и полная сводка содержится в уже упоминав­шейся работе Т. Бушара и М. Макги [207; см. также 132]. Ее данные приведены в табл. 9.4, объединившей все исследования приемных де­тей до 1980 г.

Генетические родственники (родные родители и их отданные в другие семьи дети, а также разлученные сиблинги) даже при отсут­ствии общей среды имеют корреляции по баллам IQ, равные 0,22 и 0,24 соответственно. Они несколько ниже, чем в работе М. Скодак и Г. Скилза, но все же говорят о некотором сходстве.

Таким образом, интеллект приемных детей выше 100 баллов, т.е. выше среднего, и есть не очень высокие, но надежные корреляции с IQ родных матерей.

15-1432 225

Таблица 9.3

Средние баллы IQ у приемных детей и корреляция IQ детей и их родных матерей [по: 405]

Тест Средний Интеллект, баллы Корреля
  возраст       -
  приемных детей     ция с IQ
  годы месяцы среднее станд. родной
        отклон. матери
Бине, ревизия Кульмана       13,6 0,00
Стенфорд-Бине, 1916       13,8 0,28
Стенфорд-Бине, 1916       13,2 0,35
Стенфорд-Бине, 1916       14,4 0,38
Стенфорд-Бине, ревизия       15,5 0,44
           

Таблица 9.4

Корреляции по интеллекту, полученные в исследованиях приемных детей до 1980 г. [по: 207]

Группы родственников и типы связей Количеств Средне-
  о взвешенная
  пар корреляция
Родители и дети    
Генетические (биологические родители   0,22
и их отданные дети)    
Средовые (родители-усыновители и их   0,19
приемные дети)    
Генетические плюс средовые (родные   0,42
родители и дети в обычной семье)    
Сиблинги    
Генетические (сиблинги разлученные)   0,24
Средовые (генетически между собой   0,32
не связанные приемные сиблинги)    
Генетические плюс средовые (сиблинги,   0,47
живущие вместе)    
Идентичные близнецы    
Генетические (разлученные)   0,72
Генетические плюс средовые   0,86
(живущие вместе)    

Однако наиболее надежные результаты получены в двух хорошо спланированных проектах исследования приемных детей — Техасском и Колорадском. Техасский проект начался в 60-х годах с обследования 300 семей, усыновивших одного или более ребенка вскоре после его рождения. Большинство семей-усыновительниц и семей, к которым принадлежали биологические матери, были представителями средне­го класса, белой расы

Интеллект диагностировали у биологических матерей и приемных родителей, у родных и приемных детей в семьях-усыновительницах Приемные тестировались: тестами Стенфорд-Бине — в 3 или 4 года, WISC — с 5 до 15 лет, WAIS — с 16 лет и старше. Средний возраст приемных детей в начале работы — 8 лет

Через 10 лет после первичного тестирования оно было повторено, в нем участвовала 181 семья, тестированию подвергались только дети Использовались тесты Векслера и тест Бета; были оценены и некото­рые личностные характеристики. Результаты, относящиеся к интел­лекту, полученные в данном исследовании, отражены в табл. 9 5.

Главное в таблице заключается в том, что корреляции по интел­лекту усыновленных детей значительно выше с биологическими

Таблица 9 5

Корреляции между родителями (первое тестирование) и детьми (первое тестирование и повторное — через 10 лет)

Сравниваемые пары Биологически Биологически  
  не связанные связанные  
  О хус М хус О. М. х Б м. х
      род род отд
          реб
Родитель и ребенок в первом          
тестировании          
Векслер/Векслер 0,19 0,13 0,29 0,04 0,36
Бета/Векслер 0,08 0,10 0,09 0,14 0,23
Родитель в первом тестирова-          
нии и ребенок — во втором          
Векслер/Векслер 0,10 0,05 0,32 0,14 0,39
Бета/Векслер 0,07 -0,02 0,26 0,19 0,26
Векслер/Бета 0,15 0,07 0,16 -0,01 0,78
Бета/Бета 0,08 -0,02 0,20 0,21 0,33
Количество пар 248-257 242-248 90-93 87-90 (а)

Примечание. О, М. — отец и мать (усыновители); ус. — их приемные дети; род. — их родные дети (т.е. в той же семье); Б м. — биологическая мать отданного на воспитание ребенка. Буква (а) означает, что родители тестировались разными ме­тодами: 21 человек — по Векслеру, 199-200 — по Бета

15*

матерями, чем с приемными родителями (сравните два первых и са­мый правый столбцы), причем это сходство сохраняется в ряду лет, когда дети вырастают (см. результаты второго тестирования). А ведь эти матери имели контакты со своими детьми только в первые дни их жизни!

В данном исследовании сопоставлялось и сходство IQ сиблингов — биологических и приемных. Оказалось, что в первом тестировании, когда дети были маленькими, корреляция в парах приемных сиблин­гов равна 0,11; приемные сиблинги с родными детьми своих усыно­вителей имели корреляцию 0,20; а родные между собой r = 0,27; во втором тестировании соответствующие корреляции были равны r= — 0,09; 0,05; 0,24. Иными словами, сходство по интеллекту прием­ных детей и между собой, и с родными детьми своих усыновителей падает до нуля, в то время как корреляции родных сиблингов оста­ются примерно теми же.

Генетико-математическая обработка полученных результатов дала оценку наследуемости, равную 0,78. Это — наследуемость в узком смыс­ле, ее аддитивная часть (см. гл. I и IV), в отличие, например, от оце­нок, получаемых методом разлученных МЗ близнецов, где аддитив­ный и доминантный компоненты объединены и дают меру наследуе­мости в широком смысле, говорящую о причинах популяционной изменчивости. Дж. Лоэлин, И. Хорн и Л. Виллерман отмечают также, что генетические влияния на вариативность IQ с возрастом увеличи­ваются, и считают возрастную динамику генотип-средовых соотно­шений одной из главных задач психогенетических исследований. В ка­честве второй задачи, решению которой могут помочь исследования приемных детей, они называют выяснение дифференцированных вли­яний семейной среды на интеллектуальное развитие членов семьи [321].

Второе крупное исследование приемных детей — Колорадский проект. Он тоже реализуется по полной схеме метода, включающей диагностику детей, их приемных и биологических родителей. Начался он в 1974 г. как большое лонгитюдное, мультивариативное исследова­ние, с минимизацией селективного размещения детей по семьям-усыновительницам и параллельной оценкой тех же параметров в кон­трольной группе обычных семей, подобранных в соответствии с экс­периментальной группой. В программу была включена детальная оценка семейной среды.

В начале исследования участвовали 245 семей-усыновительниц и 245 биологических семей, детей тестировали в возрасте 1 года, 2, 3 и 4 лет (к возрасту 4 года осталось 183 и 166 семей соответственно). Планировалось исследовать этих детей по крайней мере до 16 лет, когда они смогут работать с теми же тестами, с которыми работали их родители за 15 лет до того (кроме биологических матерей тестирова­лись 20% биологических отцов отданных детей). У детей и родителей оценивался широкий спектр когнитивных и личностных черт, инте-

ресы и специальные способности, поведенческие проблемы, упот­ребление алкоголя и других средств и т.д.; были получены и разнооб­разные дополнительные сведения: рукость, предпочтения в еде, ис­тория семьи и т.д. При помощи видеосъемки регистрировали общение детей с родителями и между собой.

Генетико-математический анализ полученных результатов дал сле­дующие оценки компонентов дисперсии IQ: доля наследственных факторов повышается с 0,08 в 1 год до 0,22 в 4 года, но доминирует средовая составляющая: 0,90 в 1 год и 0,74 — в 4 года.

Эти результаты могут быть дополнены сопоставлением сходства в парах приемных сиблингов и в парах родных. В целом внутрипарное сходство у первых существенно ниже, чем у вторых (14 корреляций из 21). Например, сходство по интеллектуальному развитию в 1 и 2 года между родными сиблингами оценивается корреляцией, равной 0,37 и 0,42, между приемными — 0,03 и 0,12; по обобщенным вербальным характеристикам в 3 года 0,11 и -0,05, в 4 года 0,42 и 0,17 и т.д. В целом, несмотря на некоторые исключения, генетически связан­ные дети — родные братья и сестры — более похожи друг на друга, чем приемные сиблинги, имеющие только общую среду.

Более того, по данным Колорадского проекта, и межвозрастные корреляции по интеллекту (общему, вербальному и пространствен­ному) выше в группе биологических сиблингов, чем приемных [362]. Это говорит о том, что и переход от одного возрастного этапа к дру­гому контролируется скорее генетическими, чем средовыми факторами,

Метод приемных детей открывает еще одну уникальную возмож­ность: он дает материал для суждений о взаимодействии генотипа и среды (гл. VI, VII) в вариативности психологических признаков у че­ловека. Как отмечалось, это взаимодействие можно изучать, только помещая животных с идентичными генотипами в разные среды или, наоборот, воздействуя одной и той же средой на известные своими различиями генотипы. Понятно, что в работе с человеком оба пути исключены. Но если дети, имеющие биологических матерей с поляр­ными психологическими чертами, наследственными по своему про­исхождению (или сами являющиеся носителями таковых), попадают в сходные условия в семьях-усыновительницах, это может рассматри­ваться как экспериментальная модель, говорящая о генотип-средо-вом взаимодействии.

Например, в работе Л. Виллерман [451] показано, что интеллект прием­ных детей, попавших в семьи с одинаково хорошими условиями, существенно зависит от интеллекта их биологических матерей. Если последние имели IQ > 120 баллов, то около половины их отданных детей имеют столь же высо­кие оценки IQ и никто не имеет оценок ниже 95 баллов. Если же биологичес­кие матери, наоборот, имели сниженный (но в пределах нормы) IQ — 95 бал­лов и ниже, то их дети, попав в такие же хорошие условия воспитания, дают иное распределение баллов IQ: 15% их имеют тоже низкие оценки; осталь­ные — средние, но, главное, никто не имеет высоких.

Таким образом, фенотипи-ческое значение признака — в данном случае баллы IQ — за­висит от взаимодействия дан­ных генотипов с данной средой. Модель метода приемных детей позволяет понять самые разные варианты такого взаимодей-

ствия: особенностей самого ре­бенка со средой; индивидуаль­ности его биологических роди­телей с той же средой; возрастную динамику этих вза­имодействий и т.д.

Коротко разберем инфор-

мативные примеры, приведен­ные на рис. 9.2-9.4. Напомним, методика ДОМ (гл. VI) вклю­чает четыре основные шкалы, полученные в результате фак­торизации, и одну обобщенную

Рис. 9.2. Взаимодействие темперамен- оценку. Шкалы: Игрушки, Ма­та и среды. В 3 и 4 года эмоциональ- теринская включенность. По-ность, взаимодействуя с общей оцен- ощрение успехов (Encouraging кой домашней среды (генеральным ^.,., А, \ гГ

факторомкойдомашней в методике средыДОМ(генеральным)предска- Developmental Advance), Oгpa-

ничение-Наказание. Из рис. 9.2 следует, что в зависимости от общей оценки домашней сре­ды дети с разной эмоциональ­ностью обнаруживают разный

уровень интеллектуального развития, причем в 3 и 4 года эта зависи­мость имеет разную форму, особенно у детей с низкой эмоциональ­ностью. А по данным рис. 9.3 оказывается, что оценки интеллекта ре­бенка более стабильны в том случае, если их матери обладают более высоким нейротицизмом; рис. 9.4 говорит о том, что сходство IQ ро­дителей и детей существенно зависит от активности как черты ребен­ка: оно тем выше, чем выше активность; но это справедливо только для тех детей, чьи родители имеют высокий интеллект.

Таким образом, выясняются многие конкретные факторы, опос­редующие и формирование индивидуального интеллекта, и его ста­бильность, и сходство по IQ родителей и детей.

В Колорадском проекте реализована еще одна потенциальная воз­можность метода: экспериментально показана пассивная генотип-сре-довая корреляция, ранее лишь постулированная. Она оценивалась как отношение разности вариативностей признака у детей в биологичес-

зываетIQ [по: 362].

•—• Дети с высокой эмоциональностью •- - 'Дети с низкой эмоциональностью

ких и приемных семьях к его ва­риативности в биологических се­мьях. Такой показатель возможен, поскольку селективного размеще-

ния детей по семьям-усынови-

тельницам мет и вариативность

когнитивных черт во всех трех группах родителей практически

одинакова [362| (табл. 9.6).

Как и предполагалось в тео­рии [3961, роль пассивной ГС-кор­реляции с возрастом уменьшает­ся; в 4 года она ответственна ме- нее чем за 2% вариативности оценок против 11 % в 1 год. Таким образом, межиндиви- дуальная вариативность оценок общего интеллекта в значитель- ной мере определяется генетичес­кой вариативностью. Иными сло- вами, различия между людьми по баллам IQ есть результат не толь-

ко обучения и воспитания, но и различий в их наследственности. Это не означает, что среда не иг­рает существеннейшей роли: реа­лизация индивидуальной нормы реакции будет разной в разной среде; причем, по-видимому, в изменчивости интеллекта большую роль играет индивиду­альная, а не общесемейная среда.

К факторам индивидуальной сре-

ды, значимым для индивидуального

развития, относятся и такие (формаль­ные, легко регистрируемые и стабиль­ные показатели, как порядковый но- мер рождения ребенка, интервалы между рождениями пробанда и бли­жайших к нему сиблингов, пол ребен­ка и тп В ряде работ показано, на- пример, что в многодетной семье имеется тенденция к снижению ин­теллекта с повышением номера рож- ния ребенка, причем она больше выражена при малых промежутках между рождением детей; поскольку

Низкий. Высокий IQ родителей*

Рис.9.4. Сходство родителей и де тей IQ различается как функция активности ребенка [по: 362].

•—• Дети с высокой активностью. •-• Дети с низкой активностью.

* В этой части работы данные биологи­ческих и приемных родителей по определенным соображениям объединены [362, с 241].

Таблица 9.6

Пассивная ГС-корреляция для вариансы IQ приемных и родных детей в Колорадском исследовании

 

 

 

Измерение Возраст (годы) Вариансы 1Q у детей Варианса, обуслов­ленная пассивной ГС-корреляцией
приемны X родных
Бейли, умственное развитие Бейли, умственное развитие Стенфорд-Бине, IQ Стенфорд-Бине, IQ 3 4 134,6 216,1 196,0 139,2 151,3 256,0 201,6 141,6 11,0 15,6 2,8 1,7

все сиблинги имеют в среднем 50% общих генов, эта тенденция не может быть следствием генетических причин. Среди многих гипотез, выдвигавшихся для ее объяснения, наиболее вероятными являются, очевидно, психологичес­кие, предполагающие снижение количества и качества общения ребенка со взрослыми и — особенно при малых интервалах между рождениями — ухуд­шение речевой среды ребенка [53]. Последнее недавно получило свое экс­периментальное подтверждение [150]; обедненная речевая среда становит­ся причиной отставания в речевом и, как следствие, интеллектуальном разви­тии ребенка.

Не будем забывать при этом, что термин «интеллект» здесь упот­ребляется только в том значении, которое закреплено за тестами ин­теллекта и, главным образом, за его суммарной оценкой.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Следующим шагом в анализе интеллектуальных способностей стала попытка выяснить, нет ли закономерной динамики генотип-средо-вых соотношений в изменчивости оценок, получаемых по отдельным субтестам. Естественной гипотезой было предположение о том, что невербальные, т.е. «свободные от влияния культуры», характеристики окажутся под большим влиянием факторов генотипа, чем вербальные.

Обобщения некоторых работ [322] показали, что устойчивых за­кономерностей здесь нет. В четырех работах одна и та же когнитивная способность (вербальная, пространственная и др.) могла занимать совсем разные ранговые места по выраженности генотипических вли­яний — от первого до четвертого места.

Те же результаты были получены при сопоставлении 10 исследо­ваний, включавших измерения первичных способностей по Терстону:

вербальных, пространственных, числовых. Однако авторы отмечают, что относительно большие различия во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов (и следовательно, больший коэффициент наследуемос­ти) обнаруживают группа пространственных тестов, словарный запас и рассуждение.

Большая генетическая обусловленность вербальных тестов — факт неожиданный, но повторяющийся в разных работах. В работе Р. Пло-мина [355J суммированы некоторые данные [см. также 132]. В Норвеж­ском исследовании взрослых близнецов (по 40 пар МЗ и ДЗ близне­цов, тест Векслера) по вербальному IQ корреляция МЗ rмз = 0,88, rдз = 0,42, откуда h2 = 2(0,88 - 0,42) = 0,92; по невербальному: rмз = 0,79, rдз = 0,51, следовательно, h2 = 0,56. В шведском лонгитюд-ном исследовании близнецов 12 и 18 лет вербальные тесты обнаружи­ли большую генетическую обусловленность, чем невербальные в 18 лет (h2 = 0,70 и h2 = 0,50 соответственно), причем с возрастом наследуе­мость повышается особенно отчетливо именно для вербальных спо­собностей (с 0,20 в 12 лет до 0,70 в 18 лет).

В более раннем шведском исследовании [294], охватившем боль­шие группы МЗ (269 пар) и ДЗ близнецов (532 пары), результаты оказались теми же: наследуемость вербального интеллекта 0,34; не­вербального — 0,22. Хотя здесь в целом оценки наследуемости ниже обычно получаемых, все же вариативность вербальных способностей обнаруживает большую зависимость от факторов генотипа.

Выяснилось также, что, вопреки ожиданиям, невербальные спо­собности более чувствительны к влияниям среды. Оригинальную экс­периментальную модель для проверки этого предположения исполь­зовала Е. Уилсон [цит. по: 132]. В тех семьях, в которых были и дети-близнецы, и их одиночнорожденные сиблинги, она образовала пары, состоящие только из сиблингов, и пары, состоящие из одного близ­неца и сиблинга.

Оказалось, что в парах сиблинг Х сиблинг и МЗ близнец Х сиб-линг сходство по общему и вербальному интеллекту примерно оди­наковое, а по невербальному — во втором типе пар ниже, чем в первом. Можно предположить, что причина этого кроется в специ­фической среде МЗ близнецов, поскольку количество общих генов у членов всех пар в среднем одинаково — 50%. Иными словами, невер­бальный интеллект более чувствителен к каким-то особенностям близ­нецовой среды.

Чем можно объяснить парадоксальный факт большей генетической обусловленности вербального интеллекта, пока неясно. Возможно, прав А. Дженсен, полагая, что вес генетического компонента в вариативно­сти любого теста отражает удельный вес в этом тесте фактора «g», т.е. фактора общего интеллекта [296]. Эти исследования еще впереди.

Систематических исследований отдельных когнитивных функций — внимания, памяти и т.д. — практически нет, хотя они поддаются го-

раздо более четкому, чем интеллект, определению и, соответствен­но, более адекватной диагностике. Это должно было бы сделать их более удобным объектом психогенетического изучения; однако ре­ально они исследуются лишь постольку, поскольку включены в раз­личные тестовые батареи.

Тем не менее некоторые обобщения есть. Одно из них — в табл. 9.7.

Таблица 9.7

Средние внутрипарные корреляции, полученные в близнецовых исследо­ваниях специальных способностей [по: 132]

Специальные Гмз Гдз Гмз— Гдз h2 Количест
способности         во
          исследо-
          ваний
Вербальная понятливость 0,78 0,59 0,19 0,38  
Математические 0,78 0,59 0,19 0,38  
Пространственные 0,65 0,41 0,23 0,46  
представления          
Память 0,52 0,36 0,16 0,32  
Логическое рассуждение 0,74 0,50 0,24 0,48  
Беглость речи 0,67 0,52 0,15 0,30  
Дивергентное мышление 0,61 0,50 0,11 0,22  
Точность 0,70 0,47 0,23 0,46  
Успешность вусвоении 0,81 0,58 0,23 0,46  
языка          
Успешность визучении 0,85 0,61 0,24 0,48  
социальных дисциплин          
Успешность визучении 0,79 0,64 0,15 0,30  
естественных дисциплин          
Все способности 0,74 0,54 0.21 0,42  

Наименьший коэффициент наследуемости — в изменчивости оце­нок дивергентного мышления — способности человека генерировать новые идеи, альтернативные решения проблем и т. д., т.е. способнос­ти, близкой к понятию творческости, креативности. Максимальное влияние генотипа — опять-таки в вербальном субтесте — способнос­ти к логическому рассуждению, в перцептивной скорости и простран­ственных способностях. Однако и в этих оценках роль среды достаточно велика (средовую изменчивость читатель может оценить в первом при­ближении сам, воспользовавшись формулами, изложенными в гл. VIII).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.