Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правотворческая деятельность местных Советов депутатов. Виды актов. 2 страница




 

осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.

 

Система органов местного самоуправления включает Советы и органы территориального общественного самоуправления.

 

3. Система Советов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы.

 

К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской Советы (далее, если не указано иное, – Советы областного уровня). Советы областного уровня являются вышестоящими по отношению к Советам базового и первичного территориальных уровней.

 

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы (далее, если не указано иное, – Советы базового уровня). Советы базового уровня являются вышестоящими по отношению к Советам первичного территориального уровня.

 

Минский городской Совет обладает также правами Совета базового уровня.

 

К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы (далее, если не указано иное, – Советы первичного уровня).

Статья 17. Компетенция Советов

 

1. Советы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

 

1.1. представляют интересы соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;

 

1.2. утверждают программы социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, местный бюджет и отчет о его исполнении;

 

1.3. утверждают прогнозы социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы;

 

1.4. утверждают региональные программы, концепции (Советы первичного уровня – планы мероприятий) по вопросам жилищного строительства, благоустройства соответствующей территории, дорожного строительства, коммунально-бытового и социального обслуживания граждан, социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов и пожилых людей, поддержки малого предпринимательства, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, улучшения условий и охраны труда, обеспечения радиационной безопасности, охраны историко-культурного наследия и по другим вопросам местного значения, осуществляют контроль за выполнением этих программ, концепций (планов мероприятий) и утверждают отчеты об их исполнении;

 

1.5. определяют в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения собственностью соответствующей административно-территориальной единицы (далее, если не указано иное, – коммунальная собственность);

 

1.6. распоряжаются природными ресурсами в случаях, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а также осуществляют контроль за их использованием;

 

1.7. устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы;

 

1.8. предоставляют или поручают местным исполнительным и распорядительным органам предоставлять в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты;

 

1.9. определяют ставки платежей в случаях, установленных законодательными актами (в том числе ставки платы за аренду охотничьих и рыболовных угодий, водных объектов);

 

1.10. решают вопросы административно-территориального устройства;

 

1.11. назначают местные референдумы;

 

1.12. координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления;

 

1.13. содействуют развитию промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства, личных подсобных хозяйств;

 

1.14. участвуют в осуществлении мероприятий по сохранению и возрождению историко-культурных ценностей;

 

1.15. участвуют в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий по гражданской обороне, обеспечении пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

 

1.16. утверждают регламент и структуру Совета;

 

1.17. ежегодно утверждают смету расходов Совета;

 

1.18. решают вопросы признания полномочий депутатов Совета, досрочного прекращения их полномочий;

 

1.19. избирают и досрочно освобождают от полномочий председателя Совета и его заместителя (заместителей);

 

1.20. утверждают в должности председателя исполкома;

 

1.21. образовывают и упраздняют органы Совета, утверждают и изменяют их состав, избирают и освобождают от полномочий председателей и заместителей председателей (при их наличии) этих органов;

 

1.22. решают вопросы об участии в создании ассоциаций, указанных в части первой пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, о вхождении или выходе из них;

 

1.23. рассматривают запросы депутатов Совета и принимают по ним решения;

 

1.24. заслушивают отчеты председателя Совета, а также органов Совета, избираемых, назначаемых или утверждаемых председателем Совета должностных лиц, отчеты и иную информацию председателя и иных должностных лиц соответствующего исполкома по вопросам, отнесенным к компетенции Совета;

 

1.25. решают вопросы делегирования отдельных полномочий Советам других территориальных уровней, исполкомам, их председателям, органам территориального общественного самоуправления;

 

1.26. определяют сроки и порядок освобождения от исполнения трудовых (служебных) обязанностей депутатов Совета, работающих на основании трудовых договоров (контрактов), на время подготовки и проведения сессий Совета и заседаний его органов;

 

1.27. отменяют не соответствующие законодательству распоряжения председателя Совета и председателя соответствующего исполкома, решения соответствующего исполкома, решения нижестоящего Совета и распоряжения его председателя;

 

1.28. выступают учредителями местных средств массовой информации;

 

1.29. принимают решения о самороспуске;

 

1.30. осуществляют международное сотрудничество;

 

1.31. осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.

 

2. Полномочия, предусмотренные подпунктами 1.2, 1.5, 1.7, 1.11 пункта 1 настоящей статьи, относятся к исключительной компетенции Советов. Полномочия, относящиеся к исключительной компетенции Советов, а также полномочия, предусмотренные подпунктами 1.3, 1.4, 1.8–1.10, 1.16–1.30 пункта 1 настоящей статьи, осуществляются исключительно на сессиях Совета.

 

Статья 25. Территориальное общественное самоуправление

 

1. Территориальное общественное самоуправление – деятельность граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, агрогородков, поселков, деревень и др.) в целях решения вопросов местного значения непосредственно или через органы территориального общественного самоуправления.

 

Органы территориального общественного самоуправления – организационная форма осуществления гражданами территориального общественного самоуправления.

 

2. На соответствующей части административно-территориальной единицы может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления.

 

Статья 26. Цель, задачи территориального общественного самоуправления

 

1. Основной целью территориального общественного самоуправления являются развитие и осуществление на соответствующей части административно-территориальной единицы инициатив граждан по вопросам местного значения.

 

2. Основными задачами территориального общественного самоуправления являются:

 

2.1. содействие в реализации прав, свобод и законных интересов граждан;

 

2.2. оказание помощи исполнительным и распорядительным органам, Советам в работе с гражданами;

 

2.3. изучение, анализ и учет мнения граждан по вопросам экономического и социального развития, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

 

2.4. привлечение граждан к решению вопросов улучшения сохранности, эксплуатации, ремонта, благоустройства жилых домов и придомовых территорий;

 

2.5. участие в мероприятиях по социальной поддержке семей и различных категорий граждан, нуждающихся в такой поддержке (детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и других);

 

2.6. содействие в организации досуга граждан;

 

2.7. участие в организации работы с неблагополучными семьями;

 

2.8. содействие благотворительности;

 

2.9. содействие возрождению и сохранению культурных ценностей, национальных обычаев и традиций, развитию художественного и технического творчества;

 

2.10. содействие уполномоченным органам в осуществлении деятельности по профилактике правонарушений;

 

2.11. содействие в осуществлении нормотворческой инициативы граждан по вопросам местного значения;

 

2.12. содействие в решении иных вопросов местного значения.

 

Статья 27. Органы территориального общественного самоуправления

 

1. Орган территориального общественного самоуправления может являться коллегиальным органом либо единоличным органом.

 

2. Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления может создаваться без образования юридического лица либо в виде юридического лица.

 

3. Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления, созданный в виде юридического лица, является некоммерческой организацией.

 

Порядок создания, деятельности и прекращения деятельности коллегиального органа территориального общественного самоуправления, созданного в виде юридического лица, определяется законодательством о юридическом лице соответствующей организационно-правовой формы с учетом положений статьи 26 настоящего Закона.

 

4. Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления без образования юридического лица создается и действует в соответствии с настоящим Законом и положением об органе территориального общественного самоуправления, утверждаемым местным собранием на основе примерного положения, утверждаемого Советом областного уровня с учетом требований настоящего Закона.

 

5. Единоличный орган территориального общественного самоуправления (староста, старейшина и др.) создается и действует в соответствии с настоящим Законом и положением, утверждаемым соответствующим Советом на основе примерного положения, утверждаемого Советом областного уровня с учетом требований настоящего Закона. Учет единоличных органов территориального общественного самоуправления осуществляется соответствующими исполнительными и распорядительными органами первичного уровня.

 

6. Орган территориального общественного самоуправления подотчетен в своей деятельности местному собранию и соответствующему Совету.

 

Контроль за деятельностью органа территориального общественного самоуправления осуществляет соответствующий Совет.

Статья 33. Местное собрание

 

1. Местное собрание – совместное присутствие группы граждан, собравшихся для обсуждения вопросов государственной и общественной жизни республиканского или местного значения, основная форма непосредственного участия граждан в управлении делами общества и государства.

 

2. Порядок инициирования, созыва, проведения местных собраний, а также их компетенция определяются Законом Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях» и настоящим Законом.

 

Статья 34. Местный референдум

 

1. Для решения вопросов, имеющих важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенных к компетенции соответствующих Советов, исполнительных и распорядительных органов, могут проводиться местные референдумы.

 

2. Порядок проведения местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум, определяются законом.

 

Статья 35. Инициатива граждан по принятию решений Совета

 

1. Граждане имеют право по вопросам местного значения в установленном порядке вносить в Совет проекты решений или мотивированные предложения о необходимости принятия, изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены решений Совета либо их отдельных положений.

 

2. Проекты решений по вопросам местного значения, внесенные гражданами в Совет, подлежат обязательному рассмотрению на сессии Совета с участием представителей граждан, а результаты рассмотрения – опубликованию в местных средствах массовой информации.

 

Под функциями местного управления и самоуправления понимаются основные направления их деятельности. С учетом места и роли местного управления и самоуправления в жизнедеятельности общества и государства, задач, решаемых в процессе их деятельности, полномочий, можно выделить следующие функции местного управления и самоуправления:

обеспечение участия населения в осуществлении публичной власти;

управление коммунальной собственностью;

обеспечение выполнения решений вышестоящих государственных органов;

обеспечение комплексного развития территории, удовлетворение потребностей населения в социально-культурном, коммунально-бытовом и других сферах жизнедеятельности населения.

В процессе осуществления своих функций и компетенции местные Советы депутатов принимают нормативные правовые акты, определенные Конституцией, Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Местные Советы депутатов реализуют свое право на правотворчество на сессиях. В соответствии со ст. 17 Закона о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь по вопросам, рассмотренным на сессиях, Советы принимают решения. Решения принимаются тайным или открытым голосованием, в том числе поименным. Решение Совета принимается большинством голосов от числа избранных депутатов.

Решение Совета должно соответствовать законодательству Республики Беларусь. Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими Советами, исполнительными комитетами, местными администрациями, иными расположенными на соответствующей территории государственными органами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Решения Совета по важным вопросам местного значения могут приниматься Советами и их органами после предварительного обсуждения этих вопросов населением в порядке, предусмотренном регламентом Совета.

Формы и механизм осуществления. Деятельность местных Советов депутатов и их органов осуществляется на основе Конституции, законов и в целях их реализации на практике. В целях осуществления своей компетенции местные Советы и их органы используют различные способы реализации их компетенции. Свою правотворческую компетенцию они реализуют в форме принятия нормативных правовых актов, в форме правоприменительной деятельности, а также в форме контроля за законностью принимаемых органами Совета, исполкома правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений.

Порядок реализации местными Советами нормотворческой деятельности регулируется Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», регламентами местных Советов депутатов.

Частью 5 ст. 16 Закона Республики Беларусь “О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь” предусматривается, что предложения по вопросам для рассмотрения на сессии Совета могут вносить председатель Совета, президиум и другие органы Совета, депутаты, а в некоторых случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, - председатель исполнительного комитета, исполнительный комитет, местная администрация, органы территориального общественного самоуправления, избиратели.

Так, например, Регламентом Минского городского Совета депутатов, утвержденного решением Совета от 1 апреля 2004г. № 96, предусматривается, что проекты решений вносятся в Совет с приложением необходимых к ним документов, в том числе письменное обоснование необходимости рассмотрения вопроса на сессии, финансово-экономическое обоснование к проекту, как правило, за месяц, но не позднее, чем за 2 недели до начала сессии.

Председатель Совета или его заместитель поручает соответствующей постоянной комиссии (комиссиям) по профилю вопроса, рассмотреть его на своих заседаниях и внести предложение в президиум Совета о включении вопроса в проект повестки дня сессии Совета. По этим вопросам могут быть запрошены заключения соответствующих структур Мингорисполкома. Полагаем целесообразным рекомендовать депутатам Минского городского Совета дополнить регламент положением об обязательной регистрации внесенных вопросов и о присвоении им порядковых номеров. Это позволит повысить значимость предложения, официальность его характера, более внимательное отношение к нему со стороны должностных лиц, занимающихся подготовкой проекта решения, позволит установить более четкий порядок включения вопросов в повестку дня.

В регламенте Минского городского Совета депутатов отсутствуют какие-либо положения, указывающие на планомерную подготовку проведения сессионных заседаний. Представляется, что подготовка и проведение сессии должно осуществляться по предварительному плану, утвержденному председателем или президиумом Совета с указанием вопросов, подлежащих рассмотрению на сессии и ответственных должностных лиц за их подготовку, сроков подготовки и представления руководству Совета.

По получении предложения профильной комиссии президиум Совета принимает решение о включении вопросов в проект повестки дня очередной сессии, либо о необходимости доработки данных вопросов, либо об их отклонении, о чем уведомляются разработчики. Президиум Совета может организовать обсуждение гражданами проектов решений Совета, иных важнейших вопросов местного значения.

При принятии постоянной комиссией решения о внесении на рассмотрение сессии вопроса, который самостоятельно готовится комиссией, председателю Совета направляется письменная информация с указанием срока подготовки проекта решения Совета.

Информация о принятых решениях, о подготовке вопросов на рассмотрение сессии Совета может доводиться до депутатов и избирателей через средства массовой информации.

Информация о ходе подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение сессии Совета (проекты решений, заключения по проектам решений и т.д.), находится у специалистов, обеспечивающих деятельность Совета.

Замечания и предложения по проектам решений направляются в Совет. Профильная постоянная комиссия (при необходимости совместно с другими постоянными комиссиями Совета) с участием разработчиков проекта решения, лиц, представивших замечания и предложения по нему, обсуждает проект решения, подводит итоги обсуждения, определяет перечень вносимых в проект решения изменений и (или) дополнений. Изменения и (или) дополнения, не внесенные в проект решения Совета, но на которых настаивают лица, их подготовившие, прилагаются к проекту решения Совета отдельным списком.

Проект решения Совета, вносимый на сессию Совета, визируется руководителем структурного подразделения Мингорисполкома, администрации района, организации коммунальной собственности, его разработавшим, соответствующим заместителем председателя Мингорисполкома, финансовым управлением, юридическим отделом Мингорисполкома и, при необходимости, другими должностными лицами структурных подразделений Мингорисполкома.

Подготовленные проекты решений Совета, необходимые документы к ним направляются депутатам Совета.

В случае если проект решения рассматривается в нескольких постоянных комиссиях, ответственной за ход рассмотрения и подготовку проекта решения на сессию является профильная постоянная комиссия.

Альтернативные проекты решений Совета рассматриваются постоянными комиссиями одновременно с основным проектом.

На сессии Совета по проекту решения Совета докладывает разработчик проекта решения Совета, с содокладом выступает председатель профильной постоянной комиссии Совета или его заместитель.

Депутаты обсуждают основные положения проекта решения Совета и вносят свои предложения и замечания по нему, предложения о принятии проекта решения за основу.

Альтернативные проекты решений одновременно вносятся на обсуждение сессии Совета. В итоге обсуждения принимается решение о принятии одного из проектов за основу.

Если в ходе обсуждения представленного проекта решения Совета не поступили предложения и замечания, сессия может принять проект решения Совета в целом.

Если поступили предложения, замечания, но при этом проект решения Совета не принят за основу или в целом, сессия Совета может передать его на дополнительное рассмотрение в те же постоянные комиссии или расширить их список, или поручить доработать его другим органам Совета. При этом устанавливается срок доработки проекта решения Совета для повторного рассмотрения на сессии Совета.

Замечания и предложения по проекту решения Совета вносятся депутатами Совета в письменном виде до начала сессии в Совет, в ходе сессии - в секретариат сессии или докладываются в устной форме.

Внесенные замечания и (или) предложения по проектам решений Совета ставятся на голосование. На голосование ставится отдельно каждый пункт, либо раздел с внесенными поправками. После голосования по предложениям и (или) замечаниям председательствующий ставит проект на голосование в целом.

Принятое Советом решение визируется его разработчиками, соответствующим заместителем председателя Мингорисполкома, финансовым управлением, юридическим отделом Мингорисполкома, председателем профильной постоянной комиссии Совета и, при необходимости, другими должностными лицами и подписывается председателем Совета. Решения Совета, являющиеся нормативными правовыми актами, направляются в Министерство юстиции Республики Беларусь для проведения обязательной юридической экспертизы на соответствие законодательству Республики Беларусь.

Согласование проекта решения и решения Совета, направление решения в Министерство юстиции Республики Беларусь и на опубликование в газету "Минский курьер" осуществляет разработчик.

Протоколы сессии Совета оформляются специалистами, обеспечивающими деятельность Совета, в двухнедельный срок и подписываются председателем Совета. Подписанные протоколы сессии вместе с решениями Совета, протоколами электронной системы голосования формируются в дела и хранятся в аппарате Совета в течение срока полномочий Совета, а затем сдаются в архив Мингорисполкома на хранение. Решения Совета издаются отдельной брошюрой и направляются депутатам Совета и согласно реестру рассылки. Аудиозаписи сессий хранятся в аппарате Совета. Решение об их ликвидации принимается президиумом Совета.

По вопросам, рассмотренным на сессиях, Совет принимает решения большинством голосов от числа избранных депутатов. Согласно части 4 ст. 17 Закона о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь решения Совета доводятся до сведения исполнителей не позднее чем в семидневный срок со дня их принятия.

Виды актов. Правовой формой выражения полномочий местных Советов депутатов и их органов являются принимаемые ими правовые акты.

Правовые акты местных Советов депутатов можно классифицировать по разным основаниям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.