КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Открытие первых высших школ
Разделение Руси на юго-западную и северо-восточную обусловило некоторые различия исторических судеб. Юго-запад оказался перед угрозой католической экспансии, одним из орудий которой было образование. Для противодействия иезуитам князь Острожной в 1580 г. открыл высшее училище с типографией для издания книг православной направленности. Более эффективно католицизму противостояли возникшие с XV в. общины различных сословий - братства, стремлением которых был христианский образ жизни. Братства выступали за православие и создавали с этой целью училища - во Львове (1587), Вильне (1588), Бресте (1592), Могилеве (1596). В этих же целях киевский митрополит Петр Могила в 1631 г. создает Киево-Могилянскую академию, которая позже стала называться Киевской академией. Киев находился в то время под властью польских королей, поэтому содержание образования в академии соответствовало курсу польской академии того времени: курсы филологии, математики, логики, естествознания, метафизики. Это было первое высшее учебное заведение на Руси, в котором училось 1200 человек, было открыто три отделения: младшее, среднее, старшее. Выпускники получали образование на уровне западноевропейских схоластических стандартов. Для развития российского просвещения весьма благоприятным было влияние братских школ и Киевской академии. Царь Алексей Михайлович Романов (1645-1676) пригласил в Москву ученых из Киева. Одновременно боярин Федор Михайлович Ртищев собирает ученых людей для переводов Церковных книг. Возглавил эту деятельность Епифаний Славинецкий (1600-1675), один из образованнейших людей своего времени. Патриарх Никон назначил его главным «справщиком» богослужебных книг. Е. Славиницким переведены на русский светские сочинения по медицине, политике, педагогике; составлены словари - «Лексикон филологический», «Лексикон Греко-славяно-латинский». С именем Е. Славинецкого связано распространение педагогического сочинения «Гражданство обычаев детских». В его проповедях звучал призыв к царю и «прочим могущим» устраивать «училища везде ради малых детей».
Выпускник Киево-Могилянской академии, белорусский монах, ученый-педагог, сторонник латинской ориентации в образовании, Симеон Полоцкий (1629-1680) учредил в Москве Спасскую школу, затем стал руководителем образования в семье царя Алексея Михайловича Романова. В проповедях и сочинениях («Книжица вопросов и ответов» - 1677 г., «Обет душевный» -1681 г., «Вечеря душевная» - 1683 г.) Полоцкий доказывает, что наука не ставит под сомнение бытие Бога, а, напротив, утверждает, охраняет Бога от ересей и заблуждений невежества. Он призывал заботиться родителей о воспитании детей. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно формировать чувства и разум человека (нравственное и умственное воспитание). В 1687 г. была основана высшая школа - Славяно-латинская академия, воспитанники которой внесли большой вклад в развитие российского просвещения. Сохранившееся до нашего времени большое количество учебных руководств, справочно-энциклопедических изданий говорит о том, что русскому просвещению были известны так называемые «семь свободных искусств». Так же, как и в Западной Европе, эти знания античного мира использовались для вычисления пасхалий, диалектика должна была служить орудием борьбы против еретиков, арифметика - для мистического толкования чисел и т.д.
В XII в., в связи с проникновением в Россию элементов западной системы образования, начался процесс разделения русского общества на сторонников традиционного отечественного воспитания и обучения и приверженцев европейских форм и содержания образования. Деятельность сторонников западноевропейского просвещения в России: Симеона Яворского (ХП-ХШ вв.), Симеона Полоцкого (1629-1680), Силъверста Медведева (1641-1691) включала как организацию новых учебных заведений, так и создание учебных книг, способствующих обогащению отечественной педагогической мысли.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |