Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние здоровьядетей и подростков. Понятие о здоровье




ЛЕКЦИЯ №8.

 

Здоровье — естественное состояние организма, характеризую­щееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутстви­ем каких-либо болезненных изменений.

Здоровье взрослого и детского населения — социальное богат­ство общества.

Здоровье объективно устанавливается по совокупности антро­пометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей. Эти показатели определяются в соответствии с воз­растом, полом, условиями воспитания и обучения, а также с учетом климатических и географических условий.

Помимо здоровья индивидуального различают здоровье насе­ления как понятие статистическое. Оно достаточно полно характе­ризуется комплексом демографических показателей: рождаемо­стью, смертностью, детской смертностью, уровнем физического развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни. Для анализа состояния здоровья детских и подростковых кол­лективов служат такие показатели, как: общая заболеваемость, инфекционная заболеваемость; индекс здоровья, процент длитель­но и часто болеющих; распространенность и структура, процент лиц с нормальным физическим развитием и лиц, имеющих недо­статки в умственном и физическом развитии; распределение по группам здоровья.

Данные, отражающие общую заболеваемость (распространенность всех заболеваний — острых и хронических) среди населения определенного региона (города, страны) в конкретный период времени, получают на основании анализа обращаемости за медицин­ской помощью (по записям врачей в медицинских картах) или обработки результатов массовых медицинских осмотров, которые проводятся в детских и подростковых учреждениях. Общая заболеваемость проявляет явно выраженное изменение с возрастом и условиями воспитания. Она наиболее высока среди детей ввозрасте 2—3 лет, постепенно снижаясь, дает подъемы с поступ­лением в школу и в период полового созревания подростков. Про­цесс адаптации к дошкольному учреждению, к обучению в школе и условиям его организации протекает довольно остро и сопро­вождается снижением общей и иммунной реактивности организма детей. Снижается общая и иммунная реактивность организма под­ростков в период бурной нейроэндокринной перестройки организ­ма, обусловленной половым созреванием.

Индекс здоровья — количество детей и подростков, не обращав­шихся ни разу в течение года в поликлинику. Он возрастает в 2 раза от I (12,1% ) к VIII (24,8%) классу, более чем в 2,5 раза снижается количество учащихся, часто (более 4 раз за учебный год) и длительно болеющих. Снижается и текущая заболеваемость примерно с 263 случаев на 100 детей вI классе до 180 — вVIII классе.

 

Таблица 21

Ранговое распределение заболеваний (по обращаемости)разных возрастных групп (по данным Л. Ф. Бережкова,И. Д. Дубинской, 1979)

 

 

Анализ общей заболеваемости включает установление ее структуры—выявление рангового места, которое занимает та или иная группа заболеваний в разные возрастные периоды. В грудном возрасте преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы. В период от 1 года и до 17 лет первое место удерживают болезни органов дыхания. Второе место в возра­сте 1—10 лет занимают инфекционные заболевания, а в возрасте 11 —17 лет — травмы и отравления. Болезни органов пищеварения с третьего места в возрасте 7—10 лет перемещаются на пятое — к 11—14 годам (табл. 21). Такая структура заболеваемости детей и подростков объясняется возрастным морфофункциональным со­зреванием основных физиологических систем и их совершенство­ванием, особенностями иммунной системы, соблюдением санитарно-гигиенических правил, предъявляемых к благоустройству, са­нитарному состоянию и содержанию детских учреждений, режиму дня и нормированию нагрузок.

Вместе с тем с возрастом школьников увеличивается, как уже указывалось, распространенность близорукости, нарушений осан­ки и частота хронических заболеваний уха, горла и носа.

Министерством здравоохранения СССР была утверждена комп­лексная оценка состояния здоровья детей и подростков на осно­вании совокупности четырех критериев: наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; уровень функ­ционального состояния основных систем организма; степень со­противляемости организма неблагоприятным воздействиям.

На основании этих критериев дети и подростки распределяют­ся на пять групп. Здоровые и практически здоровые дети отно­сятся к I и II группам, больные составляют III и IV группы в разной степени проявления и компенсации болезни. Дети V груп­пы здоровья не посещают детские учреждения общего профиля. Они воспитываются и обучаются в санаторных учреждениях, лес­ных школах.

I группа здоровья—дети и подростки с нормальным развити­ем и нормальным уровнем функций; II группа — здоровые дети и подростки, но имеющие функциональные и некоторые морфоло­гические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям; III группа—дети и подростки, боль­ные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с со­хранными функциональными возможностями; IV группа — дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ИХ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ОСВОЕНИЕ ПРОФЕССИИ

Заболевания — хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, нарушения остроты зрения и слуха не толь­ко существенным образом сказываются на работоспособности де­тей и подростков, но являются препятствием к освоению выбран­ной ими профессии, лишают возможности плодотворного высоко­производительного умственного и физического труда.

Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умствен­ная работоспособность у детей и подростков, перенесших нерв­ные заболевания, страдающих функциональными психоневрологи­ческими отклонениями. Низкая умственная работоспособность диа­гностируется и у детей с пониженным содержанием гемоглобина, страдающих эндокринными расстройствами, с низким физическим развитием и у часто болеющих. По мере увеличения учебной на­грузки работоспособность таких учащихся становится ниже.

Детям и подросткам, больным ревматизмом, также свойственна пониженная работоспособность, со стремительным ее снижением впроцессе учебной и трудовой деятельности. Существующийрежим учебных занятий, большая учебная нагрузка усугубляют их болезненное состояние. В среднем за учебный год на одного такого школьника приходится 22 пропущенных учебных дня, тог­да как на одного здорового около 10 дней. Низкая работоспособ­ность и частые пропуски вынуждают школьников, больных рев­матизмом, затрачивать на приготовление домашних заданий чрезвычайно много времени. Это еще более, чем у здоровых школьников, отражается на режиме дня, продолжительности снаи отдыха на воздухе.

Наряду со снижением общей работоспособности и понижением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, осо­бенно во время физических нагрузок, у больных ревматизмом школьников часто (в 56% случаев) регистрируется понижение глюкокортикоидной и андрогенной функции коры надпочечников. В числе школьников, освобожденных от занятий физической куль­турой, 59% приходится на ревматизм и связанные с ним заболе­вания сердца.

Такие хронические заболевания, как тонзиллит, туберкулезная интоксикация и др., на фоне непостоянства дневной периодичности физиологических функций и низкой их взаимосвязи, также со­провождаются неблагоприятными изменениями работоспособно­сти, низкой сопротивляемостью организма различным заболе­ваниям. У таких детей и подростков проявляются высокая утом­ляемость и низкая работоспособность в процессе учебного дня.

Резко сниженная по сравнению со здоровыми детьми умствен­ная и мышечная работоспособность сочетается с низкими функ­циональными возможностями сердечно-сосудистой системы. По­следние сопряжены не только с изменениями в самой сердечной мышце, но также с нарушениями в вегетативной нервной системе под влиянием интоксикации.

Всякое заболевание, даже непродолжительное, и в периоде своего течения, и в периоде выздоровления изменяет реактивность организма, ухудшая функциональное состояние центральной нерв­ной системы, обусловливая высокую утомляемость, низкую рабо­тоспособность и неблагоприятные реакции функциональных систем.

Свойственные возрасту уровень и динамика умственной рабо­тоспособности проявлялись у учащихся после ангин на 8—9-й день. Школьники, переболевшие гриппом, респираторным заболеванием, перенесшие обострение хронического тонзиллита, могут быть до­пущены к работе в мастерских только на 7—15-й день после воз­вращения в школу, на 7—8-й день после гриппа, на 9—10-й день после респираторного заболевания и ангины (первичной), на 11—15-й день после обострения хронического тонзиллита.

Еще более длительные сроки допуска учащихся к системати­ческим занятиям физической культурой и спортом после различ­ных заболеваний (табл. 22).

Нарушение санитарно-гигиенических требований к организа­ции режима дня, нормативам трудовой, учебной и внешкольнойнагрузок, к санитарному состоянию и содержанию основных и вспомогательных помещений школ неблагоприятно влияет на здоровье учащихся: от младших к старшим классам увеличиваются частота и степень нарушений в осанке, зрении, более высокой ста­новится текущая заболеваемость.

Таблица 22

Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после некоторых острых заболеваний

 

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Одной из причин многих заболеваний у человека являются болезнетворные микробы. В результате внедрения болезнетворных микроорганизмов в организм человека возникает и развивается инфекционный процесс. На развитие инфекционного процесса существенное влияние оказывают условия окружающей среды.

Инфекционный процесс может не сопровождаться развитием клинических симптомов болезни или, наоборот, сопровождаться развитием инфекционной болезни.

Инфекционные болезни, заразные болезни — заболевания, ко­торые связаны с внедрением в организм человека болезнетворных (патогенных) микробов. Общим признаком инфекционных болез­ней является возможность передачи их от больного к здоровому. Источником инфекции могут быть больные или выздоравливающие люди, еще выделяющие микробы, а также здоровые бактерио- и вирусоносители.

Инфекционные болезни могут передаваться через животных: собаки — бешенство, рогатый скот — ящур, сибирская язва, грызуны — чума, туляремия. Возбудители передаются здоровому чело­веку контактным путем — непосредственным соприкосновением с больным, через загрязненные больным предметы, через пищевые продукты и воду (брюшной тиф и др.), воздушно-капельным пу­тем— капельками, разбрызгиваемыми при кашле, чихании, разго­воре (корь, ветряная оспа, грипп), а также переносчиками-насе­комыми (малярия, сыпной тиф и др.).

Особую опасность представляет распространившееся в послед­нее время инфекционное заболевание СПИД — синдром приобре­тенного иммунодефицита. Возбудитель его ВИЧ (вирус иммуно­дефицита человека) проникает в кровь и поражает Т-лимфоциты, которые играют важнейшую роль в защите организма от ин­фекции.

Заражение ВИЧ происходит через кровь (переливание крови, инъекции) и половым путем. Число зараженных с каждым годом увеличивается. Лекарственные препараты, излечивающие от СПИДа, и вакцины, предупреждающие развитие этого заболева­ния, пока еще не получены. Вот почему необходимо воспитатель­ную работу среди школьников старших классов вести так, чтобы они знали правду об угрожающей эпидемии и о том, как избе­жать заражения.

Решающую роль в ликвидации инфекционных болезней игра­ют социально-бытовые условия, экономический и культурный уро­вень населения, планомерные и систематические меры профилак­тики инфекционных болезней: раннее выявление больных, свое­временная госпитализация и рациональное их лечение, дезинфекция в очаге заболевания, выявление лиц, находившихся в контакте с больным или бактерионосителем, изоляция и лечение при подозрении на возникновение заболевания, профилактические при­вивки, санитарное просвещение, санитарно-гигиенические мероприятия в отношении питьевой воды, пищи и почвы.

В течении инфекционной болезни наблюдаются определенные моменты. Момент заражения. Пути проникновения возбудителя в организм (так называемые входные ворота инфекции) строго по­стоянны для многих инфекционных болезней (скарлатина, диф­терия— через слизистую оболочку зева, грипп — через верхние дыхательные пути, сыпной тиф, малярия и др.— через укус насе­комого). После внедрения болезнетворного возбудителя болезнь развивается не сразу, а спустя некоторое время после так назы­ваемого скрытого периода (инкубационного) — периода с момен­та проникновения болезнетворных микробов в организм до появ­ления первых явных признаков болезни. Этот период сменяется следующим — периодом предвестников болезни (так называемым продромальным периодом), который сопровождается общим не­домоганием, чувством разбитости, головной болью и др. За периодом предвестников болезни следует период развития болезни появляются признаки, специфические для данной инфекционном болезни, прежде всего лихорадка — общий для всех болезней при знак. Последний период — выздоровление. Дети, подростки, взрос­лые, перенесшие инфекционную болезнь, как правило, приобретаю! иммунитет — невосприимчивость к возбудителю данного заболе­вания.

Дети физически крепкие, гармонично развитые, редко болею­щие легче переносят заболевания. У хилых, ослабленных и туч ных детей инфекционные болезни протекают тяжело, с частыми осложнениями (поражение сердца, почек, отиты и т. д.).

Занятия физической культурой и закаливание повышают со противляемость организма детей и подростков к инфекционным заболеваниям. Этому же содействует выполнение гигиенических требований к режиму обучения и отдыха, привитие детям правил личной и общественной гигиены.

 

ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИНФЕКЦИИ

Неспецифические и специфические факторы. Проникновение в организм человека тех или иных болезнетворных микроорганиз­мов не у всех людей вызывает заболевание. Отдельные лица обла­дают невосприимчивостью ко многим болезням. Например, скар­латиной заболевает в среднем лишь 40—50% детей, контактиро­вавших с больным. Это свидетельствует о том, что у человека имеются факторы и механизмы, препятствующие развитию инфек­ции. Факторы защиты подразделяются на неспецифические и спе­цифические.

К неспецифическим факторам можно отнести кожу и слизи­стые оболочки, которые представляют собой барьер, задерживаю­щий инородные тела и не допускающий их во внутреннюю среду организма. К неспецифическим факторам относятся и клетки-по­жиратели— фагоциты. Фагоциты находятся в крови, а также в разных органах (в лимфатических узлах, костном мозге, селезенке).

Общезащитные факторы не обладают выраженным избиратель­ным (специфическим) действием на возбудителей инфекции, они препятствуют их проникновению в организм и нахождению там, при этом особенность каждого возбудителя не имеет существен­ного значения.

Решающими факторами в борьбе с инфекциями являются спе­цифические факторы, которые вырабатываются в организме. Они обусловливают специфическую невосприимчивость организма к той инфекции, против которой они выработаны. Эту форму за­щиты называют иммунитетом. Специфичность иммунитета выражается в том, что он обусловливает защиту лишь против одной инфекции и совершенно не влияет на степень восприимчивости данного индивидуума к другим инфекциям. Так, вещества, выра­ботанные против возбудителя коклюша, бессильны против возбу­дителя скарлатины, и т. д.

Антитела и антигены. Иммунный процесс — это ответ организ­ма на определенного рода раздражение, на вторжение чужерод­ного агента — антигена. Под антигеном обычно понимают несвой­ственные данному организму соединения (чаще всего белки), про­никшие в его внутреннюю среду минуя желудочно-кишечный тракт. Чужеродными могут стать и собственные белки. Это имеет место, когда при инфекционных заболеваниях, отравлениях или других воздействиях на организм в пораженном органе происхо­дят изменения в структуре и свойствах тех или иных белковых соединений, которые становятся как бы чужеродными для организма, т. е. приобретают по отношению к нему антигенные свой­ства. Поскольку такие антигены не привносятся извне, они были названы аутоантигенами, а образующиеся антитела — аутоантителами. Образование аутоантител было обнаружено при некоторых заболеваниях крови, ожогах, ревматизме.

Антигенными свойствами обладают все белки, а также неко­торые полисахариды и вещества смешанной природы. Антигенами могут быть живые тела (например, болезнетворные бактерии) и определенные химические вещества, находящиеся в растворенном состоянии. Антигенов насчитывают сотни тысяч.

Защищая организм от нашествия антигенов, кровь вырабаты­вает особые белковые тела — антитела (противотела), которые обезвреживают антигены, вступая с ними в реакции самого раз­личного характера.

В настоящее время хорошо известна химическая природа анти­тел. Все они являются специфическими белками — гамма-глобулинами. Антитела образуются клетками лимфатических узлов, се­лезенки, костного мозга и др. Отсюда они проникают в кровь и циркулируют по организму.

Наиболее активно вырабатывают антитела лимфоциты и моно­циты.

Защитные вещества (антитела) по-разному действуют на про­никшие в организм болезнетворные микробы или чужеродные ве­щества. Одни антитела склеивают микроорганизмы, другие осаж­дают склеенные частицы, а третьи разрушают, растворяют их. Такие антитела называют преципитинами. Антитела, растворяю­щие бактерии, получили название бактериолизинов. Антитела, нейтрализующие яды (токсины) бактерий, змей, яды некоторых растений, получили название антитоксинов, т. е. специфическихпротивоядий.

Иммунитет против инфекции или чужеродных агентов склады­вается из гуморального и клеточного. В клеточном иммунитете главную роль играют два вида белых кровяных телец — макро­фаги (или моноциты) и Т-лимфоциты. Они разрушают чужерод­ные клетки. Главная роль в гуморальном иммунитете принад­лежит В-лимфоцитам, вырабатывающим антитела.

С точки зрения современной иммунологии процесс «иммунного ответа» на введенный чужеродный белок (антиген) многоступен­чат и в основном формируется в лимфоидной ткани. Попавший в организм антиген (например, микроб, вирус) задерживается ближайшими к месту его проникновения лимфатическими узлами барьером на пути инфекции. Это является сигналом к образованию здесь макрофагов — крупных фагоцитов, которые принимаю г активное участие в пожирании и переработке попавшего анти гена.

Воспалительная реакция в лимфатическом узле (в подмышке, если есть инфицированная рана на пальце) — одна из форм защиты организма, барьерная функция лимфатической системы.

Второй способ обезвреживания антигена (более совершенный)—образование специфических антигенных «противоядий» — антител.

Врожденный и приобретенный иммунитет. Невосприимчивость к тому или другому возбудителю болезни носит название видового или врожденного иммунитета. Он приобретается от рождения, наследуется от родителей. Наследственным иммунитетом объясняете, невосприимчивость человека к возбудителю чумы рогатого скота. Иммунные вещества могут через плаценту проникать от матери к плоду. Некоторые иммунные вещества новорожденные получи ют с материнским молоком. Известно, что в течение первых ме­сяцев жизни дети не болеют корью, полиомиелитом (детский паралич) и другими инфекционными заболеваниями.

Иммунитет может выработаться у человека после перенесения инфекционного заболевания. Это приобретенный иммунитет. По­сле выздоровления в крови человека остаются защитные вещества против возбудителя болезни, которую он перенес. Если теперь возбудитель этой болезни проникает в кровь человека, то он и выделяемые им яды будут обезврежены соответствующими иммунными телами и болезнь не разовьется. Вот почему люди, переболев в детстве коклюшем, корью, обычно не заболевают ими повторно.

Невосприимчивость к тому или иному заболеванию, полученную организмом по наследству или приобретенную в результате перенесенного заболевания, называют естественным иммунитетом. Естественный иммунитет прочный, держится многие годы.Иммунитет можно вызвать искусственно. Для этого в орга­низм вводят ослабленных или убитых возбудителей той или иной болезни. Ослабленные таким путем яды возбудителей болезни вызывают выработку против них соответствующих защитных веществ (антитоксинов). В этом случае организм активно участвует в создании невосприимчивости к той или другой болезни. Примером искусственного иммунитета являются предохранительные прививки.

В медицинской практике широко пользуются пассивной иммунизацией. При этом заболевшему человеку вводят сыворотку крови переболевших людей или животных. В такой сыворотке (вакцине) есть уже готовые иммунные тела против возбудителей болезни.

Формирование иммунных реакций в процессе развития ребенка. В эмбриональном периоде антитела в организме плода не вырабатываются. В первые 3 месяца после рождения дети почти полностью невосприимчивы к инфекционным заболеваниям. Невосприимчивость объясняется наличием иммунных тел, полученных плодом от матери. Гамма-глобулин — носитель антител — передается через плаценту плоду от матери. Способствуют невосприимчивости также антитела, получаемые в грудном периоде смолоком матери.По мере созревания организма, его нервной системы ребенок постепенно приобретает все более стойкие иммунологические свойства. Ко второму году жизни вырабатывается уже значительное количество иммунных тел. Замечено, что у детей, воспитывающихся в коллективах, быстрее формируются иммунные реакции. Это объясняется тем, что в коллективе ребенок подвергается скрытой иммунизации: попадание в организм ребенка от заболевших детей малой дозы возбудителя не вызывает у него заболевания, возбудитель скоро погибает, но организм на него успевает выработать антитела. Если это повторяется несколько раз, то приобретается иммунитет к данному заболеванию.К 10 годам иммунные свойства организма выражены хорошо, в дальнейшем они держатся на относительно постоянном уровне и начинают снижаться после 40 лет.

Создание у детей и подростков специфического иммунитета путем проведения профилактических прививок является мощным фактором в борьбе с острыми инфекционными заболеваниями в детских учреждениях.

Прививки проводит медицинский персонал детских и лечебно-профилактических учреждений в плановом порядке и по эпидемиологическим показаниям, руководствуясь соответствующими инструкциями министерства здравоохранения.

Вакцинация детей против дифтерии, коклюша, столбняка, кори осуществляется, как правило, в раннем возрасте. В определенные сроки в дошкольном и младшем школьном возрасте проводится ревакцинация.

С 1980 г. действует следующий календарь прививок детям и подросткам: против туберкулеза — вакцинация на 5—7-й день жизни, ревакцинации — в 7, 11—12 и 16—17 лет; против полио­миелита — вакцинация в 3 месяца, ревакцинации в периоды от 1 до 2 лет, от 2 до 3 лет, в 7—8 лет и 15—16 лет; применение комбинированной вакцины против коклюша, дифтерии и столбняка — первой в 3 месяца, ревакцинация через 1,5—2 года после заключительной вакцинации, ревакцинация против дифтерии и столбняка в 6 и 11 лет, ревакцинация против столбняка в 16 лет; против паротита и кори вакцинация в 15—18 месяцев.

Прививки против других инфекционных заболеваний проводят детям и подросткам по эпидпоказаниям.

В отношении ослабленных детей, не прошедших вакцинацию, в случаях контакта их с инфекционным больным применяют пассивную иммунизацию — введение с профилактическими целями иммунной сыворотки (например, против кори).

Введение иммунных сывороток детям и подросткам требует большой осторожности. Нередко в связи с введением противостолбнячной и других сывороток возникают серьезные осложне­ния — анафилаксия и аллергия.

Анафилаксия — особое состояние повышенной чувствительности организма к повторному введению чужеродного неядовитого белка (кровяной сыворотки, бактериальных тел и др.). Механизм анафилаксии выяснен до сих пор недостаточно. Однако все исследователи пришли к единому мнению, что в основе феномена лежит реакция между антигеном и антителом, происходящая в организме.

У человека анафилактический шок встречается редко, но может иметь место при введении лечебной сыворотки, вакцин и при переливании крови (сывороточная болезнь). Избежать анафилактического шока возможно, применив метод десенсибилизации — дробного введения препарата.

Аллергия — изменение реактивности живого организма по от­ношению к повторным воздействиям на него различных микробов, микробных препаратов, чужеродных белков, антигенов, при введе­нии которых в организм (минуя пищеварительный тракт) происходит образование антител. Чаще аллергия выражается в виде противоположной реакции, т. е. повышения чувствительности к повторному введению микробов, чужеродного белка и т. п. (анафилаксия). Явлениями аллергии объясняются такие заболевания, как сенная лихорадка, крапивница, некоторые формы бронхиальной астмы. Явлениями аллергии пользуются для распознавания некоторых заразных болезней путем определения характера реакций (нормальная или повышенная) к некоторым белковым продуктам, извлекаемым из микробов — возбудителей этих болезней. Так, туберкулиновая проба — аллергическая реакция.

Профилактика распространения инфекции в детском учреждении. Все дети, находящиеся в контакте с больным, подвергаются по указанию врача карантину. Дети, находящиеся на карантине в школе-интернате или дома, не должны допускаться в другие детские коллективы и общественные места в течение всего срока карантина. Конкретные указания по карантину дают врачи-эпиде­миологи и под их руководством врачи детских учреждений.

Активное участие в проведении противоэпидемических мероприятий принимают учителя. Они извещают медицинских работников об отсутствующих учениках, первыми замечают отклонения в поведении детей, их самочувствии, которые могут быть связаны с начинающимся заболеванием. Направляют таких детей к медицинским работникам школы. Учителя вместе с медицинскими работниками проводят санитарно-просветительную работу с детьми и их родителями.

Повседневный строгий санитарный режим учреждений (воздушно-тепловой режим, проветривание, влажная уборка, правильное мытье посуды и выполнение детьми правил личной гигиены) имеет огромное значение в профилактике появления и распространения среди детей и подростков острых инфекционных заболеваний.

Обслуживающий персонал детских учреждений в установленные сроки проходит медицинские обследования в целях своевременного выявления случаев заболеваний туберкулезом и кишечного бактерионосительства. Результаты освидетельствования заносятся в личную санитарную книжку.

Вовлечение детей в занятия физической культурой и спортом, использование естественных факторов природы в целях закали­вания организма повышают неспецифические защитные силы детей и подростков.

Профилактика гриппа и других острых респираторных заболеваний. Острые респираторные заболевания, в частности грипп, являются весьма распространенными инфекциями. Большой удельный вес среди больных этими заболеваниями, особенно во время эпидемий гриппа, составляют дети и подростки.

Правильно организованная медицинская помощь, широкое проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и санитарно-просветительной работы среди родителей, детей, обслуживающего персонала детских и подростковых учреждений, учащихся школ и профессионально-технических училищ являются основными мероприятиями по профилактике гриппа и острых респираторных заболеваний.

Вирусные инфекции дыхательных путей, ослабляя организм, создают условия для активизации бактериальных форм. Большинство тяжелых форм острых респираторных заболеваний, протекающих с вовлечением в процесс нижних дыхательных путей и легких, как правило, являются результатом комплексного действия вирусной и бактериальной инфекции. Повышение вирулентности бактерий может быть связано не только с вирусной инфекцией, но и с влиянием различных неблагоприятных факторов, резкого охлаждения или перегревания организма, воздействия вредных химических веществ, переутомления, нарушения отдыха и др. Санитарный режим в детских и подростковых учреждениях во время эпидемии гриппа следует соблюдать особенно тщательно. Проводят систематическую влажную уборку и проветривание всех помещений, особенно спален, групповых, классных комнат, гимнастических залов и других помещений для постоянного пребывания детей; для замачивания посуды и влажной уборки помещений используют 0,5%-ный раствор хлорамина или гипохлоритакальция.

Проводят облучение детей бактерицидными и эритемными ультрафиолетовыми лампами; всемерно повышают защитные свойства организма, детей обеспечивают витаминами (аскорбиновая кислота, тиамин, рибофлавин и др.); увеличивают время пребыванияна свежем воздухе (прогулки, катание на лыжах и санках и др.).

Больных гриппом изолируют и показывают врачу.В период эпидемии гриппа персонал яслей и детских садов обязательно должен носить марлевые четырехслойные маски. За­болевших гриппом и больных острыми респираторными заболе­ваниями к работе не допускают.

Медицинский персонал при участии преподавателей, воспита­телей и санитарных постов организует раннее выявление заболев­ших; в дошкольных учреждениях ежедневно проводят утренние осмотры детей с термометрией.

Во время эпидемии гриппа запрещается проводить профилактические прививки против других инфекций.

Массовые зрелищные, спортивные и другие мероприятия в детских и подростковых учреждениях не проводятся, ограничиваются или запрещаются коллективные посещения кино, театров.

В общежитиях подростков усиливается контроль за соблюдением чистоты в помещениях и их воздушно-тепловым режимом, обеспечивается влажная уборка с применением раствора хлорной извести или хлорида кальция (0,5%-ный раствор).

Больных, оставшихся в общежитии, изолируют в специально выделенные для этого помещения и за ними проводят постоянное медицинское наблюдение.

В столовых (буфетах) обеспечивают тщательное мытье посуды, кипячение или замачивание ее в дезинфицирующем растворе.

Во время гриппа и острых респираторных заболеваний необходимо детям и подросткам чаще мыть руки с мылом и горячей водой, чаще менять полотенце. То же должен выполнять обслуживающий персонал.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.