Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Учебно-методическое пособие




Ярославль 2011

Учебно-методическое пособие

К НАЧАЛУ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

ДЕТЕЙ

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ

(КДГд)


УДК 159.9 Печатается по решению редакционно-издательского совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского    
ББК 88.4; 88.8 Н 60  
Н 60 Нижегородцева Н.В. Комплексная диагностика готовности детей к началу обучения в школе (КДГд): Учебно-методическое пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. 64с.  
В учебном пособии представлена авторская стандартизированная методика комплексной диагностики стартовой готовности детей к обучению в школе Н.В. Нижегородцевой, прошедшая многолетнюю апробацию в дошкольных учреждениях и школах г. Ярославля. Автор пособия раскрывает понятие "готовность к обучению в школе", дает описание структуры школьной готовности, учебно-важных качеств и возможных трудностей в обучении первоклассников. Даны подробное описание процедуры обследования детей, рекомендации по использованию результатов комплексной диагностики готовности детей к обучению в школе. Книга представляет интерес для психологов образования, студентов психологических и педагогических факультетов, аспирантов, преподавателей, практических работников образования.
Рецензенты: Кашапов М.М., доктор психологических наук, профессор Ансимова Н.П., доктор психологических наук, профессор
ISBN 5-87555-109-7© Нижегородцева Н.В., 2011г. © ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», 2011 г.

 

Учебное пособие содержит стандартизированную методику комплексной диагностики готовности детей к обучению в школе. Эта методика при правильном использовании позволяет получить достаточно полную и объективную информацию о развитии ребенка, прогнозировать успешность его учебы в школе и возможные трудности в обучении.

Правильное использование методики предполагает соблюдение ряда условий.

1. Точное выполнение инструкций, содержащихся в методике, и использование только стандартного материала (картинок, рисунков, заданий и т.д.). Любые изменения, произвольно внесенные в методику пользователем, приводят к искажению полученных результатов, что, в свою очередь, делает необъективным психолого-педагогическое заключение.

2. Методика "Комплексная диагностика готовности детей к началу обучения в школе - КДГд" представляет собой профессиональный диагностический инструмент и предполагает обязательное обучение. Если методика попадет в руки неподготовленного для работы с ней человека, это может послужить причиной некорректного ее использования. Копирование и передачастандартизированной профессиональной методики в руки не прошедших обучение специалистов приводит к снижению (или полной потере) ее диагностической ценности.

3. Обеспечение диагностических целей методики. Диагностические и педагогические цели в работе с детьми не совпадают полностью. Задача психодиагноста - выявить объективный уровень индивидуального развития ребенка. Задача педагога - обеспечить нормативно заданный уровень развития детей группы. Если педагогам и родителям будет известно содержание заданий тестов, это может привести к тому, что детей будут обучать решению данной категории задач до обследования. В этом случае дети покажут высокие результаты по тестам и соответственно высокий уровень готовности, но, начиная учиться в школе, попадут в категорию слабоуспевающих или неуспевающих школьников.

Для обеспечения объективности психодиагностического заключения не следует знакомить педагогов и родителей с конкретными заданиями тестов, входящих в методику, за исключением тех случаев, когда педагоги и/или родители принимают участие в оценке уровня развития учебно-важных качеств. На родительских собраниях, методических семинарах и консультациях педагогам и родителям следует давать информацию общего характера. Если не соблюдать это условие, то со временем методика перестанет работать.

4. Для эффективного использования методики важно, чтобы специалист, прошедший необходимую подготовку, "принял методику для себя", то есть поверил в нее и захотел с ней работать. Если методика представляется специалисту слишком трудной и неинтересной с точки зрения его профессиональных задач, лучше от нее отказаться и использовать другое диагностическое средство

Никто не может заставить специалиста использовать ту или иную методику, если он в нее не верит. Результаты диагностики будут объективными и достоверными только тогда, когда психолог "принимает для себя" данное диагностическое средство.

Специалисту, начинающему работу по «КДГд», необходимо знать, что в эту методику заложен механизм прямого и опосредованного контроля качества диагностики. Если диагностическая работа проведена с нарушением изложенных выше условий, то это становится очевидным сразу по результатам диагностики либо позже, когда ребенок начнет учиться в школе.

Нужно признать, что идеальных диагностических методик не бывает. В процессе работы с «КДГд» могут возникнуть вопросы и замечания. В этом случае не следует пытаться что-то изменить самостоятельно, необходимо передать свои замечания авторам методики.

Методика «КДГд» разрабатывалась в течение пятнадцати лет, в период с 1997 по 1999 годы включительно проводилась апробация методики в 25 образовательных учреждениях (дошкольных и школьных) г.Ярославля. Прежде чем вносить какие-либо изменения в методику, необходимо провестипроверку нового теста на достаточно большой группе детей. Только в этом случае можно быть уверенным в том, что данное изменение необходимо и обосновано.

Как показала практика, правильное использование методики повышает уверенность психолога в результатах своей профессиональной деятельности, позволяет целенаправленно и осознанно планировать работу с детьми, педагогами и родителями.

"Комплексная диагностика готовности детей к началу обучения в школе" направлена на исследование базовых психических функций, составляющих ядро детского развития, прошла тщательную проверку на валидность и надежность, поэтому, мы надеемся, она будет полезна в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и займет не последнее место в диагностическом портфеле психолога образования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.