КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика основных форм и средств обучения в вузе. 2 страница
Достоинства программированного обучения: индивидуализация обучения, сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности студентов, большая их самостоятельность и активность, наличие продуктивной обратной связи между преподавателем и обучающимися. В настоящее время в русле данной теории идет активная разработка информационных технологий обучения с применением ЭВМ 29. Концепция модульного обучения: сущность, специфика и особенности реализации и вузе. Концепция модульного обучения (Т.И. Шамова, П. Юцявичене и др.) нашедшая широкое применение в высшей школе, основана на парадигме, суть которой состоит в том, что студент должен учиться сам, а педагог обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать. По мнению Е.Н. Шиянова и И.Б. Котовой, модульное обучение интегрирует в себе многие прогрессивные идеи, востребованные им из других педагогических концепций и теорий. Так, в частности, из концепции программированного обучения оно заимствует идеи активности студента, реализуемой в процессе четких действий, осуществляемых в определенной логике; постоянного подкрепления своих действий на основе самоконтроля; индивидуализированного темпа учебно-познавательной деятельности. Наиболее обстоятельно концепция модульного обучения раскрыта в работах П. Юцявичене. По ее мнению, сущность данного обучения состоит в том, что студент самостоятельно (или с определенной мерой помощи) достигает дидактических целей в процессе освоения модуля. Под учебным модулем в этом случае понимается система высокого уровня целостности, представляющая собой целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им обучающегося. В модуль входят целевой план действий, банк информации, методическое руководство для студента по достижению дидактических целей.
Содержание учебной дисциплины в условиях модульного обучения представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Усвоение каждого из них осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая содержат в себе указание не только на требуемый объем изучаемой информации, но и на уровень ее усвоения. Для этих целей каждый обучающийся получает от педагога в письменной форме методические рекомендации о том, как наиболее целесообразно изучать учебный материал, где взять необходимые источники его содержащие. В условиях осуществления модульного обучения изменяются формы взаимодействия педагога и обучающихся. Оно осуществляется через освоение очередных модулей и носит явно выраженный субъкт-субъектный характер. Вместе с тем, использование модульного обучения предполагает знание педагогом целого ряда правил, обеспечивающих управление познавательной деятельностью обучающихся: - перед каждым модулем целесообразно проводить входной контроль знаний и умений студентов, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к изучению следующего модуля; - в случае необходимости организовывать соответствующую коррекцию знаний и умений обучающихся; - обязательно предусматривать текущий и промежуточный контроль в конце изучения каждого учебного элемента в виде самоконтроля, контроля со стороны преподавателя, сверки с образцом и т. д.; - после завершения работы с модулем обязательно осуществлять итоговый (выходной) контроль. Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении и их своевременное устранение, а итоговый (выходной) контроль показывает общий уровень освоения модуля. С точки зрения коррекции, в модуле должна быть предусмотрена возможность для повторного освоения его содержания.
Наряду с описанным, существует и другой подход к организации модульного обучения в вузе. В данном случае речь идет о делении содержания учебной дисциплины на модули в соответствии с общностью целей и задач, решаемых педагогом в учебном процессе. Для этого ряд тем или даже разделов объединяются в отдельный модуль, позволяющий преподавателю, во-первых, представить отобранное содержание дисциплины в виде самостоятельной дидактической системы, предусматривающей использование для ее изучения конкретных форм, методов, средств обучения и контроля, во-вторых, отслеживать порядок освоения обучающимися цельных самостоятельных блоков учебных единиц. 30. Методы обучения в вузе: сущность функции и классификация. Методам обучения, от которых в немалой степени зависит результативность учебной работы в вузе, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в общей теории педагогики, так ив частных методиках преподавания отдельных предметов. Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь достижения цели В современной педагогике выделяют три основные группы методов: методы обучения, методы воспитания, методы педагогических исследований В древние времена преобладали методы обучения, основывавшиеся на подражании. Ученики наблюдали за педагогом и повторяли определенные действия. Показ образа и многократное репродуктивное воспроизведение ими показанных действий можно считать одним из самых древних методов обучения. С момента организации школ в практику широко стали внедряться словесные методы обучения. Основным способом преподавания было устное, а несколько позднее печатное слово, которое обучающиеся должны были запомнить и при необходимости механически воспроизвести. На рубеже XIX-XX веков широкую популярность в обучении приобрели эвристические методы. Один из вариантов их применения в ходе занятий был предложен американским педагогом прагматического направления Дж. Дьюи, который во имя преодоления пассивной роли обучающихся перенес центр тяжести на их самостоятельную работу. Однако, в предложенной им педагогической системе роль преподавателя была явно занижена, а его функции сводились к проведению случайных консультаций и бесед.
Понятие "метод" как педагогическая категория характеризуется через изменение во времени всех 4-х компонентов: • метод как сторона деятельности субъекта, • метод как сторона деятельности объекта педагогического воздействия; • метод в зависимости от намеченных общих и частных целей деятельности; • метод как характеристика структуры и формы предмета их совместной деятельности. На основе последнего аспекта формулируется достаточно сложное определение. Так, в Российской педагогической энциклопедии, выпущенной в 1993 году, под "методом обучения" понимается система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. В учебниках по педагогике последних лет, авторы несколько расширяют предложенное определение. Так, И.П. Подласый считает, что метод обучения - это прежде всего "упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели. При этом способы обучающей деятельности преподавателя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой". И.Ф. Харламов - под методами обучения предлагает понимать "способы обучающей работы учителя и организации управления познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом". В учебно-воспитательном процессе методы обучения выполняют следующие функции обучающую (реализуют на практике цели обучения); развивающую (задают темп и уровень развития обучающихся); воспитывающую (влияют на результаты воспитания); побуждающую (выступают как средство побуждения к учению); контрольно-корректировочную (диагностика и управление процессом обучения студентов). Классификации методов. Традиционная (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе). Критерий классификации - источник получения информации. Выделяют три группы методов, словесные (беседа, рассказ, лекция, объяснение, работа с книгой), наглядные (показ, демонстрация моделей, схем), практические (упражнения, тренажи, решение задач).
По назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). Критерий - последовательность этапов процесса обучения Методы обучения классифицируют в соответствии со следующими этапами: 1) приобретения знаний; 2) формирования умений и навыков; 3) применения знаний; 4) творческой деятельности; 5) закрепления знаний, умений и навыков; 6) проверки знаний, умений и навыков. По дидактическим целям (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников). Выделяют: методы, способствующие первичному усвоению учебного материала; методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний. Наибольшее распространение в отечественной дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная Ю.К. Бабанским. Вней выделяют три большие группы методов: 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: • словесные, наглядные и практические (аспект восприятия и передачи учебной информации); • индуктивные и дедуктивные (логические аспекты); • репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления); • самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением). 2.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: • интереса к учению; • долга и ответственности в учении. 3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: • устный, письменный, лабораторно-практический. По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучающихся (И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин). Выделяют пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучающихся нарастает. 1. Объяснительно-иллюстративный метод. Студенты получают знания в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации. 2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучающихся носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам. 3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая, точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. 4. Частично-поисковый, или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. 5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучающихся самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера. Ни одна из рассмотренных классификаций не свободна от недостатков. Дело в том, что "чистых" методов обучения не бывает. Они взаимно проникают друг в друга. Рассказ - повествовательно-информационный метод изложения учебного материала, цель которого сообщение фактов и выводов, описание событий и явлений. Существует несколько видов рассказов: описательный, научно-популярный, художественный и др. Объяснение - словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий и явлений. Это монологическая форма изложения, применение которой наиболее эффективно при изучении сложного учебного материала приемами доказательства и рассуждения. Объяснение может использоваться как в чистом виде, так и в качестве составной части рассказа, беседы или лекции. Беседа - диалогический метод обучения, в ходе которого студенты либо сами приходят к усвоению нового материала, либо закрепляют и расширяют изученное ранее. По количеству обучающихся различают беседы индивидуальные и фронтальные; в зависимости от конкретных целей и содержания учебного материала - эвристические, сообщающие, вводные (вступительные) и закрепляющие В дидактике выделяют методы показа (показ плакатов, схем, карт, действий, приемов и пр.) и методы демонстрации (демонстрация фильмов, опытов, образцов техники и пр.).Сущность данного метода состоит в том, что с помощью различных средств (личный показ, показ с помощью специально подготовленных студентов, показные занятия на технике и др.) у обучающихся создается образ изучаемого предмета или формируется представление об определенном объекте или явлении. Необходимые студентам практические умения и навыки могут быть сформированы, закреплены и доведены до совершенства с помощью метода упражнений. Упражнение - многократное выполнение умственных или практических действий с целью овладения ими или повышения качества их выполнения. Упражнения могут быть репродуктивными, направленными на воспроизведение и повторение изученного ранее, и творческими, связанными с применением полученных знаний в новых условиях. В Идеальные: система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.); искусственная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейн для плавания, специальная языковая среда для обучения иностранным языкам, создаваемая в лингафонных кабинетах и т.д.); учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету. Материальные: учебники и учебные пособия; дидактические материалы; методические разработки (рекомендации) по предмету; книги-первоисточники. На уровне всего обучения используются следующие средства обучения: Идеальные: система обучения; методы; система общевузовских требований. Материальные - сюда входят большая часть материально-технической базы образовательного учреждения: помещения для обучения, библиотеки, столовые, буфеты, медицинский кабинет, помещения для администрации, педагогов и работников образовательного учреждения и т.д. В связи с широким применением в вузах компьютерных средств обучения известный интерес представляют подходы к их классификации. Автором одного из них является А.А. Золотарев. Выделяются четыре группы компьютерных средств обучения. К первой группе относятся средства, разработанные для создания ориентировочной основы деятельности обучающихся: компьютерные (электронные) и компьютеризированные учебники (КУ) и учебные пособия (КУП); средства, основанные на представлении студентам в процессе чтения лекций и проведения классно-групповых занятий учебной информации в виде графических статических и динамических моделей изучаемых объектов и явлений, иллюстрации ее схемами, графиками и таблицами, воспроизводимыми на дисплее или с помощью компьютерных проекционных установок на специальном экране, а также другие средства, позволяющие сформировать у обучающихся общие представления об их дальнейшей профессиональной деятельности. Во вторую группу выделяются средства, ориентированные на приобретение студентами знаний в определенной предметной области: автоматизированные и экспертные обучающие системы (АОС и ЭОС), автоматизированные системы контроля знаний (АСКЗ), компьютерные задачники (КЗ), компьютерные лабораторные практикумы (КПП) и компьютерные обучающие программы (КОП). Названные средства служат для автоматизированного обучения студентов, комплексной оценки знаний и управления их познавательной деятельностью. В третью группу включаются компьютерные средства, используемые для формирования у студентов в процессе обучения необходимых профессиональных навыков и умений. К ним относятся -системы автоматизированного проектирования (САПР), В четвертую группу входят средства, применение которых возможно для решения нескольких дидактических задач одновременно. К ним относятся - автоматизированные библиотечные системы (АБС), автоматизированные справочные системы (АСС), информационно-поисковые системы (ИПС), информационно-расчетные системы (ИРС), банки данных. В науке понятие "форма" рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В энциклопедическом словаре понятие "форма" трактуется как внешнее очертание, наружный вид, контур предмета Форма всякого предмета, явления или процесса обусловлена его содержанием и, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние. В философском словаре понятие форма определяется как внутренняя организация содержания. Форма отражает систему устойчивых связей предмета. Формы организации обучения - это способы построения учебной работы в определенном порядке объединения студентов (поточно-массовые, коллективные, групповые и индивидуальные) и временном режиме исполнения (учебные занятия, самостоятельная подготовка). Некоторые ученые-педагоги считают, что понятия "форма обучения" и "форма организации обучения" необходимо различать. Например, М.И. Махмутов под "формой обучения" понимает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на занятии, а под "формой организации обучения" - конкретный вид этого занятия. Организация обучения преследует цель - обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью студентов со стороны педагога. Например, преподаватель может обучать группу студентов, то есть заниматься с целым коллективом, а может проводить занятие индивидуально. В этом случае форма обучения связана с количественным составом обучающихся. Вместе с тем она может отражать временную регламентацию учебных занятий. С начала XVI века все большее развитие получают индивидуально-групповые формы организации учебного процесса. Суть данной формы заключается в том, что занятия педагог ведет не с одним человеком, а с целой группой обучающихся, в которой уровень подготовки ее членов различен. Чуть позднее в школах Белоруссии и Украины зародилась классно-урочная система обучения, которая была обоснована и популяризирована в XVII в. Яном Амосом Коменским Классно-урочная система имеет следующие основные черты- в классе объединены учащиеся примерно одного возраста; В Европе и США в начале XX века большое внимание уделялось индивидуальной активной самостоятельной учебной работе обучающихся. Е. Паркхерст предложила одну из наиболее удачных индивидуализированных систем обучения, которая вошла в историю педагогики под названием система мастерских или Дальтон-план. Успех учебной работы в группе зависел от приспособления темпа выполнения заданий к возможностям и способностям каждого обучающегося. В 20-х годах XX столетия, в СССР использовалась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы. Для преодоления отдельных недостатков Дальтон-плана в 50-60 годах этого же века профессор Ллойд Трамп предложил сочетать лекционные занятия в больших аудиториях с занятиями в малых группах и индивидуальную работу обучающихся В российской школе сегодня, как правило, успешно применяют следующие основные формы организации обучения (виды занятий): лекции, семинары, лабораторные работы, практические и групповые занятия, групповые упражнения, специальные и функциональные игры, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), консультации, рефераты, индивидуальные контрольные собеседования, самостоятельную работу студентов, стажировку и практику, курсовые работы (проекты, задачи), выпускные квалификационные работы. В настоящее время с появлением в вузах информационных средств обучения стремительно развиваются такие организационные формы как дистанционное и открытое обучение, обучение в компьютерных классах и лабораториях и т. п. В. И. Боголюбов считает, что сегодня можно выделить пять активно используемых в данном контексте форм обучения: вербальное, аудиовизуальное, программированное, мультимедиальное и гипермедиальное10. В основе вербальной формы обучения находится использование устного и печатного слова. Как правило, вербальная форма обслуживает групповой способ обучения (один участник учебного процесса - преподаватель или подготовленный обучающийся - порциями передает информацию другим участникам, при этом аудио и видеопособия применяются время от времени). Аудиовизуальная форма обучения предполагает поабзацное сопровождение учебных текстов слайдами, диаграммами, графиками и пр. Программированная форма обучения получила широкое распространение в связи с созданием обучающих машин, систем группового контроля и адаптивных систем для электронных классов. Мулътимедиальная форма обучения предполагает объединение нескольких обучающих средств, сочетание текстовой информации и графических изображений, возможность использования псевдографики, звуковых эффектов, цветовой палитры. Мультимедиальная система обучения оперативно реагирует на ошибки, оказывает необходимую помощь, выдает промежуточные результаты. В 90-е годы появилась новая, очень перспективная форма обучения - гипермедиальная, представляющая собой объединение двух технологий мультимедиа и гипертекста. Формы обучения студентов исключительно разнообразны. Лишь взятые в единстве, в разумном сочетании друг с другом, они позволяют успешно проводить групповое и индивидуальное обучение, неуклонно и последовательно повышать уровень профессиональной подготовки, тесно связывать его с воспитанием и личностным развитием обучающихся. Наряду с формами важное значение при организации учебного процесса в вузе отводится средствам обучения, используемым педагогом для достижения поставленных дидактических целей. Главное назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала студентами, т. е. приблизить его к наиболее эффективным характеристикам. Под средствами обучения в педагогике понимаются, как правило, вспомогательные материалы и орудия, разнообразное оборудование и реальные объекты, которые позволяют преподавателю более успешно и рационально достигать поставленных целей, решая при этом определенные дидактические задачи. В. Оконь предлагает классифицировать средства обучения в зависимости от нарастания возможности заменять с их помощью действия преподавателя или автоматизировать действия студента. В соответствии с этим он выделяет две группы средств - простые и сложные. К простым средствам он относит, во-первых, словесные - учебники и другие тексты, во-вторых, простые визуальные средства - реальные предметы, модели, картины и пр. К сложным средствам обучения, по его мнению, можно отнести: механические визуальные приборы - диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.; аудиальные средства - проигрыватель, магнитофон, радио; аудиовизуальные средства - кинопроектор, телевизор, видеомагнитофон; средства автоматизирующие процесс обучения - лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети. П.И. Пидкасистый, понимая под средствами обучения материальные или идеальные объекты, которые используются педагогом и обучающимися для усвоения знаний, выделяет две большие группы таких средств: средства - источники информации и средства - инструменты освоения учебного материала. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, педагогические тесты, модели, средства наглядности, технические средства и лабораторное оборудование. В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые знаковые системы, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература и т. п.), педагогические программные продукты, организующая и координирующаяся деятельность преподавателя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общевузовских требований. Интерес представляет классификация средств обучения, предложенная С.А. Смирновым, в которой развиваются идеи рассмотренного выше подхода.12 Он предлагает дополнительно классифицировать средства обучения в соответствии с уровнями реализации содержания образования. Автором рассматриваются следующие уровни -уровень учебного занятия, уровень учебного предмета и уровень всего обучения (по всем предметам и на протяжении всех лет обучения в вузе). На уровне учебного занятия используются следующие средства обучения: Идеальные: языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи; произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература); средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т. п.); учебные компьютерные программы по теме занятия; организующая и координирующая деятельность преподавателя, уровень квалификации и внутренней культуры педагога; формы организации учебной деятельности на учебном занятии. Материальные отдельные тексты из учебника, пособий и книг; отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов; тестовый материал; средства наглядности (предметы, действующие макеты, экспонаты); технические средства обучения; лабораторное оборудование. На уровне предмета используются другие средства обучения: 32. Технология обучения в вузе: сущность, содержательная характеристика и функции. Появлению в педагогике термина технология способствовало бурное развитие научно-технического прогресса в различных областях теоретической и практической деятельности человека, а также желание педагогов добиваться в своей профессиональной работе гарантированных результатов. Понятие технологии прочно вошло в общественное сознание во второй половине XX столетия и стало своеобразным ориентиром научного и практического мышления. Его регулятивное воздействие состоит в том, что оно побуждает исследователей и практиков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования: • находить основания результативности деятельности; • мобилизовать лучшие достижения науки и опыта, чтобы гарантировать получение требуемого результата; • строить деятельность на интенсивной, т.е. максимально научной, а не на экстенсивной основе, ведущей к неоправданным затратам сил, времени и ресурсов; • уделять большое внимание прогнозированию и проектированию деятельности с целью сокращения количества процедур ее возможной коррекции в процессе реализации; • использовать во всевозрастающей степени новейшие информационные средства, максимально автоматизировать рутинные операции и т. п. Понятие "технология обучения" впервые введено в научный оборот на конференции ЮНЕСКО в 1970 г. В докладе "Учиться, чтобы быть", опубликованном этой организацией, названная дефиниция определяется как движущая сила модернизации образовательного процесса, а в докладе "Как учиться" впервые приводится ее определение. В нем технология обучения характеризуется как совокупность способов и средств связи (общения) между людьми, возникающие в результате информационной революции и использующееся в дидактике. Естественной следует считать попытку педагогов-исследователей обосновать сущность категории технология обучения в соответствии с первоначальным значением понятия "технология", так как первая является производным от второго. Содержание понятия технология в технических науках включает: во-первых, процесс обработки и преобразования, в результате которого получается готовая продукция; во-вторых, нормативную сторону этого процесса, определяющую, как и что надо делать, чтобы реализовались необходимые процессы преобразования. Таким образом, в технических словарях под "технологией" понимается способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение гарантированного результата. Технология (технологический процесс) характеризуется следующими тремя признаками: - разделение процесса на взаимосвязанные этапы; - координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (поставленной цели); - однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели. , целесообразно рассматривать применение педагогом соответствующих средств обучения. Исходя из классического содержания понятия, "технология" означает процесс производства продукции с использованием конкретных технических средств (станки, поточная линия и т. п.). Это означает, что любое изменение в наборе средств приводит к изменению характеристик параметров процесса и, следовательно, к изменению самой технологии. Таким образом, средства производства играют в технологии доминирующую роль.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |