КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формула баланса
Наша задача — привести клиента от бессилия к осознанию собственных возможностей и, в конечном счете, к действиям, направленным на создание более сбалансированной жизни. Для этого предлагается процедура, состоящая из семи шагов. Шаг 1. Помочь клиенту увидеть самого себя в плену у единственного УЗКОГО взгляда на проблему. Клиент, который не является хозяином собственной жизни, скорее всего, скажет что-нибудь подобное: «Я не могу иначе». Он не только не рассматривает альтернативы — он просто слеп ко всем другим возможностям: «Человек моего возраста никогда не найдет должность старшего менеджера» или: «С моим-то графиком на новые занятия просто нет времени». Его перспектива сужена до предела, он находится в ловушке. И ваша первая задача — помочь ему увидеть, что он именно в ней и находится. Помогите ему осознать, что он привязан к своей единственной точке зрения, словно к якорю, удерживающему его на месте. Сделайте якорную цепь зримой. Если клиент сам говорит о своих ощущениях подавленности, беспомощности, дискомфорта, — укажите ему на эти признаки дисбаланса. Если он просто не видит многообразия путей и объясняет свои трудности по типу: «А как же иначе?» — значит, его сковывает единственный взгляд на мир. Ко-уч в данном случае работает именно с балансом. Коучинг, ориентированный на создание жизненного баланса, начинается с разбора ограничений, наложенных на перспективу, после чего должно последовать расширение пространства выбора. Пример коучинга: «Когда Вы говорите: "А как же иначе?" или: "Это не в моей власти", Вы кажетесь беспомощным существом, попавшим в безвыходное положение. Верно ли это?».
Шаг 2. Обозначить дополнительные перспективы. Перспектива — это один из тех подарков, которые коуч приносит в отношения коучинга. Не «правильная» перспектива, а просто новый взгляд. Создание перспективы делает более широким то окно, через которое клиент смотрит на свои жизненные обстоятельства. Элемент коучинга — предложить клиенту взглянуть на свою жизнь или на определенную проблему под разными углами зрения. Сохранение единственного прежнего угла зрения, когда клиент в большой степени остается жертвой обстоятельств, обещает не слишком много. Начиная пересматривать свои взгляды, он видит новые возможности и может измениться. Что движет выбором? Привычка, самоограничение, рутина? Стремление обнаружить новые перспективы — это одна из причин, по которым клиенты вообще обращаются к коучингу. Коучинг дает эффективную установку на вопросы типа: «Что в нынешнем положении не так?» и на поиск новых альтернатив. Не так уж сложно попросить клиента представить восемь возможных путей решения проблемы, не останавливаясь при этом ни на одном из них. На самом деле даже лучше, если один-два пункта в получившемся списке окажутся явно неприемлемыми. Самые причудливые варианты создают ощущение игры, а именно в игре легче всего преодолеть стену «я не могу» и расширить поле возможностей так, чтобы в него вошли идеи, раньше находившиеся по другую сторону этой стены. Например, клиентка, у которой не хватает времени для занятий гимнастикой, может: ♦ нанять персонального тренера, поселив его у себя в доме; ♦ превратить гостиную в гимнастический зал; ♦ бросить работу; ♦ отказаться от участия в Гражданском комитете; ♦ влюбиться в культуриста; ♦ ложиться и вставать на полчаса раньше; ♦ научить детей стирать, чтобы высвободить себе время; ♦ половину года работать на каком-нибудь курорте. Пример коучинга: «Давайте составим список всех потенциальных возможностей. Что Вам первым пришло в голову? Это не должно обязательно быть умным. Вас никто не заставит делать именно это — мы просто хотим перечислить все, вообще все возможности. Что Вы придумаете еще?».
Шаг 3. Войти в различные перспективы. Чтобы расширить выбор, надо реально взглянуть на мир сквозь призму этого выбора. «Во что превратится мир, если Вы сделаете так?». Призывая клиента вникнуть в каждую из возможных точек зрения, коуч помогает ему обрести ощущение более широких возможностей и узнать чуть-чуть больше о том, как можно жить иначе. Может быть, идея с персональным домашним тренером нереальна, а вот записаться в группу аэробики на работе можно вполне. Возможно, превращение жилой комнаты в гимнастический зал — не выход, зато вполне вероятно одолжить на несколько месяцев велотренажер у сестры. На этом уровне не так важно, какие именно решения предлагаются, главное, что клиент сам осваивает процесс их отбора. Пример коучинга: «Вообразите эту перспективу только на минуту. Примерьте ее на себя и оглянитесь вокруг. Как вы себя чувствуете в этом положении?». Шаг 4. Сделать выбор. Теперь настало время выбрать из множества перспектив одну — ту, которая послужит мотивом к действию, что, однако, не отрезает путь назад: можно начать выбирать заново. Это значит: «Давайте попробуем». Совершая такой выбор, клиент тем самым делает первый шаг из Страны Заст-ряндии в область многообразных возможностей. Он может и не захотеть оставаться там долго, но какой-то сдвиг в сторону баланса все равно произойдет. И этот важный шаг обязательно должен быть закреплен признанием. Пример коучинга: «Это здорово! Сделав этот выбор, Вы оценили себя по достоинству и, несомненно, стали ближе к своей цели». Шаг 5. Составить план, ориентированный на конкретную ситуацию. Выбор новой возможности — это для клиента огромный шаг вперед. Совершив этот шаг, он обретает новые силы. И тогда приходит время сделать следующий шаг — составить конкретный план действий. До сих пор перед вами был бесплодный кусок только что открытой территории; теперь вы его огораживаете и начинаете обустраивать. План придает возможностям предметные очертания: когда он составлен, новая перспектива начинает реально влиять на жизнь. Составление плана заставляет клиента выйти из тупика, связывая его с большим миром. Ему приходится выяснять, какие имеются доступные ресурсы для осуществления его замысла, сколько это потребует времени и денег? Как это повлияет на важные для него отношения с людьми? Составление плана — творческий процесс; если это кажется подходящим, коуч вполне может сам принять участие в «мозговом штурме». Кроме того, коуч получает великолепную возможность поощрить и поддержать клиента, оценить по достоинству его смелое решение изменить свою жизнь.
Пример коучинга: «Что вы планируете?». Шаг 6. Воспринять план всерьез и взять на себя ответственность. Планирование может быть сведено всего лишь к очередному виду умственной активности. Здесь придется очень много поразмышлять над разными путями исполнения задач и распределением ресурсов, заняться черновыми набросками и вычислениями. Однако план — это нечто внешнее. А коуч должен стараться, чтобы план начал жить внутри клиента, войдя в его плоть и кровь, а не только в мозг, где на него может повлиять даже легкое отвлечение внимания. Поэтому, прежде чем предлагать клиенту переходить к действиям, необходимо убедиться, что план им действительно внутренне принят. Когда происходит такое внутреннее согласие, и человек берет на себя ответственность, он обретает просто чудесную силу и решительность. Принятие на себя обязательств и ответственности следует за выбором: например, в ресторане мы сначала выбираем между двумя блюдами, а потом делаем этот выбор необратимым. Мы решаемся посвятить свою жизнь определенному человеку, определенному занятию и уже не можем от этого отступить. В этот момент коуч проводит черту и просит клиента перешагнуть ее, ступить на новую территорию: «Вы действительно всерьез восприняли этот план и готовы действовать? Вы готовы сделать это> сейчас?». Пока эта черта не пройдена, клиент может как бы играть с коучем в какую-то игру. Когда же он понимает, что принятое решение реально означает для него новый способ действий в жизни, у него внутри происходит некий сдвиг. В этот момент у него появляется последняя возможность признаться, что он просто играл — дабы понравиться коучу или для развлечения, или боясь прервать эту игру, или даже действительно намереваясь последовать планам, то есть по любой причине, какую может изобрести его «гремлин».
Речь идет не просто о том, чтобы больше заниматься гимнастикой, вовремя оплачивать счета или эффективнее заключать торговые сделки. Речь идет об управлении собственной жизнью. Поэтому коуч должен спросить: «Итак, принимаете ли Вы план? Берете ли Вы на себя ответственность за его выполнение?». Этот акт принятия ответственности настолько важен, что некоторые коу-чи в такой момент просят клиента действительно провести реальную или воображаемую черту на полу перед собой, глубоко вдохнуть и перешагнуть ее. Сделать это можно даже по телефону. Пример коучинга: «Мы с Вами прошли долгий путь, расширяя список возможностей, выбирая из них нужную и составляя план. А теперь — вот перед Вами черта на полу. Глубоко вдохните. И, когда Вы почувствуете себя готовым по-настоящему принять план, переступите эту черту. Но только тогда, когда будете готовы по-настоящему». Шаг 7. Действовать. Теперь переход к действию может показаться Облегчением. Самое трудное — поиск нового взгляда на мир — осталось позади. Больше всего напряжения было нужно для того, чтобы оценить разнообразные возможности, вжиться в перспективы. Критическим моментом был выбор и последующее принятие этого выбора — реальное, необратимое принятие. Теперь клиент движется в сторону баланса. В действии ему предстоит многому научиться. Будет ли он терпеть поражения, соскальзывать назад? Да, конечно. И это тоже будет его чему-то учить. Пример коучинга: «Поздравляю! Вы перешли к действию — теперь Вы сами за рулем автобуса, который едет в сторону вашей жизненной цели. Будут времена, когда Вам захочется отлынивать или выбрать легкий путь. Это нормально, и над этим нам еще предстоит работать».
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |