Профессия - это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате: специальной подготовки и опыта работы. «Выбрав профессию отмечает,- писатель Сомерсет Моэм, -»Вы не свободны, Вы связаны законами своей профессии, вынуждены соблюдать те или иные правила поведения»…как амеба вбирает частицу инородного тела, так и профессионал усваивает литературу, что бы быть специалистом в своей собственной области, выбирает книги, служащие его целям [60 с.405, 430].
Сведения о составе и содержании специальностей и специализаций размещены в специальном едином перечне, который формируется и утверждается правительством страны, служит своеобразным заказом Министерству образования и науки для подготовки специалистов нужных стране направлений деятельности[9]. Новые специальности и специализации при их открытии подлежат государственной регистрации, в процессе которой устанавливаются квалификационные требования для обучения.
Всего в составе перечня насчитывается только по экономике и направлению 20 специальностей и более 200 специализаций. Порядок введения специализаций определен Инструктивным письмом Министерства образования и науки РФ.
Профессия учетного работника как экономической специальности возникла с обособлением учета в самостоятельный вид деятельности и развивалась вместе с ней[47].
Слово «бухгалтер» происходит от немецкого: Buch - книга, halter - держатель, что в переводе означает «регистратор хозяйственных операций, или ответственный за организацию и правильное прочтение учетных данных». Бухгалтер – это специалист, обладающий специальными навыками и имеющий соответствующее образование.
Термин «бухгалтер» появился в XV в. Как гласит исторический факт, первым должностным лицом, получившим звание бухгалтера, был Христофор Штехер - делопроизводитель Инсбрукской счетной палаты. В Венском государственном музее хранится приказ императора Максимилиана I от 13 февраля 1498 г., статья 5 которого гласит: «Повелеваем делопроизводителя нашей палаты, доверенного и прилежного писца, который ведет книги, отныне называть бухгалтером, каковым должен теперь быть Христофор Штехер, а в помощь к нему дать писца палаты по имени Ульриха Мерингера, который должен также присутствовать на всех совещаниях, касающихся счетоводства». В Германии до 1498г, лица, занимавшиеся ведением счетных книг, назывались писцами. С этого времени термины «бухгалтер» и «бухгалтерия» стали вытеснять старые названия и постепенно распространяться повсюду. В России они вошли в обиход только в XVIII веке при осуществлении реформ Петром I, в период возникновения торговых компаний, заводов, фабрик. Счетоводству уделялось в то время, соответствующее внимание, однако квалифицированных людей, умеющих правильно и грамотно вести бухгалтерские книги, было мало. Неслучайно поэтому лицом, первым получившим в России звание бухгалтера, был голландский купец Тим мерман, который приказом Коммерц-коллегии от 11 сентября 1732 г. был назначен главным бухгалтером Петербургской таможни.
Развитие профессии бухгалтера осуществлялось как функционально, так и в содержательном отношении[98]. Вначале это был писец, владевший навыками счета, регистратор, затем счетовод, бухгалтер, руководитель учетной службы - главный бухгалтер организации. Позже к учетной профессии стали относить бухгалтеров-ревизоров, экономистов по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности, внешних и внутренних аудиторов, специалистов по управленческому учету и контроллингу.
В настоящее время внутренние различия между разновидностями учетных профессий постепенно теряют свое первоначальное значение, профессия становится все более универсальной. Современный бухгалтер должен обладать навыками не только чисто учетной работы, но и при необходимости или по желанию быть ревизором, финансовым аналитиком, аудитором. Этому способствует соответствующий уровень бухгалтерского образования основные направления и компоненты, которого можно представить на нижеприводимом рис.2
Бухгалтерский учет, финансы и связанные с ними области знаний
Приобретение достаточных знаний для статуса профессии бухгалтера
Организационные и управленческие знания бизнеса
Умение решать этические проблемы
Информационные технологии
Применение совокупности знаний и умений для реализации профессиональных возможностей
Стажировка под руководством опытного наставника
Учитывать интересы общества и чувствовать социальную ответственность
Приобретение практического опыта в профессиональной среде
Знание профессиональных предметов
Умение интегрировать разные области знаний и навыков
Производственная и преддипломная практика в реальной среде
Выполнение бухгалтерских функций на соответствующих должностях
Умение применять знания для решения комплексных проблем
Умение выбирать и решать практические проблемы
Соответствовать принципам и нормам Кодекса этики
Соблюдать профессиональное поведение, быть ответственным, надежным, аккуратным, уважительным
Организационные и управленческие
Межличностные и коммуникативные
Повышать свою квалификацию на протяжении всей профессиональной карьеры
Обеспечение профессиональных ценностей и этики бухгалтера
Интеллектуальные
Развитие набора профессиональных навыков бухгалтерского и общего образования
Специальные
и функциональные
Личностные
Неструктуированная подготовка: изучение нормативных актов, зарубежного и отечественного опыта, повышение компьютерной грамотности, участие в подготовке правил и методик по бухучету и т.д.
Использование различных структурированных форм образовательной деятельности (обучение по программам повышения квалификации, изучение спецкурсов, стажировка и т.д.
Осуществление непрерывного профессионального развития
Рис. 2. Основные направления и компоненты образовательного уровня профессионального бухгалтера
Профессия бухгалтера - родоначальник большинства экономических специальностей. Из бухгалтеров вышли первые финансисты и экономисты предприятий, ревизоры и аудиторы. Общепринято считать, что и в настоящее время для мастерского владения этими профессиями необходимо в совершенстве знать бухгалтерский учет, его методологию, правила составления финансовой отчетности и ее анализа.
Любая профессия под влиянием времени находится в постоянном развитии, учетная - не исключение. Из учетных профессий наиболее значительные изменения произошли в содержании работы, выполняемой работниками бухгалтерии. От простой регистрации, записей, главным образом прихода и расхода, фиксации долговых обязательств, выполняемых первыми бухгалтерами, она дошла дофиксации и обработки, данных сложнейшей совокупности учетных операций, отражающих возрастающее многообразие упорядоченной системы сбора, регистрации, обобщения и интерпретации информации об имуществе, обязательствах и результатах деятельности организации в современных рыночных условиях. При этом изменился уровень понимания профессии. Для бухгалтерской профессии (как и для других) существует три уровня профессиональной компетентности, а именно: понимание отдельных правил; понимание как устроена вся система правил; понимание того, почему такая система была создана, и соответственно, того, как изменить эту систему, чтобы она стала лучше выполнять свои функции.
Независимо от принадлежности к той или иной учетной специализации бухгалтерскую профессию как практическую деятельность по ведению учета отличают некоторые характерные особенности, среди которых важную роль играет владение определенными интеллектуальными навыками, приобретенными в результате практической работы и обучения[62]. Это особенно важно в связи с тем, что основные виды профессиональной деятельности специалиста весьма разнообразны и могут быть представлены: учетно-аналитической; контрольно-ревизионной; аудиторской; консалтинговой; организационно-управленческой, нормативно-методической и др. видами деятельности.
Умение вести учет в условиях конкретной организации, знание его техники и технологии, навыки счетного дела особенно важны на низовом уровне бухгалтерского дела. Именно этого обычно не хватает выпускникам вузов и начинающим бухгалтерам и аудиторам в течение первых лет их работы на предприятии. От бухгалтера требуется творческий, осмысленный подход, основанный на знаниях, полученных путем предварительного и последующего обучения, образования и самоподготовки.
Достоверность
Особенностью бухгалтерской профессии является приверженность бухгалтеров общему кодексу ценностей и поведения, включая объективность мышления[2]. Это означает, что профессиональные бухгалтеры должны особо ревностно стремиться к честности, правдивости, объективности, требуя этого не только от себя, но и от всех, с кем они имеют дело. И ни в коем случае они не должны быть похожи на персонажи А.П. Чехова, где в пьесе «Юбилей» бухгалтера Хирина за «приукрашенный» отчет обещают наградить золотым жетоном и выдать триста рублей [ 61 c.130]. Учет может и должен быть только достоверным, иначе это не бухгалтерский учет, а его имитация или профанация. Основные квалификационные параметры необходимые для бухгалтера малого предпринимательства можно систематизировать на следующей схеме.
Профессионализм
Компетентность
Главный бухгалтер субъекта малого бизнеса
Профессиональное поведение
Качество работы и контроль
Объективность и порядочность
Доверие
Конфиденциальность
Рис.3. Основные квалификационные требования к главному бухгалтеру малого предприятия
Бухгалтер любой специализации обязан всегда помнить о своих обязанностях перед обществом, видеть общественное предназначение своей профессии, ощущать ответственность за соблюдение общественных интересов.
Профессионализм - это величайшее мастерство, приобретенное и удерживаемое в какой-либо области знаний или умений. При этом следует иметь в виду, что профессиональные бухгалтеры не должны преувеличивать свои знания и опыт.
Профессиональную компетентность можно разделить на два самостоятельных этапа:
- достижение профессиональной компетентности;
- поддержание профессиональной компетентности.
Для достижения профессиональной компетенции первоначально необходимо получение высшего образования, после которого следует практическая работа.
Для поддержания профессиональной компетенции на должном уровне необходимо постоянно следить за событиями в бухгалтерской и аудиторской сфере деятельности, включая национальную и международную информацию по вопросам финансовой отчетности, аудита и иных соответствующих законодательных и нормативных требований.
Отличительными качествами профессионала-бухгалтера является обеспечение на основе профессиональных знаний формирования, анализа и использования для целей управления информации об активах, обязательствах, капитале, движении денежных потоков, доходах и расходах, а такжефинансовых результатах деятельности предприятий, организации, учреждений и т.д. Этим самым бухгалтер способствует улучшению использования экономического потенциала хозяйствующих субъектов, рациональной организации их финансово-экономических отношений, содействует защите экономических интересов и собственности физическихи юридических лиц. Объектами его профессиональной деятельности являются: оборотные и внеоборотные активы, обязательства, капитал, доходы, расходы и финансовые результаты в области основной, операционной инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
Профессиональная деятельность в любой сфере требует от специалиста высокой эрудиции и знаний, поэтому, для развивающихся личностей нет предела самосовершенствованию в избранной профессии.Вместе с тем к усвоению знаний должен быть системный подход, ибо, как говорил Козьма Прутков «специалист подобен флюсу: полнота его одностороння»[50 c.102].
Процесс освоения новых знаний, а впоследствии и генерация идейраспределяются по времени на всю сознательную жизнь специалиста-профессионала. Поскольку, знать можно очень много, но все знать невозможно, необходима специализация профессионала на каком-либо одном процессе, виде деятельности, операции, так как другие физически невозможно охватить. В смежных областях знаний бухгалтеру нужно разбираться настолько, чтобы его не могли ввести в заблуждение своии сторонние партнеры. Лицу, принимающему решение, необходимо четко осознать: там, где кончается его эрудиция для оценки ситуации, начинается взаимодействие на доверии другим лицам, сокращается возможность влиять на окончательное решение, а риск неблагоприятного исхода ситуации резко возрастает. Основной гарантией успеха специалиста-бухгалтера в бизнесе является уверенность в своих возможностях и развитие их. Лестница деловой карьеры бухгалтера высока. Она включает в много ступенек (уровней):
· рядовой специалист, служащий;
• руководитель сектора;
• руководитель подразделения (отдела);
• заместитель главного бухгалтера;
• главный бухгалтер предприятия, объединения, холдинга, союза, концерна;
• работник государственного аппарата и др.
На каждой из ступеней деловой карьеры бухгалтера все более усложняется объект управления, расширяется диапазон внешних связей, возрастают степень ответственности и характер стимулов для продвижения вверх или удержания своего положения, определяются навыки и стиль работы.
Каждый специалист-профессионал в своей деловой практике ищет разнообразия видов деятельности для совершенствования своих умений и выбора их наилучших сочетаний в процессе создания своего уникального, отражающего его наилучшие качества, занятия (кредо, амплуа, достижения). По происшествии времени, проясняется вершина профессиональной карьеры, мера ее общественного признания, степень удовлетворенности специалиста-профессионала результатами своей деятельности.
Умение воспроизводить и пополнять знания, - одно из неотъемлемых качеств профессионала. Это качество определяет возможности быстро переключаться с одной темы деятельности на другую, прослеживать и находить логические связи во множестве новых явлений, сопровождающих действия бухгалтера в реальной жизни. Ведь профессионалами становятся, а специалистов - учат.
Стиль работы главного бухгалтера раскрывается в манере поведения по отношению к подчиненным, позволяющей влиять на них и побуждать делать то, что в данный момент нужно.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление