Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регуляционный подход




Интеллект как условие контроля импульсивной мотивации

Положение о том, что интеллект является не только механизмом перера-
ботки информации, но и механизмом регуляции психической активности,
одним из первых сформулировал и обосновал Л.Л. Терстоун [Thurstone,
1924]. Он рассматривал интеллект как способность тормозить импульсив-
ные побуждения либо приостанавливать их реализацию до того момента,
пока исходная ситуация не будет осмыслена в контексте наиболее прием-
лемого для личности способа поведения.

В качестве примера Терстоун предлагает рассмотреть ситуацию «Вам
срочно понадобились деньги». Допустим, Вы видите неподалеку одного
своего приятеля и решаете немедленно подойти к нему и попросить взай-
мы нужную сумму. Но тут Вы замечаете, что приятель занят разговором с
коллегами, и тогда Вы решаете поговорить с ним о деньгах вечером. Од-
нако минутой позже Вам приходит в голову мысль, что, возможно, не сто-


Глава 9. Интеллект

ит занимать деньги именно у этого приятеля, а лучше обратиться к друго-
му своему знакомому. Но может быть целесообразнее вообще не занимать
ни у кого деньги, а, например, взять ссуду в банке? В следующий момент
Вы вдруг начинаете сомневаться в том, что деньги так уж необходимы.
После определенных размышлений Вы придумываете некоторый вполне
приемлемый маневр, с помощью которого можно разрешить Вашу пробле-
му без денег.

Таким образом, мы имеем психологическую цепочку, состоящую из шес-
ти «шагов»: возникшая потребность (1) — деньги (2) — занять (3) — у знако-
мого (4) — у конкретного приятеля (5) — сию минуту (6). Если реализуется вся
цепочка сразу, то это свидетельствует о фактическом отсутствии интеллекту-
альной регуляции. Если побуждение блокируется между 6 и 5 шагом, то это
говорит о минимальном включении интеллекта, если между 5 и 4 — интел-
лект включается чуть в большей степени. Наконец, в полной мере интеллект
обнаруживает себя на шаге 3 и 2. Наиболее же очевидно интеллект проявля-
ет себя на шаге I, поскольку при этом острое и неотложное побуждение мо-
жет быть осознано в более абстрактной форме, в результате чего исходная по-
требность будет нейтрализована либо существенно трансформирована.

Итак, интеллектуальное (разумное) поведение предполагает: возможность
задерживать побуждения на разных стадиях подготовки поведенческого акта;
возможность думать в разных направлениях, осуществляя мысленно выбор
среди множества более или менее подходящих вариантов адаптивного пове-
дения; возможность осмысливать ситуацию и собственные побуждения на
обобщенном уровне на основе подключения понятийного мышления. Интел-
лект, следовательно, — это «...способность к абстракции, которая по своей
сути является тормозящим процессом» [Thurstone, 1924, р. 159].

Учитывая регулирующую природу интеллекта, Терстоун высказал пред-
положение, что «...высшей возможной формой интеллекта является фор-
ма, в которой альтернативой выступает не что иное как аффективное со-
стояние» [Там же, р. 163].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.