КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление развитием таможенных органов России
11.1. РАЗВИТИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ. ЗАДАЧА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ Развитие представляется как процесс прогрессивных качественных изменений объектов (систем), сопряженный с преобразованием их внутренних и внешних связей. При этом в процессе изменений предполагается сохранение системного качества развивающегося объекта. В частных формулировках развитие — это устойчивая прогрессивная эволюция системы или переход системы на более высокий уровень качества. Графическая интерпретация задачи развития как задачи перехода системы на более высокий уровень качества представлена на рис. 11.1. Основные факторы, определяющие необходимость решения развития, следующие: • ограниченность интервала жизненного цикла системы;1 • появление и/или прогнозирование новых, ранее не учитывае В первом случае утверждается, что любая организация проходит определенные стадии жизненного цикла. При этом разные теоретиче- 1 РэйниХздДж. Анализ и управление в государственных организациях. — М.:ИНФРА-М, 2002.-С. 317-348.
ские школы предлагают различные наименования таких стадий, однако, по сути, они практически одинаковы. Примеры: • пример I: стадия зарождения, стадия расширения, стадия за • пример 2: предпринимательская стадия, коллективистская ста • пример 3: стадии роста, устойчивого функционирования, дегра Во втором случае, по сути, речь идет о необходимости реагирования ми крупные изменения во внешней среде. И целом задача развития — это комплексная задача, включающая: • задачу идентификации нового факторного пространства;
• задачу формирования адекватных требований к системе; • задачу формулирования идеи и разработки концепции перспективной системы; • задачу разработки программ развития; • задачу создания системы под новые требования. Задача развития (в некоторых источниках — структурного совершенствования и адаптации) возникает и должна быть решена не позднее начала стадии упадка (деградации). Проблема развития государственных организаций является одной и I наиболее актуальных в теоретическом плане. Западные ученые вы-деляют две наиболее важные теоретические проблемы современности и управлении государственными организациями: Раздел II. Управление таможенными органами Г/ктч II. Управление развитием таможенных органов России 233
• проблема эффективности как основной вопрос в организацион • проблема осуществления системных изменений в организациях Основные причины наличия таких проблем следующие: • государственные организации отличаются своеобразием по ха • определяющее значение имеет наличие харизматической со • сопротивление переменам; • сложность объекта и ограниченные возможности существующе Наиболее распространенным инструментом решения задачи развитии социо-экономико-технологических систем (именно к этому виду систем и относятся таможенные системы) являются технологии экспертно-аналитического проектирования (моделирования) в самых их различных формах. Инструментальное наполнение такой технологии во многом зависит от сложности решаемой задачи и выбранной теоретико-методологической школы. Наиболее известные — школы стратегическою моделирования, позиционирования, обучения, организационного рач-вития. Теоретико-методологическая платформа решения задач развития представлена на рис. 11.2.
Как известно таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования. Развитие таможенного дела России — это: • системная задача формирования результативных методов и 1 Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством России ской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабаи дои, иными преступлениями и административными правонарушениями (Постаноилс ние Правительства Российской Федерации «О Федеральной таможенной службе» 01 26.07.2006 г. № 459).
• процесс таможенного строительства, осуществляемый в услови • институциональные' преобразования таможенного дела или Фе • стратегическое направление деятельности руководителей тамо Главные условия, определяющие необходимость развития — воздействие на таможенную систему факторов (системных изменений во писшней среде), не учитываемых ранее, или наличие у таможенной 1 Институт (от лат. тнНи/ит — установление, учреждение) — учреждение или организации, формируемые и действующие в рамках соответствующей совокупности норм пра-И11 II процессе институциализации выделяются два основных аспекта — организационный и правовой, и два соответствующих института: правовой институт и организация К«к институт. Раздел //. Управление таможенными органами
системы проблем системного характера: систематическое критическое отклонение от цели таможенной системы. Главные условия, определяющие возможность развития таможенной системы, — наличие научно-методического обеспечения для постанои ки и решения задач развития; наличие административного и финансо вого ресурса для развития. Взаимосвязь основных условий и этапов ре шения задачи развития схематично демонстрируется на рис. 11.3.
Глава //. Управление развитием таможенных органов России 235 11.2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПКОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Увеличение объемов международного товарооборота и транзитных перевозок, политико-экономические и социальные изменения, проявления мирового финансово-экономического кризиса и его последствий, затрагивающих мировое сообщество в целом и Российскую Федерацию в частности, предъявляют новые требования к эффективности деятельности государственных институтов, в том числе и Федеральной таможенной службы России. Современные таможенные институты вынуждены непрерывно адаптироваться к изменяющимся условиям, продолжая развиваться, и это развитие становится не только следствием естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий их субъектов управления (руководителей). В соотношении «управление функционированием (деятельностью) — управление развитием» в последнее время все больший удельный вес и большую значимость приобретает управление развитием. В связи с этим меняется и содержание управленческой деятельности: оно в меньшей степени направлено на администрирование, а в большей на преобразования, основанные на прогнозировании условий и планировании перспектив и направлений развития Федеральной таможенной службы. На современном этапе Федеральная таможенная служба России находится в активной стадии институциональных преобразований: формируются новые подходы к таможенному администрированию, внедряется новая философия таможенного дела — «контроль в виде сервиса».
Трансформация таможенной системы в систему таможенных услуг становится ключевым фактором вхождения России в Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли — это главный иектор развития таможенной службы, ориентирующий ее на совершенствование существующих и создание новых типов организационно-жономических и технологических инструментов качественной и эффективной реализации политики государства в развитии экономики и внешнеторговой деятельности России. На развитие таможенной службы в настоящее время оказывают шачимое влияние следующие группы факторов: макроэкономические (изменения в экономике, нестабильность рынков, динамика цен Раздел II. Управление таможенными органами на товары); геополитические (уровень развития внешнеполитических связей и транспортного сообщения); нормативно-правовые (измене ния норм законодательства в области таможенно-тарифной и налоговой политики, а также уголовного, административного, уголовно процессуального, валютного законодательства, международных норм в области внешней торговли); внутритаможенные (развитие таможен ной и транспортно-логистической инфраструктуры, внедрение совре менных информационных таможенных технологий, коммуникационного оборудования). Важнейшими факторами, влияющими на функционирование та моженных органов и стимулирующими их развитие в современных условиях являются: рост внешнеторгового оборота Российской Федерации, дисбаланс в инфраструктурном развитии центрального района и приграничных субъектов страны, необходимость решения проблемы чрезмерной транспортной нагрузки на крупные транспортные узлы в пределах крупных российских городов (в первую очередь, это касается Москвы и Санкт-Петербурга, а также других мегаполисом страны). Институциональное развитие в таможенной сфере представляет собой процесс формирования идей, концепций, нормативно-правового обеспечения, программ и механизма качественного преобразования (развития) Федеральной таможенной службы России. Под управлением институциональным развитием при этом предлагаем понимать процедуру анализа и выбора одной из приемлемых альтернатив при создании нового таможенного института или качественном преобразовании существующих таможенных институтов. Управление институциональным развитием в системе государственного управления осуществляется, преимущественно, посредством применения двух групп технологий: трансформационной (технологии импорта и преобразования институтов) и трансакционной (технологии анализа и управления трансакционными издержками). Основной задачей институционального развития Федеральной таможенной службы Российской Федерации в современных условиях является трансформация таможенных органов в состояние, соответствующее новым институциональным и социально-экономическим условиям, а также новым предъявляемым к таможенным администрациям требованиям. В данном случае речь идет о постоянных институциональных изменениях прогрессивного характера или об институ-ционализации как непрерывном процессе развития таможенного дела и Федеральной таможенной службы России.
1'лава II. Управление развитием таможенных органов России 237 Управление развитием государственных институтов (в том числе и Федеральной таможенной службы) целесообразно осуществлять на основе разработки и реализации документов концептуального характера — Концепции, или Стратегии, развития (далее будем говорить о Концепции развития Федеральной таможенной службы), а также планов (межведомственных и ведомственных) мероприятий по реали-1ации данных документов. Концепция развития Федеральной таможенной службы представ-ияет собой совокупность взглядов на проблему развития таможенных органов, включающих ключевые идеи и принципы их реализации, программы и механизм качественных преобразований Федеральной таможенной службы в условиях стратегических изменений. Цель разработки Концепции, или Стратегии, — определение путей и способов обеспечения устойчивого прогрессивного развития Федеральной таможенной службы в новых институциональных условиях и целях укрепления национальной безопасности, обеспечения динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе, а также повышения благосостояния российских граждан. В соответствии с указанной целью в Концепции формулируются: • цели развития Федеральной таможенной службы с учетом основ • системные идеи и принципы их реализации; • основные направления и задачи развития. Концепция развития таможенной службы объединяет два основных блока — теоретический (концептуальная часть) и практический (прикладная часть). Концептуальная часть (рис. 11.4) раскрывает новую философию таможенного дела (например, «контроль в виде сервиса»), идеологию развития таможенных институтов (например, на основе международных принципов и стандартов) и определяет важнейшие направления развития таможенной службы. Основные институциональные факторы развития, правовые основания и ключевые идеи развития таможенной службы России в новых институциональных условиях обобщены и представлены в табл. 11.1. Концепция объединяет основные уровни институционализации, системные идеи, принципы, направления развития таможенной службы и основные задачи, решаемые в процессе реализации данной концепции. Стратегической целью развития таможенной службы является достижение качественно нового уровня предоставления государствен- " Раздел II. Управление таможенными органами \'ашш II. Управление развитием таможенных органов России
ративной культуры таможенной службы и сложностью решаемых ею задач. Организация и обеспечение институционального развития таможенного дела и таможенной службы Российской Федерации должны быть направлены в современных условиях на: • повышение эффективности системы управления таможенными • обеспечение рациональной организации процессов таможенно • модернизацию информационной системы таможенных органов; • повышение эффективности проводимых мероприятий по борь • укрепление системы ведомственного контроля; • расширение и укрепление международного сотрудничества, укре • выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между • развитие и укрепление института государственно-частного парт • обеспечение своевременного внедрения института уполномо
• внедрение современных методов и механизмов стратегического • повышение эффективности использования предварительной • обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квали • обеспечение качественного медицинского обслуживания и со • повышение уровня материально-технического, правового, фи В общем виде вариант Концепции представлен на рис. 11.5. Раздел II. Управление таможенными органами На рис. 11.6 представлены основные системные идеи, определяй! щие стратегическую перспективу развития таможенной службы России.
Развитие таможенной службы России должно осуществляться на основе следующих основных принципов: • системная и целостная взаимосвязь в процессах социально- • снижение административных барьеров в сфере ВЭД, втом числе • превращение Федеральной таможенной службы России в госу Глава 11. Управление развитием таможенных органов России 245 • развитие государственно-частного партнерства, направленного • разнообразие, качество и доступность таможенных услуг, рав • параллельность и независимость процесса перемещения това • гибкость, структурируемость и технологичность процессов та • максимальная автоматизация основных таможенных процедур • системная интеграция информационных ресурсов ФТС России • комплексность и согласованность в развитии таможенных, ин • модульность построения, обучаемость, адаптивность и самона- • научно-методическое обеспечение исследования и сопровожде • персональная ответственность руководящих работников тамо Раздел //. Управление таможенными органами Реализация системных идей Концепции развития самым непосредственным образом связана с решением следующих социально-экономических и политических задач государства: • интеграция российской экономики в мировой макроэконо Содружества Независимых Государств, в том числе в рамках Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества, модернизация инструментов и приемов ВЭД; • создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую деятельность, в том числе и в сфере ВЭД; • повышение конкурентоспособности российских производи- • обеспечение устойчивого правового пространства для внешне ревновательной рыночной среды, выработка конструктивного '' механизма взаимодействия бизнеса и государства, снижение непроизводственных расходов бизнеса; • содействие повышению конкурентоспособности ведущих отрас- • создание в России производств конечной продукции с ино- • создание механизмов комплексной поддержки экспорта про- • рационализация импорта и его ориентация на повышение тех Глава //. Управление развитием таможенных органов России 247 брикатов, необходимых для развития производств, с использованием дифференцированной тарифной ставки (эскалация таможенного тарифа); • обеспечение таможенными методами и средствами внешней эко • обеспечение высокого качества государственного администри • повышение договороспособности компаний и транспарентно • развитие современных и эффективных транспортно-логисти- • обеспечение общественной поддержки вводимых институтов Комплексное и системное решение обозначенных выше задач таможенными методами и средствами является крайне важным для развития таможенной службы в современных условиях. Решение указанных задач обеспечит поэтапное реформирование института таможенного администрирования, будет способствовать приведению организационной структуры таможенных органов, таможенной инфраструктуры, а также процедур и технологий таможенного регулирования и контро- Раздел II. Управление таможенными органами Глава 11. Управление развитием таможенных органов России
ля в соответствие с новыми институциональными условиями, целями и задачами социально-экономической политики России. Приоритетные направления развития таможенного администрирования представлены в табл. 11.2. Среди ключевых направлений развития таможенной службы Российской Федерации в настоящее время целесообразно выделить следующие: научные исследования, таможенные технологии, таможенная инфраструктура, правоохранительная деятельность, международное сотрудничество, кадровая и социальная политика. Цель развития в области научных исследований: повышение эффективности деятельности таможенных органов и системы управления таможенными органами на основе формирования новых научных и методических подходов к решению проблем в сфере таможенного дела, разработки и внедрения современных методов и технологий эффективного и качественного управления деятельностью таможенных органов и их развитием. Задачи развития: • создание информационно-аналитической системы, предназна . • уточнение состава задач информатизации деятельности таможенных органов и автоматизации таможенных процессов и процессов управления (сбора и обработки статистики ВЭД и специальной таможенной статистики, системного анализа деятельности таможенных органов, подготовки и принятия решений, стратегического и оперативного планирования, а также программно-целевого управления); • совершенствование на основе перспективных научных техно • создание новой теоретической и методологической платформы • разработка и адаптация к таможенной специфике существую Таблица 11.2
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |