КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные статусы и социальные роли 12 страница
• знаковые системы (в первую очередь язык, жесты); • совокупность знаний; • социально-психологические особенности; • уровень образования и профессиональной подготовки. Исторически в социологии сложилась ситуация, при которой для определения личности использовались отдельные из перечисленных качеств и свойств: либо социальные роли и функции, либо статусы, либо ценности, нормы и т.д. Иногда появлялась комбинация из ряда качеств и свойств. На этой основе возникали социологические и социально-психологические теории личности: теория зеркального Я (Ч. Кули, Дж. Мид), ролевая теория (Р. Линтон, Дж. Морено, Т. Парсонс), теория нравственного развития личности (Л. Колберг), теория кризисного развития личности (Э. Эриксон) и другие. Так, в теории зеркального Я личность рассматривалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни, как функция, производное от социально обусловленного Я. В ролевой теории личность характеризуется как функция от выполняемой индивидом в обществе совокупности социальных ролей. В некоторых теориях личность рассматривается в связи с этапами ее становления в процессе социализации (подробнее см. главу 27). Сегодня в отечественной социологии предпринимаются попытки пойти по такому пути и характеризовать личность как, например, устойчивую совокупность ценностных ориентации, верований, традиций, морали общества, а также знаний, умений, навыков, привычек и т.д., необходимых для выполнения многочисленных социальных ролей*. Ни в коем случае не отрицая полезности такого определения личности, представляется значимым использование в первую очередь более общего подхода, который был обоснован выше.
§ 3. Типология личности Необходимость типологии личности возникает в связи с наличием множества разнородных проявлений человеческого сознания, поведения и деятельности. Их нужно определенным образом сгруппировать, проклассифицировать по каким-то значимым признакам, для того чтобы на этой основе строить социальную политику, создавать действительные условия для реализации личностных устремлений. См КомаровМ С Введение в социоло1ию С 103 Глава 23. Понягие личности и ее типология Типологии личности в западной литературе Прежде чем говорить о типах личности, выделяемых социологией, следует подчеркнуть значение той работы, которая была проделана в этом плане психологической наукой. Дело в том, что в ряде случаев типология личности в социологии не просто основана на психологических типах, но и пересекается с ней. Еще раз хотелось бы подчеркнуть естественный характер взаимосвязи двух наук, и именно тогда, когда речь идет о проблеме личности. Здесь близость социологии и психологии особенно заметна. Блестящие образцы типологии личности, исходя из ее характера, продемонстрировали представители психоанализа, оказавшего большое влияние на развитие социологии. Так, К. Юнг обосновал наличие двух базовых противоположных типов личности — экстравертирован-ного и интроверт ированного. Если первый характеризуется тем, что его представители обращают свою психическую энергию во внешнюю среду, то второй, наоборот, обладает в качестве своей главной особенности обращением этой энергии внутрь себя. Данная типология оказалась важной для изучения взаимоотношений личности и социальной среды. В основе типологии личности, предложенной К. Хорни, лежит стремление личности в своем поведении к безопасности. Исходя из этого критерия к первому типу личное in были отнесены те, кто стремится к другим людям в качестве средства достижения собственной безопасности, смысл которой — быть вместе с ними, принадлежать к одной общнос ги. Второй тип личности включает в себя тех, кто стремится уйти от других людей в свой собс г венный индивидуальный мир на том основании, что социальная среда является основным фактором отчуждения человека. Наконец, к третьему типу относятся индивиды, устремленные в своем поведении против других людей, поскольку они составляют враждебный человеку мир, который следует разрушить.
Из этой классификации типов личности Хорни вытекала еще одна, касающаяся конфликтной, невротической личности. Она, по существу, воспроизводила приведенную выше типологию, акцентируя внимание на характере и направленности поведения. В соответствии с этим критерием были определены также три типа невротической личности — устойчивый, ус граненный, деструктивный. Особый интерес представляют типологии личности, обоснованные в работах Д. Рисмлга и Э. Фромма. По существу, это концепции социального харакхера, который и выступает в качестве критерия рассматриваемых типов. В отличие от своих предшественников Рисмэн устанавливает зависимость типов личности от типов общества. В ос- Раздел V. Личность нове его типологии можно обнаружить как раз отношение личности к обществу. В соответствии с предложенным критерием первый тип личности был назван консервативным, поскольку его представители ориентируются на сложившиеся и устоявшиеся традиции, обычаи, образцы поведения в клане, касте, сословии, общине. Такой тип личности характерен для примитивных и традиционных обществ. Второй тип был определен Рисмэном как изнутри ориентированная личность, свойственная периоду развития индустриального общества с резко ослабленными традициями, отсутствием жесткого давления определенных образцов поведения, ограничением социального контроля, недостаточно развитыми средствами массовой информации. Наконец, третий тип был назван извне ориентированной личность ю, присущей обществу массового потребления, в котором-господствуют обезличенность, стандартизация, отчуждение, манипулирование человеком, мощное давление СМИ.
Возникает явление «одиночества в толпе» (именно так назвал свою книгу Рисмэн, которая пользовалась огромным успехом на протяжении 1950—1960-х гг.). Выход из этой ситуации американский социолог видел в стремлении к появлению нового типа личности — автономного, представители которого были бы независимы от влияния конформизма, отчужденной внешней среды и имели бы ясные рациональные цели1. Рассматривая личность и ее типы, Э. Фромм также стремился выявить связь между ними и социальной структурой общества. Прибегая к понятию социального характера, Фромм подчеркивал его отличие от индивидуального характера. Если первый является «ядром» общества, раскрывая связь между ним и психикой человека, то второй свойствен людям в пределах одной культуры и определяет присущий ей тип личности. Каждой ступени развития общества соответствуют особые социальные характеры, проявляющиеся через поведение личности и определяющие ее типы. Фромм подробно анализирует такие характеры в условиях классического капитализма и соответствующие ему типы личности — рецептивный (пассивный), эксплуататорский, стяжательский (накопительский), рыночный2. Типология личности в отечественной литературе Для рассмотрения интересующего нас вопроса существенное значение приобретает разграничение понятий социального и социологичес- 1 См Riesman D,Glazer N, Denney R The Lonely Crowd New Haven, 1950. 2 См Фромм Э Человек для себя Минск, 1992 С 66-84 Глава 23 Понятие личности и ее типология 443 кого типов личности. Первое имеет более общий характер, чем второе, являясь его методологической основой. Социальная типология предполагает выделение идеального, нормативного, реального типов личности. Идеальный тип выражает требования социального идеала. Они формулируются в различных концепциях политического, нравственного, религиозного характера и предполагают наличие определенных свойств личности применительно к будущему социальному устройству. Это модель личности, необходимой для создания нового общества и жизни в нем. До недавнего времени таким идеальным типом в нашей стране была всесторонне развитая, гармоническая личность.
Личность нормативного типа обладает свойствами, которые могут быть сформированы уже в данных условиях и являются необходимой предпосылкой общественного прогресса. Наконец, реальный тип личности представляет собой совокупность господствующих норм сознания и образцов поведения. Свойства такой личности могут существенно отличаться не только от идеального, но и нормативного типа. Вплоть до конца 1980-х гг. основным типом личности в нашем обществе, судя по литературе, считался социалистический, наиболее ярким носителем свойств которого выступал советский человек1. Ему иногда противопоставлялись несоциалистический и даже антисоциалистический типы личности (за что у авторов, вводивших эти понятия, возникали неприятности с цензурой и властью, поскольку в условиях социализма, особенно развитого, никаких «анти» быть не могло; зато допустимым и даже желательным считалось выделение в качестве особого будущего коммунистического типа личности — всесторонне развитой, гармонической личности). Понятие социалистического типа личности было заметно идеологизированным и включало в себя те качества и свойства "личности, которые отвечали критериям развития социализма. Если же возникал вопрос о значительных отклонениях в поведении личности, тех или иных формах девиации и даже делинквентности, то многие авторы также относили их к социалистическому типу личности, лишь бы не признавать наличия антисоциалистического типа. (Аргумент в таком случае был простой: при социализме существуют отдельные недостатки, в том числе и преступность, но нельзя их использовать для выделения «самостоятельного» типа личности.) Это было тем более важно в то время, что имело место постоянное противопоставление социалистического и 1 См, например. Смирнов Г Л Советский человек Формирование социалистического типа личности М, 1980 Раздел V. Личность буржуазного типов личности как носителей социалистического и буржуазного образов жизни, социалистической и буржуазной морали. Подобные подходы не могли не сказаться на развитии социологической типологии личности, заставляя исследователей постоянно сопоставлять получаемые данные с тем, насколько они соответствуют критериям «социалистичности». Между тем для исследования это было совершенно не нужно, скорее даже мешало. Социологическая типология личности Социологическая типология связана с выявлением типов личности по конкретным признакам, и это ее главное огличие от социальной, в основе которой находятся, как было показано выше, самые общие признаки. Преобразование социальной типологии личности в социологическую происходит именно на уровне реально распространенного типа (а не нормативного, тем более идеального), который и становится предметом конкретного эмпирического исследования. Если идеальный и нормативный типы личности характеризуются исключительно со знаком «плюс», то реально распространенный тип включает в себя множество подтипов с присущими им отклонениями от норм или даже антисоциальным способом деятельности. Здесь еще раз важно подчеркнуть, что в обществе не существует единого типа личности. В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в отечественной литературе появилось несколько социологических типологий личности. В соответствии с одной из них, принадлежащей В.Г. Немировскому, выделяется пять типов личности, «которые, очевидно, являются инвариантными, по крайней мере, для условий товарного способа производства»1. Автор характеризует их следующим образом: «У представителей первого типа ("созидатель") преобладают потребности в смысле жизни, труде, любви, общении, знаниях, самостоятельности, свободе, эстетических переживаниях. Второй тип ("романтик") — имеет сильно развитые потребности в романтике, в опасности и риске. Третий ("потребитель") — характеризуется потребностями в комфорте, отдыхе и накоплении, приобретении вещей. У "лидера" развиты потребности в доминировании, самоутверждении, престиже. Наконец, "конформист" отличается сильными потребностями в поиске покровителя и в страданиях»2. Не оспаривая приведенную типологию личности, вряд ли можно согласиться с ее «инвариантностью» для данной общественной системы. Дело даже не в том, что она продуцирует те типы личности, которые ей подходят для выполнения необходимых социальных функций. Немировский В Г Социология личнек 1И Красноярск, 1989 С 93—94 1 Там же. С. 94. Глава 23. Понятие личности и ее типология Самих типологий может быть много, и их критериями выступают не только потребности (как в типологии Немировского), но и иные структурные компоненты личности — интересы, ценностные ориента-ции, установки, диспозиции (подробнее см. главу 25.). Социологическая типология личности обусловлена целым рядом факторов: а) местом человека в социальной структуре; б) характером и содержанием выполняемого труда, квалификацией, образованием; в) уровнем жизни; г) спецификой способа деят слыюсти; д) потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками личности; е) ее жизненной позицией, мировоззрением, идеалами; ж) культурным уровнем; з) сформированными (или формирующимися) качествами; и) уровнем и степенью усвоенности интересов, норм и моральных стандартов других людей и т.д. Каждый из этих факторов в отдельности или в единстве с другими выступает критерием определенной типологии личности. Возьмем для примера последние два из перечисленных выше. Они были использованы нами в ходе подготовки и проведения сравнительного международного исследования социальной ответственности выпускников профессиональных училищ и профессиональных школ в России и ФРГ. В его основу была положена типология, разработанная в широко известной в мировой социологии теории нраве гвеиного развития личности Л. Колберга1. В соответствии с этой теорией моральное сознание личности в нормальных условиях проходит три последовательные стадии: доконвенци-ональную, конвенциональную и постконвенциональную. На первой стадии (от рождения до подросткового возраста) индивид мыслит и действует в основном с позиций эгоцентризма и с трудом воспринимает интересы, нормы и моральные стандарты других людей. На второй (от подросткового возраста до взрослой зрелости) эгоцентризм сменяется социоцентризмом, когда главным становится восприятие норм групповой морали ближайшего окружения (референтной группы, значимых других). На третьей — постконвенциональной — начинают доминировать общезначимые универсальные принципы морали. На этой стадии индивид воспринимает и оценивает возможные последствия собственных действий для других, для общества в целом. Третью стадию относят к периоду достижения человеком среднего зрелого возраста. Исследуя производственную деятельность выпускников профессиональных училищ и школ России и Германии на рабочих местах, удалось доказать, что доминантной характеристикой типов личности молодых рабочих является степень развитости профессиональной со- 1 См Kohlberg L E (Ed,) Essays on Moial Development. San Francisco, 1984 Vol. 1, 2. Раздел V. Личность циальной ответственности, которая может быть сопоставлена с тремя описанными выше стадиями. В ходе исследования российские и не-, мецкие социологи пришли к выводу о том, что постконвенциональный тип молодого рабочего практически не характерен для России и крайне редко встречается в Германии. Что касается первых двух, то доконвенциональный тип личности с неявно выраженной профессиональной социальной ответственностью в России встречается чаще, чем конвенциональный, характеризующийся развитым ее уровнем, тогда как в Германии — наоборот1. Из сказанного можно сделать вывод, что типология личности является весьма значимой научной процедурой, позволяющей изучать большое количество людей, «упорядочивая» и «систематизируя» их по самым разным основаниям. Такая систематизация, состоящая в поиске сходства и различия, в анализе способов идентификации, имеет как теоретическое, так и практическое значение. Первое, как уже было показано, заключается в возможности определить общее, «группирующее» разных людей, начало. Практическое же значение типологии личности обусловлено возможностью регулировать некие социальные процессы, создавать условия для функционирования тех или иных групп людей (типов личности), выделяемых по каким-либо значимым признакам. Собственно говоря, на типологии личности должна строиться* научно обоснованная социальная политика государства и его конкретных учреждений и организаций. С понятием личности и ее типологией тесно связана еще одна проблема, состоящая в рассмотрении социальных ролей и статусов личности и являющаяся предметом анализа в следующей главе. Вопросы и задания 1. Как проблема личности раскрывается в философии и психологии? 2. В чем принципиальное отличие социологического подхода к изучению личности 3. В чем суть соотношения понятий «человек», «индивид», «личность»? 4. Дайте определение личности. Прокомментируйте, что означает для человека 5. Как вы считаете, что такое социальные свойства человека? 6. Проанализируйте свои социальные свойства и качества. Являетесь ли вы лично ' Исследование осуществлялось в 1993—1996 гг. в рамках совместного российско-германского проекта «Профессиональное образование и социальная ответственность молодых рабочих в России и Германии» под научным руководством Г.Е. Зборовского (Екатеринбург) и В. Лемперта (Берлин). Глава 23. Понятие личности и ее типология 7. Какие типологии личности в западной литературе вы можете охарактеризовать? 8. Чем различаются социальная и социологическая типологии личности? В чем 9. Какая типология личности, с вашей точки зрения, наиболее удачна? Аргументи Литература Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. С. 263—274. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998. Гл.18. Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. МоСквичев. М., 2002. Гл. 5. Глава 24 § 1 Социальный < тату<, ею понятие и виды § 2 Понятие и < триктцра < оциальной роли § 3 Ролевой конфликт и с гик обы ею преодоления § 1. Социальный статус, его понятие и виды Социальный статус и социальная позиция Одна из важнейших, фундаментальных характеристик личности — ее социальный статус. Само это понятие применимо но отношению как к личности, так и к социальной группе. В этой главе речь пойдет лишь о социальном статусе личности, который, однако, подчеркивает ее принадлежность не только к «самой себе», но и к определенной группе (либо группам). Собственно, в том и состоит главная особенность социального статуса — он соотносит личность, ее социальную позицию с позициями других людей, находящихся в составе как данной, так и иных групп. При этом нужно учитывать различные характеристики личности, обусловливаемые как естественными, так и социальными факторами. Поскольку основным понятием, с которым мы соотносим социальный статус, является социальная позиция, отметим, что иод пей будем понимать конкретное место, которое занимает индивид в социальной структуре, в системе общественных отношений. Определить социальный статус можно, следовательно, так: это социальная позиция, занимаемая человеком в системе социальных связей и отношений и обусловленная как естественными (раса, пол, национальность), так и социальными (профессия, доход, образование и т.д.) характеристиками. Виды статуса Концепция социального статуса была разработана американским социологом Р. Линтоном1. Понимая под ним позицию, занимаемую личностью в социальной структуре общества, Линтон ввел понятия двух стату- 1 См ■ Union R The Study ot Man N.Y., L, 1936 Глава 24 Социальные статусы и социальные роли сов — предписываемого (предписанного) и достигаемого (достигнутого). Первый (его иногда называют аскриптивным статусом) зависит от врожденных или природных свойств личности (пола, расо-во-этнических признаков). Второй есть результат трудовых и иных усилий самого человека, его профессиональных достижений, успехов в образовании, реализации способностей. Говоря о пред и исанном статусе, его следует отличать от прирожденного. Предписанного статуса можно достичь «естественным» путем, ничего для этого специально не делая. Принц становится королем после смерти своего отца на единственном основании — наличии родственных связей. Это не прирожденный, но и не достигнутый статус. Он — предписан (аскриптивен). Гораздо сложнее оказывается (или может оказаться) ситуация с прирожденным статусом. В 1930-х гг. (период введения этого понятия в научный оборот) трудно было себе представить, что наступит время, когда ни один из них не сможет быть «инвариантным». Как известно, сравнительно недавно стали делать хирургические операции по изменению пола и расы; что же касается национальной принадлежности (этнического статуса), то люди нередко сами выбирают, кем записаться (представиться), с какой нацией (этнической общностью) себя идентифицировать, особенно если родители не «мононациональны». Таким образом, понятие прирожденного статуса теоретически как бы «зависает в воздухе» в силу появляющейся неопределенности. Соотношение основных видов статуса на протяжении истории менялось. Если в доиндустриальных (примитивных, традиционных) обществах преобладал предписываемый статус, то в современном обществе — достигнутый. Действительно, сегодня от личности, результатов ее деятельности и акгивности зависит гораздо больше, чем это было не только тысячелетия и столетия, но далее десятилетия тому назад. Понимание такой ситуации крайне важно для каждого человека, и любое развитое общество стремится к формированию у него соответствующего отношения к достижению более высокого статуса. В качестве примера приведем длительное время пропагандируемое в США утверждение о том, что каждый сапожник может стать миллионером — при условии, если он будет много работать, учиться, не будет лениться и т.д. Правда, нелишне отметить и роль «врожденных» факторов — не столько природного, сколько социального характера. Имеются в виду богатые родители и получение наследства. Наряду с предписанным и достигнутым в социологии иногда говорят о смешанном статусе. Это происходит тогда, когда бывает непросто определить, какой вид статуса характеризует личность. Куда Раздел V Личность
, отнести статус, скажем, безработного? С одной стороны, он явно не предписан, но с другой — человек не стремится его достичь (как правило). Более того, он всеми силами не хочет для себя этого статуса, а причины, которые приводят к нежелательному «достижению», чаще всего от человека не зависят (банкротство предприятия, массовое сокращение в результате кризиса отрасли производства и т.д.). Можно было бы приводить немало примеров смешанного статуса, имеющих как индивидуальный, так и массовидный характер. Запрет КПСС в 1991 г. после известных августовских событий привел к тому, что многие миллионы советских людей лишились статуса члена этой партии, а сотни тысяч, занимавших места в ее аппарате, остались без работы. Многие из них вынуждены были стремиться к приобретению новой профессии и, следовательно, к достижению иного статуса. Статусный набор Статусов у человека бывает, как правило, большое количество. Так, говоря о молодом человеке X., можно выделить следующие: студент, член шахматной сборной университета, член профсоюза, муж, брат, дядя, избиратель и т.д. Все статусы человека в их совокупности принято называть статусным набором (термин Р. Мертона).Чем больше это г набор, тем многообразнее жизнь личности, многограннее ее включенность в систему межличностных и общественных отношений, и наоборот, чем ограниченнее статусный набор, тем менее «социальным» оказывается способ деятельности человека. Следовательно, о месте личности в обществе, социальных группах можно судить по той совокупности статусов, которыми она обладает. Однако при наличии любого набора статусов обязательно существует главный, определяющий жизнь личности. Он может быть связан с основным занятием, занимаемой должностью — другими словами, с тем, что решающим образом влияет на образ жизни, стиль поведения и общения. В нашем, приведенном выше случае таким будет статус студента. Следует отметить, что о статусе личности можно рассуждать только соотнося его со статусами других людей, взаимодействующих с ней в данной или в других системах. Так, если мы снова вернемся к статусу студента университета, то он будет иметь смысл прежде всего в отношении иных статусов в системе высшего образования: преподаватель, сотрудник, лаборант и т.д. В других системах взаимодействия этот статус потеряет свое значение, а на первое место выйдут иные статусы. К примеру, в семье и среди родственников главными окажутся статусы мужа, брата, дяди. Очевидно, таким образом, что подавляющее большинство характеристик личности имеет статусный характер, но не все. Там, где харак- Глава 24 Социальные статусы и социальные роли терисгика личности не содержит в себе социальной позиции, она не статусная (скажем, однорукий человек). Она может стать статусной лишь в том случае, если возникнут определенные условия, вызывающие ожидания соогветствующих моделей поведения (например, речь зайдет о поиске работы данному человеку, в ходе которого эту характеристику нужно будет учитывать как одну из наиболее важных). Статус бывает постоянным и временным, последний не зависит от срока пребывания в нем (можно быть женатым 20 лет или 20 минут). В качестве постоянного или временного могут быть и предписанный, и достигнутый статусы. Человек очень часто приобретает тот или иной временный статус. Зайдя в магазин, он становится покупателем, садясь в поезд — пассажиром, находясь на спектакле в театре — зрителем. Однако выходя из магазина, поезда, театра, человек теряет соответствующий статус. Каким бы статус ни был — предписываемым или приобретенным, постоянным или временным, он требует от индивида соблюдения определенных норм и правил поведения, которые, естественно, были бы социально одобренными. Важным условием реализации статуса является идентификация, т.е. психологическое отождествление себя со своим статусом. Садясь в вагон поезда, человек должен помнить, что он на некоторое время становится только пассажиром, а не, скажем, директором завода. Статусные обязанности и права Наличие статусных обязанностей и статусных прав вытекает из того, что статусы существуют объективно, независимо от имеющих их людей. Поэтому статус является совокупностью прав, обязанностей, привилегий. Именно они и отличают индивидов, находящихся в одной или разных социальных общностях и занимающих неодинаковые социальные позиции.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |