КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика начального образования. Механизмы интернализации ценностей
А. Энштейн Механизмы интернализации ценностей. Целостность воспитания В конечном счете, основой всех человеческих ценностей служит нравственность. Одна из целей воспитания — воспитание характера, в том числе национального характера. Чтобы реализовать эту цель, нужно реализовать и новые механизмы воспитания. Прежние же могут быть теперь не главными, а подсобными: доверие, требование и др. По мнению Е.В. Бондаревской, к новым механизмам воспитания следует отнести следующие: - новые установки педагога по отношению к ученику: понимание его как субъекта; - принятие ученика таким, каков он есть (не следует вести с ним «окопную» войну); - эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие); - общение на взаимопонимании; - свободный выбор учеником способов и форм жизнедеятельности; - свободное творчество учащихся; - активность и свободное жизнетворчество; - механизм коррекции развития (раньше мы его использовали только по отношению к «трудным»); - механизм трансляции культуры; - механизм оказания помощи в решении жизненных проблем; - механизм индивидуализации воспитания (разработка индивидуальных программ), т.е. принцип естества; - делегирование ответственности за воспитание (приватизация воспитания, а не педагогический «колхоз»!); - механизм ценности — ученик должен понимать, что лично для себя ценного он обретает в учебе. В процессе воспитания идут процессы социализации личности, развитие личности (переход на новые уровни), самоопределение X Пеааю!. нач. обра'юв226 личности (формирование ответственности), формирование новообразований (новых качеств личности), интеграция личности (обретение ею составляющих целостности).
Социализация личности, по А.В. Мудрику, — развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит. Социализация происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в процессе относительно целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). То и другое имеет как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека, на различных этапах социализации. Принято делить социализацию на три стадии: дотрудовую, трудовую, послетрудовую. Однако это деление слишком глобально, ибо в одну стадию, например — трудовую попадают люди с 20- и 50-летнего возрастов, социализация которых существенно различна. Поэтому А.В. Мудрик считает более продуктивным рассмотрение этапов социализации в соответствии с возрастными этапами: • младенческий (от рождения до 1 года); • младший дошкольный (3-6 лет); • младший школьный (6-10 лет); • подростковый (11-14 лет); • ранний юношеский (15-17 лет); • юношеский (18-23 года); • молодость (23-33 года); • зрелость (34-60 лет); • пожилой возраст (60-75 лет); • старческий возраст (75-90 лет); • долгожительство (старше 90 лет). Сущность социализации в том, что она формирует человека как полноценного члена того общества, к которому он принадлежит. Как субъект человек в процессе социализации не просто усваивает социальные нормы и культурные ценности общества. Это усвоение идет в неразрывном единстве с реализацией активности человека, его саморазвитием и самореализацией в обществе. Таким образом, для человека как субъекта социализации она становится успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.
Термин «интернализация» («интериоризация») в последние годы довольно часто применяется в педагогической и психологической литературе. Он означает переход социального содержания в индивидуальное. Такое недифференцированное понятие, по мнению Б. Бити-наса, не вполне соответствует потребностям теории воспитания, рас-
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |