Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы делового общения и дипломатии




Содержание курса

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Рабочая программа

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

Современное состояние экономики, обусловленное дезинтегративными процессами и формированием новых связей и отношений, диктует необходимость в подготовке инженеров-специалистов, способных в сложных условиях создавать новую систему отношений и связей, адекватных требованиям времени.

Решению этой задачи должны содействовать, по всеобщему признанию специалистов, знания и навыки в области психологии управления, которые ныне широко распространяются в вузах СНГ и дальнего зарубежья.

Главной целью предлагаемого курса является ознакомление студентов с основными принципами управленческой деятельности, обучение навыкам анализа конкретных социально-психологических проблем и ситуаций, возникающих в производственно-экономической сфере в момент принятия и реализации управленческих решений.

Использование полученных знаний и навыков позволит будущим специалистам осуществлять диагностику состояний управляемой подсистемы, прогнозировать тенденции ее изменений, моделировать производственные, деловые ситуации.

Лекция 1 Феномен управления в обществе

Предмет, задачи и место психологии управления в структуре общественных отношений. Общество как совокупность отношений между людьми. Структуры управляемые и управляющие. Объем и содержание понятия «управление». Двойственный характер управления как функция высокоорганизованной системы и специфического вида социальной деятельности. Место и роль управления в различных сферах человеческой деятельности, в системе производства и воспроизводства общественной жизни. Субъект и объект управления, их психологические особенности. Психологические аспекты управления в обществе. Предмет и методы психологии управления. Место психологии управления в системе научного знания.

 


Лекция 2 Психология и управление в рыночной экономике

Стратегия и управленческие принципы современного бизнеса. Роль менеджмента в экономической жизни общества как формы корпоративного управления. Возрастание роли социально-психологического компонента в менеджменте. Проблема оптимизации делового общения, вертикалей и горизонталей управления. Этапы развития менеджмента за его почти столетнюю историю. Основные идеи Тейлора и последующая трансформация в современных концепциях американского и японского менеджмента.

Универсальный характер менеджмента для стран, ведущих рациональное рыночное хозяйство.

 

Лекция 3 Социально-психологическая структура личности

Концепции личности в западной психологии (психоанализ, бихевиоризм, фрейдизм, “гуманистическая психология” и др.). Личность как единство чувственной сущности индивида и условий социальной среды. Развитие самосознания личности. «Я»-образ и «Я»-концепция. Механизмы усвоения социального опыта. Этапы социализации. Иерархия потребностей личности. Личность как относительно устойчивая совокупность индивидуальных ее качеств: симптомо-комплексов психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивов деятельности, направленности как устойчивой доминирующей системы интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., структуры характера, особенностей темперамента, способностей. Ролевая деятельность личности. Самовоспитание. Отклоняющееся поведение и его коррекция. Личность как объект управления.

Лекция 4 Психологические типы людей и бизнес

Краткая история типологии людей. Четыре пары альтернативных типов людей, их особенности и 16 вариантов взаимодействия. Применение типоведения на работе. Как управлять стрессом.

Лекция 5 Социальная психология малых групп и коллективов

Сущность коллектива как социальной общности. Психологические механизмы эффективной деятельности коллектива.

Понятие классификации малых групп, уровни их развития. Социально-психологические явления в группах: руководство и лидерство, принятие решений, выработка групповых ценностей, мнений и правил, тенденции интеграции и дифференциации.

Особенности развития коллектива, его направленности, сплоченности, организованности. Оптимизация деятельности трудового коллектива. Социально-психологический климат коллектива, его структура, формы проявления и механизмы формирования: удовлетворенность трудом, совместимость, здоровые межличностные отношения.

 

Лекция 6 Психология делового общения и социально-психологический тренинг

Понятие общения, его цели и функции. Средства общения: вербальные и невербальные, знаковые системы, язык жестов и телодвижений. Социометрические методы изучения и измерения межличностных отношений.

Социально-психологический тренинг и тренинг делового общения, развивающий умения вести переговоры, выступать перед большой аудиторией, проводить совещания, планерки, правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

 

Лекция 7 Кадровая политика и корпоративное управление

Кадры и их классификация. Методы и критерии общения работников, принципы их подбора и расстановки в коллективе. Распределение обязанностей и ответственности. Современные методы кадровой работы: составление профессиограмм, аттестация, тестирование и др.

Основные разновидности стиля руководства. Организация труда руководителя и специалиста. Сущность и этапы управленческого решения, выявление и анализ проблемной ситуации, формирование целей, выявление полного перечня альтернатив и выбор допустимых, предварительный выбор лучшей альтернативы, выбор единственного решения, определение этапов, сроков и исполнителей, обеспечение работ по выполнению решения и форм контроля.

Роль памяток и инструкций для персонала, повышающих эффективность его работы.

Альтернативы управленческой стратегии и тактики. Корпоративное руководство в ряде предпринимательских структур с целью создания “центров прибыли”.

 

Лекция 8 Внутрипроизводственные (внутрифирменные) конфликты и способы их разрешения

Причины и субъекты конфликтов. Конфликты конструктивные, стабилизирующие и деструктивные.

Стратегия поведения субъектов в конфликтной ситуации. Динамика конфликтов.

Учет и значение психодиагностики акцентуации характеров и его наиболее распространенных типов: циклоидного, гипертимического, дистимного, конформного и др.

Факторы нейтрализации и блокирования конфликтов: оптимизация размеров групп, коммуникация, поддержание кооперированного взаимодействия, установки, посредничество, переговоры и др.

Итого: 16 часов


Список рекомендуемой литературы

Андреева, Г. И. Социальная психология / Г. И. Андреева. – М., 1997.

Афанасьев, В. Г. Социальная информация и управление обществом / В. Г. Афанасьев. – М., 1975.

Вечер, Л. С. Секреты делового общения / Л. С. Вечер. – Мн., 1993.

Геген, Н. Психология манипуляции и подчинения / Н. Геген. – СПб.: Питер, 2005.

Генов, Ф. Психология управления / Ф. Генов. – М., 1982.

Дэвид Майерс. Социальная психология / Дэвид Майерс. – СПб., 1997.

Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здравомыслов. – М., 1986.

Карнеги, Д. Как завоевать друзей и влиять на людей / Д. Карнеги. – М., 1990.

Коломинский, Я. Л. Человек: психология / Я. Л. Коломинский. – Мн., 1986.

Кон, И. С. Открытие “Я” / И. С. Кон. – М., 1978.

Коно Тоехиро. Стратегия и структура японского предприятия / Коно Тоехиро. – М., 1987.

Крегер, О. Типы людей и бизнес. Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе / О. Крегер, Дж. М. Тьюсон. – М., 1995.

Крупнов, В. И. Менеджмент в бизнесе / В. И. Крупнов, И. А. Крупнова. – М., 1990.

Лупьян, Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я. А. Лупьян. – М., 1986.

Мещеряков, Е. В. Психология управления / Е. В. Мещеряков. – Мн.: Вышэйшая школа, 2005.

Общая психология. – М., 1986.

Попов, А. В. Теория и организация американского менеджмента / А. В. Попов. – М., 1991.

Психология: Словарь / под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1990.

Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. – М., 1991.

Свенцицкий, А. Л. Социальная психология управления / А. Л. Свенцицкий. – Л., 1986.

Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.

Уильям Оучи. Методы организации производства. Японский и американский подходы / Уильям Оучи. – М., 1984.

Урбанович, А. А. Психология управления: учеб. пособие / А. А. Урбанович. – Мн.: Харвест, 2004.

Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Эрик. – М., 1992.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.