КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III. Дидактический тренинг ( решение задач и упражнений )Вопрос 4. Правила доказательства. Возможные ошибки в доказательстве. Вопрос 3. Логическая операция опровержения тезиса. Вопрос 2. Косвенный способ обоснования тезиса. - сущность непрямого обоснования тезиса; - схема апагогического косвенного доказательства; - доказательство методом исключения и условия его применения; - условия применения косвенных доказательств. - сущность опровержения (определение); - структура опровержения; - общее и различия в доказательстве и опровержении; - способы опровержения: прямой; косвенный; - комбинирование способов доказательства (опровержения) в полемике, споре. - правила по отношению к тезису; - правила по отношению к аргументам; - правила по отношению к демонстрации; - особенности правил в применении к доказательству и опровержению; - лояльные и нелояльные приёмы спора; - доказательство и убеждение; - значение теории аргументации. II. Контрольный опрос. (Проверка теоретических знаний. Может осуществляться в письменной и устной формах).
Образцы решения типовых задач Задача: К данным тезисам подберите аргументы, покажите их связь с тезисом. Пример: В АГЗ изучают формальную логику (Т). Решение: а) подбираем аргументы: 1.Во всех ВУЗах изучают формальную логику (а1) 2. АГЗ – ВУЗ (а 2) б) строим демонстрацию в форме простого категорического силлогизма: а1 – Во всех ВУЗах (М) изучают формальную логику (Р) а2 – АГЗ (S) – ВУЗ (М) Т – В АГЗ (S) изучают формальную логику (Р) По первой фигуре ПКС заключение выведено верно, то есть тезис доказан дедуктивным прямым способом. Задача: Постройте косвенное доказательство тезиса. Пример: «Некоторые чиновники берут взятки» (Т) Решение. Строим косвенное апагогическое доказательство а) выдвигаем антитезис: ''Ни один чиновник не берёт взяток'' ( Ø Т) (Исходное суждение типа «I» находится к антитезису «Е» в отношении контрадикторности) б) выводим следствия, вытекающие из антитезиса: - все чиновники живут на не слишком высокую зарплату (С1) - на эту зарплату они не могут иметь роскошных загородных домов и автомобилей (С2) в) сопоставляем полученные следствия с истинным положением дел, ко торое свидетельствует, что: - Шнурков – чиновник средней руки; - Недавно он купил четырёхкомнатную квартиру в загородном коттедже; - Его дочь учится в Сорбонне на коммерческой основе; - У него новый «Шевроле», а у его жены – новый «BMW»: - Жена не работает; В результате проверки полученных из допущения следствий (С1 и С2) убежда- емся в их ложности (Ø С1, Ø С2) г) из ложности следствий выводим ложность антитезиса; д) из ложности антитезиса выводим истинность тезиса. Задача: Установите несостоятельность демонстрации (укажите ошибку) Пример: «Студент Сидоров имеет три неудовлетворительных оценки по выс шей математике. Несомненно, он не сдаст зачёт по логике». Решение: а) Находим тезис (Т) и аргументы (а) Сидоров не сдаст зачёт по логике (Т) Он не успевает по математике (а) б) Определяем ошибку в форме обоснования тезиса Ошибка мнимого следования или '' не следует ''. Задача: Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса. Пример: '' Все чрезвычайные ситуации носят техногенный характер '' (Т) 1. Прямое опровержение («сведение к абсурду») а) Допускаем истинность выдвинутого тезиса и выводим логические следствия: - Чернобыльская авария – техногенного характера (С1) - Разрушение города Спитак – техногенная ЧС (С2) - Затопление города Якутска – техногенная ЧС (С3) б) Сопоставляем следствия с фактами: - Чернобыльская авария – действительно произошла в результате нарушения технологии эксплуатации ядерного реактора (С1 = f1) - Разрушение города Спитак (1988) произошло у результате сильнейшего землетрясения (силы природной стихии) (С2 ¹ f2) - Затопление города Якутска (1999) произошло в результате катастрофического наводнения (С3 ¹ f3) в) поскольку выведенные из тезиса Т следствия С2 и С3 находятся в противоречии с фактами (f2 и f3), они являются ложными – (Ø С2; Ø С3). г) из ложности следствий выводим ложность основания. Тезис опровергнут. 2. Косвенное опровержение (того же тезиса). а) Выдвигаем антитезис (А) и записываем его: «Некоторые ЧС не являются следствием технической деятельности людей» (А). б) Обосновываем истинность выдвинутого антитезиса (А): - г. Спитак разрушен катастрофическим землетрясением 1988 г. (а1); - смерч «Торнадо» стер с лица земли городок Оуэнхилл (штат Аризона) в 1974 г. (а2). в) Из истинности аргументов (а1 и а2) следует истинность антитезиса А. г) Из истинности интитезиса А следует ложность тезиса Т. Тезис опровергнут.
Задание для подготовки к практическому занятию 6/2: 1. Изучить рекомендованную литературу. 2. Доработать конспект лекции. 3. В тетрадях отразить письменную подготовку по вопросам практического занятия. 4. Из художественной, публицистической, учебной литературы подобрать фрагменты текстов, иллюстрирующих: - структуру доказательства; - правила обоснования тезиса. 5. Решить задания по сборнику «Упражнения по логике», рекомендованные преподавателем.
Литература: 1. См. литературу, указанную к занятию 6/1. 2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. 1999. С. 98-145.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |