Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из истории календаря




ДВОЙСТВЕННОСТЬ В ЗАДАЧАХ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ.

Стр. 28-46

 

Слово "календарь" восходит к латинскому "calenda" (первый день месяца), а оно, в свою очередь, - к глаголу "calare", что означает "выкликать": в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня нового месяца.

Археологические и лингвистические данные позволяют утверждать, что задолго до принятия христианства у древних славян был свой кален­дарь, основанный на наблюдениях за изменениями фаз луны. Славяне раз­личали 4 времени года: зиму, весну (яръ), лето и осень (есень). Года исчислялись по одному из этих сезонов - зиме или лету (чаще лету) (ср. выражение "ему столько-то лет", "с тех пор прошло много лет" и др.). Русское слово год или родственное ему болгарское и сербское година обозначали праздничное время или время вообще.

С принятием христианства Древняя Русь стала пользоваться юлианс­ким (римским) календарем с латинскими названиями месяцев, с делением каждого из них на 4 недели. До принятия христианства неделя называлась "седмица", в то время как само слова "неделя" обозначало день, когда ничего "не делают", т.е. нерабочий день. С переходом на юлианский ка­лендарь, этот день стал называться воскресеньем, а слово "неделя" при­обрело свое современное значение. Поэтому первый день, следующий за нерабочим днем, за "неделей" назывался по-недельник. Остальные дни стали обозначаться порядковыми числительными. И только "преднедельный" день получил христианское название суббота (от древнееврейского слова, обозначающего отдых, покой).

Сутки славяне делили на четыре части (утро, полдень, вечер и ночь). В свою очередь ночь делилась на три части по крику петухов. Словом день обозначалась светлая половина суток, а сами сутки счита­лись в древности по ночам.

По юлианскому календарю летописание велось от даты "сотворения мира". Вплоть до конца 15 в. началом года считалось 1 марта, с 1492 г. - 1 сентября. Так продолжалось до Петровских времен. В соответствие с реформой Петра I началом года считается 1 января и вводится христиан­ское летоисчисление - от "рождества Христова" В 18 век Россия вступала по-новому. Еще одна важнейшая реформа была при советской власти (пере­ход на "новый стиль" - григорианский календарь).

Связь календаря с трудовой деятельностью в традиционной народной культуре не столь прямолинейна и однозначна, как нередко представляется. К этой проблеме нельзя подхо­дить с современными мерками. Для нас время нейтрально, по отношению к нему доминирует количественный подход. Для человека традиционной куль­туры каждый отрезок времени имел свое специфическое содержание, други­ми словами, преобладал качественный подход.

Не менее существенные отличия обнаруживаются в ценностных ориентациях. Если в современном обществе определяющей категорией жизнедея­тельности считается труд, то в культуре традиционного типа - ритуал. Не случайно еще в прошлом веке количество праздничных дней у многих народов приближалось к половине всего годового ресурса времени.

И, наконец, в современном сознании существует четкая граница между тру­дом и праздником (ритуалом), в то время как в традиционной культуре повседневный труд включен в общую ритуализированную деятельность чело­века по поддержанию установленного и освященного традицией порядка. Отсюда следует, что связь календаря и трудовой деятельности в традици­онной народной культуре всеобъемлющая и непосредственная, но не столь очевидная как в современной культуре.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.