Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Административно-правовые основы управления межотраслевой сферой 3 страница




Консульские учреждения Республики Беларусь (консульс­кое управление МИД Республики Беларусь, консульские отделы дипломатических представительств Республики Беларусь, генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консуль­ские агентства) защищают за границей права и интересы Рес­публики Беларусь, юридических лиц и граждан Республики Беларусь, оказывают содействие развитию дружественных отно­шений Республики Беларусь с иными государствами, расшире­нию экономических, торговых, научно-технических, гуманитар­ных, культурных, спортивных связей и туризма. Консульские учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными договорами и обычаями, а также Консульским уставом Республи­ки Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Бе­ларусь. Консульские учреждения подчинены МИД Республики Беларусь и действуют под общим руководством главы дипло­матического представительства Республики Беларусь в стране пребывания. Генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства возглавляются генеральными консулами, консулами, вице-консулами и консульскими агента­ми соответственно. Министерство иностранных дел Республики Беларусь по согласованию со страной пребывания определяет местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ.

Консул обязан использовать соответствующие меры для того, чтобы все юридические лица и граждане Республики Беларусь пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленны­ми им законодательством страны пребывания и международ­ными договорами, участниками которых являются Республика Беларусь и страна пребывания, а также международными обы­чаями. Консул ведет учет граждан Республики Беларусь, кото­рые постоянно проживают или временно находятся в его кон­сульском округе, принимает письменные и устные обращения юридических лиц и граждан Республики Беларусь и иностран­ных юридических лиц и граждан, предоставляет помощь в вы­полнении служебных обязанностей членам государственных делегаций Республики Беларусь и иным представителям госу­дарственных органов Республики Беларусь, органам местного самоуправления, а также руководителям государственных пред­приятий и учреждений, которые находятся в границах его кон­сульского округа.

Консул также осуществляет воинской учет граждан Рес­публики Беларусь, выполняет поручения следователя или су­дебных органов Республики Беларусь, обязанности нотариуса, регистратора актов гражданского состояния, функции охраны и распоряжения имуществом граждан Республики Беларусь; контролирует соблюдение законодательства государства пребыва­ния и договоров, заключенных Республикой Беларусь с этим государством, международных договоров, участниками которых являются Республика Беларусь и страна пребывания, относи­тельно граждан Республики Беларусь, которые находятся под арестом, задержаны или лишены свободы в иной форме, отбы­вают наказание или пропали без вести. Кроме того, на консула возложено решение вопросов о паспортах граждан Республики Беларусь и виз на въезд в Республику Беларусь, выезд из Рес­публики Беларусь и транзитный проезд через территорию Рес­публики Беларусь, а также вопросов, связанных с гражданством.

Консул может выполнять и иные функции, которые не зап­рещаются законами и правилами страны пребывания и против которых она не имеет возражений или которые предусмотрены договорами между Республикой Беларусь и страной пребыва­ния.

Консул выполняет возложенные на него функции лично или поручает их выполнение другому консульскому должностному лицу. В государстве, где нет дипломатических представительств Республики Беларусь, с согласия страны пребывания на консула могут быть возложены также дипломатические функции. В от­дельных случаях с согласия страны пребывания консул может выполнять свои функции за пределами своего консульского ок­руга, а по поручению МИД Республики Беларусь и с согласия иностранных государств - на территории другого или других государств.

В составе дипломатических представительств Республики Беларусь за границей могут образовываться торгово-экономи­ческие миссии. Они представляют и защищают в стране пребы­вания интересы Республики Беларусь в области внешнеэконо­мической деятельности.

 

5. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

Особое место в государственном управлении возложено на Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Оно осу­ществляет управление деятельностью по предупреждению и лик­видации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной, про­мышленной и радиационной безопасности, а также граждан­ской обороны.

Решения вопросов, относящихся к компетенции Министер­ства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, обяза­тельны для органов исполнительной власти, а также предприя­тий, учреждений, организаций и граждан.

Основные задачи МЧС Республики Беларусь: организация мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и участие в них; осуществление государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных си­туаций; осуществление государственного пожарного надзора; осуществление государственного надзора за безопасным ведени­ем работ в промышленности и атомной энергетике (далее -государственный технический надзор); управление гражданской обороной; выполнение задач мобилизационной подготовки и мобилизации; выполнение иных задач по поручению Президен­та Республики Беларусь.

Во время выполнения профессиональных функций должност­ные лица МЧС наделены широкими правами: выдавать предпи­сания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций; привлекать для ликвидации чрезвычайных ситуаций фи­нансовые и материальные ресурсы из резервов, созданных орга­низациями для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; про­изводить документирование, видео-, киносъемку, фотографиро­вание и звукозапись при ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий; привлекать граждан (с их согласия), не являю­щихся работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, к проведению неотложных работ по ликвидации чрез­вычайных ситуаций; принимать иные неотложные меры, обус­ловленные развитием чрезвычайных ситуаций и (или) ходом работ при их ликвидации.

 

6. УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИЕЙ

 

Управление юстицией - это деятельность, направленная на выполнение задач укрепления законности, организации за­щиты прав и законных интересов граждан и их объединений, предприятий, учреждений, организаций и государства.

Одна из особенностей юстиции - многообъектность в этой области управления. К объектам юстиции относятся судебные учреждения, нотариальные конторы, органы регистрации актов гражданского состояния, судебно-экспертные учреждения и ад­вокатура. Все они имеют разное правовое положение, различа­ются своим назначением и характером компетенции. Другая особенность юстиции обусловлена предыдущей и заключается в разнообразии форм и методов управления, которые применяют­ся органами юстиции.

Так, в отношении государственных нотариальных органов и органов регистрации актов гражданского состояния применяет­ся метод управления; в отношении судов — метод руководства путем организационного и материального обеспечения судов, с соблюдением принципа независимости судей и подчинения их только закону; в отношении органов адвокатуры - метод регу­лирования. В целом же управляющее воздействие органов управ­ления юстицией носит рекомендательный характер и сводится в основном к решению организационных вопросов, поскольку боль­шинство объектов в этой сфере являются самостоятельными и независимыми в своей практической деятельности.

Систему органов управления в сфере юстиции составля­ют Министерство юстиции Республики Беларусь (Минюст), об­ластные и городские управления юстиции.

Министерство юстиции Республики Беларусь осуществляет свою деятельность на основании Положением о нем.

Основные задачи Министерства юстиции Республики Бела­русь: реализация государственной политики в сфере юстиции, в том числе урегулирование коллективных трудовых споров; уча­стие в правовом обеспечении нормотворческои деятельности Президента Республики Беларусь, Национального собрания Рес­публики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, обеспечение скоординированности нормотворческои работы вПравительстве Республики Беларусь (в системе республиканских органов государственного управления, подчиненных Правитель­ству Республики Беларусь); правовая экспертиза правовых ак­тов Национального банка, министерств и иных республиканс­ких органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, областных и Минского городско­го исполкомов, за исключением правовых актов индивидуаль­ного применения; организация работы по развитию и совершен­ствованию системы получения, хранения и распространения пол­ной, достоверной и своевременной правовой информации в су­дах и организациях системы Минюста; государственная регист­рация политических партий, профессиональных союзов и дру­гих общественных объединений, их союзов (ассоциаций), рес­публиканских государственно-общественных объединений, Бе­лорусской торгово-промышленной палаты, постоянно действу­ющих международных арбитражных (третейских) судов, осуще­ствление контроля за соблюдением ими их уставов; ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; материально-техническое, финан­совое, организационное и кадровое обеспечение областных, Мин­ского городского, районных (городских) судов и организаций системы Минюста, повышение квалификации кадров этих орга­нов и организаций; организационное и кадровое обеспечение Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов; организация научно-исследовательской работы в области кри­минологии, криминалистики и судебной экспертизы, проведе­ние в соответствии с законодательством Республики Беларусь экспертиз и специальных исследований, содействие развитию правовой науки, обеспечение внедрения научно-методических рекомендаций в практику судов и организаций системы Миню­ста; организация и развитие системы юридических услуг; пред­ставление в пределах своей компетенции интересов Республики Беларусь на международном уровне.

Министерство юстиции Республики Беларусь имеет право: запрашивать у министерств и других республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, областных и Минского городского исполко­мов и иных организаций, а также должностных лиц информа­цию и материалы, необходимые для осуществления возложенных на Минюст задач; привлекать в установленном порядке специалистов и научных работников государственных органов и иных организаций для рассмотрения вопросов, связанных с со­вершенствованием законодательства Республики Беларусь, со­здавать из числа специалистов государственных органов комис­сии (рабочие группы) по разработке проектов законодательных актов Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь, решению иных вопросов, отнесенных к компетенции Минюста; возбуждать в установленном порядке ходатайства о привлечении к дисциплинарной ответственности судей областных, Минского городского, районных (городских) судов, Бело­русского военного суда и межгарнизонных военных судов; деле­гировать часть входящих в его компетенцию функций органи­зационно-технического, информационного и методического ха­рактера организациям системы Минюста; устанавливать в пределах своей компетенции прямые связи с органами юстиции других государств и международными организациями по вопро­сам деятельности судов и других органов юстиции и др.

Министр юстиции Республики Беларусь назначается Пре­зидентом Республики Беларусь. В пределах своих полномочий министр издает приказы, инструкции и указания, которые яв­ляются обязательными для органов подчиненной ему системы, и проверяет их выполнение.

Органы юстиции осуществляют свою деятельность по раз­личным направлениям. Одно из таких направлений - ведение актов гражданского состояния.

Акты гражданского состояния - это удостоверенные госу­дарством факты рождения, смерти, бракосочетания, расторже­ния брака, установления отцовства, изменения фамилии, имени, отчества. Они являются юридическими фактами, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение соответствующих прав и обязанностей.

Акты гражданского состояния подлежат обязательной ре­гистрации в органах регистрации актов гражданского состоя­ния. В соответствии с Положением о порядке регистрации ак­тов гражданского состояния в Республике Беларусь органы ре­гистрации актов гражданского состояния обеспечивают своевре­менную и правильную регистрацию актов гражданского состояния; вносят в актовые записи необходимые изменения, дополне­ния и исправления; восстанавливают утраченные и аннулируют повторно составленные актовые записи; выдают гражданам сви­детельства о регистрации; сохраняют архивный фонд.

Управление органами регистрации актов гражданского со­стояния заключается: в контроле за соблюдением требований законодательства о регистрации актов гражданского состояния; разработке предложений по его совершенствованию; подготовке форм актов гражданского состояния и форм отчетности; предо­ставлении практической и методической помощи органам регистрации актов гражданского состояния; осуществлении ме­роприятий по повышению квалификации их работников.

Нотариат в Республике Беларусь - это система органов и должностных лиц, на которые возложены обязанности удосто­верять права, а также факты, которые имеют юридическое зна­чение, и совершать другие нотариальные действия с целью пре­доставления им юридической достоверности.

Главными задачами нотариальной службы являются: охра­на прав и законных интересов граждан, юридических лиц и го­сударства, их собственности путем осуществления определен­ных нотариальных действий; профилактика правонарушений; укрепление законности.

Правовые основы организации и деятельности нотариаль­ной службы закреплены Законом Республики Беларусь «О но­тариате и нотариальной деятельности».

Нотариальная деятельность в Республике Беларусь основы­вается на принципах законности, беспристрастности, независи­мости и тайны нотариального действия. При осуществлении но­тариальной деятельности нотариусы, уполномоченные должност­ные лица руководствуются актами законодательства. Нотари­альная деятельность осуществляется на равных условиях для всех лиц, независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Для совершения нотариальных действий в районах, горо­дах, районах в городах Министерством юстиции образуются го­сударственные нотариальные конторы. В Минске и в городах, являющихся областными центрами, одна из государственных нотариальных контор учреждается в качестве первой государственной нотариальной конторы для совершения наиболее слож­ных нотариальных действий и осуществления методического руководства государственными нотариальными конторами соот­ветствующей административно-территориальной единицы. Ми­нистерство юстиции ведет реестр государственных нотариаль­ных контор. Штаты государственных нотариальных контор ут­верждаются Министерством юстиции в пределах установлен­ной для них штатной численности и выделенных на эти цели средств.

Управление государственной нотариальной конторой осу­ществляется заведующим, который решает вопросы организа­ции работы возглавляемого им учреждения. Заведующий госу­дарственной нотариальной конторой имеет право совершать все нотариальные действия в качестве государственного нотари­уса в соответствии с законодательством.

Руководство нотариатом осуществляется Министерством юстиции, управлениями юстиции местных исполнительных и распорядительных органов, другими государственными органа­ми в пределах их компетенции. Управления юстиции местных исполнительных и распорядительных органов осуществляют не­посредственный контроль за исполнением служебных обязан­ностей нотариусами; правильностью совершения нотариальных действий уполномоченными должностными лицами, а также за правильностью удостоверения завещаний и доверенностей упол­номоченными должностными лицами.

Должностные лица органов юстиции, уполномоченные на осуществление контроля, имеют право на ознакомление со све­дениями и документами, касающимися исполнения нотариуса­ми служебных обязанностей, совершаемых (совершенных) нота­риальных действий, расчетов с гражданами и юридическими ли­цами, а также с другими необходимыми документами.

Одним из важнейших направлений деятельности Минюста, его органов на местах является организационное руководство судами, содержание которого заключается в кадровом, ресурсном и методическом обеспечении деятельности судебной системы.

Специфика осуществления правосудия порождает ряд осо­бенностей во взаимоотношениях органов юстиции и судебной системы. В соответствии со ст. 110 Конституции Республики Беларусь судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Придерживаясь этого принципа, органы юстиции координируют работу по проведению судебной реформы и создают надлежащие условия для функционирова­ния и деятельности судов. При этом органы юстиции не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность судов, навязы­вать свое мнение по поводу законности и обоснованности решений (приговоров) суда.

Согласно Кодексу Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей судебная власть в Республике Беларусь принадле­жит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнитель­ной властей. Судебная власть осуществляется общими, хозяй­ственными и иными судами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.

К общим судам в Республике Беларусь относятся Верхов­ный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. К хозяйственным судам относятся Высший Хозяйственный Суд Республики Бе­ларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд го­рода Минска. В системе общих и хозяйственных судов допуска­ется образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, в системе общих и хозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, се­мейным делам, административные, земельные, налоговые и др.

Суды в Республике Беларусь призваны защищать от пося­гательств гарантированные Конституцией и актами законода­тельства Республики Беларусь личные права и свободы, соци­ально-экономические и политические права граждан, конститу­ционный строй Республики Беларусь, государственные и обще­ственные интересы, права юридических лиц, независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйство­вания.

Судьи Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хо­зяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президен­том Республики Беларусь с согласия Совета Республики Нацио­нального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь соответственно и исполняют свои обязанности бессрочно.

Судьи областных, Минского городского, районных (город­ских), военных судов, хозяйственных судов областей, хозяйствен­ного суда города Минска и специализированных судов назнача­ются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обя­занности также бессрочно, кроме назначенных на должность су­дьи впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, полу­чают бессрочные функции после пяти лет работы судьей.

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов Республики Беларусь осуществляется: Ми­нистерством юстиции Республики Беларусь - в отношении об­ластных, Минского городского, районных (городских) судов; уп­равлениями юстиции исполнительных комитетов областей, го­рода Минска - в отношении районных (городских) судов; Выс­шим Хозяйственным Судом Республики Беларусь - в отноше­нии хозяйственных судов областей и хозяйственного суда горо­да Минска.

Организационное обеспечение деятельности военных судов осуществляет Министерство юстиции Республики Беларусь, ма­териально-техническое обеспечение деятельности военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь осу­ществляет Министерство обороны Республики Беларусь.

Указанные органы в соответствии со своей компетенцией разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации судов Республики Беларусь; осуществляют с участием соответ­ствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повы­шение квалификации судей и работников судов; организуют работу по материально-техническому обеспечению и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики, исполнению судебных решений; разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимос­ти судей; осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с действующим законодательством.

Специфика взаимоотношений органов юстиции и адвокату­ры определяется тем, что последняя является общественной орга­низацией, которая действует на основах самоуправления, само­стоятельно разрешая все свои внутренние вопросы. Поэтому ос­новной чертой этих взаимоотношений является сотрудниче­ство.

Правовое положение адвокатуры, ее задачи, права и обязан­ности закреплены Законом Республики Беларусь «Об адвокату­ре». Адвокатура в Республике Беларусь представляет собой не­зависимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществлять профессио­нальную правозащитную деятельность.

Главная задача адвокатуры - оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов. Адвокатура участвует в разъяснении законодательства и право­вом воспитании граждан. Своей деятельностью адвокатура слу­жит принципам законности, справедливости и гуманизма.

Адвокаты оказывают следующие виды юридической помо­щи: дают консультации и разъяснения по юридическим вопро­сам, устные и письменные справки по законодательству; состав­ляют заявления, жалобы и другие документы правового харак­тера; осуществляют представительство в судах и других орга­нах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях; участвуют в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, а также представителей потерпевших, гражданских истцов, граж­данских ответчиков и др.

Для решения вопросов о допуске к адвокатской деятельно­сти функционирует Квалификационная комиссия по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь. Квалифика­ционная комиссия по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь создается Министерством юстиции Рес­публики Беларусь сроком на три года в составе не менее девяти членов из числа представителей государственных органов, адво­катов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет, и иных специалистов в области права. Председателем комииссии является заместитель министра юстиции Республики Беларусь. Решение Квалификационной комиссии является окон­чательным и обжалованию не подлежит. Положение о Квали­фикационной комиссии по вопросам адвокатской деятельнос­ти в Республике Беларусь разрабатывается и утверждается Ми­нистерством юстиции Республики Беларусь.

Заниматься адвокатской деятельностью может только лицо, получившее в установленном порядке лицензию. Лицензия на право занятия адвокатской деятельностью выдается Министер­ством юстиции Республики Беларусь на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь сроком на пять лет. Срок действия лицензии продлевается каждые пять лет указанным министерством по заявлению гражданина с учетом соблюдения им законодательства об адвокатской деятельности по резуль­татам аттестации, проведенной соответствующей коллегией адвокатов. Граждане, получившие в установленном порядке ли­цензию на право занятия адвокатской деятельностью, осуще­ствляют эту деятельность путем вступления в члены коллегии адвокатов. По решению соответствующей коллегии адвокатов и в порядке, установленном этой коллегией, допускается осу­ществление адвокатской деятельности в составе юридических консультаций или в иных организационных формах при усло­вии обеспечения функций, возложенных законодательством на коллегии адвокатов (их юридические консультации).

В Республике Беларусь образуются Республиканская, област­ные, Минская городская коллегии адвокатов и Специализиро­ванная Белорусская коллегия адвокатов.

Республиканская коллегия адвокатов объединяет областные, Минскую городскую коллегии адвокатов, Специализированную Белорусскую коллегию адвокатов и осуществляет функции рес­публиканского органа адвокатского самоуправления.

Республиканская коллегия адвокатов действует на основа­нии устава, принимаемого президиумом этой коллегии.

Областные, Минская городская коллегии адвокатов и Белин-юрколлегия образуются по заявлению групп учредителей и действуют на основании уставов, принимаемых общим собранием (конференцией) членов соответствующей коллегии адвокатов.

Высшим органом коллегии адвокатов является общее со­брание (конференция) членов коллегии, ее исполнительным ор­ганом - президиум коллегии.

Адвокатская деятельность может осуществляться только лицами, являющимися членами областных, Минской городской коллегий адвокатов и Белинюрколлегии. Заявления о приня­тии в областные, Минскую городскую коллегии адвокатов и Бел-инюрколлегию рассматриваются президиумом соответствующей коллегии в течение одного месяца со дня подачи.

Порядок внутренней организации и деятельности коллегий адвокатов, их структура, статус руководящих органов и иные вопросы, касающиеся деятельности коллегий, определяются их уставами, если иное не предусмотрено актами законодательства.

 

 

 

1. Понятие, специфика и содержание межотраслевого управления.

2. Управление в сфере финансов и кредита.

3. Управление в сфере налогов и сборов.

4. Управление в сфере социальной защиты граждан.

5. Правовой статус и организация управления в области статистики.

 

1. ПОНЯТИЕ, СПЕЦИФИКА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖОТРАСЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Все отрасли государственного управления развиваются в рам­ках единой системы государственного управления. Несмотря на свою относительную самостоятельность, эти отрасли теснейшим образом взаимосвязаны.

Эти факторы обусловливают выделение в общем механизме государственного управления сфер межотраслевого управления - специальных звеньев, осуществляющих межотраслевые функции.

Субъектами межотраслевого управления являются органы, не имеющие отраслевого профиля деятельности, специализирующиеся на выполнении межотраслевых задач и функций.

Объектами межотраслевого управления являются межот­раслевые сферы: экономика, финансы, статистика, налоги, стандартизация и сертификация, таможенное дело и др.

Понятие «межотраслевое управление» сложное и многогран­ное. Его структура и состав в административном праве понимаются по-разному. Например, в одних случаях экономика вклю­чается только в межотраслевое управление, в других - в управление в экономической сфере и одновременно в межотраслевое управление. Вопрос этот дискуссионный.

Границы и рамки деятельности органов межотраслевого уп­равления значительно шире, чем органов отраслевого управле­ния, так как их деятельность имеет функциональный характер и распространяется на все или несколько отраслей управления. В известном смысле межотраслевое управление - это управле­ние общего характера, поскольку деятельность межотраслевых органов охватывает практически все отрасли и участки управ­ленческой деятельности.

Существуют несколько вариантов определения понятий «меж­отраслевое управление», например, межотраслевое управление можно охарактеризовать как руководство, осуществляемое определенным органом управления, по отношению к самостоя­тельным, не подчиненным ему по положению органам, согласо­вание и направление отдельных сторон их деятельности в целях обеспечения единства при решении вопросов, имеющих об­щегосударственное значение. Данное определение слишком об­щее и не раскрывает специфики межотраслевого управления, не упоминает даже об объектах такого управления, которые обла­дают существенными особенностями. Ведь совершенно очевидна серьезная разница, скажем, между такими объектами, как статистика, стандартизация и экономика. Акцентируется внима­ние также на том, что существо межотраслевого управления составляет координация; в отличие от отраслевого, не организу­ется непосредственно вся деятельность объектов управления и не затрагивается их определенная самостоятельность.

Причем необходимо отметить, что организационные формы межотраслевого управления прошли в своем развитии опреде­ленную эволюцию. И в настоящее время межотраслевым орга­нам свойственна значительная подвижность, что также харак­теризует специфику входящих в межотраслевую сферу участков деятельности.

Иногда под межотраслевым государственным управлением понимается исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, наделенными надведомственными полномочиями по отношению к организационно не подчиненным им, управляемым объектам, в ходе которой обеспечивается согласованность и единство дей­ствий при решении общегосударственных или межотраслевых задач. Правда, при этом подчеркивается: границы действия (сфера управления) органов межотраслевого управления значительно шире, чем у отраслевого управления, так как их деятельность функциональна и распространяется на все или несколько отрас­лей управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.