Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 8. Понятие организации. Ее признаки и законы. Виды организационных структур и объединений




Трудовой коллектив, как и коллектив вообще, составляет основу организации.

Коллектив – это группа лиц, признающих друг друга, объединенных общей целью и взаимодействующих ради ее достижения.

Необходим набор определенных условий, создающих основу деятельности людей. Эти условия могут быть материальными (помещения, мебель, компьютеры); экономическими (денежные средства), правовыми (документы – приказы, инструкции, договоры).

Единство людей, образующих коллектив, и условий их деятельности образуют содержание такого понятия, как «организация». Ее главная функция состоит в том, чтобы преобразовывать на основе соответствующих технологий находящиеся в ее распоряжении материальные, трудовые, информационные ресурсы и с помощью этого обеспечивать достижение целей входящих в не лиц.

Но основным элементом организации, определяющим ее характер, основные цели, направленность развития, остается коллектив. Ведь организация – это прежде всего совокупность людей, а не вещей.

 

Организация представляет собой единство функций и структуры. Функции – это задачи, которые она призвана решать. Основными среди них являются:

1) достижение цели создавших ее лиц;

2) поддержание собственного существования.

Структура организации, т.е. упорядоченное соотношение ее взаимосвязанных частей. Существует в трех формах:

1) техническая культура представлена совокупностью материальных объектов и процессов (помещение, оборудование, условия труда, технологии), которые являются базой для всех остальных; она во многом определяет профессионально-квалификационный состав персонала, влияет на характер и содержание труда;

2) социальная структура образуется совокупностью всех ее участников и связей между ними (формальные и неформальные группы, должности, служебные и личные связи, нормы поведения и проч.);

3) социотехническая структура – совокупность рабочих мест, объединяющая работников пространственно и технологически.

Таким образом,

Организация – совокупность людей, образующих коллектив, и условий их деятельности. Она представляет собой единство функций (основных задач, которые она решает для достижения целей) и структуры (частей, находящихся в определенном соотношении и взаимодействии).

Виды организационных структур:

1. Техническая – совокупность материальных объектов и процессов.

2. Социальная – совокупность людей, групп и их отношений.

3. Социотехническая – совокупность технологически связанных рабочих мест.

Как любое явление организация обладает рядом признаков.

Признаки организации:

1. Наличие цели.

2. Обособленность от окружения (замкнутость внутренних процессов и наличие границ, отделяющих ее от внешнего окружения). Эти границы могут быть материальными в виде стен и заборов, виртуальными, основывающимися на разного рода правах, предписаниях, запретах.

3. Взаимосвязь отдельных частей (экономических, технологических, управленческих, информационных, социальных т.п.).

4. Способность к саморегулированию с помощью внутриорганизационного центра. Таким центром может быть дирекция, правление, инициативная группа или отдельное лицо.

5. Организационная культура (единство норм поведения и ценностей коллектива и соответствующих материальных элементов).

6. Устойчивость к внешним и внутренним возмущениям (способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий, сохраняя при этом равновесие)

 

Основными элементами организации считаются цели, ресурсы, разделение труда, культура, технологии, структуры, каналы обмена информацией, нормы поведения сотрудников и проч. Их совокупность образует ее внутреннюю среду.

Внутренняя среда – совокупность элементов самой организации, к которой относятся:

- разделение труда (горизонтальное и вертикальное); горизонтальное имеет в основе технологии, профессии, выпускаемую продукцию и определяет общую организационную структуру. Вертикальное разделение труда, связанное с обособлением исполнителей и руководителей разного уровня, служит основой структуры управленческой.

- технология деятельности (складывающаяся, последовательная, связанная, групповая); технология определяет связь между отдельными видами работ, в том числе по управлению. Последовательность их выполнения во времени и пространстве. Существует 4 типа технологий:

1. Складывающаяся технология (все участники относительно независимо друг от друга работают на кого-то одного, кто создает конечный продукт). Например, при написании книг каждый из авторов приносит составителя свой раздел, а тот компонует из них произведение.

2. Последовательная технология предполагает, что работы в организации вытекают друг из друга, ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая. На основе такой технологии работает конвейер.

3. Связанная технология. Работы взаимно обусловливают друг друга, но при этом не обязательно в строгой последовательности. Так происходит работа над сложным документом, который руководитель может многократно после уточнений вновь передавать исполнителям.

4. Групповая технология. Работы выполняются на одном стационарном объекте многими участниками. Например, при строительстве судна.

- Организационный порядок (важнейший элемент внутренней среды) – совокупность автоматически действующих правил и норм (прохождение документов, прием посетителей, начало и окончание работы, перерывов и проч.). В соответствии с ними исполнители могут самостоятельно принимать значительную часть решений, не обращаясь каждый раз за указаниями к руководителю;

- отношения в коллективе. Эти отношения могут быть либо деловыми (между должностными лицами), либо эмоциональными с учетом симпатий и антипатий, а по форме – силовыми и партнерскими.

Внешняя среда (окружение) – совокупность объектов и условий, с которыми организация взаимодействует непосредственно (деловое) или которые должна учитывать (фоновое).

Как жизнь природы и людей. Жизнь организации подчиняется определенным законам. Выделяют следующие 8 законов жизни организации:

1. Закон синергии (с греч. – сотрудничество, содружество) – возможности организации как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных частей.

2. Закон дополнения внутренних процессов и функций противоположно направленными. Например, разделение – объединением, специализацию – универсализацией, дифференциацию – интеграцией и т.п.

3. Закон сохранения пропорциональности между организацией и ее частями при любых возможных изменениях. Например, при раздутых штатах работники склоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу.

4. Закон композиции – функционирование всех без исключения частей организации в той или иной степени подчиняется общей цели. Индивидуальные задачи каждой из них уточняют и детализируют ее.

5. Закон самосохранения. Он предполагает, что любая организация, так же как и ее отдельная часть, стремится сохранить себя как целое. Это требует соблюдения ряда условий.

6. Закон информированности.

7. Закон необходимого разнообразия. Устойчивость функционирования организации требует, чтобы она выполняла некий минимальный набор разных видов деятельности и располагала специалистами разного направления и уровня подготовки.

8. Закон онтогенеза (индивидуальное развитие, охватывающее все изменения от зарождения до окончания жизни). В соответствии с этим законом жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга, - становления, развития и угасания. Задача руководства состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.

 

На организацию можно взглянуть с разных точек зрения – ее происхождения. Взаимоотношения со своими участниками, клиентами, партнерами; механизма функционирования и проч. Поэтому выделяют следующие виды организаций:

1. По способу возникновения – естественные и искусственные. Естественные вырастают как бы сами собой и ориентированы на решение собственных проблем создателей (клуб по интересам). Такие организации независимы, гибки, координация действий участников может основываться на взаимном соглашении. Искусственные организации (н., министерство) создаются по определенному плану для достижения заранее заданных извне целей. Последние определяют их структуру, координацию обеспечивает единый центр. На практике такие организации стабильны и прогнозированы, но недостаточно гибки, плохо приспосабливаются к переменам.

2. По правовому положению – официальные и неофициальные. Естественно возникающие организации поначалу обычно являются неофициальными, т.е. юридически неузаконенными. Связи между их участниками носят неформальный характер, не предписаны заранее.

3. По характеру внутренних контактов – формальные и неформальные. Неофициальны организации приобретают правовой статус, систему внутренних норм и регламентов и, таким образом, формализуются. А в недрах официальных возникают неофициальные группы и складываются неформальные отношения в виде совокупности незапрограммированных контактов, основанных на добровольном выборе партнеров.

4. По отношению к своим членам – первичные и вторичные.

5. По особенностям распределения власти между организацией и участниками - унитарные и плюралистические. Унитарные (от лат единство) – организации, представляющие собой сплоченную команду, работающую ради достижения целей, заданных извне. Единство, дисциплина поддерживаются здесь с помощью жесткой власти, подавления инициативы, ограничения свободы людей. Унитарные организации обычно являются первичными по отношению к своим членам. Первичность означает, что организация для объединяемых ею людей выступает как нечто внешнее, возникшее и существующее независимо от них. Включаясь в уже действующую организацию, люди признают ее главенство над собой, невозможность влиять на решение принципиальных вопросов, подчиняются ее требованиям и правилам. Например, армия. Плюралистическая (от лат. Множественный) организация представляет собой добровольное объединение участников, заинтересованных в собственной выгоде, достигаемой через общую. Имеет место взаимодействие, основанное на договорах, соглашениях, а власть используется для координации деятельности самостоятельных участников. Плюралистические организации обычно являются вторичными, т.е.создаются самими участниками. Такие организации существуют как корпоративные и ассоциативные.

К корпоративным относятся те организации, члены которых готовы для достижения своих целей временно жертвовать своей независимостью. Н., акционерное общество.

Организация ассоциативного типа создается для повседневной координации деятельности без потери ими независимости участниками. Решения здесь принимаются со всеобщего согласия. Н., ООН.

6. По особенностям функционированиям – механистические (незыблемость границ, преобладание вертикальных связей, официальный характер отношений, всесторонняя регламентация и запрограммированность деятельности) и органические.

Механическими являются все государственные организации, крупные и средние фирмы, функционирующие в традиционных отраслях экономики, слабо подверженные воздействию НТР и конкурентной борьбы.

Но в условиях современной неустойчивости успеха могут добиться организации, действующие на основе иных принципов – органические. Им свойственны самостоятельность отдельных звеньев, их широкая специализация, свобода выбора вариантов деятельности, оценка ее результатов на основе реального рыночного эффекта, а не централизованно установленных показателей, преобладание неформальных отношений. Такие организации лучше механических взаимодействуют с окружением и приспосабливаются к постоянным изменениям в нем. Обычно они связаны с научными исследованиями, разработками, внедрением их результатов в практику.

На практике имеет место разумное сочетание обеих форм.

7. По целямделовые и общественные. Деловые организации – фирмы, учреждения и проч., которые создаются для достижения конкретной цели, связанной с реализацией общественных интересов. Общественные организации предназначены для удовлетворения потребностей своих участников во взаимопомощи, общении. Иногда их цели ориентируются и вовне (борьба за мир, экологическое движение).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.