Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самоопределение и смыслообразование. Самоопределение является ключевой задачей развития в юношеском возрасте (Э




Самоопределение является ключевой задачей развития в юношеском возрасте (Э. Эриксон, Р. Хевигхерст, Р. Бернс, И.С. Кон, М.Р. Гинзбург, Н.С. Пряжников и др.). Однако уже в самом раннем возрасте происходит формирование лич­ности ребенка, подготавливающее успешность будущего жиз­ненного и профессионального самоопределения. В младшем школьном возрасте развиваются Я-концепция и основы иден­тичности личности, в первую очередь социальной идентич­ности (семейной, этнической, гражданской, групповой).

Рассмотрим становление основ идентичности, Я-концеп-ции и самооценки как результат личностного действия самоопределения и их роль в образовательном процессе. Следствием определения «Я» в указанных формах (самоопре­деление) является порождение системы смыслов, находящих отражение в отношении ребенка к школе, учению, семье, сверстникам, к себе и социальному миру. Наиболее показа­тельна в контексте смысловой ориентации школьника моти­вация учения.

Применительно к начальной школе выделяют две группы мотивов:

1) мотивы (учебные и познавательные), связанные с
собственно учебной деятельностью и ее прямым продуктом,
самим развивающимся субъектом учебной деятельности;

2) мотивы (социальные, позиционные, в том числе статус­
ные, узколичные), связанные с косвенным продуктом учения
(М.В. Матюхина, 1984). Формирование широких познаватель­
ных мотивов учения у младших школьников тесно связано с
усвоением теоретических знаний и ориентацией на обоб-


щенные способы действий (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова). Содержание и формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества являются ключевым фактором, определяющим мотивационный профиль учащих­ся. Адекватной системой мотивов для начальной школы сле­дует признать сочетание познавательных, учебных, социаль­ных мотивов и мотивации достижения.

Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий:

— создание проблемных ситуаций, активизация творче­ского отношения учащихся к учебе;

— формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной це­ли и связи последовательности задач с конечной целью); обеспечение учеников необходимыми средствами решения за­дач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых дос­тижений;

— организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

В младшем школьном возрасте в связи с систематическим изучением школьных предметов, в первую очередь таких, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», специфической формой самоопределения является формирование основ гражданской идентичности личности.

Гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан оп­ределенного государства на общекультурной основе. Граждан­ская идентичность не тождественна гражданству, а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в услови­ях уважения прав других на свой выбор. Достижение граждан­ской идентичности — важная задача развития юношеского возраста. Однако ее решение достаточно часто переносится на более поздний возраст. Вместе с тем о предпосылках или ос­новах становления гражданской идентичности можно гово­рить уже в начальной школе.

Структура гражданской идентичности включает следую­щие компоненты:

• когнитивный (знание о принадлежности к данной соци­альной общности);

• ценностно-смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);

• эмоциональный (принятие или непринятие своей при­надлежности);

• деятельностный (поведенческий — гражданская актив­ность).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 2537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.