КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы преподавания психологии в детском саду и начальной школеТема 6. Специфика методов преподавания психологии в детском саду и школе Вопросы для самопроверки Дополнительные источники Основные источники 1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии.- М., 1999. 2. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. 3. Матюшкин А.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. – Казань, 1979. 1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: В.Ш., 1991. 2. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М., 1975.
1. Что подразумевают под активными методами обучения? 2. Почему методы программированного обучения относят к активным методам обучения? 3. Что лежит в основе метода проблемного обучения? Обоснуйте значимость этого метода в подготовке будущих специалистов. 4. Как вы понимаете понятие «проблемная ситуация»? Из чего она складывается? 5. Дайте определение интерактивным методам обучения, раскройте их суть и значение в преподавании психологии. Краткое содержание. Методы ведения занятий по психологии в детском саду и начальной школе. Индивидуально-групповая работа с детьми в режиме диалога «психолог-ребенок» с использованием устной и письменной речи. Обращение к элементам тренинга. Игры и игровые упражнения, используемые при работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками. Специфика и классификация методов преподавания психологии в средней и старшей школе.
6.1. Методы ведения занятий по психологии в детском саду и начальной школе
Главной особенностью методов обучения психологии, используемых для старших дошкольников и младших школьников, заключается в том, что они направлены в первую очередь на работу с внутренним миром ребёнка, с его переживаниями, эмоциями, житейскими интересами, интеллектуальными проявлениями, с его отношением к себе, к другим людям, к миру. Таблица 8
Пример взаимодействия преподавателя и ребёнка в рамках метода диалога «психолог-ребенок».* Разговор преподавателя с учеником А. Л., 8 лет (2 класс) по рисунку «Я такой довольный, я такой счастливый». А.Л. нарисовал мальчика, который идет и толкает тележку, в которой сидит пес. На рисунке светит солнце на голубом небе, зеленеют трава и деревья. П.: «Расскажи, что ты нарисовал». А.Л.: «Собаку подарили другу Никите». П.: «Так ведь мы рисунок о себе рисовали». А.Л.: «Мне тоже подарят, когда будет трехкомнатная квартира. Но если бы сейчас подарили — был бы так счастлив!» П.: «Тебе собаки снятся?» А.Л: «Снятся редко. Но я об этом не говорю». П.: «Почему?» А.Л.: «Мама злится. Сказала, чтобы я о собаке не говорил». П.: «Тебе сейчас грустно или радостно?» А.Л.: «Радостно - вы ведь мне за рисунок пять поставили». П.: «А из-за собаки?» А.Л.: «Расстроился». П.: «Когда у тебя будет сын, купишь ему собаку?» А.Л.: «Нет». П.: «Почему?» А.Л.: «Не знаю магазина». П.: «А если узнаешь?» А.Л.: «Нет, денег не хватит. Или скажу, что потом». П.: «Не верю я тебе». Пауза. У мальчика на глазах появляются слезы. П.: «Так расстроился, что даже заплакал?» А.Л: «Да». П: «Почему?» А.Л.: «Не знаю». Пауза. А.Л.(сквозь слезы): «Я куплю ему собаку, мы вместе будем играть». Диалог выявил у мальчика травмирующее, но подавленное переживание, связанное с фрустрированностью значимой в этом возрасте потребности иметь собаку. Защитные механизмы подавления (знание, что о собаке лучше не говорить, т. к. мама будет злиться) и проекции («собаку подарили другу Никите») позволяют справиться с неприятным переживанием. Тревожно, что свое неверие в возможность удовлетворения потребности А.Л. переносит в будущее - на своего сына. Бессознательно идентифицируя себя с матерью, ребенок копирует ее родительское поведение («не куплю собаку, так как не знаю магазина, не хватит денег»). Прослеживается своеобразный стереотип в решении значимой ситуации, который при отсутствии его осознания означал бы для ребенка только один исход - неуспех (собаки не будет, потому что ее не может быть никогда). Когда с помощью психолога ребенку удается понять, что существует и другой, более благоприятный выход («куплю собаку своему ребенку и будем вместе играть»), А.Л. вдруг обнаруживает, что о собаке можно не только думать, но и говорить с радостью, не боясь вызвать отрицательных эмоций значимых взрослых. Осознание сопровождается эмоциональной реакцией со слезами. Можно сказать, что в этот момент ребенок переживает маленький инсайт, понимая, что и в его жизни может быть собака. Конечно, такое разрешение ситуации - это смена одной защиты (подавление) на другую (замещение). Однако, замещение в этом случае является менее травматичным и более эффективным, стимулируя достижение желания в будущем. _____________________________________________________________________________ * Пример взят из книги Никольской И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. – СПб., Рига ПЦ «Эксперимент, 1997.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |