Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. Теория vs практика




Ниже приводятся высказывания известных ученых. Как бы Вы их прокомментировали?

 

Теория – это сжатое объяснение частных явлений на основе немногих общих принципов. Дмитрий Сергеевич Лихачев

 

1) Раскройте смысл понятий явление и принцип.

2) Какие синонимы можно подобрать к термину принцип? Объясните смысловые и/или стилистические отличия между выбранными Вами словами.

 

Теория всегда толкает человека к практике. Александр Афанасьевич Потебня

 

3) Можно ли, перефразировав высказывание А.А. Потебни, сказать, что практика всегда толкает человека к теории? Почему?

 

 

 

4) Зачем нужно «изменять производителя»? Имеет ли отношение к приведенному выше высказыванию А.А. Потебни расхожая фраза о том, что «человек должен постоянно стремиться к повышению своего культурного уровня»? Как можно понимать эту фразу?

5) Приведите примеры такого изменения из Вашего личного опыта.

 

 

Б. Принципы организации научного знания

1) Подумайте, как приведенное ниже высказывание Томаса Куна соотносится с цитатами, обсуждавшимися в предыдущем разделе. Как можно его соотнести с известным законом диалектики о переходе количества в качество?

 

 

 

2) Вам хорошо известны признаки организованного научного знания: объект, предмет, методология (т.е. научное мировоззрение + методы + метаязык). Пожалуйста, приведите примеры, иллюстрирующие каждый из этих признаков, используя разные отрасли науки. Продемонстрируйте разные степени абстрагирования объекта и предмета (см. таблицу 1 в тексте конспекта лекции по Теме 1).

 

3) Прочитайте конспект лекции, рассказывающий о науке «Языкознание». Дайте характеристику этой обширной отрасли науки в связи с изложенными выше представлениями о научном знании, теории и практике. Покажите, чем обусловлено деление языкознания на различные области (предметы), какое место языкознание занимает в систем наук.

 

4) Предложите свою классификацию современного научного знания (не только в области исследования языка!) и определите место языкознания в этой классификации.

 

5) Прочитайте отрывок из статьи Юрия Сергеевича Степанова относительно разграничения наблюдаемых (конкретных) и теоретических (абстрактных) объектов. Сопоставьте содержание этого отрывка с приведенными выше высказываниями Томаса Куна, Александра Афанасьевича Потебни и Дмитрия Сергеевича Лихачева. Объясните, почему для того чтобы практически владеть языком необходимо иметь теоретические знания о нем.

 

Соотношение наблюдаемых объектов с теоретически, мысленно представляемыми, абстрактными объектами характеризует не только языкознание, но и любую современную науку. Так, в физике его от­четливо определил еще И. Ньютон, говоря о понятии времени: «Абсо­лютное, истинное, математическое время само по себе и по самой сво­ей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему проте­кает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве ка­кого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обычной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год». Здесь у Ньютона «обыденное время» соот­ветствует уровню наблюдения, а «абсолютное, или истинное»,— абстрактному уровню представлений. Совершенно так же и современная лингвистика различает в языке наблюдаемый уровень и представляемый, или абстрактный уровень. При этом очень важно подчеркнуть, что понятия, принадлежащие аб­страктному уровню в лингвистике, не появляются только путем уда­ления некоторых признаков из понятий или представлений о кон­кретных наблюдаемых явлениях, но включают в себя и некото­рые новые признаки, отсутствующие в последних. Юрий Сергеевич Степанов

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Рождественский В.С.. Лекции по общему языкознанию.

2. Хроленко А.Т. Общее языкознание.

3. Лингвистический энциклопедический словарь.

4. Степанов Ю.С. Основы языкознания.

5. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений.

6. Кун Т. Структура научных революций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.