Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные стадии развития инженерного дела




Становление профессии инженера

Инженерное дело стало приобретать облик общественно важной профессии в эпоху Возрождения. Слово «инженер» начало все шире употребляться в Западной Европе. Инженерами называли архитекторов, специалистов по организации горнорудного дела, механиков, строителей военных фортификаций, создателей оружия – катапульт, бомбард и т.д. Появились специальности и должности военного инженера, городского инженера, горного инженера.

Взлет искусства в эту эпоху сопровождается и ростом технического изобретательства. Изобретатели начинают все чаще обращаться к науке, которая, со своей стороны, тоже в это время поворачивается лицом к практике. Развитие математики, физики, химии подводит под инженерную деятельность научную базу. Появляются попытки использовать научные достижения – в первую очередь, вычислительные и геометрические методы, принципы механики – для расчета и проектирования технических устройств и сооружений. На смену ремесленно-художественной инженерии приходит инженерия рациональная, опирающаяся на науку.

Промышленный переворот сделал инженера центральной фигурой производства, потребность в них быстро росла. Инженеров стали готовить сначала специализированные училища, а затем и высшие учебные заведения. Профессия инженера получила общественное признание и высокий социальный статус. Установилась высокая оплата инженерного труда. Инженеры стали играть большую роль не только в производстве, но и в науке, поскольку многие из них, отталкиваясь от практических задач, делали научные открытия. Рост числа инженеров, кроме того, имел и важное социальное значение: инженерное образование стало фактором демократизации общественной жизни. Оно способствовало стиранию сословных различий, так как было одним из немногих «лифтов», позволявших выходцам из низших сословий подняться в верхи общества.

В ХХ в. инженерия стала в развитых странах одной из самых массовых профессий. Это, с одной стороны, резко повысило уровень технологической культуры общества, а с другой - привело к некоторому снижению престижа инженерной профессии.

 

Инженерия с древности до современности проходит три основные стадии. Эти стадии являются также уровнями развития инженерной культуры.

1. На первых порах в инженерии преобладает рецептурный, технологический аспект. Инженер выступает как знаток правил и приемов строительства, горного дела, машиностроения и т.д., руководит коллективными работами большого масштаба. Его сила – во владении рецептами (способами, методами, правилами) технической деятельности. Но если недостаточно ясно, почему надо следовать тем или иным правилам и методикам, то трудно вносить в них новшества, так как это сопряжено с риском совершить крупные ошибки. Чем сложнее становятся технические объекты и процессы, тем более возникает необходимость в обосновании инженерных рецептов, методик и правил.

2. На второй стадии на передний план выдвигается предметный аспект инженерии. Для обоснования своих методик инженеру нужно знать, что представляет собою тот или иной технический объект, как он устроен, из какого материала он состоит, какие процессы в нем происходят. Это знание помогает улучшить качества объекта и усовершенствовать технологию его производства. Здесь инженерия твердо встает на почву науки, привлекая ее теоретические принципы и модели к решению технических задач.

3. Третья стадия развития инженерии связана с повышением значимости ее «человеческого» аспекта, отражающего взаимодействие техники с людьми. В современных условиях инженеру особенно важно оценивать характер и степень воздействия создаваемой им техники на человека и общество. На этой стадии в области инженерии все большее место в инженерии занимают вопросы, касающиеся эстетики, экологии, экономики, морали, политики, психологии. Соответственно расширяется и круг научных знаний, которыми должен владеть инженер. Инженеру становится необходим широкий культурный кругозор, чтобы его деятельность не принесла людям бед и ее последствия не стали бы гибельными для человеческой культуры и самого человечества.

 

4.3. Культурная «ниша» инженерии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.