Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. Коммуникативно-речевая ситуация




Коммуникативно-речевая ситуация.

Лекция 5.

- Структура коммуникативно-речевой ситуации.

- Характеристики коммуникативно-речевой ситуации.

- Говорящий.

- Адресат.

- Обратная связь в общении.

 

Речевое общение людей протекает, когда строится коммуникативно-речевая ситуация. Обратимся к этому, одному из ключевых, понятий прагмалингвистики. Без выяснения свойств речевой ситуации в процессе коммуникации трудно понять и поведение личностей, действующих на этом поле (об этой теории см. в Пособии И.М. Волчковой и Э.А. Лазаревой «Архитектурно-исследовательские виды деятельности»). Остановимся на том, как строится речевое общение в процессе создания коммуникативно-речевой ситуации. Самое общее определение дано в книге А. К. Михальской: «Коммуникативно-речевая ситуация – это та сцена, где развертывается драма словесной жизни человека, и сами участники этой драмы" ( Михальская 1996, с. 28).

* * Структура коммуникативно-речевой ситуации.

На схеме показана подробная структура этой «словесной сцены».

Образ говорящего в восприятии адресата
собеседник (адресат)
говорящий
обстановка

Типы адресатов:   - ведущий - ведомый - равноправные партнеры

текст (виды речей)

речь соответствует типам

адресата

 

Универсальный характер приведенной схемы позволяет раскрывать особенности многих жизненных событий общения, когда коммуниканты пользуются вербальными знаками, и вскрывать общее и индивидуальное в разных речевых событиях..

* * Характеристики коммуникативно-речевой ситуации.

Время (когда?).

Обстановка (где?).

Тематика общения (о чем?).

Характеристики говорящего (кто?).

Характеристики слушателя (с кем?).

Обратимся к описанию свойств отдельных компонентов коммуникативно-речевой ситуации. При обращении к анализу следует иметь в виду жизненное явление смены ролей в процессе речевого общения и обратимость элементов ситуации: говорящий, автор, может становиться и слушателем, который, по мере общения, превращается снова в говорящего.

* * Говорящий (автор речевого сообщения, адресант).

 

Это одна из важных составляющих ситуации общения. От автора зависит построение не только текста сообщения, но и построение самой коммуникативной ситуации. Автор инициирует акт общения и «отвечает» его содержание. Общие характеристики коммуникаторов вообще и адресанта в частности сводятся к определению коммуникативной и языковой личности.

Коммуникативная личность имеет свои особенно­сти. Проявления коммуникативной личности обусловлено сово­купностью индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в кон­кретной ситуации, адекватно воспринимать информацию.

Коммуникативная личностьпредставляет собой специфический социальный феномен. Для выполнения таких социально значимых функций, как взаимодействие и воздействие, коммуникативная личность должна обладать целым рядом индивидуальны характеристик (коммуникабельность, харизма и др.). Коммуникабельность человека зависит не только от его психологического типа, но и от социального опыта.

Харизма (гр. charisma — милость, божественный дар) понимается как исключительная одаренность, личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как мудрость, героизм, святость, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия. У каждого коммуниканта вырабатывается свой собственный «коммуникативный стиль»: доминантный, драматический, аргументативный, спокойный, внимательный, открытый и пр. По со­циальной значимости функций можно выделить два типа комму­никативной личности: доминантный и демократичный.

К коммуникатору предъявляются высокие требования профес­сионализма, включающего не только коммуникативные умения, но и личностные качества. Коммуникатор, действующий в системе уст­ного общения, должен иметь правильную дикцию, приятный тембр голоса, хорошо владеть фонационными коммуникативными средст­вами, передающими тональность сообщения и экспрессию.

Важна самоподача образа коммуниканта, его самопредъявление. Человек, зачастую интуитивно, старается так или иначе представить себя в глазах партнера, выдвинуть на первый план наиболее выигрышные свои черты и «затушевать» то, что мешает созданию благоприятного впечатления о себе. Человек способен существенно повлиять на то, как мы его увидим. Самоподача, самопредъявление и состоит в управлении вниманием партнера. «Самоподача заключается в умении (в большинстве случаев неосознанном) направить восприятие партнера по определенному пути» (Крижанская, Третьяков 1999, с. 89).

Самоподача говорящего может быть создана благодаря следующим средствам. Назовем их.

- Создайте свой имидж, представьте себя человеком, заинтересованным в собеседнике.

- Демонстрируйте хорошее настроение, внутреннюю энергию.

- Обращайте внимание на свою речь.

- Стройте свою речь с учетом особенностей партнера по общению и его интересов.

- Корректируйте свое речевое поведение в зависимости от реакции партнера.

- Создавайте "досье на самого себя" (учитывайте все свои коммуникативные достоинства и недостатки).

- Оценивайте свою речь и речевое поведение.

- Сопоставляйте свою и чужую речь, стиль общения.

- Учитывайте чужое мнение о своей речи (выступлении).

- Стройте свое речевое поведение так, чтобы высветить наиболее сильные стороны своей личности и затушевать более слабые.

Личность, имеющую способность создавать воспринимать речевые (и неречевые) тексты, иногда называют отдельными авторами «языковой личностью». Так, Ю. Н. Караулов под языковой личностью подразумевает «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью».

Важно умение управлять теми впечатлениями, которые возникают по нашему поводу у других людей. В отличие от других сторон нашего "Я", это как бы "Я" — внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих. Умение произвести необходимое впечатление особенно значимо при кратковременных контактах. Актерство и дипломатия в данном случае необходимы, но их недостаточно, поскольку имидж "считывается" за считанные секунды и происходит это бессознательно, прежде всего, по внешнему облику другого человека. Женщины лучше мужчин управляют своим имиджем, поскольку привыкли следить за своей внешностью.

Итак, каждый человек как бы формирует свой внешний образ, он определяется другими людьми, и на этой основе формируется то или иное отношение. Имидж человека при первом знакомстве складывается из многих составляющих. Прежде всего, это одежда и обувь, а также прическа. Они первыми "сигнализируют " о социальной принадлежности индивида и, следовательно, о том, предоставляет ли он потенциальную угрозу для окружающих. Интересно отметить, например, что в вагоне электрички, при наличии свободных мест, пассажиры обычно очень разборчивы в выборе попутчиков с точки зрения их внешнего вида.

Огромное значение имеет также манера держаться. Сюда можно отнести осанку, позу, доброжелательное выражение лица, взгляд и т.д. Особенно важную роль играет походка. Ученые проделали эксперимент: сняли на видеокамеру прохожих на улице, а затем попросили уголовников-рецидивистов выбрать среди них тех, на кого бы они напали. Большинство опрошенных единодушно указали на одних и тех же лиц. Решающую роль здесь сыграла походка. В список предполагаемых жертв не попали те, у кого чувствуется внутренний стержень, тело не вихляет, упругая, стремительная и энергичная походка.

И, наконец, нельзя не учитывать роль такого фактора, как запах. Его роль в сознании настроения настолько велика, что на Западе существуют специальные маркетинговые фирмы, подбирающие соответствующие запахи, например для банков и супермаркетов.

Учет перечисленных выше внешних индикаторов позволяет человеку выглядеть сильным и привлекательным, при первом знакомстве формировать положительный имидж, заложить основу для успешного делового общения с партнером в будущем.

☻ Социальная роль говорящего.

Социальная роль – это система поступков (роль студента, роль пассажира, роль отца, роль отдыхающего в санатории и т. д.). Носители одной и той же социальной роли используют один и тот же речевой код (язык, диалект, жаргон, профессиональная речь и т.).

Каждая роль состоит из специфического набора прав и обязанностей, в соответствии с которыми формируются ролевые ожидания). Социальная роль, например, роль врача, студента, журналиста, продавца, музыканта и т. д., выделяется на основе набора дифференциальных признаков. Роль — это постоянная, внутренне связанная система поступков, соответствующая ожиданиям группы, определенным образцам и действующая для всех членов группы. Так, социальная роль студента определяет систему поступков: посещение занятий или самостоятельная работа с литературой, взаимодействие с преподавателями и другими членами группы, соблюдение правил внутреннего распорядка, освоение набора предметов и сдачу отчетностей.

Функции социальной роли — соблюдение нормативно одобренного обществом определенного образа поведения. Поведение при выполнении социальной роли ожидаемо от каждого, занимающего данную социальную позицию. Так, приходя в студию и выполняя социальную роль гостя передачи, собеседник отвечает на вопросы журналиста или выполняет его задания, при этом он не переходит в статус ведущего, не должен пытаться изменить ход передачи в своих интересах.

Роль обслуживается своими языковыми средствами, определяющими единообразие кода. Примеры разных кодов — это диалекты, речевые жанры, функциональные стили речи. Благодаря использованию одного и того же кода говорящий воспринимается членами группы как «свой», «тот же».

Переход к другой социальной роли предполагает переключение другой языковой субкод, характерный для другой роли (журналист в разговоре с друзьями пользуется другим кодом, чем выступая в роли автора передачи).

Виды социальных ролей. По степени официальности — официальные (говорящий следует своему статусу - учитель, ученик, офицер, пассажир и т.д.); неофициальные (говорящий проявляет неофициальность в общении - друг, подруга, знакомый, влюбленный и т.д.); полуофициальные (официальные отношения, при которых проявляется индивидуальность – муж, жена, родитель, сын, дочь).

По месту в иерархии - вертикальные (начальник - подчиненный, учитель - ученик, старший - младший); горизонтальные (равный и равный, ученик и ученик, взрослый и взрослый, молодой и молодой и т.д.).

По характеру воздействия на людей - распорядительные (начальник, учитель, экскурсовод и т.д.); исполнительные (подчиненный, ученики, экскурсанты и т.д.).

Ролевые правила. Для характеристики этого явления приведем некоторые высказывания риторов: « При смене коммуникативной ситуации необходимо менять роль». «Не побуждайте людей играть чужие роли».

Ролевой конфликт. Он возникает, когда кто-либо из участников общения нарушает нормы, принятые для данной роли (подчиненный не подчиняется, руководитель не распоряжается, муж не глава семьи и т.д.).

☻ Коммуникативная роль говорящего.

Коммуникативная роль - это типовая позиция в процессе общения, занимаемая говорящим для достижения определенной цели (проситель, требующий, знаток, приятель, "крутой", земляк, доброжелатель, хозяин положения, опытный, новичок, "свой", "чужой", сочувствующий, остряк, противник, грубиян и т.д.).

☻Приемы аттракции – искусство нравиться

людям. Правило «плюсов».

Говоря о поведении адресанта, нельзя не упомянуть о приемах аттракции — искусства нравиться людям. Авторы книги «Гроссмейстер общения» формулируют правило «плюсов». Если вы хотите расположить к себе партнера при встрече, используйте «четыре плюса». Это словесные или наглядные формы выделения и оценки конкретного человека или группы из числа других людей.

Улыбка.

Комплимент.

Это один из знаков внимания к партнеру по общению. Слова комплимента содержат небольшое преувеличение положительных, в основном личностных, качеств человека. Психологический механизм воздействия комплимента — эффект внушения. Интересен эффект использования комплимента: собеседник, как правило, ощущает это небольшое преувеличение, но, тем не менее, воспринимает его с удовольствием и симпатизирует говорящему.

Интересные правила комплиментов дают В.В. Кормышев и Ю. Н. Шумаков: «один смысл», «без гипербол», «высокое мнение», «без претензий», «без дидактики», «без приправ».

Имя собеседника (самый приятный для него звук).

Внушение собеседнику мнения о его значительности. Этого можно достичь с помощью использования специальных речевых формул («X – известный специалист в своей отрасли», «Я хотел бы с Вами посоветоваться», «Ваше мнение дорого (интересно) зрителям» и т. д.).

Эффекты установки

Установка - неосознанная готовность человека поступать определенным образом

1. Эффект первичности.

Особенно важно сразу произвести приятное впечатление (первые 10 секунд общения). Первая информация о новом человеке оказывается важнее последующей.

2. Эффект новизны.

О хорошо знакомом человеке интереснее и важнее новая информация, на старые знания о человеке зачастую мы просто не обращаем внимания.

3. Эффект бумеранга.

Не стоит слишком активно предлагать что-то или отстаивать свое мнение: чем больше усилий, тем больше обратный результат. "Навязчивость порождает отвержение".

4. Эффект ореола.

Мы некритично воспринимаем то, что нас необычайно волнует.

Регулятивная функция языка

– управление действиями адресата, и конкретно – управление речью собеседника рассмотрено в статье Т.В. Матвеевой «Речевое поддерживание и сдерживание в аспекте толерантности». «В речевом взаимодействии управление чужой речью – это, прежде всего, поощрение речевой активности другого, условно «говорите, я внимательно слушаю, мне интересно», я готов разговаривать на эту тему либо сдерживание ее, условно: «вам следовало бы прекратить (сократить) свою речь, поскольку мне это неинтересно (у меня нет возможности слушать, я не хочу говорить на эту тему). Каждая из этих линий поведения обладает своим набором средств выражения» - [Матвеева 2001, с. 256].

Средства речевого поддерживания – лингвистические и паралингвистические знаки согласия (поддакивания), эмоциональные реакции на речь, подхват и повторение мысли собеседника, выражение интереса, вопрос и развитие темы и т.д.

Речевое сдерживание отсутствие сигналов речевой поддержки, с помощью лингвистических и паралингвистических знаков равнодушия, скептических замечаний, предложений переменить тему или свернуть разговор и т.д.

 

* *Адресат.

Обратимся к этому, также важному, участнику речевой коммуникации. Действительно, любой текст в разных ситуациях общения строится для слушателя (адресата, реципиента). Уже было сказано, что в процессе общения постоянно происходит взаимодействие, мена ролевых позиций: говорящий становится слушателем и наоборот.

Ради адресата предпринимается общение, для него строится речевое произведение. В связи с этим основные требования к речи, идущие от адресата, — это понятность, убедительность, воздействующая сила. Именно эти качества речи обеспечивают удачное, оптимальное общение, помогают адресату адекватно воспринять сообщение, а автору — добиться коммуникативных целей.

В современной прагмалингвистике признано, что «.. адресат есть роль активная, требующая от исполнителя, прежде всего действий, как речевых, так и неречевых, как в ходе коммуникативного акта, так и за его пределами » [Клюев 1998, с. 54 ].

Существуют две большие группы речевых актов, различающиеся в зависимости от степени информированности адресата о намерении автора предпринять речевой акт: а) неожидаемые и б) ожидаемые коммуникативно-речевые акты. Остановимся на них. Сами названия говорят о том смысле, который заложен для слушателя в процессе общения. Ожидаемые коммуникативные акты – те, на которые настроен адресат, когда он расположен к общению и настроен на взаимодействие с собеседником. Неожидаемые коммуникативные акты. В этом случае важно учесть, что никто не имеет права принудить адресата к участию в общении. Адресат на этапе инициации речи не связан с говорящим никакими обязательствами и может позволить себе не вступать в речевой контакт: «Я предпочел бы не говорить на эту тему». Существует закон речевого взаимодействия — добровольное участие в неожидаемом речевом акте.

 

☻ Можно привести конкретные коммуникативные ходы, помогающие вовлечь адресата в коммуникативное взаимодействие.

Прогнозируя отрицательную реакцию собеседника или его безразличие к речевому общению, возможно прямо озвучить эту ситуацию и обсудить факт отказа, например, от участия в телепередаче («Вы и не думали включать телевизор», «Я знаю, что Вы уже приняли решение, но все-таки давайте еще обсудим это»). Всем известны многократные призывы «оставайтесь с нами!», ставшие уже речевым телевизионным штампом и прямо направленные на удержание инициативы адресата. Большую роль в обращении зрителя к просмотру передачи играет интерес к автору-журналисту. На выработку авторитета журналиста, привлечение внимания к его личности направлены многочисленные приемы. Выработка способов «заставить любить себя» или даже «заставить интересоваться собою при отрицательном отношении» — это вопрос коммуникативного таланта.

Способы передачи информации в устной речи.

Вербальные Невербальные (паралингвистические)
  звуковые оптико- кинестезические
Языковое выражение содержания (правильность, выразительность речи, логичность и выразительность построения текста, актуальность и интересность тематики) Голос Дикция Темп Тембр Ритм Громкость Паузы и эмфатические ударения Жесты Мимика Взгляд Улыбка Пространственное расположение (поза, походка, движения)

 

 

Шесть правил Д. Карнеги, которые позволяют понравиться людям.

1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

2. Улыбайтесь.

3. Помните, что имя человека — самый сладостный и самый важный звук на любом языке.

4. Будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе.

5. Говорите о том, что интересует Вашего собеседника.

6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Двенадцать правил Д. Карнеги, соблюдение которых позволяет склонить людей на вашу сторону.

1. Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.

2. Проявляйте уважение к мнению Вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

3. Если Вы не правы, признайте это быстро и решительно.

4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить Вам "да".

6. Пусть большую часть времени говорит Ваш собеседник.

7. Пусть Ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения Вашего собеседника.

9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

10.Взывайте к благородным мотивам.

11. Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

☻ Способы привлечения и удержания внимания партнера.

- Вопросы.

- Побуждающие фразы ("Как Вы думаете?", "А что Вы хотите сказать об этом? ").

- Жесты, мимика, привлекающие внимание.

- Поддержка собеседника словами, жестами, мимикой, улыбкой ("Это интересно", "Кошмар!", "Здорово!", "Вот как-?", "Что Вы говорите!" и т. д.) — особенно
важно показать свою эмоциональную реакцию.

- Привлечение внимания с помощью неожиданных фактов, шутки и т. д. (использование "зацепок" в общении).

Знаки внимания к партнеру по общению.

Это словесные или наглядные формы выделения и оценки конкретного человека или группы из числа других людей.

Комплимент (один из знаков внимания) — это слова, содержащие небольшое преувеличение положительных, в основном, личностных, качеств человека. Психоло­гический механизм действия комплимента — эффект внушения. Хороши только искренние и правдивые комплименты!

 

Два правила слушания.

1. Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

2. Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.

Искусный слушатель - («Понимающий») — тот, который действительно слушает и слышит, что именно мы говорим.

Приемы понимающего слушания - нерефлексивное слушание (слушание без анализа, рефлексии, дающее возможность собеседнику высказаться, умение внимательно молчать).

- Выяснение (обращение к говорящему за некоторыми уточнениями; "Не повторите ли вы еще раз?" ("Что вы имеете в виду?", "Не объясните ли вы это?", "Извините, я не совсем понял вас").

- Перефразирование (сказать ту же мысль, но несколько иначе: "Если я вас правильно понял...", "Другими словами, вы считаете...").

- Резюмирование (подведение итогов: "Таким образом, главное...", "Итак, вы предлагаете...", "Ваша основная идея, как я понял, в том, что..", "Если теперь подытожить сказанное вами, то...".

- Отражение чувств (стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства; "Мне кажется, что вы чувствуете себя...").

Умение слушать других.

Экспериментально установлено, что только каждый десятый умеет внимательно слушать. Из чего складывается это умение?

1. Направлять внимание.

Посмотрите на человека, почувствуйте интерес к тому, что он говорит, не давайте себе отвлекаться.

2. Следить за невербальными знаками.

Наблюдайте за выражением лица и движениями человека, выражающими невысказанные, но важные отношения и чувства.

3. Откладывать суждения.

Не выносите оценок до тех пор, пока полностью не уясните взгляды другого человека.

4. Предоставлять свою поддержку.

Поощряйте свободное высказывание суждений, даже если они неудобны для вас или кажутся неразумными.

5. Создавать идеи.

Стремитесь расширять и развивать сказанное другим человеком, а не выискивать в нем ошибок.

6. Не позволять себе перебивать другого человека.
Прежде чем сделать замечание, дождитесь, чтобы человек закончил свою речь.

7. Проверять свое понимание.

Повторяйте сказанное, чтобы обеспечить полное понимание.

8. Выявлять логику высказываний.

Найдите образец, по которому строятся высказывания другого человека. Постарайтесь выявлять их логику.

9. Не допускать побочных мыслей.

Ваш собеседник поймет, что вы "уходите от него".

10. Не обдумывать последующий вопрос во время слушания.

Вы можете потерять мысль и не понять собеседника.

11. Сконцентрироваться на теме разговора.

Отбросьте все второстепенное, не обращайте внимания на мелочи.

 

* * Обратная связь в общении.

Понятие обратной связи имеет ключевое значение для эффективности общения. Это понятие активно используется в разных школах коммуникации, с ним связаны перспективы общения, возможность установления эффективного контакта участников. В процессе обмена информацией происходит выработка общей точки зрения, общего смысла. Для этого предназначена обратная связь в процессе общения.

Установление и поддержание контакта и, главное, контроль за ним в ходе общения обуслов­лены взаимодействием различных (пространственных, времен­ных, психологических, социальных) условий взаимодействия партнеров. Основой контактов, как в межличностной, так и в массовой коммуникации, являются социальные условия, прежде всего, социологиче­ская доминанта, определяющая наличие или отсутствие контакта между коммуникантами, ценностные ориентации, предполагаю­щие оценочное отношение к участникам коммуникации.

 

Коммуникативный барьер

Во время общения могут возникать осложнения, мешающие оптимальному взаимодействию участников коммуникации. Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие во время передачи информации между партнерами по общению. При возникновении барьера информация или искажается, или теряет первоначальный смысл.

 

 

Барьер непонимания Социально-кукультурные различия Барьер отношения
Фонетический — в случае дефектов речи и дикции, владения разными языками, искажения грамматического строя речи, невыразительной, быстрой речи   Семантический – в случае различий в системах значений (тезаурус), использовании жаргонов, профессиональных языков   Стилистический – при несоответствии стиля речи говорящего ситуации общения и психологическому состоянию адресата   Логический – если логика рассуждений говорящего слишком сложна или кажется адресату неясной Социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, приводящие к неодинаковым интерпретациям одних и тех же явлений Возникновение чувства неприязни к самому говорящему

 

При построении речевого сообщения стройте

☻ гипотезу о своем собеседнике:

- пол,

- возраст,

- интеллектуальный уровень,

- образование,

- предшествующий опыт,

- эмоциональное состояние.

тезаурус (язык; лексика; все речевые средства, используемые человеком).

В процессе общения постоянно говорите "на одном языке " с собеседником. «Читайте» своего собеседника с учетом его речи и несловесных знаков! Осторожно толкуйте эту информацию, не торопитесь с выводами и суждениями.

Мнение о собеседнике, зачастую сформированное бессознательно, на основе эмоций, подкрепляйте фактами.

Учитывайте мотивацию, которая лежит в основе слушания (любопытство, страх, сочувствие и т. д.). Если ваша речь не соответствует мотивационным установкам партнера, вы терпите неудачу в общении.

Мы симпатизируем внимательному слушателю, нам приятно, когда собеседник всячески показывает свою заинтересованность в разговоре и говорящем.

 

Контрольные вопросы

· Почему коммуникативно-речевую ситуацию сравнивают со сценой?

· Чем характеризуется говорящий в коммуникативной ситуации и каковы индикаторы его самоподачи?

· Что такое социальная роль говорящего, каковы ее функции, ролевые правила, виды социальных ролей. Что такое коммуникативная роль?

· Каковы приемы аттракции и для чего они используются в общении?

· Как используют в общении эффекты установки?

· Что можно сказать о коммуникативно-речевых техниках манипулирования?

· Какова роль адресата в общении?

· Назовите две группы речевых актов с точки зрения участия в них адресата.

· Какие способы передачи информации используются в устной речи?

· Расскажите о правилах слушания другого (собеседника).

· Назовите способы воздействия на личность в процессе речевого общения.

· Определите понятие обратной связи и коммуникативного барьера. Расскажите, какие существуют барьеры в общении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.135 сек.