КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
|
Защита от переменных климатических воздействий. 2 страница
|
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 4. ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ. ЗАЩИТА ПРИРОДЫ И СОЦИУМА ОТ ОПАСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕХНОСФЕРЫ
|
|
1. Пожары (горение, зоны, виды). Защита на пожароопасных объектах.
|
|
Пожар - неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей, интересам общества и государства. [15]
Виды пожаров:
|
|
Горение- реакция окисления с выделением тепла и свечения. Виды горения:
|
|
|
Способы прекращения горения:
|
Охлаждение
| Разбавление
| Изоляция
| Химическое торможение реакции
| - сплошными струями воды; - распыленными струями воды; - перемешиванием горючих веществ.
| - струями тонкораспыленной воды; - газоводяными струями; - негорючими парами и газами.
| - слоем пены; - слоем продуктов взрыва; - созданием разрыва в горючем веществе; - слоем огнетушащего порошка; - огнезащитными полосами.
| - огнетушащими порошками; - галоидопроизводными углеводородами.
|
|
|
Зоны пространства, охваченные пожаром:
· зона активного горения (очаг пожара);
· зона теплового воздействия;
· зона задымления.
|
|
Ликвидация пожара заключается в его тушении и окарауливании. Тушение состоит из двух частей - локализации пожара, то есть прекращения распространения огня и ликвидации очага пожара При охвате пожаром значительных городских площадей, локализация и ликвидация пожаров осложняются, как правило, недостатком воды, завалами улиц, большим числом загораний. В таких условиях необходимо сначала локализовать пожары на наиболее ответственных участках работ.
|
|
2.Взрывы и защита на взрывоопасных объектах.
|
|
Взрыв — физический или химический быстропротекающий процесс с выделением значительной энергии в небольшом объёме за короткий промежуток времени, приводящий к ударным, вибрационным и тепловым воздействиям на окружающую среду и высокоскоростному расширению газов. При химическом взрыве, кроме газов, могут образовываться и твёрдые высокодисперсные частицы, взвесь которых называют продуктами взрыва.
|
Виды взрывов и их энергия:
|
Вид взрыва
| Энергия взрыва
| Взрывы взрывчатых веществ (ВВ)
| Освобождение химической энергии
| Ядерный взрыв (ЯВ)
| Освобождение внутриядерной энергии
| Искровой разряд Лазерная искра
| Освобождение электромагнитной энергии
| Взрыв сосудов под давлением
| Освобождение энергии сжатых газов (баллоны, компрессорные установки, автоклавы)
| Взрыв топливовоздушных (ТВС), газо-воздушных смесей (ГВС)
| Объемный взрыв Смесь с воздухом углеводородных газов (метан, этан, пропан, бутан)
| Взрыв пылевоздушных смесей (ПВС)
| Объемный взрыв. Смесь с воздухом пыли при концентрации менее 65 г/м3(пыль древесная, мучная, угольная, торфяная,табака)
|
|
|
Действия при пожарах и взрывах:
|
До пожара
| При пожаре, взрыве
| После пожара, взрыва
| Изучение правил пожарной безопасности; Повышение пожарной устойчивости жилища; Изучение правил поведения при пожаре, свойств огнетушащих веществ и порядка их выбора. Подготовка к возможной эвакуации: - изучение плана эвакуации при пожаре; - хранение документов в определенном месте; При тревоге - (сигнал "Внимание всем") включение радио, телевизора для получения достоверной информации об аварии на ПВОО
| Тушение пожара всеми имеющимися средствами до прибытия пожарных (водой, песком, огнетушителями, плотной тканью) Вызов пожарной команды Выход из горящего помещения в условиях задымления при задержке дыхания, закрыв нос влажной тканью. Из сильно задымленного помещения выход ползком или пригнувшись вдоль стен (внизу чистый воздух сохраняется дольше) Поиск пострадавших, оказание им помощи: - на горящего человека набрасывают покрывало и плотно прижимают; Защита от взрыва: - ложатся на пол и закрывают голову руками, дальше от окон, зеркал, проходов, лестниц; - при достаточном времени При невозможности покинуть здание по лестницам - использование веревок, ремней, связанных простыней, занавесок для спуска через окна с нижних этажей.
| Вход в поврежденное пожаром, взрывом здание с соблюдением осторожности. Нельзя подходить к взрывоопасным предметам. Проверка целостности перекрытий, окон, дверей, перегородок, колонн. Действия по указанию штаба ГО. Уборка помещения от обломков, осколков. Тщательное проветривание помещения.
|
|
3.Защита на химически опасных объектах.
|
|
Химически опасное вещество- химическое вещество, применяемое в народнохозяйственных целях, которое при выливе или выбросе может привести к заражению воздуха с поражающими концентрациями. [7].
|
Классы опасности химических веществ:
|
I чрезвычайно опасные
| II высоко опасные
| III умеренно-опасные
| IV малоопасные
| - соединения металлов (ртуть, свинец, кадмий, цинк); - карбонилы металлов (железа, никеля); - вещества содержащие циан группу (цианистый водород, синильная кислота, нитриты); - галогены (хлор, фтор); - галогеноводороды (водород фтористый, хлористый, бромистый); - хлоргидрины; - фторорганические соединения; - фосген, окись этилена
| - кислоты - соляная, азотная, серная; - сероуглерод, сульфиды; - щелочи (аммиак, едкий натр); -галогенозамещенные углеводороды (хлористый, бромистый метил); - некоторые спирты и альдегиды кислот (формальдегид, метиловый спирт); - органические и неорганические нитро-и аминосоединения (гидразин, анилин); - фенолы.
| - алюминий и его сплавы; - аминопласты; - фенопласты; - сероводород; - табак; - монокорунд (электрокорунд); - карбофос; - формалин; - хлорофос; -пыли.
| - бензин топливный; - бензин растворитель; - ацетон; - оксид углерода; - бордосская жидкость; - препараты серы.
| до 0,1
| 0,1-1,0
| 1,1-10,0
| более 10
|
|
Для защиты населения от сильнодействующих ядовитых веществ заблаговременно принимают меры:
|
|
|
ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. Для своевременного принятия мер по защите населения имеется система оповещения. Ее основу составляют создаваемые на химически опасных объектах и вокруг них локальные системы, которые обеспечивают оповещение не только персонала этих объектов, но и населения ближайших районов. Системы имеют электросирены и аппаратуру дистанционного управления и вызова.
|
Предусмотрено использование для передачи сигналов о непосредственной угрозе поражения сильнодействующими ядовитыми веществами и информации об обстановке и правилах поведения населения существующих территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения.
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ органов дыхания - наиболее эффективный способ защиты населения в реальных условиях заражения окружающей среды сильнодействующими ядовитыми веществами. Этот способ широко применяют на химических производствах для защиты промышленно-производственного персонала. По мере накопления средств индивидуальной защиты в ближайшие годы он найдет также широкое применение и для защиты населения, проживающего вблизи химически опасных объектов.
УКРЫТИЕ ЛЮДЕЙ в защитных сооружениях гражданской обороны позволяет обеспечить более высокий уровень их защиты от вредных веществ, биологических аэрозолей, теплового воздействия при пожарах, а также от сильнодействующих ядовитых веществ. Убежища могут быть встроенные (в подвальных этажах и заглубленных помещениях производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий, общественных и жилых зданий) и отдельно стоящие, расположенные вне зданий других способов защиты их можно использовать для временного укрытия людей.
|
|
4. Радиационные аварии и защита на радиационно-опасных объектах.
|
|
Радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или радиоактивному загрязнению окружающей среды.
Радиационно-опасный объект (РОО) - любой производственный объект, использующий ядерные материалы, а также место их хранения, транспортное средство, при аварии, на которой может облучение, радиоактивное заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также загрязнение окружающей среды в опасных дозах.
|
|
Виды РОО:
|
|
|
Действия при РОО:
|
До аварии на РОО
| После аварии на РОО
| Уточнение местоположения РОО. Получение информации о степени опасности объекта. Выяснение в территориальном управлении по делам ГО ЧС способов и средств оповещения при аварии. Изучение инструкции о порядке действий в случае аварии на РОО. Создание запасов необходимых средств при аварии (герметизирующих материалов, йодных препаратов, продовольствия, воды и т.д.). Подготовка к эвакуации (документы, деньги, ценные вещи, накидки, плащи, резиновые сапоги, запас продуктов на 1 день, белье).
| На улице - защита органов дыхания платком (шарфом). Укрытие в помещении (одежду снять и сложить в пластиковый пакет, принять душ). Закрывание окон и дверей. Прослушивание сообщений по радио, телевизору. Герметизация помещения (вентиляционных отверстий, щелей на окнах, дверях). Создание запаса воды в герметичных емкостях. Укладка открытых продуктов в полиэтиленовые мешки. Выход из помещения - после разрешения штаба ГО в плаще, перчатках, респираторе, сапогах.
|
|
5.Транспортные аварии: поражающие факторы, транспортный травматизм.
|
|
Транспортная авария – это авария транспортного средства, повлекшая за собой гибель людей или причинившая пострадавшим тяжелые телесные повреждения, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.
Транспортные аварии разделяют по видам транспорта, на котором они произошли, и по поражающим факторам опасных грузов.
|
Вид транспортных средств
| Риск, R
| Автомобильный транспорт
| 3 * 10-4
| Водный транспорт
| 9 * 10-6
| Воздушный транспорт
| 9 * 10-6
| Железнодорожный транспорт
| 4 * 10-6
|
|
|
Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин.
Причины гибели и травматизма людей
|
|
|
Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается зимой и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.
|
|
.РАЗДЕЛ 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
|
1. Правовая основа защиты в чрезвычайных ситуациях
|
|
Правовые основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях -совокупность норм и правил, устанавливаемых законодательно и с помощью нормативных правовых актов, регулирующих отношения в обществе в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. [2]
|
Правовая основа защиты в чрезвычайных ситуациях
|
| |
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"
|
|
|
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Ø определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ и ее субъектов; органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, а также населения в области защиты населения и территорий от ЧС.
Цели закона:
o предупреждение возникновения и развития ЧС;
o снижение размеров ущерба и жертв от ЧС;
o ликвидация последствий ЧС.
В соответствии с данным законом в РФ функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами, техническими средствами и другими материальными ресурсами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия аварий, катастроф, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их последствия. [14]
|
|
2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
|
|
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.
|
|
Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и нарушенных им отраслях экономики.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. [29]
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.[ 14]
|
Основные задачи РСЧС:[14]
|
|
Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
|
|
Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:[3]
|
|
Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:[14]
Ø Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Ø Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
|
|
3.Государственное управление охраной окружающей среды.
|
|
Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования ресурсов не имеет рыночной стоимости, так как они не продаются на рынке (например, чистый воздух, ландшафты и пр.).
При использовании природных ресурсов возникают так называемые экстерналии (внешние эффекты). Это издержки, которые трудно оценить количественно (придать им денежное выражение). Они не принимаются во внимание субъектами производства и/или не зависят от них. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а иногда - и для будущих поколений. Открытый доступ ко многим природным ресурсам приводит к их сверхэксплуатации, часто вплоть до полной деградации. Варварская вырубка лесов, неумеренное рыболовство, безграничные выбросы в атмосферу промышленных отходов и многое другое является примером такой сверхэксплуатауции. Все тому подобное нарушает экобаланс несмотря на то, что экосистемы обладают способностью поглощать загрязнения и отходы без ущерба природной среде (например, тропические или манговые леса, ассимилирующая способность морей). Поэтому здесь особенно важны контрольные функции природоохранных органов государства и комплекс его управляющих и регулирующих воздействий на создание условий, при которых всем хозяйственно-производственным субъектам выгодно заботиться об экологической обстановке.
|
Охрана окружающей среды - совокупность всех мероприятий государства, направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных естественных природных условий. Природопользование - совокупность воздействий человека на географическую оболочку Земли, рассматриваемых в комплексе.
|
Целью государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в России является переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.
|
4. Государственное управление охраной труда.
|
|
Государственное управление охраной труда осуществляется в процессе объединения функций государства, работодателя и работника в области охраны труда.
Организация охраны труда регулируется главой 35 ТК РФ, Федеральным законом от 22 августа 2004 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
|
Государственное управление охраной труда – это деятельность государственных органов исполнительной власти, специально уполномоченных на исполнение на основании законодательных актов специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций.
|
направленных на:
· осуществление государственной политики по охране труда в различных сферах их деятельности;
· принятие и исполнение федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий труда;
· реализацию законодательных норм, гарантирующих безопасность работников при осуществлении ими своих трудовых функций, профилактику и устранение нарушений требований охраны труда.
|
|
5. Международное сотрудничество по проблемам безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.
|
|
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды возникло в начале 70-х гг. прошлого столетия, когда в отношениях общества и природы возникли серьезные проблемы, несущие глобальную угрозу жизни и существованию земной цивилизации, в биосфере планеты произошли необратимые изменения и задача сохранения природной среды — естественной среды жизнедеятельности человека — стала носить всеобщий, интернациональный характер.
Объединение усилий и сотрудничество государств в области природоохранной деятельности осуществляется и развивается как на двухсторонней, так и многосторонней основе. Активное участие в сохранении глобальных общественных благ планеты, решении мировых экологических проблем принимает такая международная организация, как ООН и ее структуры.
Впервые ООН поставила и рассмотрела проблему охраны окружающей среды в глобальном аспекте на своей конференции в Стокгольме в 1972 г. В соответствии с ее решениями был создан самостоятельный орган, на который возлагались организация и обеспечение международного сотрудничества в данной области жизнедеятельности в мировом масштабе. Этот орган получил название "Программа ООН по окружающей среде — ЮНЕП". Она занимается мониторингом окружающей среды, координацией всех видов международной природоохранной деятельности, разработкой научных основ управления ресурсами биосферы и поиском путей решения острых экологических проблем современности, таких, как сокращение биологического разнообразия, вырубка лесов, деградация почв, нарушение озонового слоя Земли, потепление климата и др.
Все более важную роль в решении глобальных экологических проблем играет такая международная организация, как Глобальный экологический фонд (ГЭФ). Созданный в начале 90-х гг. XX в., указанный фонд предназначен для оказания помощи в основном развивающимся странам при решении экологических проблем планетарного характера. В деятельности ГЭФ участвуют три международные структуры:
|
|
|
В качестве первоочередных направлений финансирования выделены четыре:
· глобальное потепление климата;
· загрязнение международных вод;
· уменьшение биоразнообразия;
· истощение озонового слоя.
Важным аспектом международного сотрудничества является предоставление финансовых средств со стороны ряда международных организаций национальным правительствам для эффективной реализации различных эколого-экономических программ. Эта финансовая поддержка оказывается, как правило, в виде грантов, займов или кредитов. Среди специализированных учреждений, оказывающих подобную помощь, можно выделить Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд.
Вопросами сохранения биологического разнообразия активно занимается Всемирный фонд дикой природы.
С середины 1995 г. реализовался заем МБРР, предоставленный России для финансирования проекта по управлению окружающей средой на сумму 110 млн долл. Основной целью проекта являлось создание в течение 3—5 лет организационно-правовых, нормативных и технических условий для снижения экологического ущерба в Российской Федерации, в частности в трех регионах страны — на Верхней Волге, Среднем Урале и на Нижнем Дону с распространением впоследствии полученного опыта и на другие регионы. В рамках проекта было предусмотрено создание информационных систем поддержки принятия решений в сфере природопользования, формирование приоритетов природоохранной деятельности на региональном и федеральном уровнях, совершенствование новых нормативно-правовых и экономических механизмов управления окружающей средой и использованием природных ресурсов, стимулирование привлечения финансовых средств на охрану окружающей среды.
|