КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и виды лидерства. Теории лидерства
Понятие власти в менеджменте. Баланс власти. Виды власти. Методы принятия управленческих решений. Методы принятия управ.реш. – конкретные способы, с помощью которых решается проблема. Типы методов: 1) формализованные- аналитические, статистические, матем.программ, теоретико-игровые; 2) неформализованные- мозговой штурм, метод Дельфы, метод сценариев, метод дерева решений Мозговой штурм - разработка новых идей и решений в трудных тупиковых ситуациях. Цель- получение большего количества предложений. Обязательно есть председатель(он выдвигает проблему, ее суть, предлагает высказать идеи). Каждая идея записывается и ее краткое содержание. Метод Дельфы – многотуровая процедура анкетирования. Цикл анкетирования: предоставление информации о проблеме, оценка вариантов решения, обобщение оценок, получение копии сводного документа, достижение согласования решений. Строятся 3 анкеты. Метод сценариев - (Что будет если?)- определяются вероятные тенденции развития событий и возможных последствий принимаемых решений, с целью выбора наиболее подходящей альтернативы управления. Метод дерева решений - схематическое изображение процесса принятия последовательных решений. Математический метод – анализ с помощью компьютера Аналитеческий метод - телория вероятности, теория массового обслуживания Статистические - последовательный анализ+метод статистических испытаний Матем. Программ. - линейный+нелинейный. Власть - способность влиять на поведение других. Влияние - процесс, где одна из сторон стремится изменить поведение, отношение и восприятие других сторон. Баланс власти -1) власть руководителя(зависть подчиненных); 2) власть подчиненных (зависть руководителя)
Виды власти:1) на принуждении - «+» достигается быстро результат, «-» большие расходы, высокая текучесть, снижение квалификации, снижение страха; 2) вознаграждение - «+» развитие деловой и творческой активности, «-» требуется высокая квалификация менеджмента, трудно определить награду; 3) законная (традиционная)- «+» стабильное управление, бесконфликтность; 4) власть примера - лидер, это эталон для подражания подчиненных- «+» высокая эффективность труда, быстрая реализация решения,«-»если лидера нет, то полная дезорганизация компании; 5) власть эксперта -«-» неустойчивость во времени до первой серьезной ошибки, медленно достигается. Лидерство - средство для достижения результата, тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению цели. Теории лидерста:1) Теория личностных качеств - уникальный набор качеств. К общим критериям определения личностных черт лидера(по У.Беннис) относят- управление вниманием, значением, доверием, собой4 (по Р.Манн)-ум, интеллект, уверенность, активность, потенциал, стремление к развитию, ответственность, участие и вовлеченность, статус, ситуационные факторы. 2) Поведенческие теории лидерства. Имеется два типа поведения, которым уделяется много внимания в литературе по проблемам изучения лидерства: поведение при принятии решений и поведение, направленное на решение задач и организацию внутригруппового взаимодействия. Исследования поведения лидера при принятии решений: Курт Левин разработал классификацию поведения лидера, основанную на распределении влияния при принятии решения между лидером и подчиненным. Он выделил два традиционных стиля управления: авторитарный (Деспотичный лидер принимает все решения и не позволяет подчиненным влиять на процесс принятия решения. Такие управляющие часто безразличны к персональным потребностям подчиненных и благожелательны лидер) и демократичный. (Демократичный лидер консультируется со своими подчиненными при решении соответствующих вопросов и позволяет им оказывать некоторое влияние в процессе принятия решений. Такое лидерство не предполагает карательных мер, а общение с подчиненными происходит на равных) и либеральный (Он редко контролирует непосредственно, предоставляя тем самым членам группы возможность принимать много тактических решений самостоятельно. При таком подходе подчиненные устанавливают свои собственные цели и работают над их достижением без каких-либо указаний со стороны руководства).
Рэнис Лайкерт разрабатывает модель лидерства, согласно которой существует две ориентации руководителя: либо на работу, либо на человека. В дальнейшем он выделил 4 стиля лидерства: 1) эксплуататорско-авторитарный (ориентирован на задачу, жесткий и авторитарный лидер); 2) благосклонно-авторитарный (отношения авторитарны, но присутствует также ограниченное участие подчиненных в принятии решений); По мнению Лайкерта, лидерство, основанное на участии, наиболее эффективно, однако, как показали дальнейшие исследования, – не всегда. Управленческая решетка Блэйка-Мутона была разработана на основе идей ученых из штата Огайо. За основу были взяты 2 оси: «забота о человеке» и «забота о производстве», различное соотношение координат которых определяло один из 5 стилей руководства: 1. Страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.
3). Ситуативное лидерство. Руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. Данный подход оказался наиболее эффективным с точки зрения практики управления. Его представляют четыре ситуационные модели: 2)Подход «путь – цель» Митчела и Хауса Согласно данной модели руководитель может влиять на подчиненных в процессе их пути к достижению цели. На разных отрезках пути движения к цели в зависимости от ситуации и потребностей подчинённых лидер применяет один из четырёх стилей руководства. 1. Инструментальный стиль - проявляется в том, что подчиненным сообщают, чего от них хотят, дают им конкретные указания, что и как нужно делать, тем самым делая роль руководителя группы понятной всем. Руководитель составляет графики работы, поддерживает определенные стандарты исполнения, просит подчиненных придерживаться правил и процедур.
3) Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона Согласно данной модели, руководитель выбирает один из пяти стилей руководства, ориентируясь на помогающие ему в этом древо решений и 7 вопросов: 5 стилей принятия решений по Вруму-Йеттону:
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |