Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные требования к ценностно-нравственным и смысловым практическим методикам




При внешней схожести с обычными психолого-педа­гогическими процедурами, а также при некоторой отно­сительной простоте методик ценностно-нравственного плана (см. Приложения) следует помнить, что это осо­бый класс методик, при проведении которых психолог или педагог должен несколько менять свою тактику и стили взаимоотношения с клиентом (или с классом). Среди основных таких требований-советов можно выде­лить следующие:

1. Завуалированность главной идеи методики, опти­мальное сочетание внешне заданной (в инструкции) и внутренней, скрытой, непонятной для участников про­цедуры целей. Это позволило бы снизить подозрения клиентов (учащихся) в том, что психолог «опять морали­зирует», ведь известно, что многие и так считают себя «большими специалистами» в области морали и нравст­венности. Несколько перефразируя известного психо­лога Б.С. Братуся, можно сказать, что ученика (как и студента) лучше «воспитывает не столько текст, сколько контекст» (см. Братусь, 1994а. С. 79), т.е. эффективна не высказанная «в лоб» мысль, а сам образ мыслей, поведе­ние учителя, где его главная, невысказанная идея дол­жна лишь угадываться или чувствоваться учениками...

2. Отсроченность эффекта методики, что позволило бы «не раскладывать все по полочкам» уже в ходе проце­дуры, а оставлять для участников возможность (напри­мер, дома, в более спокойной обстановке) самостояте­льно разбираться, что к чему, что может выступить в ка­честве морально-волевого психологического «тыла», а что нет. Можно привести пример такого отсроченного эффекта, увиденный нами однажды осенью 1993 года на

одном из московских заборов. Увиденная нами надпись как будто специально была заказана художнику и, акку­ратно сделанная по трафаретке, гласила: «Категориче­ски запрещается писать на заборах антиублюдочные ло­зунги»... Долгое время этот «призыв» не замазывали, но потом все-таки его убрали. Наконец-то «дошло!»... Эх, если бы нынешняя российская оппозиция работала в та­ком же стиле!..

3. Интересность, интрига процедуры методики (поч­ти на грани «психолого-педагогического хулиганства»), что могло бы надолго запомниться участникам и благо­даря этому действительно перейти в долговременную память и стать предметом серьезных и самостоятельных размышлений самоопределяющегося подростка уже за рамками процедуры методики, в более спокойных усло­виях.

4. Отсутствие в методике грубых и нетактичных эле­ментов, оскорбляющих конкретных участников. Психо­лог, рассматривающий с учащимися проблемы нравст­венного развития, и так сильно рискует быть не поня­тым (настоящие нравственные откровения — это, как правило, некоторое противоречие общепринятому, официальному, «телевизионно-тусовочному» мнению, иначе это уже не нравственные проблемы...), поэтому осложнять для себя ситуацию не имеет никакого смыс­ла.

5. Принятие конкретным психологом-практиком главной идеи и процедуры данной ценностно-нравст­венной методики (здесь лучше самих себя не обманы­вать: если методика вызывает хоть какие-то сомнения, лучше ее вообще не проводить).

6. Полное владение процедурой методики. Было бы очень нехорошо, если какая-то процедурная оплош­ность (путаница) перечеркнет всю работу и оставит в со­знании подростков не только разочарование от работы, но и чувство какой-то даже жалости и презрения к неза­дачливому психологу...

7. Методики ценностно-нравственного самоопреде­ления обязательно должны быть включены в более об­ширную, разнообразную, а главное — этически нейтра­льную, «правильную» программу психологической по­мощи (соответствующую существующим представлени­ям о том, как «должен» работать психолог), иначе они

могут вызвать некоторое недоумение у части учащихся и коллег-психологов. Например, при использовании та­ких методик в профконсультации возможны вопросы типа: «А зачем нам это нужно?», «А где здесь выбор про­фессии?» и т.п. Психолог, рассматривающий в своей ра­боте проблемы формирования ценностно-нравственно­го, смыслового «тыла», сам должен себя подстраховать, т.е. самому себе (и своей работе) обеспечить своеобраз­ный нормативно-программный и «психологический тыл».

8. Методика ценностно-нравственного плана не дол­жна содержать открытых Призывов к активным (и тем более — экстремистским) акциям социального протеста. И в то же время такая методика должна быть действен­ной (с ориентацией на будущее)... А для ответа на воз­можный вопрос клиентов, «что же нам делать в реальной ситуации?», самая лучшая методика — это свой собст­венный пример (даже сказать о своей позиции — это то­же поступок)...

Например, я могу открыто сказать, что хожу на де­монстрации под красными флагами, хотя совсем не иде­ализирую лидеров нынешней оппозиции. Но это не зна­чит, что и все должны ходить под красными знаменами... Я могу рассказать, как вообще первый раз, «из интереса» пришел на демонстрацию оппозиции в 1992 году, в то время, когда в обществе было уже сформировано пре­зрительное отношение к «быдло-заточечным» демонст­рантам (как их окрестили тогдашние СМИ), и многие люди даже помыслить боялись, что могут быть солидар­ны с теми, кто не доволен нынешней ситуацией. В тот день «кривая» моего движения на Манежной площади (когда это еще была площадь) была такова, что я сначала как будто бы случайно прошел мимо, но потом остано­вился и спросил себя: «Неужели я такой трус?», после че­го все-таки приблизился к демонстрантам1. И тогда для меня это было более сильное личностное испытание,

1 Примечательно, что уже сейчас, когда политические страсти на время улеглись, проходя по Манежной площади, я также часто иду «зигзага­ми», обходя миленьких и, видимо, даже образованненьких девочек-по­прошаек из различных «благотворительных обществ». К сожалению, эти девочки-попрошайки не понимают, какие огромные финансовые сред­ства уходят на удовлетворение нужд и капризов «новых русских» и их многочисленных холуев... Если бы они это понимали, то и активность свою, наверное, направили бы в иное русло...

чем последующее участие в стычках с героями-омонов­цами, до крови избивавшими стариков и старушек, пы­тавшихся бороться за свои ущемленные социальные права.

Я убежден, что об этом можно и нужно рассказывать, ведь это не просто опыт, а опыт очевидца. Но призывать к открытым выступлениям психолог и педагог не имеют права, так как в ходе таких выступлений действительно льется невинная кровь. Сделать свой выбор, в том числе и противоположный выбору психолога или педагога, — это право самого клиента или самоопределяющегося школьника.

И когда психолог демонстрирует пример своего соб­ственного выбора, то важен не конкретный выбор, а са­ма возможность (право) такого выбора. И как уже отме­чалось, сложность и одновременно высший смысл выбора в том, что выбирать можно не только что-то возвышен­ное и благородное, но и омерзительное, пошлое, прими­тивное и безнравственное. А иначе это уже не свобода выбора, а обязанность выбирать только то, что «положе­но», к чему обязывает учитель (или «общественное мне­ние», или вся тоталитарная система)... Естественно, не­льзя эту идею доводить до абсурда и, конечно же, не до­пускать, чтобы на занятиях или консультациях пропа­гандировались откровенно антигуманные идеи.

Таким образом, при рассмотрении с клиентами (уча­щимися) ценностно-нравственных проблем личностно­го самоопределения (в отличие от рассмотрения многих учебных, психотерапевтических и консультационных проблем) говорить об этом следует как бы «между про­чим», на фоне какого-то «правильного», этически ней­трального материала, опираясь на разные точки зрения по данному вопросу, сопоставляя их и постоянно демон­стрируя на своем примере не только сложность, но и воз­можность и даже очарование самостоятельного нравст­венного поиска.

Как уже отмечалось, в приложениях представлены некоторые методики ценностно-нравственного содер­жания, при проведении которых следует опираться на обозначенные выше требования (см. Приложения). Эти методики являются прежде всего активизирующими, и сам факт их проведения содержит идею «провоцирова­ния» размышлений о сложнейших вопросах поиска

 

смысла в своем стремлении к лучшему, да еще и сохране­нии при этом своего достоинства. Для оценки эффек­тивности проведения такой работы также может приго­диться «метод открытых глаз», о котором уже говорилось в главе 21 и о котором мы еще раз хотим напомнить, что в «открытые глаза» могут и плюнуть....

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленная работа ставила своей основной це­лью поставить и обосновать проблему психологического исследования не столько элиты и массы, сколько эли­тарных ориентации самоопределяющихся людей из са­мых разных социально-профессиональных групп. Основное предположение заключалось в том, что такие ориентации лежат в основе самых разных жизненных выборов и буквально пронизывают всю жизнь. Другой важной идеей работы стало разделение подлинных эли­тарных ориентации, связанных с творческим альтру­истическим утверждением чувства собственного досто­инства и псевдоэлитарных ориентации, связанных боль­ше с приобретением внешних символов элитарности, когда при такой «внешней похожести» на настоящую элиту человек во -внутреннем плане остается «рабом» ценностей и страстей, характерных для «нормального» обывателя.

Ниже представлены более конкретные выводы, соот­несенные со всеми 22 главами работы. Заметим, что многие из приведенных ниже выводов работы носят предварительный характер, поскольку сама проблема элитарных ориентации является не только слишком сложной и глобальной, но и достаточно деликатной. Ре­альные люди далеко не всегда могут быть однозначно со­отнесены с теми или иными типами элитарных ориента­ции. Например, один и тот же человек может в каких-то ситуациях являть собой обычного обывателя, чей круго­зор ограничен его собственными бытовыми проблема­ми, и в то же время в каких-то конкретных областях дея­тельности он может быть непревзойденным мастером, обессмертившим свое имя в веках и обогатившим куль­туру.

Поэтому окончательные «обобщения» показались нам неуместными. Основные выводы работы следующие:

1. К сожалению, проблема элитарных ориентации пока не стала предметом серьезного исследования в пси-

 

хологии. Возможными объяснениями такого отноше­ния к проблеме могут быть: 1) уверенность, что психоло­гия уже давно исследовала данное явление (исследова­ния самоактуализации, проблемы лидерства, психоло­гии масс и т.п.), поэтому сам термин «элитарные ориен­тации» оказывается якобы просто «ненужным»; 2) силь­ная терминологическая неразбериха в личностной пси­хологии, связанной с проблемами подлинной самореа­лизации, самоактуализации, самотрансценденции и т.п.; 3) некоторая ложная стыдливость многих психоло­гов, для которых сама постановка проблемы «элитарных ориентации» воспринимается как что-то «неприлич­ное»; эта стыдливость как бы подразумевает, что психо­лог сам себя «элитой» не считает (и чем-то это напоми­нает ситуацию, когда «на воре и шапка горит»). Между тем проблема элитарных ориентации связана с одной из самых сложных и жизненно важных проблем - с поис­ком идеалов личностного и профессионального самооп­ределения.

2. «Элитарные ориентации» рассматриваются как важный регулятор его поведения и планирования жиз­ненных перспектив. Выражается это в том, что многие люди, особенно в условиях «социально-экономических преобразований» и реальной «смены элит», в глубине души надеются на то, что им удастся довольно быстро и с наименьшими усилиями перебраться «из грязи в князи». Само представление большинства людей об «элите» включает такие ее характеристики, как власть, влияние, известность, богатство, недоступность, непонятность и загадочность, особое воспитание и образование, а также порядочность, талантливость и т.п. В целом представле­ние обычных людей об элите характеризуется сильной противоречивостью, что позволяет некоторым людям (манипуляторам общественным мнением) спекулиро­вать на такой неопределенности и использовать ложные «элитарные ориентации» населения в своих целях.

3. «Элитарные ориентации» имеют в качестве пред­посылок своего возникновения и развития биологиче­ские программы поведения, проявляющиеся еще у жи­вотных (особенно у стадных, где сильно выражена обще­ственная организация жизни, с соответствующей иерар­хичностью отношений, вожаками и подчиненными и т.п.), а также отношения неравенства, складывающиеся и развивающиеся на протяжении всей истории челове-

 

чества, что нашло свое отражение в различных ритуалах, обычаях, в наследственном праве, в закреплении нера­венства в законодательстве, а также в обосновании идеи неравенства в различных философских и социологиче­ских теориях.

4. Элитарные ориентации являются существенной составляющей многих жизненных выборов и проявля­ются в самых разных сферах жизнедеятельности: в быту, в моде, в интимных отношениях и т.п. Однако само про­явление таких ориентации не всегда осознается людьми именно как «элитарное».

5. Важную роль играют «элитарные ориентации» в профессиональном труде и творчестве. Сами успехи в трудовой деятельности рассматриваются как важнейшая основа для повышения чувства собственной значимости человека, что в свою очередь часто и служит поводом со­отнесения/ или не соотнесения его с престижными (и даже «элитными») социально-профессиональными группами. Особую сложность имеют «элитарные ориен­тации» в творческой профессиональной деятельности, когда «творец», с одной стороны, стремится реализовать себя неординарно (и рискует быть «непонятым»), а с другой стороны, для него очень важно признание «пуб­лики», что нередко заставляет его отказываться от под­линного творчества в угоду «общественному мнению» и конъюнктуре рынка.

6. Понятие «элитарные ориентации «действительно соотносится со многими близкими психологическими понятиями (самоактуализация, самотрансценденция, лидерство, социальная стратификация, аттитьюд, ат­тракция, социальная идентификация, престиж и т.п.), однако имеет и свою специфику, связанную с ориента­цией на «самое лучшее». Нам представляется, что поня­тие «элитарные ориентации» может стать со временем интегрирующим системным понятием, объединяющим другие понятия, связанные со стремлением человека стать «лучше». К сожалению, понятие «элитарные ори­ентации» не получило пока четкой концептуализации, что может выступать как свидетельство его сложной и противоречивой природы. Но, с другой стороны, отсут­ствие такой четкой концептуализации вполне оправда­но на фоне других психологических понятий, которые также являются не достаточно определенными (психи­ка, личность, игра, самоактуализация и др.). Кроме того,

неопределенность понятия «элитарные ориентации» имеет важный практический смысл, позволяя каждому человеку вносить в это понятие свой личностный смысл и предотвращать ситуации, когда к высшим целям и иде­алам люди будут идти «дружными рядами», теряя свою индивидуальность и право вообще называться уникаль­ной Личностью.

7. Условно выделены основные составляющие «эли­тарности»: когнитивная, аффективная и поведенческая. При этом важнейшей является именно аффективная со­ставляющая, поскольку именно она связана с развитием «чувства собственного достоинства», которое и лежит в основе формирования «чувства элитарности». Кроме то­го, имеется проблема нахождения оптимального соот­ношения между всеми этими составляющими, которые, как мы можем предположить, могут меняться на протя­жении жизни индивида и на каждом этапе его развития образуют некую особую целостность, ядром которой яв­ляется меняющееся чувство собственного достоинства.

8. В качестве «первичного блага» — своеобразной «точки отсчета» развивающейся личности — выделяется «чувство собственной значимости», придающее лично­стный смысл развитию человека и всей его жизни. Выде­ление первичной ценности лежит в основе построения иерархии других личностных смыслов и позволяет чело­веку ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, когда приходится отказываться от некоторых своих, менее значимых ценностей при сохра­нении более значимых, т.е. идти на определенные (часто неизбежные) внутренние компромиссы ради достиже­ния более важных целей. При этом каждый человек вы­деляет свою систему первичных ценностей, которая в ходе его развития может существенно меняться.

Выделены различные варианты реализации своего чувства собственного достоинства, условно обозначен­ные как: «превосходство над...», как «сопричастность к...» и как «пребывание вне...». На наш взгляд, наиболее близкой к подлинной элитарности является позиция «пребывание вне...», позволяющая человеку, во-первых, оставаться независимым даже от мнения и давления да­же самых «престижных» групп, а во-вторых, позволяю­щая ему оценивать сложную жизненную ситуацию более объективно и действовать более реалистично. При этом позиция «пребывание вне...», естественно, не предпола-

гает полного равнодушия к происходящей вокруг жиз­ни, а лишь делает человека менее зависимым от сущест­вующих предрассудков и стереотипов различных «эли­тарно-ориентированных групп».

9. Выделено психологическое «пространство» эли­тарности, позволяющее рассматривать подлинные эли­тарные ориентации, связанные с проявлениями творче­ства, добра и собственного достоинства, а также псевдо­элитарные ориентации, связанные лишь с внешними признаками «настоящей» элиты (внешним видом, мане­рами поведения и т.п.). Выделение таких ориентации важно для формирования у самоопределяющегося чело­века готовности различать подлинные и мнимые идеа­лы. Также определены «верхние» и «нижние» границы понятия элитарность. На крайних «полюсах», ограничи­вающих «пространство» элитарности, обозначены: представление о Боге (обычно Бога уже не считают «эли­той», он располагается «выше»), откровенное слабоумие (слабоумные не могут претендовать на «элитарность» в силу ущербности своего интеллекта, но, с другой сторо­ны, считается, что их устами говорит иногда Сам Гос­подь.., что в чем-то даже сближает их...), а также грани­цы элитарности очерчивает все, что выходит за рамки обычного понимания (совсем «непонятное» может ско­рее испугать, но к элитарности вряд ли может быть отне­сено).

10. Само возникновение «элитарных ориентации» связано с успешной деятельностью и общим развитием человека. В основе лежат биологические программы, ча­сто определяющие взаимоотношения между особями, которые подкреплены культурно-историческими тради­циями, обосновывающими идею социального неравен­ства. В современных условиях стереотипы «элитар­но-ориентированного поведения» формируются средст­вами массовой информации, закладывающими в душах огромных масс людей представления об «успешной» жизни, в чем-то «похожей» на жизнь элиты.

На уровне развития отдельного человека «элитарные ориентации» формируются еще в детстве через сказки, в которых часто главный герой превращается из просто­людина в принца, а также через игрушки, все больше воспроизводящие «красивую жизнь» в обществе потреб­ления. Развитие «элитарных ориентации» в онтогенезе осуществляется по разным линиям: 1) через развитие

представлений об элите (через «поиск аристократии» — по Э. Эриксону);' 2) через развитие независимости от близкого окружения, часто сопровождающегося «кри­зисами разочарования» в тех, кого совсем недавно счи­тал «самыми лучшими» на свете; 3) через преодоление внутренних недостатков и обретение свободы и само­стоятельности.

Уточнен образ «элитарно-ориентированного челове­ка» (образ «человека-звезды»), включающий пять основных параметров оценки: 1) альструистически ори­ентированное творчество; 2) эгоистически ориентиро­ванное творчество (связанное, например, с честолюби­ем, с «гордыней» или с желанием «войти в историю» че­рез «выдающееся злодейство»); 3) самостоятельно при­обретенные внешние символы элитарности (престиж­ные блага, полученные в результате собственной актив­ности); 4) изначально имеющие внешние символы эли­тарности (полученные, например, по наследству); 5) «харизматический» образ человека, безотносительно к его реальным творческим заслугам и внешним символам элитарности (во многих группах есть потребность иметь хоть кого-то, кем можно было бы восхищаться).

11. Рассмотрены возможные объяснительные меха­низмы перераспределения чувства собственной значи­мости между разными людьми и социально-профессио­нальными группами. По аналогии с перераспределени­ем благ в мире животных и в социально-экономической жизни человеческого общества обозначена главная проблема: чувство собственного достоинства (чувство элитарности) человека, который по своим трудовым ре­зультатам вполне заслуживает общественного призна­ния и уважения, на самом деле часто оказывается ущем­ленным в своем достоинстве, тогда как другие люди, ме­нее достойные и продуктивные в труде, чувствуют себя как «самые лучшие» и «самые элитные». Подобная не­справедливость возникает часто благодаря формирова­нию в общественном сознании «эмоциональных стерео­типов элитарности» — своеобразной «психологической валюты», позволяющей разделять собственно творче­ский и общественно-полезный труд от самого чувства гордости за результаты своего труда (аналогично тому, как К.Маркс разделял «живой труд» от «абстрактного труда», выраженного в стоимости).

Введено несколько ироничное и метафоричное по­нятие «элитовампир», т.е. человек (или группа), благо­получие которых (чувство собственного достоинства) основывается на ловком «отторжении» («оттягивании») чувства собственного достоинства у тех талантливых и трудолюбивых людей, кому оно по праву должно было бы принадлежать. Все это позволило несколько уточ­нить образ элиты так, как ее часто понимают большин­ство людей: это люди, имеющие доступ и хорошо владе­ющие психологическими механизмами несправедливо­го перераспределения чувства собственного достоинст­ва (чувства элитарности) в свою пользу.

12. В работе предложены варианты типологии эли­тарных ориентации. В основу одной из типологий поло­жен принцип «признания-непризнания данного эли­тарного идеала», что позволило выделить разные вари­анты равнодушного отношения к идеалу, варианты одобрительного отношения и варианты осуждения дан­ного элитарного идеала.

13. Рассмотрена проблема эгалитарности и показано, что в большинстве случаев такие ориентации являются псевдоэгалитарными. Однако в определенные (доста­точно короткие) исторические периоды или периоды развития конкретной группы вполне возможно торжест­во эгалитарных идей, быстро преобразующихся в откро­венно авторитарные отношения между теми, кто правит (кто очаровывает, кто умело «отторгает» чувство собст­венного достоинства у остальных), и теми, кем управля­ют (очаровывают, отторгают их достоинство). Также рассмотрена проблема развития чувств собственного до­стоинства в контексте проблемы справедливости и по­казано, что отношение к справедливости имеет не толь­ко культурно-историческую природу (меняется от эпохи к эпохе), но и характеризуется своей многоплановостью (релятивизмом), что позволяет спекулировать по этому поводу для обоснования несправедливости и эксплуата­ции человеческой доверчивости.

14. Рассмотрены проблемы самоопределяющейся личности в контексте взаимоотношения массы (массо­вого сознания) и элиты. Уточнены характеристики ти­пичных представителей массы (проблема «маленького человека») и элиты. Выделены и уточнены основные ха­рактеристики массового общества: единая шкала жиз­ненного «успеха» (в современной ситуации - денежная

шкала), обезличивание человека (пропаганда «стандарт­ного человека»), тотальный контроль за формированием ценностей и смыслов большинства людей (в основном с помощью средств массовой информации — СМИ) и др. Представлен образ подлинной элиты, отождествляе­мый с «рыцарем, ищущим своего дракона» в условиях, когда все окружающие считают, что нет никаких опас­ностей и нужно просто «наслаждаться жизнью» (или преодолевать псевдопроблемы, никак не связанные с утверждением или защитой чувства собственного досто­инства).

15. Рассмотрены варианты «элитарных ориентации» в условиях фашизма и неофашизма. Показано, что в основе фашистской идеологии лежит идея «элитарно­сти», основанной на предположении, что у каждого че­ловека, социального слоя и профессии должно быть строго определенное место в общественной иерархии. Для того чтобы «каждый знал свое место» и восприни­мал это как должное, в условиях неофашизма использу­ется мощная пропагандистская машина, превращающая людей в послушных автоматов, вполне довольных (сча­стливых) своим положением и «обожающих» своего вождя (или тех «знаменитостей», которых «мастерски» представляют в СМИ).

16. Особенно рассмотрена роль средств массовой ин­формации (СМИ) в формировании стереотипа «элитар­но-ориентированного человека». Выделены механизмы эффективного воздействия на «публику», основанные на своеобразном «подыгрывании» стремления многих людей хоть в чем-то быть близкими элите. Выделен и специально рассмотрен «психологический феномен ду­рака», парадоксальная сущность которого заключается не в умственной ущербности, а, наоборот, в достаточно развитом интеллекте, но неумении им воспользоваться в сложных жизненных ситуациях, что и делает часто обра­зованных людей, более других склонных в душе соотно­сить себя с элитой, наиболее податливыми для манипу­ляций со стороны СМИ (по принципу: «На дурака не ну­жен нож, ему немного подпоешь, и делай с ним, что хошь...»).

17. Специально рассмотрена проблема «элитарных ориентации» в среде интеллигентов или тех, кто стре­мится ими стать. При этом сама интеллигенция рассмат­ривается как потенциальная носительница и выразите -

льница всего «лучшего», т.е. «самого элитного», что име­ется в данном обществе. В наиболее достойных вариан­тах интеллигенция понимается как носительница опре­деленного знания, которое она использует не в корыст­ных интересах, а в целях решения острых социальных проблем, а сама внутренняя позиция подлинного интел­лигента рассматривается как реализация долга перед своим народом, обществом, благодаря которому интел­лигент вообще стал тем, кем он является. На этом фоне выделяются проблемы личностной продажности части интеллигенции, ее соучастия в очередном перераспреде­лении благ, а также обозначаются условия реализации интеллигенцией своего призвания в периоды социаль­но-экономических потрясений, в частности, рассматри­вается особая «эстетика неуклюжести» и даже «обречен­ности на непонимание» нравственного поступка под­линного интеллигента.

18. Поскольку важнейшей составляющей «элитар­ных ориентации» является аффективная составляющая, в частности, чувство собственного достоинства, то в ра­боте особое внимание было уделено эстетике элитар­но-ориентированных социально-профессиональных групп («тусовок»). Рассмотрены варианты использова­ния смеха и трагедийности в создании атмосферы «неор­динарности» и «избранности» элитных групп. Обозначе­на проблема эстетической деформации смысла при ис­пользовании для самоутверждения смеховой культуры, ведущей часто к «удвоению» реальности и построению «иллюзорного мира», в котором стремящиеся к своему элитарному идеалу люди чувствуют себя намного уют­нее, чем в реальном мире.

19. Рассмотрена проблема соотношения «элитарно­го» и «священного». Показана неоднозначная связь между этими понятиями. Выделены понятия «внешняя» и «внутренняя элитарность», а также понятия «внеш­няя» и «внутренняя святость». Высказано предположе­ние, что высший уровень проявления «элитарности» и «святости» связан не столько с высмеиванием пороков общества и отдельных людей, сколько с чувством стыда за несовершенство окружающего мира, где сам стыд по­нимается как «антитеза» смеху и направлен больше на развитие своей собственной души.

20. Рассмотрены проблемы формирования нового «экологического сознания» как стремления человека за-

15. Заказ №3642

нять достойное место в существующей социальной иерархии, а в более широком контексте — занять свое место в иерархической системе взаимоотношений об­щества и окружающего мира. Уточнена роль массы и элиты в развивающейся экологической системе. В част­ности, подлинная элита призвана по-новому преобразо­вывать тот «культурный мусор», который производит масса, и использовать его для «аккумуляции энергии» в целях перевода общества на новый, более совершенный уровень своего развития. При этом выделен несколько парадоксальный, откровенный и даже грубоватый прин­цип реализации подлинной элитой своей «экологиче­ской» миссии: «Говно и слезы.., и действие, и непонят­ная для самодовольного обывателя (человека массы) особая радость творчества, когда из всего этого — из «ку­льтурного навоза» — вырастают новые розы... А затем, когда прекрасные розы вновь начнут увядать, т.е. пре­вращаться в мусор из-за частого употребления («куль­турного опошления»), все опять повторяется сначала, но уже на следующей «спирали» своего развития...».

Таким образом, в контексте поиска нового экологи­ческого подхода получается, что у каждого человека, у каждой социально-профессиональной группы — своя особая роль. Кто-то, а именно люди «массы», произво­дит «культурный мусор» (в работе через многочислен­ные ссылки показано, что и в природе, и в обществе дей­ствует закон: чем больше система производит «мусора», т.е. чего-то, незапланированного природой, тем совер­шеннее эта система, например, известно, что именно че­ловек на планете производит «мусора» больше кого бы то ни было). И надо благодарить людей массы за то, что они хорошо выполняют свою культурную и даже «эколо­гическую» миссию. А вот элита человечества должна превращать этот «культурный мусор» в основу для по­следующего развития общества. Роль псевдоэлиты сво­дится к тому, чтобы «облагораживать» производство массой «мусора», а иногда и создавать у массы иллюзию ее реального участия в преобразовании этого мусора в новые ценности и идеалы.

Самое главное, что подлинная элита, как и подлин­ная масса, - это не те должности и социальные роли, ко­торые формально закреплены в существующей (внеш­ней) социально-профессиональной иерархии. Предста­вителем подлинной элиты может оказаться внешне

вполне скромный, обычный человек, который своей де­ятельностью вносит реальный вклад в преобразование «культурного мусора» в основу для общественного раз­вития. И, наоборот, иные официальные руководители (или обслуживающие их знаменитости) по своей роли вполне могут быть соотнесены с массой или с псевдо­элитой.

21. Рассмотрены теоретико-методологические проб­лемы исследования элитарных ориентации. Подчеркну­та особая сложность таких исследований, связанная с построением идеалов своего развития, а также особая деликатность подобных исследований, связанная с не­желанием многих людей признаваться в стремлении стать «лучше других» (мы даже можем предположить, что подобные стремления более сокровенны, чем сексу­альные влечения, о которых долгое время также стара­лись говорить поменьше). Рассмотрены возможности и ограничения многих существующих в психологии мето­дов для исследования «элитарных ориентации». Предло­жен перспективный, на наш взгляд, метод «открытых глаз», близкий к герменевтическим методам, основан­ным на готовности исследователя к «пониманию» и «вчувствованию». Но при этом замечено, что при иссле­довании «элитарных ориентации» в «открытые глаза» могут и плюнуть...

22. Рассмотрены практические аспекты формирова­ния (или коррекции) элитарных ориентации, осуществ­ляемые в русле плохо пока разработанной проблематики формирования ценностно-смысловых ориентации са­моопределяющейся личности. Выделены основные тре­бования к практическим ценностно-нравственным ме­тодикам для работы с подростками и взрослыми.

23. В приложениях представлены десять разнообраз­ных методик, позволяющих в какой-то степени модели­ровать проблемы поиска идеала своего развития. Сами эти методики мы рекомендуем рассматривать как некие «идеи методик». При таком отношении к данным мето­дикам их можно не только использовать в реальной практической работе, но и постоянно обогащать, моди­фицировать эти методики силами самих психоло­гов-практиков и педагогов.

Если говорить о перспективах дальнейших исследо­ваний проблемы «элитарных ориентации», то важней­шим направлением представляется более «солидное»

обоснование этой проблемы, в основе которого могли бы оказаться результаты использования «традицион­ных» психологических методов. Хотя, если быть до кон­ца откровенным, то «элитарные ориентации» нужно прежде всего «чувствовать» и просто «видеть» их. Также важной задачей дальнейшей разработки проблемы «эли­тарных ориентации» является уточнение (концептуали­зация) самого понятия «элитарности» и более четкое его соотнесение с системой других психологических поня­тий и направлений исследования.

 


162. Франк С. Смысл жизни. — Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992. — 48 с.

163. ФранклВ. Поиск смысла жизни и логотерапия// Психология личности. Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982.-С. 118-126.

164. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.— 368 с.

165. Фролова М.А. Политическая стратификация. — М.: Изд-во «Института практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 108 с.

166. Фромм Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990.— 336 с.

167. Фромм Э. Человек для себя. — Мн.: Коллегиум, 1992.—253 с.

168. Фромм Э. Проблема свободы и подчинения/ Психология гос­подства и подчинения / Сост. А.Г.Чернявская. - Мн.: Харвест, 1998. -С. 8-14.

169. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 576 с.

170. Хазен А.М. Законы природы и «справедливое общество». -М.:АОЗТ«УРСС», 1998.- 112 с.

171. Халипов В.С. Кратология как система наук о власти. - М.: Республика, 1999. - 303 с.

ХП.Харрис Т.А. Я хороший, ты хороший. — М.:Соль, 1993,—176 с.

173. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен//Современная зарубежная социальная психология. Тексты /Под ред. Г.М. Андрее­вой и др.- М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 82-91.

174. Хорни К. Культура и невроз// Психология личности. Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982.-288 с.

175. Чередниченко Т.А. Школа массовая и элитарная: перемены в ' деятельности и карьеры учащихся/ Профессиональное самоопределе­ние выпускников общеобразовательных школ. Сб. научн. тр. — М.: Центр социологии образования РАО, 1996. — С. 50—61.

176. Чернозубов И.Е. Энерговампиры. Защита и лечение. — М.: Компания «Алее», 1996.— 60 с.

177. Честертон Г.К. Вечный человек.— М.: Политиздат, 1991.— 544 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.