Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

БОГИ РОДА 2 страница




Жезл золотой (по желанью его наводящий на бодрых

Сон, отверзающий сном затворенные очи у сонных)...

Им он махнул, и столпясь полетели за Эрмием тени... [318]

 

 

Велес – вещий бог волшебства и магии, бог мудрости и искусства.

"Прежде обычаем было призвать в помощь чародейству Меркурия. Вожатого заклятий" [319]

"41. Миф рассказывает, что Геракл, обосновавшись на Солнце, странствует вместе с ним, а Гермес – с луной. И проявления луны подобны проявлению разума и совершенной мудрости..." [320]

 

“… всех состязаний земных покровитель, исполненный силы.

О Добродушный, в делах подающий советы благие,

вестник, пророк, проводник…” [321]

 

Нонн Панополитанский говорит о Гермесе, что "вещие бога уста пророческой речью звучали" [322] .

 

Вот Гермес быстрокрылый стремительно прянул с Олимпа,

Приняв на время битвы Бромия лик и подобье,

Голосом тайных обрядов воззвал он к войску вакханок.

Только лишь вняли девы гласу Эвия-бога,

В месте едином собрались, из путаницы переулков

Меналидское племя обходными путями

Вывел Резвоплесничный к городским укрепленьям,

Стражей у стен стоящих бессонно бдящие очи

В сладостный сон погружает всечарующим жезлом

Тать Гермейас, в ночи поводырь – и пала внезапно

Тьма ночная на индов (невидимые вакханки

Видели все при свете), и дев, бесшумно бегущих,

Тайно вел через город Гермес, в ход крыла не пуская;

Вот уж божественной дланью он открывает запоры

На вратах в укрепленьях и к солнцу вакханок выводит!

... тьму колдовскую рассеял Гермес светоносный... [323]

 

Тебя называют

"Тот, кто предсказывает судьбы" и "Божественный сон",

Ты, днем и ночью посылающий нам предсказания!

Излечи все страдания мертвых своими средствами.

Приди, блаженный, превеликий сын Памяти,

совершающий ее наброски. [324]

 

Папирус Strasbourg, PGM, XVIIIb содержит похожий гимн, и Гермес назван там "Прядильник судеб" (где PGM – Papiri Graecae magicae – магические герметические тексты 4 в. до н.э. – 4 в. н.э, перевод с древнегреческого К.Прайзенданца).

Тождество бога мудрости и магии древних германцев Одина-Вотана-Водена и Гермеса-Меркурия засвидетельствовано двумя первоисточниками, разделенными десятью веками непрерывающейся традиции.

Гальфрид Монмутский писал:

"И вот, повинуясь НЕРУШИМЫМ ОТ ВЕКА ЗАКОНАМ, мы вышли в море и ведомые богом Меркурием достигли твоего государства". Услышав имя Меркурия, король поднял голову и спросил, какую религию они исповедуют. На это Хенгист ответил: "Мы чтим отчих богов – Сатурна, Юпитера и прочих правящих миром, но в особенности Меркурия, которого на своем языке называем Воденом". Наши предки посвятили ему день четвертый недели, который и посейчас зовем по его имени воденесдей. После него чтим мы богиню, самую могущественную из всех и носящую имя Фреи, которой те же прародители наши посвятили шестой день недели, и по ее имени зовем его Фридей" [325] .

Корнелий Тацит за тысячу лет до этого сообщал о германцах:

"Из богов они больше всего чтят Меркурия (Вотан) и считают должным приносить ему по известным дням в жертву также людей. Геркулеса (Донар) и Марса (Циу, т.е. Тюр) они умилостивляют закланиями обрекаемых им в жертву животных" [326] .

Культ того же бога магии и знания зафиксирован и у славян, чьих богов германцы легко сравнивали со своими. Англо-норманнский хронист Ордерик Виталий, 1068 год, пишет так:

"Лютичи не знали истинного Бога, но, опутанные сетями невежества, поклонялись Гводену, Туру и Фрее и другим ложным богам или скорее бесам"

Бог магии, бог войны и богиня любви – вот такая тройка.

Гермес, как и Один, оборотень. Никто не сравнится из олимпийцев с Эрмием в этом искусстве. Вот весьма характерный эпизод, когда Гера вознамерилась погубить Вакха и была обманута коварным богом[327]:

 

"(137)...Гермес же малютку

Подхватил и в отрогах лесистых укрыл Кибелиды.

Резвоплесничная Гера прянула быстрой стопою,

Неустанная, с неба – Гермес ее опережает!

Фанеса принял он облик, перворожденного бога...

Из уваженья к древнейшим богам свой шаг замедляет

Гера, сияньем лучистым обманута мнимого лика,

Образ лживый не мысля в искусном явленье увидеть...

(155)... Молвил Гермес быстроногий и прянул в высокое небо,

Крылья расправив в воздушных потоках веющих ветров.

Древлерожденного Фанеса лик благородный оставил,

Принял он, возвращаясь, облик первоначальный."

(233)... Гермес, превратился в подобье бога Арея,

Дабы у Геры богини млеком ее напитаться!"

Из самого имени Шивы следует – он, как и Гермес, бог счастливого случая.

В "Вайю-пуране" сказано: "Лучшее Знание – Веды, в Откровении – Шатарудрия, в нем – мантра из пяти слогов, в ней же – два слога: Шива". В "Кайвалья Упанишад" (ст.24-25) о значении "Шатарудрии" сказано: "Кто читает "Шатарудрию", тот становится очищенным... Пусть же возвысившийся над стадиями жизни постоянно или однократно [в день] читает этот гимн – благодаря этому он достигнет знания, уничтожающего океан круговорота бытия. Потому, зная это, он достигает состояния высшего единства..."

— О когда же, Шамбху, я стану покоен,

Буду жить один и пить из пригоршни,

И нагой, забыв о страстях и желаниях,

навсегда уничтожу свою карму? [328]

 

Мы понимаем это воззвание следующим образом: Шива позволяет не просто изменить карму (воздаяние за работу, совершаемую человеком на протяжении его жизни, т.е. судьбу), но и вообще уничтожить ее и всю деятельность, все причины, ведущие к возрождению, отказаться от нее, погрузившись, подобно Шиве в медитацию, "блаженство самопогружения до тла сжигающее тяжесть бытия и боль всех горестей и всех лишений".

Истина – доступна лишь мудрости. Рудра-Шива – сам Истина: "Существовал вначале один лишь Вратья. Проявив Себя, Он пробудил к существованию Праджапати. Он, Праджапати, узрел в себе Золотой Зародыш и породил Его. Тот стал Единым, Тот стал Звездоподобным, Тот стал Великим, Тот стал Главным, Тот стал Брахманом, Тот стал ИСТИНОЙ" [329] .

Мы уже писали, что Гермес не случайно взвешивает доли или жребии.

По Плутарху "в честь Гермеса едят мед и фиги и восклицают "сладка истина" [330] .

Вот эпитеты Гермеса-Тота в переводе известного египтолога прошлого века Тураева Б.А., касающиеся этого: "Взвешиватель словес Эннеады", "Взвешиватель слов Тума", "Царь взвешиватель словес", "Рассудитель словес", "Рассудитель правды", "Рассудитель зла", "Возлюбленный Маат", "Телец правды", "Владыка правды", "Князь правды", "Язык Маат", "Творящий правду Ра", "Возносящий Маат к Ра", "помещающий Маат на ее место", "Довольный сердцем, благодаря правде", "Тот, для кого мерзость – неправда", "Судья", "Владыка Суда", "Установитель суда", "Рассудитель братьев..." (где Маат – богиня истины и порядка, жена Тота)[331].

Следующие путем Волоса – волхвы, называемые знахарями в арабских описаниях славян 9-11 веков. Вероятно, волхвы также занимались лечением согласно Поучениям против язычества.

Издревле волосатость связывалась с магией. Велес-Волос-волхвы-волохатые, жрецы Велеса в его дни выворачивают тулупы шерстью наружу, магически “оборачиваясь в зверя”. Шива-Джатадхара так же именуется – копна волос. В одной из своих ипостасей, былинного Волхова, Велес выступает оборотнем. Православный аналог Велеса – Микола Зимний. Он же Никола, он же православный Николай Чудотворец, он же Николай Мерликийский. В былине о Михайло Потыке переосмысленный народом св. Николай превращает его из камня в богатыря, снимая чары Мары. Об этом будет сказано ниже более подробно.

Следующие по пути Рудры-Шивы – йоги. Шива – Махаиогина – Великий Аскет.

Касьян-Кощей, как позднее переосмысление Велеса, своего рода аскет, а калики перехожие (о них еще будет разговор) - и подавно.

Трехликий Шива пребывает в тысячелетней медитации по напущению Брахмы за то, что отрубил Брахме пятый лик, по другой версии - был изгнан Брахмой в Гималаи. В тоже время трехликий Велес находится на нижнем уровне Збручского Кумира, а наверху – четырехликий уже Световит.

Велес, в своей ипостаси Кощея, висит в цепях без глотка воды. Велес, возможно, в одной из своих ипостасей, изгнан небесными богами в Навь.

Таким образом, Рудра, Один, Велес и Гермес – это боги волшебства и глубинного знания, а магия и мудрость древних неразрывно связаны с искусством.

 

 

5. БОГИ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

 

Великий Шива индуистского пантеона имеет эпитет – Натараджи, что означает "Царь танцев". Широко известны статуи танцующего многорукого Шивы. Он же является покровителем певцов; он "Повелитель песни" гандхарв[332]. Танец жреца носил магический характер. Танцуя, жрец находился в состоянии экстаза, подобного экстазу шамана во время камлания из которого он и произошел. Кроме того, все вакхические мистерии также основаны на магичности танца.

Сын Гермеса, Пан почитался как самый искусный плясун средь богов (о связи Вакха и Гермеса говорилось ранее).

Одолев первую ступень йоги, можно привести своё тело в порядок, что соответствует нижней эфирнофизической сущности человека по индуистской традиции. Не случайно некоторые комплексы гимнастики так походят на нее, и это Хатха-йога.

"Гермес – покровитель юношества, атлетов, бог гимнастики. Его статуи ставились в палестрах и гимнасиях – учреждениях, в которых обучали борьбе, кулачному бою, бросанию диска, бегу, прыганию и т.д."[333] Гермеи по Платону – молодежный праздник в честь Гермеса, как основателя гимнастики, сопровождавшийся гимнастическими состязаниями. Именно поэтому Гермес выступает судьей на играх, посвященных памяти Пелия, предательски убитого Медеей, где соревнуются в беге, борьбе, кулачном бое и на колесницах сами Диоскуры. Гермес, а также воплощения атлетизма – Геракл и Диоскуры – "правят цветущие жребьи схваток и пекутся о честных мужах" [334] .

Гермес – бог ловкости, синонимичной гимнастичности. Самый искусный возничий – Миртил из мифа о Пелопсе – сын Гермеса. Меткий и ловкий Одиссей – внук Гермеса. Кстати, Одиссею досталось в наследство не только хитроумие, но и красноречие, ибо Гермес – бог ораторов, что сближает его со славянским Бояном вещим. В честь Гермеса проводились Зимние Пелленские игры, где наградой был шерстяной плащ – "целение от ветра"[335]. Быстрый, как мысль, юноша-Гермес под стать неуязвимому, сильному и молниеносному Рудре, что тоже виделся в его антропоморфных моделях молодым: ("знаменитый сидящий на троне юноша" [336] ).

Именно Гермес сделал ту кифару, на которой играет Аполлон, и выменял ее на коров стреловержеца. Еще одна волшебная кифара, вышедшая из рук Гермеса, возвела стены Фив. Он же изобрел свирель. В Олимпии при праздновании олимпийских игр устанавливалось шесть сдвоенных жертвенников. Гермесу и Аполлону делали жертвы на одном жертвеннике, очевидно, как сходным по функциям покровителям искусств.

Орфический гимн “Гермесу” свидетельствует:

“… к людям на помощь спешит, избавляя от бедствий жестоких.

Вооружающий речь всемогущим оружием смысла…”

Согласно Плутарху, Гермес – бог грамматики и музыки, в Гермополе первой из муз называли дочь Гермеса – Исиду. Из жил первейшего врага Исиды – Сета-Тифона Гермес-Тот изготовил струны[337].

Наконец, именно с Меркурием-Гермесом сравнивает Цезарь[338] бога галлов (вероятно Тевтата или Цернунна):

"Из богов они больше всего почитают Меркурия. Он имеет больше, чем все другие боги, изображений; его считают изобретателем всех искусств, он же признается указывателем дорог и проводником в путешествиях; думают также, что он очень содействует наживе денег и торговым делам. Всед за ним они почитают Аполлона, Марса, Юпитера и Миневру, об этих божествах они имеют приблизительно такие же представления, как остальные народы.. ." [339]

Марциан Капелла в трактате "О браке Филологии с Меркурием" рассказывает, как к свадьбе Филология получила от влюбленного в нее Меркурия семь подарков – "семь свободных искусств" – в том числе, астрономию и геометрию.

Наконец, имя Гермеса соседствует рядом с Музами. Киник Кратет Фиванский[340] восклицает:

"Хочется праведным стать и такое добыть мне богатство,

Чтобы к добру привело, делая лучше людей.

Этого только б достичь, Гермесу и Музам пречистым

Жертв дорогих не свершу, делом святым отплачу."

С Меркурием был отождествлен еще один высший бог островных кельтов – искуссный во многих ремеслах Самилданах – Луг[341], потомок хтонического Балора, коего потом он сам и убивает.

"И случилось Племенам Богини заключить мир с фоморами, и Балор, внук Hета, отдал свою дочь Этне Киану, сыну Диан Кехта. Чудесным ребенком разрешилась она, и был это сам Луг"…

"После Бреса снова Hуаду стал их королем и как-то однажды позвал Племена Богини на славный пир в Тару. В то время держал туда путь воин по имени Самилданах. Два привратника были тогда в Таре, и звали их Гамал, сын Фигала, да Камал, сын Риагала. Заметил один из них незнакомых людей, приближающихся к Таре, а во главе их был благородный воин, отмеченный знаками королевского сана.

Повелели они привратнику объявить о них в Таре, а тот пожелал узнать, кто перед ним.

— Видишь ты Луга Лоннансклеха, сына Киана, сына Диан Кехта и Этне, дочери Балора, того, что приемный сын Таллан, дочери Магмора, короля Испании, и Эхайда Гайрух, сына Дуаха.

И спросил привратник Самилданаха:

– Каким ремеслом ты владеешь? Ибо не знающий ремесло не может войти в Тару.

– Можешь спросить меня,- отвечал Луг,- я плотник.

– Ты нам не нужен,- молвил привратник,- есть уж у нас плотник, Лухта, сын Луахайда.

– Спроси меня, о привратник, я кузнец,- сказал Луг.

– Есть между нами кузнец,- ответил привратник,- Колум Куалленех, человек трех невиданных приемов.

– Спроси меня, я герой,- сказал Луг.

– Ты нам не нужен,- ответил привратник,- воитель могучий есть в Таре, Огма, сын Этлиу.

– Спроси меня, я играю на арфе,- снова сказал Луг.

– Ты нам не нужен, ибо есть уж среди нас арфист, Абкан, сын Бикелмоса, что был призван из сидов людьми трех богов.

– Спроси меня, – молвил Луг, – я воитель.

– Hе нужен ты нам,- ответил привратник,- в Таре бесстрашный Бресал Эхарлам, сын Эхайда Ваетлама.

Снова Луг молвил:

– Спроси меня, я филид и сведущ в делах старины.

– Hет тебе места среди нас,- отвечал тот,- наш филид Эн, сын Этомана.

И сказал Луг:

— Спроси меня, я чародей.

— Ты нам не нужен,- ответил привратник,- есть уж у нас чародеи, да немало друидов и магов.

И сказал Луг:

— Спроси меня, я врачеватель.

— Ты нам не нужен,- промолвил привратник,- Диан Кехт среди нас врачеватель.

— Спроси меня, – снова сказал он, – я кравчий.

— Ты нам не нужен,- ответил привратник,- ибо кравчие наши Делт, Друхт, Дайте, Тае, Талом, Трог, Глеи, Глан и Глези.

— Спроси меня,- сказал Луг,- я искусный медик.

— Ты нам не нужен, есть среди нас уже Кредне.

И тогда снова заговорил Луг:

— Спроси короля, – сказал он, – есть ли при нем человек, что искусен во всех тех ремеслах. Если найдется такой, то покину я Тару.

Когда же рассказали о том Hуаду, то король молвил:

— Пропустите его, ибо до сей поры равный ему не приходил к этой крепости.

(Нуаду – бог из Племен Богини Дану, их правитель, который в Первой Битве при Маг Туиред потерял руку).

Тут пропустил Луга привратник, а тот вошел в крепость и воссел на место мудреца, ибо и вправду был сведущ во всяком искусстве".

Любопытный фрагмент герметического текста обнаруживаем и в отечественных средневековых рукописях:

"О Ермии. По смерти же Дыеве сына Кронова царствова в Италии сын его Еремии лет 45. Бе же муж хитр и умуоучен, иже изобрете руду златую перве и ковати злато. И разуме яко завилят ему братия его, иже от многых суть жен, яже имя Пик отец его и хотят и убити, бе бо их боле 70, многих бо жен примеси ся Пик отец его, а Ермеи бе ему от первыя жены. Еремеи же разумев нянь творяшуся братию отиде взем злата многа и иде в Египет к колену Хамову. И прияша и с честию. И живяше ту в великой чести, ризу же нося злату, волховаше, поведаше им хотящее быти, бе же хитр беседам, муж дивен и мудр и тривелик нарицаем Египтяны, иже сказа три великы силы суша, сказает бо в различных своих словесех еже к Асклипию о божестве сице" [342] .

"Сей Ермий от древних царей по разделении язык во скоре бысть, прежде Авраама великаго. Сей повеле во своем царствии мужу едину жену держать, и добродетели его ради спадоша ему железная клещи с небесе. Ими же коваша орудиа на противникы" [343] .

Тексты относятся к первой половине 16 века, когда в 1551 году решением Стоглавого собора астрологические и герметические тексты, в том числе и знаменитые гадальные "Рафли Аристотелевы" были запрещены и началось из повальное уничтожение.

Таким образом Шива, Гермес, Меркурий, Луг – боги искусства и культуры. Таковым является и германский их аналог - Один[344].

 

 

6. БОГИ-ЦЕЛИТЕЛИ

 

Одним из магических искусств надо назвать целительство. Гермес, "носитель жезла златого", дает Одиссею противоядие – траву, которая предохранит его от зелья Цирцеи[345]. Есть также миф, согласно которому Эрмий спас самого Зевса и прочих богов от ужасного Тифона, коего породили в наказание Зевсу Гея-Земля и свергнутый Крон. Тифон настиг Зевса в Египте и отобрал у него оружие, связал, и, бросив в пещеру, вырезал у него сухожилия на ногах. Гермес же хитростью выкрал Зевсовы сухожилия и вживил их Зевсу[346]. Зевс был исцелен и сразил Тифона молниями. Папирус Strasbourg, PGM, XVIIIb[347] гласит, что Гермес излечивает все болезни смертных.

Гермес возрождает мертвых. Так случилось с Пелопсом, которого расчленил Тантал и, сварив заживо, предложил в качестве пищи богам. Когда Гор оторвал голову своей матери – Исиде, Тот-Гермес исправил жестокость внука и даровал дочери коровью голову, с тех пор Исида рогата[348].

Рудру также называют "Шанкара", т.е. благодетель, "Исцелитель" и лучшим из врачей. Подобно Гермесу, Рудра способен даровать долгую жизнь, впрочем, это связано не только с теми лекарствами, что он дает, но и с "временем жизни":

"Тысяча у тебя целебных средств о ты, прекрасно навевающий жизнь!" [349] , "ты самый исцеляющий из целителей" [350] , “Он идет, не причиняющий зла людям, Рудра с целительным лекарством” [351]

 

 

7. "ВОПЛОЩАЮЩИЕ ВРЕМЯ"

 

Шива есть воплощение времени – Кала или Махакала[352]. Любопытна фонемологическая связь этого эпитета с именами славянских богов временности – Коло, Коляда. Счет и календарное время связано с Луной и звездами. Шива – Чандрашекхара.

Платон[353] сообщает нам: "А то светило, что совершает свой путь вместе с Солнцем почти наравне с ним, и получило имя Гермеса" [354] ; "Луна посвящена Гермесу и по нему именована... Гермесова звезда и Утренняя звезда поочередно взаимно догоняют друг друга" [355] .

Мы уже писали, что Лунный бог Тот-Гермес считался богом времени. Он добавил к 12 месяцам Египта (360 дней) дополнительно 5 дней. Согласно Плутарху, выиграв их у Селены-Луны. Вот некоторые эпитеты Тота, связанные со временем: "Месяц", "Месяц на небе", "Владыка времени", "Счисляющий года", "Измеритель Времени", "Проводящий времена года", "Увеличивающий время", "Умножающий годы"[356].

 

 

8. БОГИ ГОР

 

Чертоги Шивы находились на Горе Меру – Мировой горе ведийской мифологии, и один из его эпитетов – "Владыка гор". Одетый в звериные шкуры, отшельником жил он на севере в Гималаях. “Хранитель гор” [357]

Чертоги Гермеса тоже на горе, только вотчина его находится не на Олимпе. Там нет палат Гермеса. Это косвенно подтверждается словами об Аресе "который самый быстрейший из вечных богов, на Олимпе живущих" [358] .

Между тем доподлинно известно, что среди древнегреческого пантеона нет никого быстрее Гермеса, подобного мысли.

Нам представляется довольно важным данное обстоятельство, так как идол Велеса в Киеве находился на Подоле, отдельно от идолов пантеона князя Владимира, составляющих своеобразный Олимп.

Велес в определенном смысле противостоит небесным богам, что можно сказать и о Гермесе, и о Рудре. Во время первого жертвоприношения во искупление грехов проводимого Дакшей, где присутствовали все боги сыновья Адити на горе Химоват, Рудра был обойден приглашением и ему не оставили доли в жертвоприношении. “Великий гнев охватил тогда Рудру. Он взял свой лук и пошел туда, где боги совершали обряд. Когда он там появился, земля затрясласьзакачались горы, ветер перестал дуть, а огонь горетьсолнце, луна и звезды померкли, и мир окутала тьма. Устрашенные боги пали ниц. Рудра пронзил жертву стрелою, и она, превратившись в антилопу, устремилась в небо. Там она стала созвездием Мригаширша”[359].

Мы уже видели, что у Софокла в трагедии "Царь Эдип" есть именование Гермеса – царем Киллены (видимо, Мировой Горы аркадской мифологии) и горных пастбищ. "Эрмий – бог килленийский" [360] , что лишний раз говорит об обособленности культа Гермеса от культа прочих Олимпийцев. Вот еще одно упоминание имени Гермеса в связи с горами: "Здесь я слышал вдали, как Гермеса гора откликается эхом на крики мои" [361] . "Над Аркадией многовечной и над Килленою царствует он" [362] .

Затерянный на маленьком острове на пути между Элладой и Троей, Филоктет призывает возмездие на голову Одиссея, что оставил его здесь, поскольку рана Филоктета испускала зловоние. Филоктет мог обращаться к Гермесу и как к судье, носителю истины, и как к мстителю, что еще будет показано. Но вот вопрос, что же это за гора?

Исторически, будущие аркадцы - древнее население Греции, потесненное дорийцами во втором тысячелетии до н.э. Возможно, часть туземцев мигрировала из Фесалии в Беотию, а затем на Пелопонес, и осела в Аркадии. Следы этого в мифологии, по мнению Зелинского Ф.Ф.[363], есть ни что иное, как образ сладострастного Аполлона, преследующего нимфу Дафна из Аркадии и нимфу Кирена из Фесалии. Напомню также, что именно Гермес дал Амфиону лиру, чтобы тот ее чудными звуками возвел стены Беотийских Фив. И в Беотию, Атаманту и Ино приносит Гермес на воспитание маленького Диониса. Фивы Беотийские сохранили связь с Аркадией, согласно тому же мифу об Эдипе.

Зелинский справедливо усматривает в мифе о Кадме, основателе Фив, и Гармонии – остатки ранней герметической космогонии (kodmos). Созвучие имени Кадма и Космоса имеет к Гермесу, все связующему, непосредственное отношение:

 

Нет, не смертное чрево Кадма на свет породило!

Он от Зевесовой крови и лжет о своем он рожденье!

Знаю, сей олимпиец откуда: если Электра

Майи сестра, дочь титанида Атланта родная,

То жених Гармонии – Гермес, но только без крыльев!

Ведь не напрасно славят его как "Кадмила"! Небесный

Облик он изменил и теперь он Кадмом зовется! [364]

 

Гермес Вышний ("крылатый вождь убежденья") – Пан – Кадм ("ложный скотопас"), по всей видимости, образуют аркадийский триглав. Напомним, что это Гермесов сын Пан помогал Кадму, изменив его облик, он же сделал для Кадма волшебную флейту, которой тот погубил ужасного Тифона[365].

Рассматривая фетишизм в греческой мифологии Н.А. Кун в предисловии к своим "Мифам и легендам..." упоминает, что "в Ахайе в Фарах у святилища Гермеса стояло ЗО камней, каждый из них назывался именем какого-нибудь бога, под именем которого поклонялись этому камню". Надо полагать, что хозяин святилища занимал положение куда более высокое, чем те, кого представляли камни. Возможно, сами боги были ликами Гермеса в разных мирах и при разных обстоятельствах.

Догомеровские мифы о титанах, изложенные известным ученым, историком и переводчиком Я.Э. Голосовкером[366], тоже намекают на своеобразие космогонии древних аркадцев. Предок Гермеса, Атлант, живет как раз в горах Аркадии на чудо-горе, его мир противостоит миру Кронидов. Устав от жестокой битвы с Зевсом (символ борьбы аркадцев и дорийцев), уснул Атлант смертным сном, и только Гермес сумел заставить пробудиться его, а затем, обманув деда, сделал его Небодержателем.

Итак, сохранившись с более глубоких прадорийских времен, хоть и не в полной мере, культ Гермеса расцвел в Аркадии, где в горе Киллена этот бог и был рожден Майей. Не случайно Сократ, ученик аркадской пророчицы, мантинеянки Диотимы, в споре с Гермогеном в диалоге Платона "Кратил" (XIV) называет Логос сыном Гермеса. Логос – философское понятие, равнозначное "Мировому Разуму": "Логос все обозначает и все вращает и обращает всегда". Логос отождествлен Сократом с Паном[367]. Одним из ответвлений сократической школы была киренская школа. Город Кирена - древнегреческая колония на северном побережье Африки - основан в 630-е г. до.н.э. Согласно мифу, именована она в честь Кирены, похищенной Аполлоном из Фесалии, на которую дорийцы обрушились первыми. Мантинеец Дамонакт, призванный киренцами из Аркадии, был одним из ее правителей и законодателей. Так была проложена одна из первых троп, что соединила мир Древнего Египта и Эллады.

Александрия основана спустя 300 лет после Кирены. Не исключено, что герметизм все-таки занесен на благодатную почву Египта из Аркадии, причем задолго до Александра Македонского, а может и до основания самой Кирены. Египетская традиция называет сыновьями Гермеса Тата, Манефона, Нехепсо, Петосириса. Последние три – вполне историчны, это жрецы. Тат – одно из имен-воплощений Тота.

Родоначальник александрийской поэзии, Каллимах, и великий ученый Эратосфен (276-194 г. до н.э) родом из Кирены. Эратосфен – автор трактата "Гермес" (известного только по пересказам) и "директор" Александрийской библиотеки.

В своем трактате Гермес Трижды Мудрый[368] говорит Асклепию, что "будет город к западу в который по морю и по суше стекутся все смертные народы и боги земли" (Александрия?), "а сейчас они пребывают в большом городе на горе в Ливии" (Кирена? Гермополь?)[369].

Таким образом, с Гермесом связаны мировая гора Киллена аркадской космогонии и некая гора в Ливии, где пребывают все боги по ранним герметическим представлениям. Вероятно, эту местность упоминает и Прокопий Кесарийский, согласно которому, она находится восточнее Карфагена и называется "город Гермеса".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.