КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Е) управленческий. 1 страница
8. Существуют три вида самоуправления как формы организации жизнедеятельности коллектива. Установите соответствие между конкретным видом и его характеристикой.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2001. Василькова Ю. В., Васи>1ькова Т.А. Социальная педагогика. — М., 2001. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Капичникова О. Б. Профессиональная деятельность учителя. — Саратов, 1994. Классному руководителю о самоуправлении в классе / авторы-сост. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. — М., 1978. Коротов В.М. Самоуправление школьников. — М., 1976. Лизинский В.М. Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. — М., 2005. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. — М., 1993. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М., 1988. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности / сост. и авт. всту- Матюшкина М.Д. Социально-психологический климат в школе. Формирование команд как один из методов организационного развития. — Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. - М., 1978. Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации // Официальные документы в образовании. —
Самоуправление в школе /сост. В. В. Вавуло, О. В. Крючкова, О. А.Хат- Студенческое самоуправление: межвузовский сборник научных трудов. - М„ 1989.
Глава 16 ОРГАНИЗАТОРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
16.1. Деятельность заместителя директора Функционально педагогическое руководство воспитательным процессом в среднем специальном учебном заведении осуществляется следующими должностными лицами: заместителем директора колледжа по воспитательной работе, классным руководителем. На заместителе директора как представителе администрации колледжа лежит общее руководство процессом воспитания студентов. Основная цель его работы — создание целостной системы воспитательной работы в колледже, исходя из требований современного общества, традиций образовательного учреждения, с учетом личностных и общественных потребностей как студентов, так и педагогического коллектива колледжа. Конкретизируется поставленная цель в следующих направлениях работы заместителя директора: — проектирование и внедрение в практику воспитательной системы колледжа на основе современных теоретических подходов и концепций воспитания; —разработка содержания воспитательной работы со студентами колледжа, их родителями, представителями общественности; —определение наиболее эффективных методов, средств, форм воспитания, выстраивание технологии воспитания данного колледжа в соответствии с его традициями, задачами, с учетом будущей профессии студентов; — создание программы воспитания студентов колледжа; — координация воспитательной работы кураторов учебных групп и преподавателей, работающих в этой группе;
— осуществление тесного контакта с представителями общественных организаций по вопросам воспитания. Заместитель директора по воспитательной работе как должностное лицо, наделенное полномочиями управления воспитательной системой колледжа, выполняет ряд функций, имеет свои должностные обязанности и квалификационную характеристику. Главными функциями заместителя директора по воспитательной работе являются административная, организаторская, методическая. Административная позволяет направлять процесс развития личности будущих профессионалов, создавать условия для формирования их ценностных ориентиров и отношений, профессионального интереса к избранной профессии, разрабатывать содержание воспитательной работы в колледже по разным направлениям. Организаторская функция направлена: — на создание условий воспитания в процессе обучения, морально-психологического климата в педагогическом коллективе колледжа; — на стимулирование и коррекцию позитивных отношений между членами коллектива; — на вовлечение студентов в разные виды внеучебной деятельности, организацию внеклассных общеколледжных мероприятий, «внешкольной воспитательной работы» со студентами через участие последних в разнообразных общественных акциях, всероссийских, городских конкурсах, олимпиадах, фестивалях, молодежных организациях и движениях; — на осуществление взаимодействия с родителями студентов, установление контактов с общественными организациями; —на стимулирование у студентов художественно-творческих и интеллектуальных способностей; — на рефлексию всеми участниками воспитательной системы колледжа разнообразных мер воспитательных воздействий; —на оценивание результативности проведенных внеклассных мероприятий и эффективности использованных методов, средств и форм в работающей воспитательной системе колледжа; — на создание творческих организаций и объединений преподавателей и студентов; — на диагностирование, анализ и составление прогноза проведенной воспитательной работы. Методическая функция предполагает: —осуществление разнообразной методической помощи по вопросам воспитания как самим студентам, так и их родителям, а также преподавателям, непосредственно участвующим в воспитательном процессе колледжа;
— руководство со стороны заместителя директора исследовательской деятельностью кураторов, руководителей творческих коллективов, кружков, факультативов по проблемам воспитания, а также опытно-экспериментальной деятельностью студентов с — конструирование модели воспитательной системы конкретного колледжа; — использование разнообразных педагогических мер для стимулирования контактов между членами коллектива на основе «безусловно позитивного отношения к другим людям»; — определение воспитательных условий, созданных в колледже; — проведение диагностических мероприятий по выявлению уровня воспитанности и развития личности студентов колледжа. Должностные обязанности вытекают из задач и функций заместителя директора по воспитательной работе. Они могут быть сформулированы следующим образом: 1) охрана жизни и здоровья студентов, социально-правовая защита их интересов и прав; 2) осуществление контроля за техникой безопасности при организации со студентами колледжа разных видов учебно-производственного труда; 3) подбор, а затем и организация диагностических процедур по выявлению уровня воспитанности студентов; 4) организация, регулирование и координация деятельности студенческих учебных и общественных объединений; 5) забота о создании в колледже благоприятных условий для профессиональной воспитательной деятельности преподавателей, участие в аттестации педагогов; 6) вовлечение родителей и представителей общественности в проведение воспитательной работы со студентами колледжа; 7) налаживание связей с «внешкольными» учреждениями, предприятиями, организациями, творческими коллективами для участия последних в совместной воспитательной деятельности; 8) создание комплекса материалов по организации воспитательной системы среднего профессионального учебного заведения и осуществлению воспитательной деятельности, воспитательной работы, воспитательных мероприятий в колледже;
9) посещение совещаний директора колледжа и выступление на них с освещением проблем воспитания студентов колледжа; 10) участие в методических объединениях заместителей директоров по воспитательной работе колледжей города, района, отдельного региона; 11) присутствие на семинарах-практикумах, научно-практических конференциях по вопросам воспитания, проводимых Министерством образования, региональными, городскими департаментами образования, институтами повышения квалификации, академическими вузами; 12) подготовка педагогических советов колледжа по проблемам воспитания; 13) формулировка приказов и распоряжений по колледжу, касающихся вопросов воспитания студентов; 14) выступление на предметно-цикловых комиссиях с освещением проблем воспитания студентов в учебной, во внеучебной, внеклассной работе преподавательского состава колледжа; 15) обсуждение насущных проблем воспитания на заседаниях студенческих советов по самоуправлению, стипендиальных комиссиях, фонда социальной защиты студентов, профсоюзного комитета студентов и преподавателей колледжа; 16) создание модели воспитывающей сферы; 17) выступление на классных часах в студенческих учебных группах; 18) создание нормативной базы для организации воспитательной работы в колледже: различных «Положений», «Кодексов», «Программ», «Концепций воспитания» (например: «Положение о студенческом педагогическом отряде»; «Положение о попечительском совете колледжа»; «Кодекс поведения студентов»; Программа проведения социально-педагогических акций — День матери, Помощь ветеранам ВОВ, День защиты детей, День пожилого человека; «Концепции воспитательной работы в колледже на период с... по...) и т.д.; 19) организация наглядной пропаганды коллективно-творческих дел студентов: курирование деятельности редколлегии стенной печати; подготовка плакатов-афиш для проведения общеколледжных культурно-массовых мероприятий; организация выставок творческих работ студентов; выпуск студенческих газет, альманахов, журналов, теле- и/или радиостудий, освещающих студенческую жизнь в колледже; создание видеофильмов, фотовыставок, фотоальбомов; создание летописи студенческой жизни колледжа; 20) подготовка курсовых и дипломных работ студентов по проблемам воспитания детей дошкольного возраста; 21) распространение опыта деятельности конкретного колледжа по воспитанию студентов, передового опыта работы кураторов учебных групп, а также лучшего опыта работы студентов колледжа по воспитанию детей; 22) ведение документации: наличие плана воспитательной работы на учебный год, который является составной частью годового плана работы колледжа; наличие нормативных документов Министерства образования РФ, регламентирующих воспитательную работу; наличие образцов документации кураторов учебных групп; подборка сценариев общеколледжных воспитательных культурно-массовых мероприятий, библиографический указатель научно-методической литературы по проблемам воспитания, фильмотека и видеотека для проведения воспитательных мероприятий; банк диагностических методик, а также идей, подходов, технологий воспитания. В квалификационной характеристике акцент делается на выделении требований к личностно-профессиональным качествам заместителя директора по воспитательной работе. Управляя процессом воспитания будущих педагогов, руководитель воспитательной работой должен сам обладать: — гражданской ответственностью и социальной активностью; — высоким уровнем педагогической культуры; — способностью к творчеству, готовностью к разнообразной инновационной деятельности; — физическим и психическим здоровьем. Еще он должен иметь ярко выраженную потребность: — в саморазвитии и самореализации; —расширении собственного научного и художественного кругозора; —сотрудничестве и сотворчестве с коллегами и студентами. Заместитель директора по воспитательной работе — это гуманный педагог, способный любить своих подопечных, имеющий и отстаивающий свою педагогическую позицию, интеллигентный, воспитанный человек. Как организатору заместителю директора по воспитательной работе положено знать: — основные нормативно-правовые документы: Конституцию РФ, Закон РФ «Об образовании», решения Правительства РФ по вопросам воспитания молодежи; тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ; Конвенцию о правах ребенка; — психологию юношеского возраста; — современную научно-методическую литературу по проблемам воспитания; —современные исследования в области воспитания детей дошкольного возраста и студентов профессиональной школы. Он должен уметь: —формулировать цели и задачи воспитания; —разрабатывать программы, концепции, модели воспитания с учетом условий конкретного колледжа; — направлять интеллектуально-познавательную, художественно-творческую, культурно-массовую, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную воспитывающую деятельность, содействовать свободному общению членов педагогического коллектива колледжа; —анализировать состояние воспитательной практики колледжа; — интерпретировать передовой опыт воспитательной работы применительно к условиям своего среднего специального учебного заведения. Он должен владеть: — понятиями «воспитание», «воспитательная система», «воспитательная деятельность», «воспитательная работа», «воспитательное мероприятие», «воспитательный процесс»; — разнообразными способами разработки содержания воспитывающей деятельности в колледже; —современными методами, средствами, формами воспитания, перевоспитания, устранения сопротивления со стороны студентов, оказания им индивидуально-психологической поддержки; — способами организации инновационной воспитывающей деятельности. Содержание диагностической, проектировочной, конструктивной, коммуникативной, организаторской деятельности заместителя директора по воспитательной работе составляют четыре основных направления. Он организует работу классных руководителей (кураторов) учебных групп; взаимодействует со студентами и их родителями; оказывает организационно-методическую помощь по вопросам воспитания преподавателям колледжа и представителям общественности. Так, работа с кураторами учебных групп осуществляется на методических совещаниях. Тематика совещаний отражает насущные проблемы воспитания (например: «Обсуждение психолого-педагогической характеристики студента»; «Анализ работы кураторов отделения»; «Состояние самоподготовки студентов в общежитии»; «Анализ эффективности работы педагогического консилиума»; «О работе студенческого совета по самоуправлению»; «Обсуждение Кодекса поведения студентов»; «О социальной поддержке малоимущих студентов» и т.д.). С целью повышения научно-методической компетентности педагогов заместитель директора организует семинары, семинары-практикумы. Приведем пример организации семинара-практикума по теме «Проблемы формирования личности студента в современных условиях: философский, педагогический, психологический аспекты». Первая часть. 1. Лекция по теме семинара (проводит или сам заместитель директора, или приглашенный преподаватель вуза, занимающийся вопросами воспитания студенчества). 2. Содоклады кураторов учебных групп и председателей предметно-цикловых комиссий по темам: «Роль предметно-цикловой комиссии психолого-педагогических дисциплин в развитии личности студента», «Самоанализ как средство совершенствования личности и профессиональных качеств педагога» и т.д. Вторая часть. Практикум: I. Знакомство кураторов с диагностическими методиками по выявлению уровня сформированности личности студента — будущего профессионала. 2. Итоги обследования психолога колледжа и рекомендации по изучению личности студента. Работа со студентами и их родителями вытекает из функциональных обязанностей заместителя директора. Третья часть. Круглый стол с участием работников военкомата, врачей, сотрудников по делам молодежи. Работа с преподавателями колледжа осуществляется в виде индивидуальных консультаций, посещения учебных занятий преподавателей и т.д. Тематика консультаций такая: «Особенности педагогического взаимодействия со студентами "группы риска"», «Личностные проблемы, конфликты и стрессы студентов» и т.д. Посещение учебных занятий организуется с целью изучения реальных взаимоотношений в учебных группах, выявления уровня коммуникативной компетентности преподавателей и студентов. Особое внимание заместитель директора уделяет работе с психологом по направлениям: 1) диагностика развитости личности и сформированности умений и навыков; 2) профилактика и психокоррекция личности студента, его поведения, выполнения норм и правил взаимодействия, условий для общения; 3) психологическое консультирование студентов из неблагополучных семей, изучение ценностных ориентаций, обучение общению. Тематика консультаций затрагивает такие темы, как проблемы конфликтов с родителями, педагогами, сверстниками; отношение между полами; причины неуспеваемости; личностный дискомфорт студента. Заместитель директора по воспитательной работе непосредственно участвует в работе предметно-цикловых комиссий по проведению предметных олимпиад, презентаций, конкурсов, деловых игр, намечает, контролирует их. Заместитель директора по воспитательной работе взаимодействует с работниками библиотеки. Совместными усилиями они организуют разнообразные выставки, презентации новинок научно-методической литературы по вопросам воспитания и перио- Таким образом, деятельность заместителя директора по воспитательной работе включает в себя широкий спектр вопросов, направленных на создание условий для творческой самореализации личности всех членов педагогического коллектива колледжа наоснове позитивизма отношений между ними.
16.2. Классный руководитель в среднем профессиональном Классный руководитель как педагог, занимающейся организацией, координацией и проведением внеаудиторной (внеурочной) воспитательной работы, осуществляет воспитательный процесс в первичном учебном коллективе. На учебных занятиях процессом воспитания занимается преподаватель-предметник, а на факультативных занятиях, в разнообразных кружках, объединениях, творческих коллективах воспитывающую функцию выполняет руководитель данного объединения. Воспитательная функция педагога выражается в том, что в ходе учебного занятия (факультативного занятия и т.д.) преподаватель обеспечивает переход знаний в убеждения, поскольку научное знание рассматривается в духовно-ценностном и мировоззренческом контексте. Процесс усвоения знаний становится воспитательно-эффективным, если педагог связывает их с будущей профессией студента и использует для этого весь имеющийся у него арсенал дидактических средств, методов и форм, отбирает содержание на основе достоверных фактов, разбирает это содержание путем диалогового взаимодействия преподавателя и студентов. Кроме этого педагог не может не использовать в ходе общения со студентами на занятии разнообразные методы воспи- Применительно к условиям профессиональной школы функции классного руководителя выполняет «куратор», или «тьютор». Тьютор (от англ. tutor — репетитор, куратор, воспитатель в образовательном учреждении) — педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых. Для удобства употребления по ходу изложения материала данной главы мы будем пользоваться термином «куратор». Куратор (от лат. curator — попечитель, опекун) — лицо, которому поручено наблюдение за ходом определенной работы или цикла работ. Приведем пример истории становления института классного руководства в России. Этапы становления института классного руководителя разделяются на Во времена Единой Трудовой Школы в начале 20-х годов XX столетия были попытки отказаться от этой должности, но опыт советских школ убеждал в том, что воспитательная работа лучше выполняется тогда, когда есть персональная ответственность. Начиная с 1923 г. классное наставничество было ликвидировано и была сделана ставка на ученическое самоуправление, но желаемые результаты не были достигнуты. С 1927 г. ответственность за состояние учебно-воспитательной работы в группе возлагалась на групповода. Он выполнял определенные организаторские функции, основной была поддержка ученического самоуправления. Позднее — пионерской и комсомольской организаций. Официальное признание института групповодов (классных руководителей) состоялось 3 ноября 1931 г., когда Наркомпрос РСФСР утвердил «инструкцию групповоду ФЗШ и КШМ». В 1934 г. после переименования «групп» в «классы» групповоды стали называться классными руководителями. Первое положение о классном руководителе было утверждено Наркомпросом РСФСР 28 июня 1931 г. Ведущими векторами развития института классного руководителя в постсоветский период (с начала 90-х гг. XX в. по наши дни) стали гуманизация содержания и форм работы, а также вариативность организационного оформления деятельности педагога-воспитателя. Среди новых моделей классного руководства наиболее популярной является классный воспитатель (освобожденный классный руководитель). Менее распространенными в отечественном образовании постсоветского образца стали руководитель разновозрастного детского объединения, куратор старших классов, организатор параллели классов и др. Классный воспитатель (освобожденный классный руководитель) — новая педагогическая профессия, которая стала появляться в школах в конце 80-х гг. XX в. Первоначально эти специалисты назывались по-разному: освобожденный классный руководитель, освобожденный классный воспитатель, классный наставник, даже тьютор. А теперь приведем пример истории становления института кураторства в профессиональной школе России. Одним из первых документов российской высшей школы, освещавшим деятельность куратора, стала Инструкция для кураторов Томского технологического института (1903 г.), которую утвердил Николай II. В ней записана основная функция куратора: он должен был ходатайствовать перед Функции куратора вытекают из особенностей работы образовательного учреждения и его воспитательной системы; обусловлены возрастными особенностями студентов, уровнем их воспитанности, организованности, обученное™, состояния здоровья и физического развития; следуют из подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитательной работы. Функции куратора отражают все виды его профессионально педагогической деятельности, но центральными среди них становятся развивающая, организаторская и воспитывающая функция. Так, развивающая функция требует от куратора создания условий для развития познавательных интересов и способностей студентов, их профессиональной ориентации, для формирования жизненных планов с учетом индивидуально-психологических особенностей личности студента. Организаторская функция предполагает, что куратор будет проявлять заботу об охране здоровья учащихся; организовывать разнообразные виды помощи студентам; направлять работу студенческого самоуправления; организовывать участие коллектива академической группы в общественно полезных и общественно-культурных мероприятиях колледжа, города, района; поддерживать постоянную связь с родителями студентов; добиваться единства требований со стороны всех преподавателей, работающих в его учебной группе; предоставлять руководству колледжа документацию, отражающую сведения об успеваемости, посещаемости студентами учебных занятий, а также позволяющую проследить системность и планомерность воспитательной деятельности куратора со студентами учебной группы. Воспитывающая функция заставляет куратора строить воспитательный процесс в учебной группе с учетом современной социокультурной ситуации; через систему воспитательных средств способствовать формированию у студентов ценностных ориентиров; содействовать гражданскому, патриотическому, эстетическому становлению личности студента. Для современного куратора особую значимость приобретают такие функции, как социальная и культурологическая, благодаря которым происходит введение студента в контекст современной культуры, поднятие значимости каждой отдельной личности, фор- деятельность куратора сопровождают и такие функции, как аналитико-обобщающая, стимулирующе-тормозящая, импровизационно-творческая. Должностные обязанности куратора учебной группы определены в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, а также отражены в Уставе и/или Программе развития образовательного учреждения, реализуя перечисленные выше функции куратора. Так, в его должностные обязанности входит: —создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации студентов; — охрана жизни и здоровья студентов; — проведение работы по профилактике отклонений в поведении и вредных привычек студентов; — проведение культурно-массовых воспитательных мероприятий; —вовлечение студентов в художественное, научное творчество, секции, кружки по интересам с учетом потребностей студентов, их возрастных особенностей; —оказание помощи в организации студентами самоуправленческих начал в деятельности коллектива студенческой группы; —организация работы актива студенческой группы; —изучение индивидуальных способностей, интересов, склонностей студентов, их семейных и жилищно-бытовых условий; — планирование, обеспечение внеклассной и внешкольной воспитательной работы; — использование возможностей микрорайона, города, общественных организаций для развития разносторонней общественно полезной деятельности воспитанников; — взаимодействие с родителями студентов и лицами, их заменяющими; — участие в распространении передового педагогического опыта колледжа по воспитанию студентов, представление собственного опыта воспитательной работы. Перечисленные должностные обязанности кураторов учебных групп могут быть конкретизированы и записаны. Куратор: — ведет журнал учебной группы; — ведет личные дела учащихся и следит за их состоянием; — организует коллектив студенческой группы: распределяет поручения, работает с активом, ведет индивидуальную работу со студентами; — организует дежурство своей учебной группы по колледжу; совместно со студентами следит за соблюдением санитарного состояния прикрепленного кабинета; —заботится о внешнем виде воспитанников; — организует питание студентов своей учебной группы; —осуществляет строгий контроль за посещаемостью студентами учебных занятий; — координирует деятельность преподавателей, работающих в данной учебной группе; — создает условия для развития творческих способностей студентов, расширения их кругозора; — использует в своей работе разнообразные формы воспитательных мероприятий: конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, кружки, факультативы, экскурсии, посещение театров, выставок, поездки и т.д.; — проводит мероприятия по знакомству студентов с техникой умственного труда педагога; —формирует, регулирует, корректирует межличностные отношения в учебной группе; — организует охрану здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого студента, вовлекая их в спортивную работу; — помогает деятельности различных студенческих общественных организаций колледжа; — осуществляет индивидуальную поддержку студентов; — изучает личность студента в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения преподавателей, работающих в учебной группе, и родителей студентов;
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |